Возраст знаменитых японских фотопроизводителей начинаешь сравнивать и измерять, только когда не знаешь о настоящих старожилах — так, 90 лет одному и 70 лет другому громко звучит лишь до тех пор, пока не услышишь цифр более существенных. Да-да, Сarl Zeiss празднует в этом году, ни много, ни мало, 120 лет. В 1890 компания не просто выпустила первый объектив — тогда первый объектив был выпущен в серию и продан. Естественно, тогда речи о сериях не шло, производство было ручным (сейчас заводы компании тоже используют ручной труд, правда, не в таком объеме), но модели объективов все же были стандартными.
С тех пор оптика Zeiss успела стать легендарной — она была на Луне в 1969, участвовала в съемках многих номинантов на Оскар, вроде «Властелина колец» или «Миллионера из трущоб» (кто бы подумал, что фильм о бедных будет снят на дорогю оптику).
Компания с самого начала была связана с именем Эрнста Аббе, немецкого физика и математика, который в первое время был одним из основных акционеров компании (потом он передал контрольный пакет коллективу, управляющему, заводом) — они с Карлом Цейссом в 1846 году создали мануфактурупо производству высокопрецизионных инструментов и оптики в Иене. Естественно, поначалу компания занималась исключительно микроскопами (фотографией тогда заниматься было не очень популярно) — только к 1890 году компания вышла на фотографию. Известнейший Planar появился на свет в 1896 году, а Tessar запатентован в 1902.
Zeiss изобрел антибликовое покрытие в 1935 году, а в 1943 придумал графики оценки резкости линзы, которые мы сегодня знаем как MTF.
Сегодня Zeiss воспринимается не только как производитель высококачественной оптики — благодаря выдаче лицензий предприятиям чуть ли не по всему миру, бренд компании распространяется и на производство стекол для очков, к примеру, а СП с Sony и Nokia послужили тропинкой первой для появления автофокусных объективов Zeiss для одноименных аппаратов, а второй возможностью продавать телефоны дороже, благодаря синему ярлычку на коробке. Сегодня объективы Zeiss даже оборудуются микросхемами под известные системы (Nikon, Canon, Pentax), правда, автофокуса в них все равно нет, хотя фотографам они и так интересны — это как люкс-класс для тех, кто использует аппараты стандарта 135 в студийной съемке.
А ещё Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 — самый светосильный в истории фотографии объектив. Был спроектирован и сделан специально для американской лунной программы Apollo для съёмки тёмной стороны Луны в 1966 году.
Было такое, да.