Простые фокусы

7 ошибок любого фотографа

Если ты фотограф, у тебя есть, как минимум, семь смешных историй, о которых ты предпочел бы не вспоминать. Ну да, так и есть — как человеку свойственно ошибаться, так и фотографу свойственно ошибаться снова и снова. Какими бы мы ни были прагматиками, мы все равно снимаем под влиянием наших ощущений, а не головы, а значит, регулярно разрываемся между головой и сердцем, генерим внутренние конфликты, а потом их напряженно решаем. Если взять на вооружение такие анти-науки, как социологию и статистику, мы получим уверенный список наших собственных багов и ошибок, с которыми сталкивается большинство. Каждая из них нас чему-то учит, некоторые временно обходят стороной, и встречаем мы их в статьях, вроде вот этой, как раз для того, чтобы судьба прошла мимо нас и пошла к другому фотографу крушить его жесткий диск.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Фото: Сергей Самсонов

Прочитайте, и если это с вам не случалось, постарайтесь избежать в будущем. Если есть негативный опыт, который мог бы пополнить нашу копилку, добро пожаловать к наполнению нашей новой открытой статьи. Итак, чего следует избегать:

  1. Бесплатная работа и демпинг. Речь именно о работе и именно о демпинге. Если «друзья попросили», «родные позвали» и пр. — это не демпинг и к работе никакого отношения не имеет. Случаи кидалова тоже, в данном случае, не учитываются. Куча фотографов, особенно поначалу, демпингуют в надежде, что «потом»» ситуация улучшится, они поднимутся и станут крутыми профессионалами и будут стричь огромные деньги на заказах — неправда все, не бывает легких денег, и если у тебя нет имени, работа с заказчиком строится только на хорошем качестве, а оно уже невозможно без выставления ощутимых счетов. Отговорки заказчиков о том, что «сейчас денег нет», «бюджет не предусмотрен», «можем заплатить только 2000 рублей за 1000 элементов интернет-магазина» — лишь варианты поиска студента, готового работать за копейки, а потом это возможность выжимать его, как лимон, попутно чмыря, что он вообще снимать не умеет, и ему этим заказом только одолжение делают. Не умеете себя ценить сами — и другие не станут. И дело здесь совсем не в сформированном мышлении — напротив, правильный клиент всегда знает, что продукт (а не фотка) стоит дорого, и свой продукт он именно так и продает… в то время как есть куча заказчиков, ищущих лошков на свои дешевые заказы, по которым и работа, естественно, будет дешево выглядеть. Помните о своих затратах, вооружитесь калькулятором и считайте.
  2. Непроверенные настройки. Фотоаппарат, свет, портативная вспышка, даже длина ремня — все имеет значение. Если вы начинаете снимать в том режиме, который выбран в фотоаппарате, не помня, что именно снимали до этого, возможно, что первые пару раз вам это и сойдет с рук, но так как нормальные фотографы не снимают в режиме «авто», настройки нужно проверять — камера за вашу голову не будет шевелить мозгами, и если в прошлый раз в клубе вы снимали на ISO 12800 и диафрагму f/2.8, а сейчас приперлись с камерой в студию и отсняли модель в студийном свете, и возможно, будете очень удивлены, что пришлось источники ставить на самый минимум и отодвигать подальше, чтобы не пересвечивало, равно как и заметите «некоторую зернистость» в картинках при постобработке. Впрочем, такое бывает далеко не у всех, и это лишь фантастическая крайность — однако, если вы забываете проверять настройки перед съемкой (а также регулярно по ее ходу), не отвлекаясь на проверку кадров по экрану (это делают только рекламные студийщики с супер-профессиональными моделями, которые вживаются в образ за секунду), то в «посте» вас ждет масса сюрпризов. Диск режимов может повернуться на бюджетном аппарате, случайно нажмете кнопку сами или подсобят дети, просто забудете сменить настройки при быстром входе с улицы в помещение или наоборот — ошибок масса, и правило одно: проверять настройки при любом изменении съемочной ситуации, а также регулярно в течение рутинной съемки.
  3. Страх. Мы все боимся — только идиоты и дети до года страха не испытывают. Однако, естественность этих ощущений не должна вводить в заблуждение — одно дело бояться, что случайно потеряешь фотографии и делать три бэкапа (абсолютно осознанное действие), и совсем другое — стесняться достать фотоаппарат в толпе, чтобы снять что-то интересное, бояться гопников, которые гламурно вышагивают по улице (само по себе клевое зрелище), подойти к незнакомой девушке и предложить сделать портрет… вариантов фото-фобий огромное количество, но побеждают их далеко не все. Не будешь бояться победить свою нерешительность, никогда не станешь хозяином кадра, а значит, не снимешь ничего достойного, разве что случайно. Мы, фотографы, люди смелые, просто по-разному. Лично мне не хватает смелости полезть в толпу фашиствующей молодежи с заточками, будучи вооруженным только камерой и ботинками — но это и жанр не мой. Лезть ближе к объекту съемки, вовлекаться в действие — и есть задача фотографа, необходимость, которую нужно выполнить для получения хорошего кадра.
  4. Карта памяти закончилась/маленькая/не вставлена в камеру. У профессионала рабочий процесс совсем другой, по сравнению с любым любителем — и подчас карта памяти (или, как сейчас правильно, карты памяти) испытывает определенные перегрузки и хранит много информации, которую только предстоит скачать в компьютер, а часто из-за напряженного графика и не помнишь, что слил, а что нет. А в нужный момент, когда все карточки закончились, сомнения в уникальности информации на свободной карте перед ее форматированием совершенно ни к чему. Единственным правильным решением здесь будет регулярное и рутинное, возведенное в абсолют непреложного правила, перекачивание картинок в компьютер при первом появлении на пороге дома после съемки проектов или в конце съемочного дня — даже если у вас нет времени на разбор картинок, потратьте пять минут на включение компьютера и запуск импорта, предварительно вами же настроенного. В этом случае вам не придется напрягаться, перекачивали вы фотографии с какой-то карточки или нет, и прецедентов случайного форматирования нужных съемок не возникнет. Обратите внимание, что какой бы ни была карта памяти, она, рано или поздно, все равно заполнится, и проблему придется решать, поэтому вопрос использования больших карт памяти — это лишь частичное решение проблемы, просто помогающее меньше думать о таких пустяках, как переполнение (таскать с собой ноутбук или диск для слива на них переполненных карт — лишь частичное решение проблемы, нарушающее правило двух бэкапов). Более того, если часть картинок вы перекачивали, оставив их на карте, и снимаете сверху, вы уже не сможете отформатировать эту карту с чистой совестью — ведь сегодняшнюю съемку забэкапить еще не успели. Отдельный случай — когда фотограф забывает карту в комьпютере, и здесь помогает только другое рутинное правило: после импорта вставить карту обратно.
  5. Не сделал бэкап. Про это уже сказано выше, отчего лишнее упоминание только нужнее (для подробностей покликайте ссылки выше или воспользуйтесь поиском) — невозможно быть слишком осторожным, просто потому что жизнь постоянно юморит и прикалывается над нами, и ваша система архивного хранения, рано или поздно, даст сбой. Хорошо, если при этом где-то останется ее копия, которую можно будет восстановить хотя бы частично. В любом случае, помните, что у вас всегда должны быть хотя бы две копии одной и той же информации, удаленные друг от друга географически. Любые другие способы тоже применимы, особенно, если вы осознаете возможные риски и их цену. Самое худшее, что может случиться — это потеря информации бесследно, без малейшей возможности хотя бы частичного восстановления (помните, что, к примеру, смарт-превью в лайтруме — тоже способ бэкапа исходников). Храните всю библиотеку в любимом ноутбуке, который повсюду носите? На диске компьютера? На DVD дисках? Копии нет? Задумайтесь — учиться на своих ошибках давно уже стало моветоном.
  6. Не почистил объектив, забыл зарядить батарейки. Хранить оружие готовым к бою, начищенным и смазанным — не просто вопрос безопасности, а хороший тон и правило жизни. Соответственно, и камера, и батарейки, и объектив должны быть в рабочем состоянии, чтобы рабочий материал был рабочим, а не раздражающим вас на каждом шагу, ведь раздражение портит настроение, а оно, в свою очередь, портит фотографии. Замазывать пятна на матрицы, ругаться по поводу мыла на объективе, разводов на световых пятнах… просто, но куда проще протереть стекло перед съемкой, верно?
  7. Разбил камеру. Нельзя не думать о таких вещах, хотя думать хочется меньше всего. Держите камеру в руках, на ремне, всегда. Меняя объективы, держите на ремне особенно — меньше шансов, что упадет. Помните, что пластиковые камеры меньше защищены от падений, но это не значит, что железка после прогулки по бетонным ступенькам не сломается. Помните, что камера — ваш рабочий инструмент, ломать который нехорошо даже непредумышленно, отчего цените, как зеницу ока.

А вообще, будьте оптимистичны и ответственны — неслучайно тысячи фотографов своим печальным опытом выработали стандартные приемы работы с изображением, пользуйтесь этим, чтобы выходить из боя с клиентом не просто непобежденным, но с минимумом потерь!

Добавляйте в комментариях ваши идеи — они пойдут вверх, а вам будет благодарность народная.

23 комментария

  1. Сергей

    Да, и еще дополнюсь: конечно, слежу за экспозицией, использую экспокорректцию при необходимости, а также использую режим ББ — PRE. С большим вниманием отношусь к манульной оптике чем к автофокусной, потому что это реально творчество.

  2. Сергей

    Большое спасибо Сергей за статейку. Очень важные и как воздух полезные советы.
    Я сам, новичок и фотографирую не больше года, так, для себя. Люблю снимать природу, животных, пейзажи, городские виды общего плана иной раз фрагменты. Это фото увлечение, так сказать открыл для себя новую линию творчества, поскольку я сам по образованию художник, но работаю дизайнером рекламы, веб-дизайна.
    Сперва снимал в режимных преднастройках с приоритетами А и V, но сейчас использую всегда и везде только — М независимо что я снимаю никогда не меняю колесо выбора режима, только М и только в NEF, потому как у меня Nikon.
    По теме хочу сказать что конечно никто не застрахован от того чтобы что то забыть, со всеми случается что правда то правда. но конечно, я стараюсь перед фотографированием, юбилеев, ДР.. а такие вещи я фотографирую только когда иду ДР родственников и естественно беру фотоаппарат.
    Иной раз возникает мысль, что у художника кисть продолжение руки, а у фотографов — продолжение руки — фотоаппарат)

    С уважением, Сергей, Новосибирск.

  3. Алексей

    Бекапы желательно делать на внешние жестяки формфактора 2,5 дюйма,фирма абсолютно не важно.3,5 дюймовые гораздо менее устойчивы к падениям. В практике были случаи ,когда у клиентов дохли внешние харды 3,5 всего то от того .что во включенном состоянии упали на бок.2,5 «стоячих» внешних хардов просто нет,а лежачие при прочих равных более устойчивы к падениям и ударам.

  4. hater 86 rus

    По поводу бэкапов: Был случай когда я поймал вирус на свой компьютер с 1 терабайтом фотографий… все файлы фото/видео/текстовые/музыкальные/даже рав, перегримировались и зашифровывались злоумышленниками… ни одна лицензия антивируса и помощь антивирусных компаний не помогли мне расшифровать файлы… только было два выхода заплатить (но шанс кидалова я не знал да и сумма была заявлена баснословная в много нулей) и просить слезно помочь что и сделал скинул мыло на приложенный ящик в текстовом документе который лежал у меня в каждой папке (написал так и так у нас маленький музей а у меня архив по нему, по историко бытовой, вов и прочему)… в итоге мне скинули дешефратор… я так и не узнал что это за вирус инфы нигде не было по нему и тело вируса не нашел ни один антивирус (отправлял файлы в аваст, нод и касперычам) …
    п.с. Тот ужас я запомню на долго который охватил меня когда я видел как файлы переименовывались и изменялись на глазах… за считанные секунды весь архив был зашифрован. Такие дела господа… бэкапы только так… лучше вкинуть 5-15 к рублей на внешний жесткий чем выкинуть свой архив фотографий…
    п.с.с Это самый ужасный вирус с которым я столкнулся за лет 15-17 пк юзерства. А представте что заразится какая нибудь корпорация… и не факт что им хватит нулей откупиться…

  5. Джигурдей

    со мной было два случая из описанных,
    1. забыл не флешку, а батарейку дома, хорошо не далеко отъехал, в тот день собирался много чего снимать
    2. настройки не посмотрел, и удивлялся, почему не в самую солнечную погоду, китовый объектив пересвечивает кадр, и пытался уменьшить выдержку, а когда понял, уже было поздно и накручен фикс
    я то снимаю для себя, хобби, поэтому ничего страшного не случилось

  6. Геннадий

    По поводу страха или стеснения — это очень точно. Скорее даже страха. Несколько раз знакомые просили снять разные мероприятия, ну, типа свадьба, торжественное собрание и т.п. Отказывал. Не хватило духа. А потом. когда видел фотографии, снятые другим, понимал, что мог бы сделать минимум не хуже. Наверное из-за этого не очень люблю снимать людей. Критику не очень хочется слушать в свой адрес. Да и потом каждый снимает то, что ему больше нравится. Я, к примеру, люблю пейзажи, архитектуру и животных фотографировать.
    По поводу настроек — стараюсь хотя бы перед съёмкой проверять. Но несколько раз было, что WB не тот. Или ISO высокое. Исправляется в конверторе, тем более что всегда снимаю на RAW. Но всё одно неприятно.

  7. Когда покупал свою первую зеркалку (бэушную) у старичка-моремана, то он первым делом, прежде чем дать мне камеру в руки, нацепил ремень га шею и сказал: вот так всегда и делай! С тех пор только на ремне :)

  8. Помимо всего перечисленного выше еще следует НЕ забывать о таких настройках камеры как контраст, резкость, насыщенность, не забывайте менять режимы, Пейзаж, Точное, Портрет, Нейтральное, так как допустим если вы только что снимали Пейзаж и после этого решили снять портрет в контровом свете… пресет Пейзаж напрочь убьет все детали на снимке…. не забывайте об этом, и вообще воспитывайте себя снимать только в одном режим съемки «М» понимать гистограму снимка и правильно пользоваться экспозамером.

    1. Режим М — это способ научить начинающего фотографа, в нем уместно только в студии снимать. Более того, во времена RAW можно не париться о контрасте-цветности-балансе белого и думать о других вещах. Но спасибо, навели на мысль о статье.

  9. Филипп

    Из упомянутых ошибок у меня это забытые настройки от предыдущей съемки: ИСО, коррекция экспозиции, не тот режим съемки или замера экспозиции и т.д. и т.п. Сам себе удивляешься : )

  10. Однажды на работе попросили чего-то сфотать. Ну а у меня тут лайтрума нет, поэтому включил съёмку в JPG, чтобы сразу фотки отдать. Ну и конечно же забыл об этом =)
    Через некоторое время снимал на хорошем объекте, и похерил почти весь фотоотчёт этим джипегом…

  11. Max

    Вернулся к зеркалке спустя 33 года и за восемь месяцев раз пять забывал карту памяти в компе. Теперь и в рюкзаке и в сумке держу по запасной. Только сегодня приехал утром на берег пофотать, а карты нет.Взял запаску и вперед (копейки они стоят сейчас)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *