Есть у интернет-магазинов одна проблема, которую почему-то они считают самой страшной… Сегодня многие открывают свои интернет-лавочки, чтобы заняться собственным бизнесом. Мы оставим в стороне споры про несвоевременность такого решения и утверждения, что это уже давно не тот прибыльный бизнес, который несет человеку только геморрой на… голову и ограничимся только тем, что в итоге подавляющее большинство владельцев магазинов приходит к убеждению, что без фотографий никуда (на самом деле, даже фотографии сейчас не дадут такого преимущества, по сравнению с другими, как раньше, а со временем их роль будет еще меньше). Понимание этого очень отрадно, однако, по какой-то причине приоритеты расставляются немного по-другому. Часто люди понимают, что нужен хороший хостинг, дизайн, деньги, закачанные в СЕО и рекламу тоже не считаются пустыми — но на фотографии каждый хочет сэкономить. Сэкономить можно двумя способами: использовать труд студентов и снимать самим (потому что нормальные специалисты по предметке никогда не демпингуют, зная, сколько стоит хорошего качества предметная фотография).
Фото: Сергей Самсонов
Можно долго говорить о том, что профессиональную фотографию ничем более дешевым не заменить — магазины будут заменять, а это значит, что можно. Начинающих фотографов привлекать себе дороже. Да, они снимут 500 брошек за 3000 рублей, но результат будет настолько далек от совершенства, что лучше бы вы сняли своим айфоном, получилось бы лучше (в таких случаях как раз соответствующее утверждение «да я телефоном лучше сниму» как раз является верным) — поэтому вариант поиска студентов на дешевую работу мы даже не рассматриваем.
Получается, что нужно следующее:
- привлекать профессионалов. Понятно, что фотограф с опытом все сделает не только хорошо, но еще и дорого, в то время как платить даже по 50 рублей за единицу товара (мало, по оценкам фотографов) могут позволить далеко не все. Следует еще и внимание обратить, что редко кто из заказчиков имеет такое замечательное состояние склада, чтобы при расставленной там технике обеспечить настолько плотный поток товара, чтобы фотограф лишь тыкал кнопку фотоаппарата, не отвлекаясь на протирку и чистку товара, проверку экспопараметров, выставление товара и снятие его с предметного стола — в общем занимался своим делом — равно как и понимание, на что фотограф тратит время при съемке.
- снимать самим. «Вырастить бабу-ягу в своем коллективе» — конечно, желание правильное, потому что у владельца магазина есть больше возможностей подхода к своему товару. Поэтому, научившись снимать предметную фотографию в студии, сотрудники интернет-магазина смогут впоследствии обходиться и без фотографа, полагаясь только на свои силы. Такой вариант вполне ложится в логику интернет-магазина, не говоря уже о его бюджете.
Снимать самим хорошо еще и в тех случаях, когда у магазина ассортимент пополняется регулярно и небольшими партиями — многим фотографам малые партии вообще будут неинтересны (к примеру, сняв магазину 3000 игрушек по 60 рублей за штуку, сложно будет объяснить, почему еще за 4 ты хочешь взять уже полторы тысячи, а за 240 рублей фотограф часто даже работать не станет, слишком велики накладные расходы.
Казалось бы, для полноценной съемки нужно:
- выучить общую практику фотографии
- научиться работать со светом
- купить оборудование и макрообъектив
Однако, редкий медведь в цирке знает, как устроен велосипед, на котором он ездит — потому, в общем, и людей не нужно учить двум лишним курсам в фотошколе, которые займут год забивания их в голову. Если людям не требуется лишний фон (например, снимать они не собираются, только лишь для работы), почему не научить сразу, как нажимать на правильные кнопки, чтобы получать правильный результат. На любом форуме вам скажут, что снимать надо на минимальном ISO — в практике предметной съемки останется добавить лишь короткую выдержку и закрытую диафрагму, а также объяснение, как синхронизироваться со вспышкой. На этом уровне знают фотосъемку на любом форуме большинство, искренне веря, что это и есть истинная фотография. Дальше идут лишь вариации со светом с контролированием результата по экрану — и если у человека нормальное зрение, он всегда сможет увидеть то, на что ему укажут «старшие товарищи».
Я уже научил довольно большое количество интернет-магазинов, как сделать из их конфетки конфетку на фотографии, а не то говно, которое они размещают на сайте. Нет, конечно, часто ситуации не так запущены: например, в хорошем интернет-магазине, торгующем светом, есть вменяемые менеджеры, которые направят и скажут, какое оборудование взять в пределах доступного бюджета, причем, с точностью до последнего синхронизатора. Такое, впрочем, бывает не всегда.
Например, когда я консультировал одного замечательного человека, по совместительству администратора форума Никон-клуба, на предмет того, как правильно пользоваться купленным в магазине добром, я с удивлением обнаружил, что сотрудники другого интернет-магазина, продавшие ему софт-бокс с источником, почему-то не стали особо париться, чтобы они подходили друг к другу — софт-бокс просто болтался на источнике. Дело решилось, впрочем, с помощью нескольких резинок для денег, которые надежно зафиксировали софт-бокс на стробе.
У него, кстати, магазин очень интересный — Torta Dolce, бижутерией торгует. Физически выглядит обычно, в виде навешанных на стены побрякушек, в которых мужчине заблудиться сложно, а вот девушка здесь потеряется легко, ну и с соседними помещениями, занятыми программистами, курьерами и еще рядом секретных сотрудников. Зато сам сайт сделан розово и в стиле, насколько я понимаю, ориентированном именно на целевую аудиторию.
В целом же, как правило, учатся нормальные и взрослые люди работать со светом, применительно лишь к их интересам (белый фон, 2-3 источника, предметные столы, лайткубы и прочее), буквально за один-два урока, после чего их можно смело запускать в большое плавание с коробкой Лайтрума под мышкой. Предвосхищая фразу про создание конкуренции и сокращение занятости фотографов, скажу, что это все неправда: те, кто не хочет дорого платить за фотографии, и не будет прибегать к услугам профессионалов — этих денег в бюджете нет. Всегда были профессионалы на хороших заказах, будут и сменяющие друг друга студенты, которые демпингуют и не наносят рынку совершенно никакого вреда (они люди временные), будут и самостоятельные игроки, которые лучше уже отснятого ничего не сделают, но сделать повыше посредственного для них — вопрос чести и совести. Потому и моя чиста, ведь надо давать людям именно то, что им больше всего требуется. Кстати, часть клиентов иногда все-таки возвращается и просит снять какие-то заказы, несмотря на то, что «я же их учил». Странно.
Полностью согласен с автором. Не так давно, откликнувшись на предложение о работе, я с первого раза понял, что не нужен там. Хозяева люди адекватные и поняли тоже самое. Надеюсь, теперь они взяли эту заботу на себя.