Вопрос портрета обычно связан с одной психологической тонкостью. Нет, тонкостей много, но не обо всех из них мы сегодня поговорим. Есть вопросы, связанные непосредственно с восприятием человеком собственного лица. Прежде всего, это память, второй же момент связан с привычкой, что, по сути, все та же память, просто немного с другой стороны.

Фото: Сергей Самсонов

Память

Наше восприятие окружающего мира не происходит непосредственно. Огромный мозг, к которому нервными «кабелями» присоединены глаза, обрабатывает информацию еще до того, как она попадает в сознательный центр. При этом задействуется мощнейший аппарат примитивных и не очень воспоминаний, который формировался долгие годы — информация из прошлого служит стереотипами восприятия в настоящем. Именно таким образом формируется в голове ложное движущееся изображение из 24 фотографий в секунду, которое принято называть кинематографом. Именно так приходят ассоциации по цветам: красный — цвет агрессии, физической силы, страсти и даже предупреждения или запрета, зеленый — природы, растений, спокойствия, жизни, разрешения… основных цветов шесть штук, и они не предмет этой статьи. Более того, даже вся «видимая» нам информация в каждый момент таковой не является — мы видим только незначительную ее часть, смотря всегда в центр кадра, остальное наш мозг дорисовывает по памяти (естественно, нечетко, но сохраняя общую логику и отслеживая движение на периферии — что, кстати, позволяет многим говорить об угле обзора наших глаз в 180° и называть это периферическим зрением). В любом случае, механизм памяти всегда висит фильтром на нашем восприятии, причем, говоря фотографически, не самым лучшим — да, в большинстве случаев картинку улучшает, но искажения значительны, и отключить его нельзя. Часть этих искажений оправданна: например, глаз скрывает излишние кровеносные сосуды вблизи поверхности кожи (нос и частично щеки), отчего лицо представляется нам более или менее однородным по цвету — а вот камера видит, как есть, ее искажения обусловлены лишь законами оптики и механики.

Человек привык воспринимать себя определенным образом. С раннего детства мы смотрим на себя и, прежде всего, замечаем только то, что нам нравится. Более того, мы это и запоминаем лучше — память отфильтровывает негатив, который не лучшим образом действует нам на психику. Однако, это просто предпосылки, из которых мы исходим. Мы запоминаем себя такими, какими мы были «в лучшие годы» — последние, естественно, у каждого свои, но, как правило, в хронологии находятся они все же ближе к детству. Мы помним самих себя небритым юнцами с гладкими щеками (бриться просто было не нужно), мы не запоминаем видимые прыщи или следы от них, не хотим замечать обвисающие щеки, третий подбородок или все более прорисовывающиеся морщины. Излишняя бледность лица, саркастические морщины, залысины, кривой длинный нос — я специально говорю о мужской половине человечества, потому что о себе все знаю, и, честно говоря, мне наплевать — в большинстве случаев, я с обратной стороны фотоаппарата. Естественно, я могу экстраполировать ситуацию на других, и результат, скорее всего, будет сходным (на самом деле, это каждый и сам может сделать).

Тем не менее, окружающие таких поблажек нам не делают. Как в той басне про соринку и бревно, нам даже кажется, что они утрируют ситуацию, раздувая наши недостатки до ужасающих масштабов. На деле же, ничего они не придумывают, а так и есть — мы не видим себя с морщинами, залысинами или пивным животиком (у девушек есть свои части тела, которые они тоже не видят, просто о них не принято говорить — но это не значит, что их никто не замечает или о них не говорит). Знать свои недостатки — черта прекрасная, но явно недостаточная, потому что любой взрослый человек, ради самого себя, будет себя от этой информации защищать. Более того, все сказанное про память практически естественно, поэтому, даже когда вы думаете, что все ваши недостатки вам известны, вы испытываете чувства человека, поставившего себе лицензионный антивирус и думающего, что компьютер чист — занимаетесь самообманом. Учитесь придираться к себе или, как минимум, привыкните, что год от году вы не молодеете и забейте на это, приняв себя не просто таким, как есть, но таким, каким становитесь, просто потому что, если примете себя такими, как есть, через некоторое время ситуация уже таковой не будет.

Привычный вид

Второй момент зависит уже не от долговременной, а от кратковременной памяти. Давайте подумаем, как себя человек привык видеть… нет, это не засвеченное вспышкой лицо и даже не фотография в стиле «я и Ленин» с отсутствием резкости в лице. Это, как ни странно, отражение в зеркале в ванной — свет сверху, как снимает Дэвид Хобби (вполне возможно, именно от этого его свет всем и нравится — он по той же модели ставит, во многих случаях, хоть он и самый известный в мире стробист), только очень жесткий. Такой свет вы больше нигде в жизни не встретите — только в другом туалете — даже в комнате той самой квартиры он будет мягче, а соответственно, тоже непривычен владельцу лица.

Между тем, человека в ванной комнате с жестким светом сверху видят только сотрудники спецслужб, которым на эстетику наплевать; ваши друзья, знакомые и близкие привыкли вас видеть с совсем другими тенями на лице. Уличный свет, свет в офисе и в любом помещении… все имеют примерно один тип — это умеренно мягкий свет сверху, только не из точечного источника, а огромного размера (небо в облаках, потолок площадью в десяток квадратных метров). Исключением будет, пожалуй, лишь жесткий солнечный свет, который будет меняться по характеру, в зависимости от времени дня, но похож на свет из ванной он не будет никогда, разве что в полдень, и то незначительно.

Отдельно стоит упомянуть фотографов, которые любят себя снимать фотоаппаратом в зеркало — типичная иллюстрация предмета настоящей статьи. Человек, который, в общем-то, призван бороться с неадекватным восприятием другими самих себя, сам вместо этого лишь поддерживает распространение данного ужаса.

Как итог, человек, привыкший к лицу из зеркала, очень сильно удивляется, когда видит свои фотографии, снятые в другом освещении — то есть, практически всегда. Именно в этот момент и приходит на ум фраза «Я выгляжу не так».

Что делать?

Получается феномен, хоть и имеющий разные корни, но связанный исключительно с нашим восприятием. С одной стороны, человек не замечает свои мелкие недостатки, к которым уже привык и склонен применять к ним фильтры сглаживания в автоматическом режиме, с другой, непривычный свет с самого начала может оттолкнуть владельца лица от своего портрета, каким бы гением он не был сделан (меня однажды Ковенькин сфотографировал, а мне портрет не понравился, причем, как раз по одной из изложенных выше причин — снял меня слишком старым… но я же не так выгляжу!).

Последнее, если вы, конечно, верите мне на слово, побуждает нас думать — неважно, в какой функции мы выступаем в конкретный момент, фотографа или модели. Остальное, правда, уже от этого зависит. Итак, универсальный совет: подумайте, что и почему не так. Сделайте заметку и пробуйте ее на доску памяти, можно и желтой бумажкой к зеркалу в злополучной ванной комнате.

Для моделей:

  • поверьте, что все люди субъективны и видят мир по своему, причем, вы тут тоже не исключение, и ваш взгляд на мир (и на себя в нем) — всего лишь один из множества вариантов. Свыкнитесь с мыслью, что вы с фотографом видите себя по-разному.
  • попробуйте изучить мнение большинства — это нормальный маркетинговый прием. Дело в том, что комплекс субъективных взглядов, когда взят в совокупности некоторого большинства, уже имеет право считаться объективным, до той или иной степени. На деле, надо о тех портретах, в которых вы сомневаетесь, спрашивать друзей и знакомых — если они скажут, что портреты хорошие, возможно, так и есть.
  • изучайте собственные фотографии, не обязательно профессионального качества — достаточно обычной бытовухи. Присматривайтесь к себе, тогда поймете, как вы, действительно, выглядите, а не хотите выглядеть.
  • больше фотографируйтесь, тогда еще и будете выглядеть на фото естественно.

Для фотографов:

  • объясните снимаемому, что ваш взгляд — лишь субъективное восприятие конкретного человека, однако, другие видят его все равно иначе. Опытные модели это, естественно, знают, а вот те, кто снимается в первый или почти первый раз, часто бывают непривычны к своему лицу — это примерно как впервые свой голос услышать в записи, звучит очень причудливо и непонятно.
  • ретушируйте недостатки кожи — о ретуши можно говорить бесконечно, об уместности, чувстве меры и прочем, однако, все фотографы, думаю, сойдутся в том, что лицо отдельно подвергают коррекции. Неоднородный цвет кожи (нос и щеки краснее остального лица), неровности (прыщи, язвочки, шрамы, небритость, неровные зубы, отклеившиеся ресницы), недостатки освещения или съемки — все это можно, в определенной мере исправить в пост-обработке, но, самое главное, еще и нужно… хотя бы часть.
  • вы фотограф, вы и управляйте процессом съёмки. Модели всегда стараются встать так, как, им кажется, они лучше выглядят — гните свою линию, помня, однако, что ради компромисса можно все-таки сделать кадр, как хочет модель… ведь отбирать фотографии затем будете все равно вы, поэтому смысла идти на принципы нет, если только вам пары кадров не жалко, потому что снимаете вы на листовую пленку.
  • в процессе съёмки можно модели показать кадры, чтобы показать, как человек лучше выглядит, а как хуже. Так вы и узнаете, какой образ ближе к восприятию модели (то есть, почти гарантированно понравитесь), а может быть, даже сможете переубедить и навязать свое видение.
  • ищите свой подход. Взрослый человек способен к быстрому поиску решения практически любой задачи, к тому же, индивидуальность людей настолько разнообразна, что универсальный подход ко всем просто невозможно найти. Ищите индивидуальный.

Обратите внимание, что изложенное выше рассчитано на фотографов с опытом портретной съёмки — если вы не знаете основ света, того, как разные части лица под углами смотрятся в кадре, как вести себя с моделью, стоит сначала научиться именно этому, и лишь потом переходить к глубокой практике. Вы же не хотите ошибочно портить лицо модели, а потом пытаться ей доказывать, что «эта страшная бабка на фото» — она и есть. Наша цель — красота и мир во всем мире.

7 комментариев

  • Очень интересная статья, спасибо!
    Фотография – бесконечный колодец идей и решений и еще много всего….
    “вы фотограф, вы и управляйте процессом съёмки. ” – согласен. Фотографу виднее. Дал в студии дочери фотоаппарат и по разному поворачивал, наклонял голову. Потом смотрел результаты. Понял, что субъективно мой наклон или изменение наклона совсем незначительным, однако на фотографии это было заметно сильнее и заметнее. Удивительное дело. Так что модель может совершенно не представлять, как выглядит в кадре.

  • Metamorfoza36 says:

    Прочла с интересом. Понравились глубина и профессионализм в проработке важных аспектов восприятия себя любимого и в целом мироощущения. Статья не только многое объясняет, но и мотивирует на творчество. Искусство фотографии восхитительно, впрочем, как сама жизнь.
    )))
    Сайтик в закладки? Однозначно.

  • Полезная статья, спасибо!

  • Жаль, очень редко кто это осознает.
    Хоть перед входом в студию повесить – пусть читают :)

  • Прикольно, 50 человек залайкали, 7 затвитили, никто не откомментил.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *