Сейчас читаю книгу Нассима Талеба «Антихрупкость» и понимаю, что эта книга написана как раз для меня и всех остальных фрилансеров настоящего времени. Читая, понимаю, что многие фотографы как раз не используют основное преимущество своей профессии, которое позволяет им быть более или менее независимыми от превратностей судьбы даже в России и даже сегодня.
Многие ошибочно думают, что Талеб написал «Черного лебедя», которого они, в основном, даже и не читали, а просто слышали лишь как концепцию или просто знают краткий пересказ этого нетипичного произведения — но это значит, что от классической талебовской триады ты знаешь только теоретическую треть, ту, что саму проблему только заявляет. А меж тем, «Одураченные случайностью» ее разъясняет, а «Антихрупкость» уже говорит, что теперь с этим делать и как жить.
Изложу кратко суть произведения: весь мир случаен, и предсказать его поведение может только бабка Ванга и никто — остальные просто пускают вам пыль в глаза. Проснешься ли ты завтра, чтобы пойти на работу, зависит от ядерной кнопки, наводнения, прилёта дрона, или оторвавшегося тромба… чего может и не произойти, кстати — а поэтому, по умолчанию, мы планируем, что зарабатывать деньги на хлеб все же придется. Именно эти изменения тесно связаны с нашей жизнью, и важно быть готовым не к тому, чтобы каждый день на работу ездить, а адаптироваться к цифровой жизни, когда сегодня на рынке могут появиться нейронные сети или программирование смыслов. И оказывается, что к ней куда больше подготовлены не толпы офисных хомячков, которые живут в спальных районах и ежедневно, в течение ограниченного времени, проводят время в пробках, торчат в транспорте, наивно полагая, что их жизнь сложилась, а, как это ни странно, к ней больше готовы проститутки, таксисты и фрилансеры. Прошу прощения, что вы попали в такой замечательный список, однако, если вы задумаетесь, не цепляясь к стереотипному негативному их восприятию, две первые профессии куда более древние, по сравнению с третьей. А это значит, что в долгой межвидовой конкуренции ряд направлений выживает куда лучше, чем все остальные по одной простой причине: они более адаптированы для изменений нашей сложной жизни.
Фотография плёночного века развивалась, в основном, в тесной зависимости от технологий. Понятно было, что фотограф-репортажник с камерой, которая перематывала плёнку быстрее, имела автофокус и автоматический экспонометр с замером через объектив, мог сделать кадр быстрее, чем владелец мануальной «лейки». В итоге, крутыми фотографами были дядьки, работавшие в журналах и газетах, которые эти фотографии впоследствии и публиковали. Тогда это был чётко понятный алгоритм отражения действительности для всех, тогда же было понятно, что
фотограф — это только тот, кто работает на новостное агентство или газету.
Ах да, еще студийные и свадебные фотографы — но даже под студией в те времена мы понимали немного другой тип съёмки.
Цифровое время перевернуло доску, и фотографами стали буквально все, у кого есть фотоаппарат. На это можно обижаться, с этим можно не соглашаться, но жизнь пошла именно в эту сторону. В итоге, мы сегодня имеем куда большее количество фотографов, чем было каких-то 20 лет назад. Не потому, что снимать стали больше, а потому что само понятие фотограф сильно расширилось. Чтобы вам успокоить нервы, эти самые фотографы впоследствии тоже сильно пострадали от владельцев смартфонов, сильно потрепавших их ряды. Я ещё помню времена, как, снимая на плёночную мыльницу (к слову сказать, полнокадровую), ты брал отснятый рулон и нёс его в точку выдачи Kodak (тогда их было больше, чем ПВЗ Ozon сегодня), где можно было выбрать «все» или «все хорошие», естественно, по мнению оператора печати. В каждом доме сегодня можно найти альбом с фотографиями стандарта 10×15 см, да и сами альбомы тоже стандартные с кармашками, подходящими под них. Это тоже была целая индустрия. Все эти пользователи тогда были на уровне мусора, а сейчас тоже считаются фотографами, потому что у каждого есть Инстаграм.
Что сделали настоящие фотографы? Просто обиделись. А ведь надо было всего лишь извлечь выгоду из этого процесса. Ведь сегодня понятно, что человек, умеющий хорошо снимать, будет хорошо снимать, вне зависимости от внешних условий. А количество снимающих вокруг лишний раз подтверждает, что в цифровые времена без фотографии вообще не обойтись. Мы сегодня любые покупки в интернете, которые тоже стали гораздо популярнее, все равно что в офлайн магазин сходить, осуществляем только на основе хорошо сделанных фотографий.
1. Много заказчиков лучше одного работодателя.
Обычно по умолчанию человек предполагает, что можно работать на одну организацию, как большинство говорят, «на дядю». Но это не всегда правильно. Тот самый дядя имеет свои, причём, как правило, противоположные твоим, интересы. Тебе хочется поменьше работать, но побольше зарабатывать, а вот работодателю хочется поменьше тебе платить, потому что у него и так затраты довольно высокие, ему и арендную плату надо платить за офис или кофейню и вкладывать деньги в оборотные средства, которые потом возвращаются довольно долгое время, а тут ещё работники требуют повышения зарплаты. Когда я ушёл из офисной работы, я ещё долгое время в голове сохранял схему 5:2 — она настолько глубоко укореняется в нашем сознании, что даже после выхода в свободное плавание ты не можешь от неё полностью оторваться… слишком сильно она зацепилась за психологию. Даже зная, что тебе нужно идти на работу, не потому что понедельник, а нужно идти, потому что где-то время встречи согласовал заказчик, ты всё равно живёшь от понедельника до пятницы и отдыхаешь в субботу и воскресенье.
И у других людей так же сложно получается избавиться от парадигмы работы на одного заказчика, вместо того чтобы стать заказчиком самому себе. В таком случае, ты сам возглавляешь собственное предприятие (и для этого кстати не обязательно быть индивидуальным предпринимателем), а работодателя переводишь в статус клиента, с которым сам договариваешься. Затем появляются еще один клиент и еще… и так будет постоянно. Ты сам будешь себе искать клиентов, а в какой-то момент поймёшь, что постоянный клиент — это совсем не твой работодатель, это просто клиент. Он всего лишь договаривается о работе, ему ты сдаёшь проект, перед ним несёшь обязательства по договору, с него берёшь деньги. Он не платит тебе зарплату, он платит сумму вознаграждения, на которую вы договорились с ним. Ему не нужно, чтобы ты работал 5 дней в неделю, а потом 2 дня отдыхал. Ему нужно, чтобы ты к определённому сроку предоставил ему выполненную работу. По большому счёту, его даже не волнует, как ты этого будешь достигать. ему нужен результат, вам нужны деньги — это довольно честный подход.
Отличается он от обычной работы рисками и размером этих рисков для твоей жизни. Единственный работодатель может тебя уволить, и не тогда, когда ты будешь к этому готов, а дети накормлены, но тогда, когда всё вокруг будет плохо. Естественно, плохо для него. О тебе он даже думать не будет. По этой причине любой офисный работник всегда думает наперёд, и уже имея работу, ищет новую. Если ты так не делаешь на месте офисного работиника, значит, рано или поздно, окажешься в описанной ситуации.
А вот фрилансеру она вообще не грозит. Каждый отдельный клиент для него это не более чем клиент. Клиент всегда прав, мы помним, но не бесконечно. Если клиент тебя не устраивает, ты точно так же можешь отказаться от него, как он от тебя. Ты можешь потерять клиента, и страдать от этого будешь не так уж и сильно. Клиент может к тебе больше не обратиться, но ты просто потеряешь одного из клиентов, и остальные клиенты, даже если этот один давал 80% нагрузки, тебя удержат на плаву. Помни, что если ты потерял 80% нагрузки, значит на 80% стал свободнее, и можешь на это время найти новых клиентов на новые деньги. В офисе у тебя может быть, в лучшем случае, основной работодатель и другой работодатель по частичной занятости, а на фрилансе тебя никто так не ограничивает, даже законодательство полностью разрешает иметь и сотню, и тысячу клиентов. Проститутки это прекрасно знают, именно поэтому их профессия такая древняя — они не умерли с голоду, потому что их услуги нужны доброй половине человечества примерно всегда.
2. Несколько камер лучше одной и дорогой.
Есть много разных подходов к выбору камеры. Кто-то стремится выбрать дёшево и сердито, кто-то дорого и богато, но, как правило, фотографы хотят, чтобы камера у них была одна.
«Одно кольцо, чтобы править всеми», помнишь? Если помнишь, то наверняка не забудешь, что каким бы всевластным не было это кольцо, рано или поздно оно будет переплавлено на металлолом. Какие-нибудь незаметные хоббиты его украдут, а потом незаметно уйдут в Мордор. Не будь Темным (Властелином) — этот риск тоже нужно учитывать.
В силу моей врождённой практичности — а многие её просто считают скупостью — я всегда стремился к тому, чтобы жить по средствам во всех сферах своей жизни. Нет, конечно, я и машину в кредит покупал, и даже квартиру, но это просто по той причине, что в какой-то момент не смог вытащить эти деньги из кармана. Фотоаппараты я всегда покупал на свои — я говорю во множественном числе неспроста, потому что недавно подсчитал и оказалось, что количество камер у меня давно перевалило за 15. Да, они не все рабочие лошадки, но на все можно снимать. Я никогда не понимал, как фотографы на заре цифровой эры покупали камеры за пару тысяч долларов, как потом они покупали камеры и за 150.000, и за 200.000, и даже за 500.000 руб. Меня всегда душило зелёное земноводное — и здесь я говорю даже не о своей жене. Мне просто не хотелось тратить слишком много денег на то, что я ошибочно считал увлечением. Естественно, сегодня я иногда езжу на съёмки с рюкзаком, содержимое которого в новом состоянии можно оценить в сумму около миллиона рублей, но это совсем не намёк для грабителей, а просто констатация факта, что я всё-таки пришёл к финальной точке, когда могу сказать, что я богатый фотограф.
Но часть моих коллег-фотографов хотели всё и сразу, как в одноимённом фильме. И нет, они не поступали, как в том самом фильме, а просто шли, брали кредит и покупали камеру на заемные средства. Вполне возможно, у них в голове уже был готовый бизнес-план, и они потом становились владельцами серебристых Bentley, но мои знакомые, которые об этом говорили, совершенно на них не были похожи. Да и своими машинами они потом передо мной не хвастались. Мне же никогда не было понятно, зачем покупать камеру за полмиллиона рублей, если можно взять другую попроще в 5 или 10 раз дешевле. Мы же снимаем руками, а не на камеру или объектив.
Так как же я дошёл до жизни такой, что стоимость моего рюкзака у моих друзей помещается лишь в одной камере (а в объективе еще один рюкзак)? Всё просто, в какой-то момент я понял, что мой производитель далеко не горит желанием выпускать камеры, которые снимают хорошее видео. Я его забыл и просто купил камеру, которая снимает хорошее видео. Надо сказать, данная особенность Nikon оказала мне вторично неплохую услугу: сначала благодаря этому я научился хорошо обрабатывать фотографии в программе Adobe Lightroom, а потом залез в нормальную систему камер, которые не только видео снимает хорошо, но и трансляции делает за копейки. Потом я купил ещё одну камеру, которая умеет снимать хорошее видео, а потом ещё и ещё. Потом, конечно, пришлось взять пульт, чтобы использовать все эти камеры одновременно, но зато теперь я делаю замечательные многокамерные трансляции.
Ещё на заре своей фотографической деятельности я видел крутых фотографов (точнее, тех, которых я тогда считал крутыми) — они снимали свадьбу одновременно на две камеры. Одна была для теплых помещений, другая для холодной улицы. Поскольку эти фотографы крутыми не были, им приходилось приспосабливаться к сложной жизни. А сложная жизнь говорила нам о своих непреложных физических законах, которые ни пешком не обойти, ни на хромой козе не объехать. Конденсат не друг мне, поэтому, когда тебе после возвращения с морозной улицы надо снимать в тёплом ЗАГСе, вряд ли заказчик прислушается к твоей критике и даст тебе мирно погреться в тепле пару часов. Тебе нужно будет снимать быстро и срочно, для чего ей нужна тёплая камера. Может быть, свадебщики были и не такими крутыми фотографами, зато мужиками они были крайне подготовленными к жизни. Уверен, что до сих пор остаются — такие люди редко умирают молодыми.
Однако, для фотографа-свадебщика важной функцией было не только температурное отличие между разными камерами. Тот риск, который не учитывают фотографы, снимающие на всего лишь одну камеру, заключается в том, что, рано или поздно, сбоят все инструменты. Вылетит карта памяти (это вообще наиболее частая проблема, и карты памяти у фотографа являются почти расходниками), заглючит контакт на объективе из-за конденсата, просто камера устанет и перестанет снимать по необъяснимой причине, а про батарейки я вообще молчу. В эпоху санкций вообще не стоит рассчитывать, что при поломке вам удастся ваш инструмент быстро починить, тем более это невозможно сделать во время съёмки. По этой самой причине необходимо иметь под рукой что-то получше мобильного телефона, чтобы съёмку не запороть.
Не забывайте также и о том, что фотограф не живёт одним днём. Сегодня вы снимаете что-то одно, завтра другое, послезавтра уезжаете в командировку. Сломавшаяся камера сегодня вынесет вас из рынка на неделю, и оправдания для заказчиков, с которыми вы уже договорились, никак не помогут. Даже если основная камера у вас лучше снимает фото, чем запасные, это не так принципиально, поскольку вы всегда можете подменить одну другой. Лучше, если камеры будут одной системы, и тогда вам не придётся колдовать с объективами, но если ситуация, как у меня, когда фотоаппарат снимает видео хуже, а гибридная камера снимает хуже хуже фото, то подумайте над камерами двух разных систем, чтоб ыхорошо делать то и другое. Многие специализированные комплекты вместе вам обойдутся дешевле, чем один комплект универсального типа, который умеет снимать и то, и другое. К тому же, помните, что любая съёмка интервью сегодня осуществляется, минимум, на две камеры, а максимум вообще не ограничен.
3. Гибкий график вместо рабочей недели
Так уж сложилось, что я вырос в Советском Союзе, и даже успел прожить в нём 15 лет. Предпринимательство там было уголовно-наказуемым преступлением, а тунеядство и бездетность (отсутствие работы и детей) штрафовались. По этой причине слушать ваших родителей особого смысла нет, они всё равно вам скажут, что у вас должна быть хорошая работа, то есть, работа где-то на заводе (или в офисе, на худой конец — что, вполне возможно, они тоже не одобряют). А если у вас нет постоянной работы, и вы занимаетесь какими-то вашими художествами, то вы просто никчёмный человек. Нормальный мужик должен работать™.
Ну задумайтесь, что вам даёт эта постоянная работа? Каждый день с девяти до шести, понедельник похож на вторник, только пятница чем-то отличается от четырёх предыдущих дней, да и то, не в лучшую сторону. И здесь опять же нужно учитывать, что вы не задерживаетесь на работе ежедневно, а едете домой и проводите время со своей семьей в активном режиме. Но если у вас ещё и с дорогой работа занимает существенную часть рабочего дня, и дома вы только, по большому счёту, ночуете и едите, то что остаётся лично вам от вашей жизни? Вы уверены, что у вас точно есть семья и какое-то количество детей?
Безусловно, постоянный доход — это существенная гарантия вашего будущего, но насколько он способен компенсировать все ваши запросы в жизни вообще? И что будет, когда вы его в итоге потеряете?
Ведь жизнь — это больше, чем работа, и ограничиваться ей она не может, дети иногда болеют, с ними нужно ходить в музеи, театры и кино, учить кататься на велосипеде и горных лыжах. Где-то нужно находить время и на походы к врачу, не относящиеся к работе задачи личного характера. У фрилансера всё это есть. Да, он свободен, вопреки названию формы своей занятости, далеко не всегда. Но фрилансер может с уверенностью сказать, что из двух ресурсов, денег и времени, ему точно принадлежит второй, в то время как офисному работнику только первый. А когда у тебя есть много времени, ты его можешь конвертировать в деньги в той форме, которая удобна тебе, а не дяде.
Фрилансер — это постоянный выбор, тебе не нужно каждый день ходить на работу, ты не работаешь с 9:00 до 18:00, как офисный сотрудник, но бывает даже наоборот: ты работаешь с утра до того, как начинают работать другие, а также после того, как офисные сотрудники уже вернулись домой. Часто бывает нужно работать даже ночью, и это не касается просто обработки фото или монтажа видео, хотя подчас именно это и требуется.
Я оценил своё фрилансерство за последние годы, поскольку за 10 лет, что прошли с момента выхода в свободное плавание, я прожил ещё одну такую же жизнь, как и до этого, только более насыщенную событиями именно личного характера. А если учесть, что я в это время ещё и работал, а не просто проводил время за воспитанием детей, то время это прошло с удвоенной пользой. Да, я знаю, что, работая в офисе, я бы заработал больше, но все эти 10 лет прошли бы как один день, быстро и безнадёжно. Дайте свой жизни шанс — хоть мы и называем ее личной, но многим из жизнь попросту не принадлежит. Работая во фрилансе, ты получишь на это уверенный шанс.
4. Фото, видео и трансляции лучше, чем просто фото
Фотограф учится фотографии всю свою профессиональную жизнь. Точно так же, как русский человек изучает русский язык всю свою жизнь сознательную. Сегодня ты начал с портретов соседок, завтра перешёл к свадебной съёмке, послезавтра продаёшь фотосессии в студии. Либо купил макрообъектив поиграться, а в итоге освоил свет и перешёл съёмки предметки для Wildberries и Ozon на профессиональном уровне и предоставляешь это как услугу.
Я сам прошёл этот путь, начав заниматься фотографией, как хобби, а сегодня она уже стала моей полноценной работой, если так можно сказать — я просто не считаю фотографию работой, как таковой. Это направление деятельности, предполагающее довольно обширный объём услуг. В доцифровые времена фотограф должен был только снимать, даже проявка на нём не лежала. Сегодня ты обрабатываешь сделанные картинки, отбираешь их тоже ты, цветокоришь ты, многие фотографы даже дорисовывают свои фотографии в Фотошопе, для соответствия собственному стилю. Но с последнего времени фотография и видео тоже интегрировались, в существенной степени. И если раньше это были два совершенно разных направления, сегодняшние фотографы снимают фото, а некоторые бывшие операторы переходят хотя бы частично фотосъёмке или выдиранию кадров из своих видео в качестве фото. Кем ты начинал — не так важно.
По работе я, так или иначе, сталкиваюсь с фотографами, работающими на свадебные агентства или компании, которые делают школьные альбомы, а также со спортивными фотографами, занимающимися съемкой мероприятий по различным видам спорта. Это однонаправленные специалисты, которые другим больше не занимаются. Основной их недостаток (хрупкость по Талебу) заключается в том, что другие направления они не прорабатывают, потому что у них есть постоянный доход, и они думают, что заботиться о будущем им совершенно не нужно. Они попросту забывают, что какое-то время назад этого направления тоже не было, до него они дошли, благодаря какому-то предпринимателю. Давайте представим, что такому фотографу попадает заказ или хотя бы предложение на предметную фотосъёмку. Сделает он его? Скорее всего, нет, потому что здесь требуется ряд дополнительных скиллов, вроде детальной работы с изображением, отражения лучших элементов предмета, которые ведут к его продаже, и очень неторопливая работа вообще. Спортивный фотограф такое просто не вывезет. Надо ли ему это? Скорее всего, нет. Он проработает ближайшие 5 лет по своему направлению, а потом будет уволен и начнёт обвинять во всех своих бедах последнего работодателя — но при этом и искать будет что-то похожее.
Если же вы многофункциональный специалист и умеете снимать не только фото, то наверняка успели столкнуться с расценками на рынке видео или, тем более, трансляций. Такие заказы не самые частые, но приносят заметно больше денег, по сравнению с обычной фотографией. А главное, что они не в такой степени вас загружают по работе. Подчас долгие съёмки сменами способны съесть ваши выходные и существенную часть личной жизни, которая, как я говорил выше, проходит мимо вас, если вы так делаете. Если вы превращаете съёмку в рутину, вы неминуемо будете рисковать своей личной жизнью.
Фотографа с одной функцией гораздо легче продавить по цене, потому что ничего другого он не умеет, он не сможет конкурировать с самим собой в других сегментах. Он не сможет найти себе альтернативное занятие, кроме как, скажем, спортивная съёмка. В условиях, когда количество мероприятий ограниченно, это существенная слабость бизнес-стратегии. Именно по этой цене ряд направлений фотографии сейчас подешевел. Нашествие фотографов пятнадцатилетней давности совсем не закончилась, на рынке осталось очень много специалистов начального уровня, которые эффективно способны снижать цены, а значит, и на рынок оказывают соответствующее влияние. Событийная фотография всё больше уходит до уровня себестоимости, а то и ниже. Спортивные мероприятия, снимаемые фотографом на Nikon Z9, который наверняка его даже ещё и не отбил, показательны, как диагноз этой ситуации.
Видеосъёмка в своё время поглотила композитинг и монтаж и сегодня довольно широко распространена в коммерческом сегменте. По этой самой причине и цены на съёмку видео и монтаж постепенно ползут вниз. Да, большие продакшены держатся за счёт объёма и качества услуг, которые не предоставляют другие, но постепенно и эта ситуация меняется, особенно, если учесть уход рекламодателей на фоне санкций. Да, в Москве эта ситуация не так остро чувствуется, на фоне отъезда конкурентов, но в других городах видеографы уже ощущают проблемы. Как отдельная услуга, в своё время возникли трансляции, но это довольно узкий рынок, на котором не так много специалистов вообще, да и количество запросов невелико. Однако, если говорить о сумме всех слагаемых, заниматься сразу несколькими направлениями для фотографа более выгодно, чем торчать в одном. Это даёт куда больше перспектив движения, позволяя быть гибче. Если представить, что у меня на неделе есть один заказ по фото, один по съёмке видео и ещё один по трансляциям, фотограф получит от этого, в лучшем случае, просто один — а может ли заработать на нем столько же, большой вопрос.
5. Ты с коллегами лучше, чем просто ты
Современные условия ведут к глобализации и интеграции, а совершенно не к индивидуализации рабочего процесса. Фотографы лучше работают в команде со своими коллегами, которые помогают им предоставлять больший объём услуг.
Давайте зайдём к этому с другой стороны: кому может предложить свои услуги репортажный фотограф? Прежде всего, компаниям, которым требуется коммерческий репортаж, но он особо не ценится на рынке, а компании научились работать с разовыми заказами. Второе направление — это, собственно, репортажная съёмка. Спортивные мероприятия, которые у нас оставлены на откуп государственным подразделениям, недополучающим финансирование, подчас не подходящим по бюджету к вашим запросам. Даже при хорошем уровне, здесь довольно зависимое от техники направление. Соответственно, и фотографу приходится покупать дорогущие камеры или рассчитывать на то, что агентство, в котором он работает, предоставит камеру ему. В одном случае, фотограф вынужден тратить много денег на технику, а в другом фактически демпинговать по стоимости своих услуг.
В рамках компании, есть работодатель, который фактически забирает у тебя часть твоей добавленной стоимости и перераспределяет её в свою пользу, конкретный специалист получает меньше денег, а компания имеет возможность оказать на него прессинг, поскольку на рынке он далеко не единственные фотограф в принципе, в то время как компании нужно обеспечивать линейность своего развития. Соответственно, даже при высокой цене фотографий для потребителя, сам фотограф получает очень мало денег
Выходом из данной ситуации является возможность объединения в компанию вас с вашими коллегами то есть, когда вы сами становитесь компанией или товариществом. Вам не нужно разрастаться до гигантских размеров, но просто получить эффект синергия за счёт сотрудничества с коллегами. Сюда входит не только банальное расширение объёма и набора услуг, которые вы предоставляете, но и расширенные возможности для привлечения клиентов. Понятно, что клиентам проще продать больший ассортимент услуг, когда он есть. А в результате того, что вы самостоятельно какие-то услуги не предоставляете, этих клиентов вы фактически теряете. Здесь работает так называемая перекрёстное опыление, когда человек, который пришёл к вам за фото, может заказать и видео и трансляцию впоследствии, поскольку вы ему уже предоставили скидку в рамках своей компании. Не менее важно и возможность замены, когда одного человека заменяют пара других, если он вдруг не смог отснять всё своевременно
6. Вкладывайся в навыки, а не технологии
Мы все знаем прекрасную фразу «всё новое — это хорошо забытое старое», но очень редко используем её на практике, кроме как для бубнежа под нос. Да и кому обычно бывает интересно от каких-то банальных вещей, которые давным-давно стали пословицами? Но нет, мы делаем всё то же самое и регулярно наступаем на проверенные грабли. Вышел новый iPhone — надо срочно поменять старый на новый, чтобы ходить не со старьем годичной давности, а с новой моделью. Это называется неоманией. И сейчас я говорю даже не о фактическом налоге на новизну, а просто о том, как мы сами к новому относимся: новое становится старым уже через год, становясь попросту ненужным.
Понятно, что ничего вечного в нашей жизни просто нет. Но в работе фотографа присутствуют элементы, которые более долговечны. Нет смысла сегодня спорить о том, что технологически мало камер ушли от уровня десятилетней давности более, чем на 10-20%. Простите, но вплоть до 2024 города я снимал на Nikon D7000 и не чувствовал никаких недостатков в этой связи. Камера ведёт себя хорошо почти в любых световых условиях (разрешения стало не хватать). Есть ли камера лучше? Ха-ха, безусловно есть. Есть ли новее? Конечно, за это время выросла целая линейка беззеркальных решений! Да, они дороже раза в три, но дело тут не только в цене. Достаточно посмотреть на показатели матриц выпускаемых камер, чтобы понять — за последние 10 лет не случилось технической революции в фото совсем.
Но далеко не 10 лет назад доказано, что кнопки шедевр в вашей камере не будет (и быть не может). Хотя, на деле, такая кнопка все же есть у некоторых фотографов — просто выглядит она не совсем так и расположена в другом месте. Посмотрите на фотографов, которые снимали репортаж на камеру Н, а стали снимать на М. Их репортажи стали лучше? Хуже? Нет, они остались примерно на том же уровне. Зачем же было менять? Ну хотя бы для того, чтобы получать кадры быстрее, работать легче. Вы прекрасно знаете, что с хорошими руками снимать можно, на что угодно, лишь бы камера не мешала.
Композицию закладывали итальянцы при росписи соборов, ещё когда и авторской живописи не было, художников не было. Они ими стали только по факту своих достижений. Когда это было, веков десять назад? Ну, хорошо, шесть. Сколько с тех пор устарело поколений айфонов? Сколько камер ушли в небытие? 15 поколений китайских телефонов с яблоком устарели за 15 лет. Не 600 (шестьсот лет), а 15 (пятнадцать). А правила композиции, заложенные в то время, действуют до сих пор. Согласен, не самый честный ход. За 200 лет фотографии камеры стали меньше, диафрагма стала лепестковой, пластины и даже «прогрессивная» пленка исчезли.
Сегодня композиции можно научиться десятком разных способов, технику съемки вообще можно не учить дальше экспокоррекции, поскольку камеры будущего будут все делать и без этого. Однако, овладеть техникой съемки сложными приёмами и наработками, которые уходят за простое пользование диафрагмой и выдержкой, может каждый, просто это занимает куда больше времени. Часто фотографы называют это опытом. Есть и более сложные решения, предполагающие целый ряд настроек и блоков информации, которыми мы пользуемся при составлении кадра. Подчас это приобретается вообще как песчинки а используется довольно часто в качестве ноу-хау.
Любая камера устаревает, объективы иногда разбиваются и приходят в негодность со временем, какими профессиональными бы они не были. Появляются новые технические решения, которые мы хотим купить, сменяя существующую технику, а вот фотографических знаний и решений с годами становится только больше. Они не исчезают и не портятся со временем… да, они иногда теряют актуальность, но успевают в значительной степени обновляться прямо в процессе фотографической деятельности. И, в отличие от фототехники, они куда большую роль играют в построении кадра, чем сам фотоаппарат и объектив. Кадр состоит именно из композиции элементов внутри рамки снимка, а не чувствительности и значение диафрагмы, которые были установлены на вашей камере с хорошим или плохим объективом.
7. Читай книги, а не покупай курсы
Книга — лучший подарок. Это уже такая банальная истина, что постепенно плесневеет даже само упоминание этой максимы. Нассим Талеб приводит книги, как антихрупкий вариант получения образования, который не зависит ни от чего. Да, книги по цифровой фотографии могут иногда быстро устаревать, но это недостаток конкретных книг, потому что многие из них говорят не столько про фотографию, сколько про фототехнику, которая даже сегодня претерпевает значительные эволюционные изменения. Информация, которая была написана 2 года назад, сегодня уже безбожно ушла в прошлое.
Однако, композиция, которая не стареет и не зависит от вашего железа, вошла во множество книг в разных видах, и самообучение является лучшим видом её постижения. Оно вас не ограничивает в плане того, что вы знаете — а любой фотограф, как правило, уже имеет какое-то определённое количество знаний по фотографии — позволяя изучать великое знание, пропуская ненужные или уже известные вам части и наоборот, останавливаясь подробно на тех, которые для вас чрезвычайно важны, и тех, которые вы ещё не успели пройти. Сегодня можно подобрать под себя даже просто стилистику изложения нужной вам информации, от академических изданий до наставлений «для чайников». Таким образом, вы позволите себе ограничиваться только вашим бюджетом.
С другой стороны, в отличие от книг, любой курс предлагает вам ровно ту же самую информацию в десятки раз дороже. Да, с вами будут заниматься «опытные преподаватели», но фотография куда лучше постигается самостоятельно, путём проб и ошибок, постоянными экспериментами, которые у одного фотографа дают один результат, а другого приводит противоположному. И как фильм, всякий курс является лишь интерпретацией конкретного автора, а не чистым знанием. И это куда важнее самой цены, ведь сколько бы ни стоило данное знание, это всегда будет версия его, с точки зрения конкретного человека. А книга, скорее, является первоисточником, на основании которого эти версии и выстраиваются. Поэтому, чтобы быть подвергнутым минимальным искажениям, читайте книги и читайте их больше. Так у вас будет шире доступная вариативность знаний, на основании которой можно будет действовать. Более того, любой курс — это составленный другим человеком из набора имеющихся знаний целостный план обучения, выход за который обычно не поощряется, поэтому отступление от курса обычно не практикуется. С книгами же такой проблемы в принципе нет: если вам что-то нужно, вы идете и читаете именно об этом.
Вместо заключения
Теория «чёрного лебедя» существует не первый год, но она является наименее доказанной, поскольку значительных исследований в этом направлении не проводилось ранее. Однако, это не значит, что данная теория неверна. Наоборот, имея столь слабую доказательную базу, она показывает свою состоятельность даже на бытовом уровне, поскольку для доказательства ей не требуется точных данных — здесь достаточно просто жизненного опыта.
Однако, это не значит, что теорию и практику чёрного лебедя, случайностей и антихрупкости (на самом деле, это разные личины одной и той же теории) нужно всенепременно применять на себя. Вполне возможно, она вам не нужна, потому что вы живёте спокойной жизнью, которую ничто не тревожит. Здесь необходимо помнить, что подчас такое мироощущение тоже может быть ложным, и раз вы не видели проявлений этой теории в жизни, возможно вы просто с ней не столкнулись… пока.
Я же и при написании этой статьи, и в своей профессиональной деятельности, и даже просто в жизни многократно сталкивался с чрезмерной случайностью окружающего мира, хотя в моей жизни и происходили как ужасные, так и замечательные события настолько низкой вероятности, что порой остаётся лишь удивляться тому, как такое вообще возможно в случае конкретного человека. А чтобы ухватить судьбу за хвост, сегодня мало быть просто способным — сегодня нужно быть антихрупким.