Простые фокусы

Nanlite Pavotube II 6C

Название компании 南光 (Нань-Гуан) переводится как «Южный свет», если кому интересно. Действительно свет и действительно южный (провинция Гуандун). На некитайском рынке используется марка NANLITE, но если увидите Nanguang, Nanlux и Ledgo — это один производитель, хотя и разные линейки продуктов.

Я купил свой набор в Synchro.ru (официальный поставщик с прямым выходом на производителя), но этот обзор — не промо, он не оплачен ни производителем, ни продавцом. Я не обязывался его написать, а равно и не имею с него никаких бонусов.

Вес одного прибора ≈260 граммов, габариты — 25 см в длину и около 4 в сечении. Корпус чёрный из крепкого пластика. Задняя часть — 5 граней с магнитами разной полярности внутри на торцах по граням, на стороне трубки (белый матовый акрил-рассеиватель) полуцилиндр. В торцах по дырке под ¼» резьбу. Приборы могут смагнититься между собой в группу (без вставленного провода USB это удачно, с проводом — не особо), а также стыковаться двойным винтом ¼» в линию сравнительно произвольной длины. Хотя длинные и мощные источники — это более дорогие 77-сантиметровый PavoTube 15C и 117-сантиметровый PavoTube 30C, которые, по сути — клоны потрясающих ламп Astera. Но полный комплект Astera стоит $8500 (в России — порядка 480 т. р.) и оправдывает себя только в коммерческом кинопроизводстве или при сдаче в аренду оному кинопроизводству. А PavoTube II 6C можно купить и просто так, очень полезная игрушка в видео и, пожалуй, даже фото.

Аккумулятор 3,7В/2200 мАч, требование к заряду — 5В до 2А. С нуля до полного заряжается за 2,5 часа по паспорту. Умеет работать от внешнего питания и заряжаться в процессе. Хватает примерно на час с полного заряда при максимальной яркости постоянного света, а при минимальной яркости с эффектами — до 10 часов и даже больше. Примерное время работы показывается не только трёхсегментным индикатором батарейки на дисплее, но и в часах в виде Ч.n., где n — 0,1 часа, то есть 6 минут. Странная дробность, но всё равно неплохо.
Таблицу интенсивности светового потока в разных режимах можно посмотреть здесь в самом низу страницы. Приборы слабенькие, на самом деле, но мощность — это не их задача. Шестёрки рассчитаны на работу в качестве декоративного, акцентно-рисующего или эффектного света, но могут использоваться и в качестве накамерного, а 2–3 таких маленьких трубочки более чем в состоянии быть освещением говорящей головы при съёмке в низком ключе. Особенно если нужны спецэффекты, которые я подробно описал ниже.

Аксессуары

В базовом комплекте: приятный чехольчик из синтетической ткани с верёвочной затяжкой, крепко и фирменно сделанный, провод USB-A на Type-C — крепкий, аккуратный и в нейлоновой оплётке, ремешок с вышитым логотипом и винтом ¼» на колечке — можно повесить туда, где висит; три стальные пластинки (одна из них предполагается запасной), производитель предлагает приклеивать их — дословно гаффер-тейпом! — на немагнитную поверхность и к ним лепить приборы. Магниты ДЕРЖАТ. С малого воздушного судна всяко сдует и внутри на взлёте-посадке отвалится, но в целом крайне, крайне полезное добавление. Ещё есть полноценная и толковая книжка-инструкция, но, конечно, с забавными китайскими ошибками в английском.

Опции

Отдельно можно (а иногда нужно) купить:

