Полнокадровая беззеркалка Nikon с вогнутой матрицей на Photokina 2018?

Полнокадровая беззеркалка Nikon с вогнутой матрицей на Photokina 2018?

Поделиться

Сегодня у Sony нет конкурентов. Нет, я сейчас говорю совсем не о том, что компания производит примерно столько же хороших фотографических матриц, сколько и остальные игроки. Речь о том, что компания, еще лет десять назад не игравшая ровным счетом (почти) никакой роли в фотографическом сегменте, несмотря на ее смелые решения, сегодня активно продвигает свою уникальную беззеркальную систему с полнокадровой матрицей, при этом конкуренты в этом сегменте у нее де-факто отсутствуют (здесь можно упомянуть только немецкую Leica, которая никак на продажи Sony не влияет). Nikon, как оказалось недавно, планирует потеснить своего основного поставщика матриц на его же поле. Смело (или глупо).

nikon-101-years

Фото: @mr_unclesam

Сначала проследим хронологию событий, чтобы понять, о чем речь.

Получается следующее: инженерное подразделение Nikon, которое до последнего времени занималось работой над беззеркальной системой Nikon-1, а в феврале 2016-го под закрытие выпустившее никому ненужную серию Nikon DL, которая даже до рынка не дошла, могло освободиться даже чуть раньше, поскольку последние их наработки, честно говоря, не впечатляли. Поскольку иных новостей от компании не поступало, есть все основания считать, что компания не просто работает над новой беззеркалкой — это, скорее всего, будет беззеркальная камера с полнокадровой матрицей вогнутого типа. Кто будет производителем этой матрицы, мы тоже можем только гадать, правда, недолго — давний аутсорсер Nikon, компания Sony, которая производит по его наработкам матрицы для камер Nikon, а также матрицы попроще для широкого рынка и своих камер, вполне возможно, и получит заказ на производство матриц для новой камеры. Впрочем, Nikon пока не говорил о существующих наработках среди вогнутых матриц, что, впрочем, неудивительно — свои секреты компания раскрывать не любит, равно как и пользуется преимуществами открытого рынка, иногда заказывая матрицы и у других производителей, вроде Toshiba. На фоне заявления Sony о том, что компания самые передовые разработки будет оставлять себе, это довольно логично.

Когда?

Самый важный вопрос, который волнует сейчас многих — это сроки. Nikon, как один из лидеров зеркального рынка, спешить не любит и не приурочивает свои решения к выставкам, выпуская новинки заранее, чтобы народ успел насладиться и чтобы получить к выставке уже какие-то бонусы, обеспечивая себе хорошую явку на стенде. Следующая Photokina ожидается уже осенью 2018 года, и это будет также год CES (январь) и CP+ (февраль). Другими словами, хороший срок для выхода хоть каких-то новостей — это январь (или даже февраль, который Nikon так любит приурочивать к своим анонсам, в связи с тем, что месяц начинается на «байонетную» букву компании), а второй период — лето 2018 года, чтобы накатать позитивных отзывов ревьюеров перед выставкой в Кельне.

Откуда у меня такие оптимистичные данные? Ну, прежде всего, неторопливые заявления самого производителя, который как бы скромно намекает на новую камеру, не раскрывая деталей даже о площади матрицы. Далее, есть периодичность разработки новых камер — обычно «с нуля» камера разрабатывается около полутора лет, и с февраля прошлого года уже год-то точно прошел, поэтому, учитывая перепрофилирование производства, расходы на исследовательскую деятельность, а также прошлогоднее сокращение штата (которое неминуемо вымыло из компании часть мозгов), мы вполне выходим на начало следующего года. В крайнем случае, на его середину, если инженеры не успеют. Отсчитывая время с начала 2016 года, получится, что его было более чем достаточно, даже с учетом негативных факторов.

Быть иль не быть?

По сути, этот проект будет решающим для Nikon. Правила игры, по которым компания играла 100 лет (именно столько ей в этом году исполняется), изменились. Сейчас уже недостаточно запускать фотокамеры в космос и раздавать президентам. Особенно, на фоне того, что конкуренты делают то же самое — последняя из «полетевших камер» — это Sony a7S-II. Сейчас для продвижения нужна очень грамотная маркетинговая стратегия, работа с амбассадорами компании. Сжатие рынка до профессионального сегмента, вполне возможно, компания прекрасно перенесет, поскольку производит, наверное, лучшие зеркальные камеры сегодня.

Однако, сокращение потребительских сегментов (компакты, кроп-зеркалки, беззеркалки) говорит об увеличении рисков, поскольку компании необходимо уметь предсказывать будущее или влиять на него. И если второе компания уже потеряла, есть еще все шансы уцепиться хотя бы за первое. Запуск новой системы потребует роста расходов на исследования, тесты в лабораториях, а соответственно, и финансовые риски на момент запуска системы. Сократить их компания может, протестировав сегмент на примере камеры с фиксированным объективом, только потом оставив задел под полноценный выход. Так, в частности, поступила Sony пять лет назад, выпустив RX1, а за ней целую полнокадровую систему. Насколько это нужно сейчас Nikon, мне сказать сложно. Да, мне может казаться, что лучше «прямо сейчас, быстрее» запустить новую систему, пока не обошли конкуренты, пока рынок свеж, пока есть силы и финансовые ресурсы, но, весьма вероятно, что соваться в этот рынок уже поздно, и хоть все понимают перспективы беззеркалок, вполне возможно, им и не нужны полнокадровые матрицы… как знать.

Другими словами, если сегмент перспективный, он поднимет не только Sony (которая уже де-факто стала его лидером — что необычно для Nikon, поскольку потребуется играть по правилам догоняющего, а не лидера), но и Nikon. А если нет, то обречет компанию на не самое завидное будущее на фоне сокращения продаж зеркалок для широкого потребителя, а затем и профессионала. Последнее, впрочем, под вопросом: профессионалу важен функционал, а размер в меньшей степени, и он скорее выберет громоздкую камеру, которая имеет большой экран, широкий динамический диапазон, фокус-пикинг, управление звуком, запись видео в логарифмических профилях, работу с быстрыми картами памяти, поддержку современных разрешений, таймлапсы, быстрый и цепкий автофокус в видео — чем компактную камеру. Все равно остальное оборудование будет большим и тяжелым. Проблема в том, что большей части уже этого функционала в Nikon нет — и перспектив появления, впрочем, тоже. Говоря «мы фотографическая компания и не имеем отношения к видео», но при этом оставляя возможность видеосъемки в камере, не добавляя возможностей удобной работы фокусировкой по экрану, компания пилит свой собственный сук.

Преимущества новой системы

Нельзя на карту ставить все, не зная, что выйдет в итоге. Даже если не Nikon первым сделает беззеркальную систему на вогнутой матрице, воспользоваться ее преимуществами будет легко, что будет выгодно отличать ее от всех конкурентов.

Прежде всего, это компактность. Асферические элементы, двойные асферические, апохроматические и пр. призваны корректировать последствия прохождения света через преломляющую его линзу, поскольку первый же оптический элемент легко трансформирует условно плоскую картинку в сферическую. Выправить впоследствии эту сферу в плоскость куда труднее, если еще и объектив имеет переменное фокусное расстояние (зум). Отсюда использование де-факто перегружающих оптическую схему элементов, которые, в случае матрицы, имеющей форму куска сферы, было бы не нужно. Надо сказать, до середины прошлого века производители оптики особенно по этому поводу не переживали. Посмотрите простые оптические схемы того времени, дожившие до наших времен — например, таким является знаменитый Гелиос-40, резкий только по центру.

Как следствие оговоренного выше — это более высокое оптическое качество. Здесь надо сделать оговорку «при прочих равных» — так, по краям объектив, который проецирует картинку на сферу, будет иметь почти такую же резкость, как и по центру. Более того, при этом не будет проблем, связанных с различающимися углами падения света на матрицу, из которой проистекает хроматическая аберрация на открытых диафагмах, которая отсутствовала во времена пленки. Естественно, обычная ХА останется, поскольку она связана и с плохим качеством объективов, однако уйдут недостатки оптики, которые связаны с некачественным выправлением картинки. Естественно, если вы снимаете на современную зеркалку и Цейсы по 3000 долларов, вы разницы не почувствуете.

Сюда же добавляются остальные достоинства обычной беззеркальной системы — короткий рабочий отрезок, электронные функции, электронный видоискатель, интеграция с телефонами.

Проблемы новой системы

Если бы в мире все реализовывалось «как надо», мы бы давно жили в светлом будущем. На деле, никто не знает, что сработает и какая инвестиция «вывезет» компанию. Мне кажется, что время Nikon уже прошло — как правило, большим компаниям сложно реагировать на челенджи своевременно, и они, как правило, их упускают, тратя деньги впустую. Это полностью мое мнение, которое я никому не навязываю, но у меня есть определенные данные, которые позволяют так говорить, я кручусь в этой сфере уже давно, общаюсь с представителями компаний, езжу на выставки и вижу, так или иначе, куда движется рынок. Nikon делал мегауспешные классические камеры в 80-90х, многие камеры того времени, вроде Nikon FM3a, вообще считаются легендарными решениями на все времена. «Считались», если говорить о сегодняшнем дне.

Прежде всего, компании предстоит решить проблему финансирования — достать внутри компании денег на исследования. После сокращения не только мозги из компании ушли, у нее еще и расходы сократились, а значит, возможные доходы от последних новинок вполне могут реинвестироваться в производство, если инвесторы не будут против. В кризисные времена найти деньги всегда сложно. Насколько компания будет способна мобилизовать внутренние ресурсы (финансовые и организационные, логистику и маркетинг), зависит успех всего предприятия, но перспективы пока очень мутные.

Вторая, и более существенная проблема, — это системная совместимость. В Nikon, похоже, поняли, что переход на беззеркальную систему для пользователя — это все равно вопрос выбора новой системы. Не подсистемы, к которой можно прикрутить объективы «от зеркалки», как тупо продолжает думать Canon, а именно новой системы. Запуск Nikon с другими объективами у компании уже был, и был довольно успешным, просто выбранный вектор не оправдал ожиданий компании, хотя система вполне могла вписаться в предмет интересов видеографов, если бы не амбиции компании на мировое владычество — в частности, матрица Nikon-1 такого же размера, как у BMPC, которая считается одним из лучших компактных инструментов для профессионального видео. Вместо этого систему де-факто убили, чтобы запустить новую.

Системная несовместимость будет актуальная именно для камеры с вогнутой матрицей. В частности, преимущества решения неоспоримы, но не нужно забывать о недостатках — на тушку нельзя будет поставить вообще никакую старую оптику без потери качества. Одно из преимуществ полнокадровых Sony у нас в России, к примеру — возможность использования на тушке старых советских объективов, как зеркальных, так и, тем более, беззеркальных. Посмотрите, как выглядит Юпитер-3 (около 5000 рублей на вторичке), и поймете, что в плане компактности этому старичку вообще конкурентов нет. И при этом, его можно использовать для удобной фокусировки с камерами Sony. Да, Nikon обыграет Sony по системной компактности (объективы будут на 50% проще, а соответственно, на столько же компактнее, при сопоставимых характеристиках).

Один из успехов беззеркальной системы Sony — ее цена и соотношение с функционалом, в частности, с тем, что на камеру легко устанавливаются любые старые объективы, причем, даже от дальномерок прошлого века, как дорогие от Leica (бред), так и М39 «хоть от ФЭДа», цена которому на постсоветском рынке — 500-5000 рублей за не самую поюзанную версию. При этом Sony сразу начала делать фокус-пикинг, зная, что под систему объективов крайне мало, и как раз этот фактор мы не учитываем, поскольку не знаем, сколько людей рассматривали этот фактор в качестве решающего. А меж тем, часть успеха Sony связана с тем, что на нее переключаются видеографы с Canon, поскольку последний «не тянет» их потребности.

Но когда мы говорим о вогнутой матрице, то понимаем, что на нее нельзя поставить ни старые объективы, ни какие-либо стекла от других систем. В принципе, здесь нас не особенно беспокоят китайские производители, которые вдруг обанкротятся от того, что переходников под систему не будет, зато сама система пострадает уже в первые годы из-за отсутствия объективов, поскольку поначалу их де-факто не будет. Да, аксессуарная часть у Nikon сильна, то есть, для новой системы не потребуются новые вспышки, но инженерам уже в первые годы придется напрячься, чтобы выпустить хотя бы десяток разных объективов под новую систему. Более того, нужно будет научиться сотрудничать со сторонними производителями, чтобы они тоже включились в процесс для обогащения системы. И вот как раз этого компания делать не умеет. На фоне того, что Sony, к примеру, предоставляет данные даже корейскому Samyang по схеме работы своего автофокуса, позволяя производить автофокусные объективы, получается, что шансов у Nikon не очень много.

Новое время

Прежде всего, не будем забывать о времени запуска новой системы. Nikon досталась не самая легкая перспектива работы на падающем рынке, а здесь, если не уметь играть по-медвежьи (что, надо сказать, гораздо сложнее, чем банальная бычья игра на повышение), можно очень быстро остаться в дураках, поскольку игра обычно сопряжена с обеднением партнеров, у которых ты занимаешь деньги — я могу ошибаться, конечно, пусть правильные биржевики меня поправят. Сегодняшний фоторынок крайне рисковый, он уже вымыл с рынка как крупных, так и мелких игроков: Polaroid, Kodak, Konica, Minolta, Samsung, Bowens, Pentax (компания еще работает, но продажи далеки от пленочных времен). Нельзя также лезть на рынок, не учитывая на нем уже существующих игроков, которые «как бы» не конкурируют с Sony — Fujifilm и Canon среди APS-C и Panasonic, Olympus, Yi среди микро-4/3”. Да, для Nikon здесь еще есть место, и возможность занять его именно в полнокадровом сегменте (с вариантом захода и в кроп, как сейчас работает Sony) вполне оправданна, просто потребует очень грамотных и согласованных усилий всех подразделений компании, а не просто вливания сюда дополнительных денег. В любом случае, будет интересно.

К чему приведет

Здесь я говорю вообще о гипотетической ситуации, которая основана на другой гипотезе, поэтому здесь мои прогностические потуги вообще сходны с тыканием пальцем в небо, однако, основаны на банальной логике и математике, поэтому скорее похожи на правду, нежели первоначальная гипотеза. И вот только ряд возможных итогов такого развития ситуации:

  • падение спроса на системные камеры Sony и возникновение конкуренции в полнокадровом беззеркальном сегменте, снижение цены камер — непосредственный эффект, с корректировкой под инфляцию, естественно
  • появление новых бюджетных беззеркалок Sony под полный кадр, поскольку компания тоже стоять на месте не будет
  • расширение функционала бюджетных и продвинутых камер Sony — тоже вариант реакции компании, в связи с попытками не допустить нового игрока на рынок
  • нерыночные механизмы, вроде патентной борьбы, ограничения доступа к своему производству (со стороны Sony)
  • переключение Nikon с зеркалок на беззеркалки, снижение количества новых объективов для зеркалок, вплоть до нуля, сокращение ассортимента зеркальных камер

Предложите свой вариант развития событий, согласны вы или не согласны со мной, а также скажите, что вы думаете о планах Nikon вообще или что вам хочется видеть от компании.

2 комментария

  1. Прохожий

    Не буду писать что статья бред, назову это фантазиями на тему… 99,999% вероятность, что матрица будет самая обычная и плоская. Совместимость с зеркалочной оптикой и всякой сторонней очень весомый плюс и отказываться от него Nikon не будет. Sony лидер в сегменте полнокадровых беззеркалок только потому, что у неё там просто нет конкурентов. Когда туда зайдут настоящие фотопроизводители ей придётся здорово потесниться.

  2. Виталий

    Давно еще в советские годы была одна обзорная статья в горячо любимом журнале «Советское ФОТО» статья в которой в кратце описывалось. Сразу после выхода первых фотографий, в 30-40 годах 19 века к их автору Жозефу Ньепсу обращались уже тогда известные ученые исследователи в области оптики и даже поражались как это Ньепс получает такие качественные фото «»»НА ПЛОСКИХ ПЛАСТИНАХ»»». В нормальном понимании законов оптики уже тогда считалось, что эти пластинки должны быть вогнутыми по строго вычисленным параметрам. Но если бы ВДРУГ производство фотоаппаратов и тем более пластин к ним пошло по такому пути — сложность всего процесса фотопроизводства увеличилась в разы, стоимость фото так же. А ведь в конечном итоге массовое фотографирование приносило необычайную радость всем ее обладателям и вот именно на фото НИКТО НЕ ЗАМЕЧАЛ МИЗЕРНОГО УХУДШЕНИЯ РЕЗКОСТИ ПО УГЛАМ. Все восхищались своими фото, это была гордость — личная, семейная, общественная. Именно это и остановило тогда зародившееся стремление доводить этот процесс конструирование фотоаппарата до полного оптического совершенства. И с этим мы живем и миримся до сих пор, даже 95 % конечных пользователей фото не знают этого и не видят на своих любимых фото.. Но тем не менее сегодня технология производства позволяет действительно «»строго следовать законам ОПТИКИ»». Хочу от души пожелать компании NIKON успеха в этом деле. И чтобы не получилось как с телевизорами с вогнутым экраном. Шума было много, затраты были, а вот смотреть такой телек удобно только если смотришь один, несколько человек сразу не могут его смотреть с одинаковым качеством. Прошу прощения за мой длинный рассказ. С уважением Виталий, г. Ульяновск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *