Обсуждение мегапикселов, споры о том, Canon или Nikon, бессмысленны. На этом, в принципе, можно было бы закончить данное повествование, если бы оно называлось по-другому, к примеру: «Canon или Nikon? Что лучше?». Однако, самим заголовком мы как будто бы обязались копать глубже. Многие из наших читателей догадываются о скрытых мотивах в головах экономистов, другие знают секреты маркетологов, третьи уверены в мировом заговоре. Отвечаем: все это верно.
Фото: Роберт Капа
Все тесты фототехники — не что иное, как новая форма рекламы, другой по цене, необычной, но интересной. Она просто ориентирована не на телевизор, а на интернет. В конце концов, затраты на то, чтобы предоставить блогерам камеры, поддерживать их интерес, плотно работать с ними — это тоже деньги, поэтому нельзя считать такое продвижение пустым. Конференции, презентации, угощение журналистов тоже стоят денег — не надо только думать, что журналистов кто-то покупает, поэтому они пишут то, что нужно маркетологам. Просто это такая новая реальность, которая тоже изобретена не в этом веке. Правильно выстроенная работа со СМИ — результат проведения довольно дорогой политики в жизнь, за которую многие менеджеры по маркетинговым коммуникациям бонусы уже получили. К тому же, журналисты пишут хорошо по другой причине.
Чисто технически идея проста: новая камера не может быть хуже старой, как ни сравнивай — поэтому новые тесты любой камеры, практически, обречены на успех. Обратите внимание, что при этом, как правило, не проводятся сравнительные тесты камер одного поколения, но разных производителей. Прежде всего, потому что отличия будут находиться в рамках статистической погрешности и компенсироваться ценой (если дешевле) и понтами (если, соответственно, дороже).
Давайте рассмотрим следующее заявление: «Компания МММ анонсировала новую камеру Б-975». В этот процесс входят следующие компоненты:
- Прежде всего, казалось бы, титаническая работа инженеров, которые «думали, думали, и наконец, придумали». Естественно, в соответствии с запросами маркетологов, которые тщательно изучают рынок и в качестве ориентира используют данные опросов пользователей и прочие стандарты производственной и маркетинговой стратегии, что позволяет не тратить деньги компании впустую.
- Далее, усилия инженеров и маркетологов по доведению конкретных идей и прототипов до серийного производства… опять же, руководствуясь теми же стандартами.
- Естественно, усилия маркетологов и логистов по доставке данного товара до потребителя с минимальными транспортными и транзакционными издержками.
На деле, все далеко от такого идеала. Естественно, исследования ведутся, но далеко не всеми компаниями, и не так значительно, прежде всего, потому что это лишние издержки, и гораздо дешевле сидеть на «традиционном подходе», просто делая фотоаппараты разработки прошлого века быстрее, выше, сильнее — кстати, олимпийская атрибутика очень позитивно сказывается на продажах обоих лидеров рынка, отчего компания ККК в радикальных инновациях не замечена (из последнего — даже два пиксела это все равно два раза по одному пикселу, а не техническая революция), а компания ННН их умеренно дозирует. Инновации для обеих компаний — это отслеживание позиций конкурентов, которые, все вместе взятые, держат около 30% рынка, в то время как лидеры делят оставшиеся 70% пополам в разных пропорциях.
Пошла мода на системные камеры — выпустим свою, но такую, чтобы, не дай бог, не задавила позиции успешно продающихся зеркалок. А потому, она должна сильно отличаться от зарекомендовавших себя зеркалок компании: быстрые, но с маленькой матрицей, с большой матрицей, но тормозные. Востребованные инструменты, которые технологически сделать легко, но они присутствуют в виде более дорогих решений, реализованы не будут — не пропустит отдел продаж, подчиненный маркетологам (как пример, стабилизатор в камере, который у обоих отсутствует), получающим бонусы за каждый доллар, потраченный потребителем, и технический прогресс здесь по боку. Хочется потребителю коммуникации — пусть покупает внешние блоки баксов по сто, мы через год поддержку сделаем во всей линейке камер.
При этом, что интересно, разработки у инженеров своевременны, просто очень долго лежат и пылятся в столах, а подчас вообще засекречены, до поры до времени. Рынок этот очень сложный, и чтобы конкурировать с лидерами, нужно или против себя работать, зарабатывая на камерах копейки (при незначительных продажах, высоких затратах на интеграцию свежих разработок — все на фоне диких продаж старых решений по заоблачным ценам), или продавать обкатанные решения дорого, что, при таких же объемах, даст больше денег… если объемы будут, конечно.
Сами инженеры создают новинки постоянно — сложно сказать, сколько их в каждой из компаний-лидеров (и не-лидеров) постоянно циркулирует по ее структуре в виде чертежей, патентов, прототипов. Горячие новинки часто и по году ждут своего анонса и запуска в массовое производство — и это уже после того как их прототипы уже тщательно протестированы, потребители ждут, а форумы полнятся слухами (по проверенной информации, так было с Nikon D800, а Nikon D400 по той же причине так и не будет выпущен). Судя по отношению конкурентов к выставкам по профилю, они не просто тщательно планируют свою тактику и стратегию, они еще и проводят мероприятия по промышленному шпионажу, стараясь, если и превзойти основного конкурента, то совсем чуть-чуть, и до дней согласуя анонсы: если известно, что скинет бомбу, его действия упреждаются своей моделью попроще, а выигрыш получается от неожиданности. Впрочем, фраза про «бомбу», конечно, сильно преувеличена — лидеры намерено не раскручивают маховик, зная, что каждая очередная камера не последняя, и завтра придется тоже что-то выпускать на рынок, а те чудаки, которые «все спалили за час», исчезли еще в советское время.
Что касается действий маркетологов, то они тоже весьма сомнительны: имея на руках к моменту анонса порядка 10 разных прототипов разной степени готовности, от сырых до обкатанных в течение года-двух, они подолгу решают, что запустить в производство (а японское производство сделано таким образом, что хороший прототип можно на него закинуть в течение месяца, в особенности, если от предшественника он отличается лишь количественно), исходя из экономических величин — что дешевле по затратам, что проще запустить, где легче наладить поставку комплектующих… в любом случае, фактор революционности технического решения стоит в этом списке рядом с пунктом о количестве требующихся для него дворников, сразу после. Это, собственно, видно по анонсам: гонка мегапикселов закончилась пару лет назад, а камеры лидеров продолжают прибавлять в весе, не прибавляя в мышечной массе. Понятно, что в таких условиях куда проще «создать спрос», набивая информационные каналы ересью про то, что «печатать фотографии большого размера можно только с матриц высокого разрешения», «шум в фотографии убивает детализацию», «Canon или Nikon?». О чем это вообще? Сегодня фотографии печатают 3% фотографирующих (не фотографов, а всех, кто покупает фототехнику), и даже эта цифра продолжает сокращаться, пусть и не такими дикими темпами. Шум в фотографии виден, если ее смотреть в полном разрешении и при 100% увеличении — на пережатой картинке в интервебе 800 точек по длинной стороне его нет, в 99% случаев. Почему в уравнение «Canon или Nikon» не добавляются оставшиеся 5-8 производителей, которые тоже делают камеры и делают неплохо — это программирование такое?
Получается, что мнение потребителя, в общем-то, вторично — причина этому кроется в особенностях рынка: производители не так много зарабатывают на каждой камере, чтобы еще и извиваться под интересы каждого. Либо бери, что все, либо смотри на других производителей, раз такой разборчивый — благо, из нишевых компаний есть что выбрать. Большинство идут первым путем. Именно поэтому и продается не то, что нужно пользователю (здесь используются устаревшие данные времен, когда шла активная дележка сегментов рынка — понятно, что в цифровые времена данные 10-летней давности воспринимаются как архаичные), а то, что может произвести производитель. Как итог, это отрицательное влияние на технический прогресс — сегодняшние камеры уже не так далеко ушли от тех, что были лет пять назад, к сожалению. Необходимо помнить, что почти у всех производителей фототехники есть и другие направления, приносящие им куда больше денег, поэтому камеры для них не первичны, поэтому слишких больших усилий здесь не будет.
А в итоге, получается так: при запасе разработок штук в 10-15 по фотоаппаратам и некоторому количеству по объективам, к примеру, всегда есть, чем удержать свою позицию на месте короля горы. Ну выпустил Zeiss супер-пупер разработку (наша заметка про компанию все равно верна — оптическая разработка тоже не самая свежая), так можно ему противопоставить слух либо уже полуготовый прототип, давно пылящийся на складе, потому что его схема, в общем-то, позволяет сделать то же самое. И если завтра кто-то из не-лидеров представит «революционную разработку», она просто будет скомпенсирована такой же разработкой, на папке которой уже успела скопиться пыль за годы лежания в архиве.
Вы заметили дикое количество сайтов по публикации слухов? Это что же, в наше время существуют такие дикие проблемы с конфиденциальностью и защитой данных? Отнюдь — просто слив слухов стал таким интересным трендом, а в тренде быть нужно любому уважающему себя производителю, иначе перестанут уважать потребители. Это новый маркетинг, детка!