  1. Eggcrate: соты/шторы на резиночках. Насадка очень сильно сужает угол светового потока, что крайне полезно во многих ситуациях, чтобы не конструировать на ходу флаги из синефоли или чего ещё подвернётся, и не городить колхоз с тейпом. Я себе взял по одному на каждый. К сожалению, не лезут в чехол по длине, и совсем чуть-чуть, на пару сантиметров. В сложенном виде — плоский прямоугольник 30×7 см примерно и толщиной в три миллиметра.
  2. Держатель-хомут на просвет. Если по какой-то причине не получается или не нужно крепить прибор за торцы — можно взять в хомут. Он сделан из полупрозрачного и довольно хлипкого по ощущениям поликарбоната, в комплекте маленькая шаровая головка на башмак и ¼». Взял два таких, плюс ещё один без головы Андрей Павлеев из Synchro положил мне в подарок. Хомут также можно использовать для стыковой фиксации трубок в линию, если нет винта или стержня ¼» папа × ¼»-папа — магниты друг друга чуют, но для такой конфигурации они слишком слабы уже. Зато «бок к боку» и «спина к спине» — отлично и на магнитах, хотя при вибрации и тряске рекомендую затейпить.
  3. Рукоятка под аккумулятор NP-F550 с проводком Type-C и по форме корпуса под прибор, делает из него жезл в духе Godox LC500 и с запасом по питанию ещё на 70 минут в максимальном режиме. Пока не купил, но подумываю. В принципе, питаться трубка может от любого пауэрбанка вообще, а рукоятка может питать любое другое устройство на Type-C.
  4. Прозрачный матовый герметичный пакет типа Dicapac для съёмки в сильный дождь или под водой, с длинным ремешком на довольно хилом пластиковом карабине. Купил один на всякий случай. В ванну пока не окунал, но не думаю, что будут проблемы. Фиксаторы в этом случае разве что магнитные.
  5. Пульт для беспроводного управления. Не купил, но подумываю, особенно когда докуплю ещё таких приборов, а это, вероятно, случится.
  6. Роутер для беспроводного управления всеми функциями. Стоит дорого (от 16300 на алиэкспрессе до 24500 в Москве), имеет смысл при наличии большого количества приборов NANLITE/Nanguang, коих много и разнообразно на все случаи жизни. К нему есть гигантских размеров (под 130 мегабайт) приложение Nanguang LED на Android 5+ и iOS 9+, в принципе, оно близко по функционалу к Astera App.
  7. Мягкая сумка-параллелепипед на 6 приборов. В планах вместе с другими приборами и пультом.

Функции

  • Режим MENU. Выбирается 1 из 512 каналов радиоуправления, язык (английский или китайский), показывается версия прошивки. В моих приборах версия 0.00.07 (актуальная, от 5 сентября 2020 года), возможна перепрошивка — для связи с компьютером и питания/зарядки есть разъём Type-C. Дисплей OLED, 4 кнопки (MODE, SWITCH, +, −, POWER). Управление сделано достаточно удобно и логично, кнопки плёночные с тактильным откликом.
  • Режим CCT (controlled color temperature): 2700–7500К с шагом 100К, диммер от 0 до 100%, сдвиг в зелёный или малиновый по 1% из 100 возможных.
  • Режим HSI (Hue, Saturation, Intensity) — цветной свет. 360 оттенков, каждый со 100 интенсивностями и 100 насыщенностями. Насыщенность 0 обозначает, как я понял, средний белый, который в этом случае равен 5100К, но может и какой-то другой — не мерил пока. Если выставить HUE 090 — будет зелёная подсветка хромакея. Да, на зелёный хромакей крайне хорошо светить именно зелёным светом, максимально близким к 525 нм.
  • Режим EFFECT — спецэффекты почти на все случаи жизни. Предупреждаю, что режимы эффектов могут быть крайне опасны для страдающих такой эпилепсией, с которой приступы провоцируются мерцанием и вспышками.
  1. HUE PULSE. Пульсация цвета. Можно выбрать максимальную яркость пика пульсации (0–100%), максимальную насыщенность (0–100), количество циклов пульсации в минуту (1–240), любой из 360 цветов. В том кинопроекте, в котором я сейчас занят как консультант по реквизиту и актёр второго плана, на подобном функционале ламп Astera строится несколько важных сюжетных элементов, без них реализовать эту идею было бы очень непросто.
  2. CCT PULSE. Пульсация калиброванного света. Можно выбрать максимальную яркость пика пульсации (0–100%), количество циклов пульсации в минуту (1–240, 0 выключает свет, не уходя из режима), цветовую температуру (2700–7500К с шагом 100К), сдвиг в зелёный или малиновый (±100 с шагом 1).
  3. HUE FLASH. Цветной стробоскоп. Максимальная яркость свечения (0–100%), оттенок (любой из 360), насыщенность (0–100), интервал (0,1–10 секунд с шагом 0,1 секунды). Если особо заморочиться, можно собрать сегментные часы из подобающего количества палочек в этом режиме. В схеме, очевидно, предусмотрен тактовый генератор для точных отсечек времени, и секунда там действительно равна секунде.
  4. CCT FLASH. Стробоскоп калиброванного света. Максимальная яркость свечения (0–100%), цветовую температуру (2700–7500К с шагом 100К), сдвиг в зелёный или малиновый (±100 с шагом 1), интервал (0,1–10 секунд с шагом 0,1 секунды).
  5. INT LOOP. Циклический диммер общий. Выбираются минимальная (0–100, не выше максимума) и максимальная (0–100, не ниже минимума) мощности, скорость цикла (от 2 до 30 секунд с шагом в 1 секунду), цвет (из 360) ИЛИ цветовая температура (2700–7500 с шагом 100 без сдвига зелёный/ малиновый).
  6. CCT LOOP. Циклический диммер по цветовой температуре. Выбираются: мощность (0–100%) начальная и конечная температуры (каждая от 2700К до 7500К без сдвига в оттенок), скорость цикла (от 2 до 30 секунд)
  7. HUE LOOP. Циклическая смена цвета. Выбираются: мощность (0–100%), начальный и конечный цвета (каждый от 0 до 360), скорость (от 2 до 30 секунд на цикл).
  8. WELDING. Имитация света от сварки металла. Выбираются минимальная и максимальная мощность, цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость (1–100), пауза вкл/выкл.
  9. EXPLOSION. Имитация вспышки от взрыва. Выбираются максимальная мощность, цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость (1–100), скорость затухания (decay, 1–100, 100 — медленнее).
  10. FIREWORK. Имитация света от фейерверка/салюта. Выбираются максимальная яркость (0–100%), количество цветов (3–24 с кратностью 3), скорость (0–100), затухание (0–100).
  11. BAD BULB. Имитация мерцающей лампочки (плохой люминесцентной или накаливания со скачущим электричеством). Настраиваются: цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость (1–100).
  12. DISCO. Имитация цветомузыки. Настраиваются: яркость (0–100%), количество цветов (3–24 с кратностью 3), скорость (0–100). От режима FIREWORK отличается отсутствием настройки затухания.
  13. CANDLE/FIRE. Имитация света от свечи, костра или камина. Выбираются: минимальная и максимальная яркость (0–100 каждая), базовая цветовая температура (2700–7500К с шагом 100К и сдвигом З/М ±100), скорость мерцания (1–100). Мерцание с элементами псевдослучайности.
  14. PAPARAZZI. Имитация фотовспышек на красной дорожке или в фотопуле с элементами псевдослучайности. Настраиваются яркость (0–100, на 0 выключен), цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость (1–100).
  15. TV. Имитация мерцания ЭЛТ-экрана или просто отсвета от телевизора, эффект с элементами псевдослучайности. Настраиваются минимальная и максимальная яркость (0–100 для каждой), базовая цветовая температура (2700–7500К c шагом 100 и сдвигом зелёный/малиновый ±100), скорость эффекта (1–100). Вполне правдоподобно получается на скорости 20–25 и с разбегом яркостей процентов в 20–30.
  16. POLICE CAR. Имитация спецсигналов на полицейских и подобных машинах. Выбираются яркость (0–100), цветовая комбинация (синий, красно-синий, сине-белый, красно-бело-синий), скорость эффекта (0–100). Оранжевой аэродромной/коммунальной мигалки нет, но она успешно имитируется в режиме HUE PULSE.
  17. STORM. Имитация вспышек молний в грозу. Настраиваются максимальная яркость, цветовая температура (2700–7500К без сдвига), два интервала между вспышками (от 1 до 60 секунд каждый, минимальный не больше максимального и наоборот). Сами вспышки псевдослучайны и могут быть каждый раз как одиночные, так и сериями с разной мощностью импульсов.

Большинство спецэффектов раскрываются на полную при использовании двух и более приборов с немного разными настройками на каждом. По сравнению с большими трубками Astera не хватает разве что эффекта «бегущего пятна», который одним-двумя приборами позволяет имитировать, например, свет от уличных фонарей в едущей по трассе машине, при условии, что машина стоит на месте и снимается на хромакее, но «бегущее пятно» на такой короткой трубке практически бессмысленно.

Дарю идею: режимы STORM, FIREWORK, WELDING и DISCO могут быть очень кстати при съёмке, скажем, миниатюр с кукольными домиками и масштабными моделями, а режим CANDLE/FIRE при установленной температуре 2700К (либо вообще 3400К с малиновым сдвигом 20 плюс утепляющая плёнка CTO ½ stop) превращает визуально убедительную съёмку человека у костра/камина/при пожаре/за столом при свечах в совершенно элементарную операцию, тогда как в обычной жизни это представляет известную сложность.

В целом моя рекомендация коллегам-операторам — брать и не думать, причём в первой покупке лучше 2–3 штуки сразу (и соты, соты не забудьте!). Получится великолепный сверхпортативный комплект, который будет полезен как в роли quick’n’dirty мобильного света для интервью и пр., так и для художественных эффектов в компании с другими приборами.


Игнат Соловей — фотограф, видеооператор, верстальщик полиграфии, переводчик с английского, редактор-корректор, журналист. Во всех профессиях — многолетний стаж. В юности работал аникейщиком и радиоведущим. Знаток истории фототехники, анимешник, эрудит. По образованию — журналист. Москвич. Соавтор программы об авиации общего назначения Flight TV (основной оператор и технический директор).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *