Название компании 南光 (Нань-Гуан) переводится как «Южный свет», если кому интересно. Действительно свет и действительно южный (провинция Гуандун). На некитайском рынке используется марка NANLITE, но если увидите Nanguang, Nanlux и Ledgo — это один производитель, хотя и разные линейки продуктов.
Я купил свой набор в Synchro.ru (официальный поставщик с прямым выходом на производителя), но этот обзор — не промо, он не оплачен ни производителем, ни продавцом. Я не обязывался его написать, а равно и не имею с него никаких бонусов.
Вес одного прибора ≈260 граммов, габариты — 25 см в длину и около 4 в сечении. Корпус чёрный из крепкого пластика. Задняя часть — 5 граней с магнитами разной полярности внутри на торцах по граням, на стороне трубки (белый матовый акрил-рассеиватель) полуцилиндр. В торцах по дырке под ¼» резьбу. Приборы могут смагнититься между собой в группу (без вставленного провода USB это удачно, с проводом — не особо), а также стыковаться двойным винтом ¼» в линию сравнительно произвольной длины. Хотя длинные и мощные источники — это более дорогие 77-сантиметровый PavoTube 15C и 117-сантиметровый PavoTube 30C, которые, по сути — клоны потрясающих ламп Astera. Но полный комплект Astera стоит $8500 (в России — порядка 480 т. р.) и оправдывает себя только в коммерческом кинопроизводстве или при сдаче в аренду оному кинопроизводству. А PavoTube II 6C можно купить и просто так, очень полезная игрушка в видео и, пожалуй, даже фото.
Аккумулятор 3,7В/2200 мАч, требование к заряду — 5В до 2А. С нуля до полного заряжается за 2,5 часа по паспорту. Умеет работать от внешнего питания и заряжаться в процессе. Хватает примерно на час с полного заряда при максимальной яркости постоянного света, а при минимальной яркости с эффектами — до 10 часов и даже больше. Примерное время работы показывается не только трёхсегментным индикатором батарейки на дисплее, но и в часах в виде Ч.n., где n — 0,1 часа, то есть 6 минут. Странная дробность, но всё равно неплохо.
Таблицу интенсивности светового потока в разных режимах можно посмотреть здесь в самом низу страницы. Приборы слабенькие, на самом деле, но мощность — это не их задача. Шестёрки рассчитаны на работу в качестве декоративного, акцентно-рисующего или эффектного света, но могут использоваться и в качестве накамерного, а 2–3 таких маленьких трубочки более чем в состоянии быть освещением говорящей головы при съёмке в низком ключе. Особенно если нужны спецэффекты, которые я подробно описал ниже.
Аксессуары
В базовом комплекте: приятный чехольчик из синтетической ткани с верёвочной затяжкой, крепко и фирменно сделанный, провод USB-A на Type-C — крепкий, аккуратный и в нейлоновой оплётке, ремешок с вышитым логотипом и винтом ¼» на колечке — можно повесить туда, где висит; три стальные пластинки (одна из них предполагается запасной), производитель предлагает приклеивать их — дословно гаффер-тейпом! — на немагнитную поверхность и к ним лепить приборы. Магниты ДЕРЖАТ. С малого воздушного судна всяко сдует и внутри на взлёте-посадке отвалится, но в целом крайне, крайне полезное добавление. Ещё есть полноценная и толковая книжка-инструкция, но, конечно, с забавными китайскими ошибками в английском.
Опции
Отдельно можно (а иногда нужно) купить:
- Eggcrate: соты/шторы на резиночках. Насадка очень сильно сужает угол светового потока, что крайне полезно во многих ситуациях, чтобы не конструировать на ходу флаги из синефоли или чего ещё подвернётся, и не городить колхоз с тейпом. Я себе взял по одному на каждый. К сожалению, не лезут в чехол по длине, и совсем чуть-чуть, на пару сантиметров. В сложенном виде — плоский прямоугольник 30×7 см примерно и толщиной в три миллиметра.
- Держатель-хомут на просвет. Если по какой-то причине не получается или не нужно крепить прибор за торцы — можно взять в хомут. Он сделан из полупрозрачного и довольно хлипкого по ощущениям поликарбоната, в комплекте маленькая шаровая головка на башмак и ¼». Взял два таких, плюс ещё один без головы Андрей Павлеев из Synchro положил мне в подарок. Хомут также можно использовать для стыковой фиксации трубок в линию, если нет винта или стержня ¼» папа × ¼»-папа — магниты друг друга чуют, но для такой конфигурации они слишком слабы уже. Зато «бок к боку» и «спина к спине» — отлично и на магнитах, хотя при вибрации и тряске рекомендую затейпить.
- Рукоятка под аккумулятор NP-F550 с проводком Type-C и по форме корпуса под прибор, делает из него жезл в духе Godox LC500 и с запасом по питанию ещё на 70 минут в максимальном режиме. Пока не купил, но подумываю. В принципе, питаться трубка может от любого пауэрбанка вообще, а рукоятка может питать любое другое устройство на Type-C.
- Прозрачный матовый герметичный пакет типа Dicapac для съёмки в сильный дождь или под водой, с длинным ремешком на довольно хилом пластиковом карабине. Купил один на всякий случай. В ванну пока не окунал, но не думаю, что будут проблемы. Фиксаторы в этом случае разве что магнитные.
- Пульт для беспроводного управления. Не купил, но подумываю, особенно когда докуплю ещё таких приборов, а это, вероятно, случится.
- Роутер для беспроводного управления всеми функциями. Стоит дорого (от 16300 на алиэкспрессе до 24500 в Москве), имеет смысл при наличии большого количества приборов NANLITE/Nanguang, коих много и разнообразно на все случаи жизни. К нему есть гигантских размеров (под 130 мегабайт) приложение Nanguang LED на Android 5+ и iOS 9+, в принципе, оно близко по функционалу к Astera App.
- Мягкая сумка-параллелепипед на 6 приборов. В планах вместе с другими приборами и пультом.
Функции
- Режим MENU. Выбирается 1 из 512 каналов радиоуправления, язык (английский или китайский), показывается версия прошивки. В моих приборах версия 0.00.07 (актуальная, от 5 сентября 2020 года), возможна перепрошивка — для связи с компьютером и питания/зарядки есть разъём Type-C. Дисплей OLED, 4 кнопки (MODE, SWITCH, +, −, POWER). Управление сделано достаточно удобно и логично, кнопки плёночные с тактильным откликом.
- Режим CCT (controlled color temperature): 2700–7500К с шагом 100К, диммер от 0 до 100%, сдвиг в зелёный или малиновый по 1% из 100 возможных.
- Режим HSI (Hue, Saturation, Intensity) — цветной свет. 360 оттенков, каждый со 100 интенсивностями и 100 насыщенностями. Насыщенность 0 обозначает, как я понял, средний белый, который в этом случае равен 5100К, но может и какой-то другой — не мерил пока. Если выставить HUE 090 — будет зелёная подсветка хромакея. Да, на зелёный хромакей крайне хорошо светить именно зелёным светом, максимально близким к 525 нм.
- Режим EFFECT — спецэффекты почти на все случаи жизни. Предупреждаю, что режимы эффектов могут быть крайне опасны для страдающих такой эпилепсией, с которой приступы провоцируются мерцанием и вспышками.
- HUE PULSE. Пульсация цвета. Можно выбрать максимальную яркость пика пульсации (0–100%), максимальную насыщенность (0–100), количество циклов пульсации в минуту (1–240), любой из 360 цветов. В том кинопроекте, в котором я сейчас занят как консультант по реквизиту и актёр второго плана, на подобном функционале ламп Astera строится несколько важных сюжетных элементов, без них реализовать эту идею было бы очень непросто.
- CCT PULSE. Пульсация калиброванного света. Можно выбрать максимальную яркость пика пульсации (0–100%), количество циклов пульсации в минуту (1–240, 0 выключает свет, не уходя из режима), цветовую температуру (2700–7500К с шагом 100К), сдвиг в зелёный или малиновый (±100 с шагом 1).
- HUE FLASH. Цветной стробоскоп. Максимальная яркость свечения (0–100%), оттенок (любой из 360), насыщенность (0–100), интервал (0,1–10 секунд с шагом 0,1 секунды). Если особо заморочиться, можно собрать сегментные часы из подобающего количества палочек в этом режиме. В схеме, очевидно, предусмотрен тактовый генератор для точных отсечек времени, и секунда там действительно равна секунде.
- CCT FLASH. Стробоскоп калиброванного света. Максимальная яркость свечения (0–100%), цветовую температуру (2700–7500К с шагом 100К), сдвиг в зелёный или малиновый (±100 с шагом 1), интервал (0,1–10 секунд с шагом 0,1 секунды).
- INT LOOP. Циклический диммер общий. Выбираются минимальная (0–100, не выше максимума) и максимальная (0–100, не ниже минимума) мощности, скорость цикла (от 2 до 30 секунд с шагом в 1 секунду), цвет (из 360) ИЛИ цветовая температура (2700–7500 с шагом 100 без сдвига зелёный/ малиновый).
- CCT LOOP. Циклический диммер по цветовой температуре. Выбираются: мощность (0–100%) начальная и конечная температуры (каждая от 2700К до 7500К без сдвига в оттенок), скорость цикла (от 2 до 30 секунд)
- HUE LOOP. Циклическая смена цвета. Выбираются: мощность (0–100%), начальный и конечный цвета (каждый от 0 до 360), скорость (от 2 до 30 секунд на цикл).
- WELDING. Имитация света от сварки металла. Выбираются минимальная и максимальная мощность, цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость (1–100), пауза вкл/выкл.
- EXPLOSION. Имитация вспышки от взрыва. Выбираются максимальная мощность, цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость (1–100), скорость затухания (decay, 1–100, 100 — медленнее).
- FIREWORK. Имитация света от фейерверка/салюта. Выбираются максимальная яркость (0–100%), количество цветов (3–24 с кратностью 3), скорость (0–100), затухание (0–100).
- BAD BULB. Имитация мерцающей лампочки (плохой люминесцентной или накаливания со скачущим электричеством). Настраиваются: цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость (1–100).
- DISCO. Имитация цветомузыки. Настраиваются: яркость (0–100%), количество цветов (3–24 с кратностью 3), скорость (0–100). От режима FIREWORK отличается отсутствием настройки затухания.
- CANDLE/FIRE. Имитация света от свечи, костра или камина. Выбираются: минимальная и максимальная яркость (0–100 каждая), базовая цветовая температура (2700–7500К с шагом 100К и сдвигом З/М ±100), скорость мерцания (1–100). Мерцание с элементами псевдослучайности.
- PAPARAZZI. Имитация фотовспышек на красной дорожке или в фотопуле с элементами псевдослучайности. Настраиваются яркость (0–100, на 0 выключен), цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость (1–100).
- TV. Имитация мерцания ЭЛТ-экрана или просто отсвета от телевизора, эффект с элементами псевдослучайности. Настраиваются минимальная и максимальная яркость (0–100 для каждой), базовая цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость эффекта (1–100). Вполне правдоподобно получается на скорости 20–25 и с разбегом яркостей процентов в 20–30.
- POLICE CAR. Имитация спецсигналов на полицейских и подобных машинах. Выбираются яркость (0–100), цветовая комбинация (синий, красно-синий, сине-белый, красно-бело-синий), скорость эффекта (0–100). Оранжевой аэродромной/коммунальной мигалки нет, но она успешно имитируется в режиме HUE PULSE.
- STORM. Имитация вспышек молний в грозу. Настраиваются максимальная яркость, цветовая температура (2700–7500К без сдвига), два интервала между вспышками (от 1 до 60 секунд каждый, минимальный не больше максимального и наоборот). Сами вспышки псевдослучайны и могут быть каждый раз как одиночные, так и сериями с разной мощностью импульсов.
Большинство спецэффектов раскрываются на полную при использовании двух и более приборов с немного разными настройками на каждом. По сравнению с большими трубками Astera не хватает разве что эффекта «бегущего пятна», который одним-двумя приборами позволяет имитировать, например, свет от уличных фонарей в едущей по трассе машине, при условии, что машина стоит на месте и снимается на хромакее, но «бегущее пятно» на такой короткой трубке практически бессмысленно.
Дарю идею: режимы STORM, FIREWORK, WELDING и DISCO могут быть очень кстати при съёмке, скажем, миниатюр с кукольными домиками и масштабными моделями, а режим CANDLE/FIRE при установленной температуре 2700К (либо вообще 3400К с малиновым сдвигом 20 плюс утепляющая плёнка CTO ½ stop) превращает визуально убедительную съёмку человека у костра/камина/при пожаре/за столом при свечах в совершенно элементарную операцию, тогда как в обычной жизни это представляет известную сложность.
В целом моя рекомендация коллегам-операторам — брать и не думать, причём в первой покупке лучше 2–3 штуки сразу (и соты, соты не забудьте!). Получится великолепный сверхпортативный комплект, который будет полезен как в роли quick’n’dirty мобильного света для интервью и пр., так и для художественных эффектов в компании с другими приборами.
Игнат Соловей — фотограф, видеооператор, верстальщик полиграфии, переводчик с английского, редактор-корректор, журналист. Во всех профессиях — многолетний стаж. В юности работал аникейщиком и радиоведущим. Знаток истории фототехники, анимешник, эрудит. По образованию — журналист. Москвич. Соавтор программы об авиации общего назначения Flight TV (основной оператор и технический директор).