Есть такие камеры, которые максимально функциональны и удобны в управлении, при этом их не очень жалко случайно разбить, не говоря уже о том, что подчас требуются варианты, которые неприхотливы в использовании — например, когда вы едете в дикие условия, и вам там требуется довольно долгое время прожить без доступа к электричеству, проходя в день пару десятков километров, при том что вокруг может быть как палящее солнце, так и и регулярные дожди и туманы.
Именно эта камера успела побывать в грязи Кунашира, последнего из российской части курильских островов перед границей с Японией… в условиях, когда каждый грамм на счету, это стало решающим фактором выбора. Ведь вместе со штатным объективом 14-42 она весит всего лишь 648 гр, включая батарею и карту памяти.
Вся серия G для компании Panasonic является сакральной, именно эти камеры в своё время начинали для неё большую фотографию, а соответственно, и возлагает на них компании куда больше ответственности.
Интерфейс
Кнопок в этой серии всегда было много, и по логике Panasonic они все полностью настраиваются, я уже теряюсь в предположениях, сколько здесь функциональных клавиш. На верхней панели два основных диска выбора режимов и привода, которые позволяют удобно включать таймер, серийную съёмку или пост-фокус, а также интервальную съемку, выбрать один из пользовательских режимов или интеллектуальный авто, три основных клавиши здесь появились, как в старших камерах и отвечают за баланс белого, чувствительности и экспокоррекция, есть и традиционная клавиша включения записи видео, при этом они все настраиваемые, если вдруг пользователь захочет их использовать иначе.
Два основных диска имеют традиционное предназначение, но тоже настраивается под нужды пользователя, к тому же, на них вешаются не две функции, a четыре, за счёт того что на заднем диске есть клавиша, позволяющая этими же дисками управлять, скажем, балансом белого и чувствительностью даже на моей камере, поэтому здесь эти дефолтные функции излишни. Поэтому я на неё попросту поставил возможность управления стабилизацией изображения, что актуально при съемке со штатива, к примеру. Интересно, что настраиваются не только функции кнопок, но также и их поведение, например, если вы захотите, сможете менять баланс белого чувствительности, экспокоррекцию либо после нажатия, как в Pentax и Canon, либо во время нажатия, как в Nikon. Я привык к последнему, поэтому для меня интуитивно именно это, но вполне возможно, вы привыкли к другому поведению камеры. И да, безусловно, появление третьего диска на задней панели, который даже лучше сделан, чем в моём GH4, безусловно прорыв. Это то, за что я ценю, к примеру, камеры Canon, что есть в системе Panasonic с байонетом L, и ряде других камер. Это просто должно быть в камере.
Интересно, что в интерфейсе полностью отсутствуют сцены, вроде портрета или пейзажа, отчего она в меньшей степени подходит для начинающих, правда, компания заменила их автоматическим выбором Intelligent auto, который попал абсолютно во все камеры последнего времени у Panasonic.
В путешествии удобно то, что камеру можно не только зарядить, но и даже запитать от внешнего USB источника, что актуально и для работы, когда у вас резко садится батарейка из-за вашей собственной непредусмотрительности. А вот то, что, помимо порта для микрофона, здесь появился еще и порт для наушников, вообще замечательно, поскольку теперь камеру можно вполне серьезно использовать для видеосъемки, и мониторинг звука теперь здесь есть уже «из коробки».
Матрица
Здесь более пластичная для обработки матрица, которая меня порадовала с точки зрения картинки. Она осталась все такой же 12 битной, но у неё визуально лучше и профили под lightroom, по сравнению с G80 и G7, работать соответственно, с ней тоже легче, поскольку можно больше вытянуть. Интересно, что даже картина шумов здесь радикально отличается от матрицы предыдущего поколения, которая, надо сказать, хоть и была неплоха, но всё же засиделась на своём месте. Более того, 20 мегапикселей достаточно даже для довольно серьезной работы с фото, пусть и диапазон чувствительности здесь не самый широкий, от ISO 200 до ISO 25600, но при этом, в отличие от предшественниц, здесь вполне можно снимать на ISO 6400, хотя он безбожно шумит, но картинка здесь не такая жуткая, как на предшественницах тем не менее, всем, кто у меня обычно спрашивает совета по мелкоматричным камерам, я традиционно рекомендую не снимать со штатным объективом, а сразу переключаться на компактные фиксы, которых в этой системе просто море, только тогда вы получите, действительно, большую разницу с крупными камерами.
Печально, что в видео эта матрица выводит только 8 бит, как наружу, так и пишет на карту, зато эта камера стала одной из первых, которая в этом режиме поддерживает цветовую модель V-log, естественно, его до сих пор необходимо покупать, и стоит она сегодня безбожные 7.000 рублей. По этой же причине, и сама камера стоит 80.000 руб
Я до сих пор не могу понять, почему в этой камере остался кроп ×1.3 к площади матрицы, если снимать в 4K. Мне, как владельцу широкоугольных объективов, это очень печально. Вот, к примеру, возьмём объектив Panasonic Leica DG Summilux 12mm f/1.4 ASPH, который обычно в HD дает нам угол обзора 24 мм объектива на полном кадре, но здесь он в 4К будет на 30% «длиннее», то есть, примерно 32 мм. Согласитесь, это уже совсем не широкий угол. А вот если взять какой-нибудь еще более широкий, например, 8 мм, то от его сверхширокоугольности здесь вообще ничего не останется. впрочем, если не гнаться за технологиями, а спокойно снимать в Full HD, картина замечательная. Не будем забывать, что в этой камере уже есть встроенный стабилизатор изображения, который кстати по моим ощущениям шагнул вперед, по сравнению с G80. Это логично, хотя, может быть, и там его уже потом прошивками прокачали, и сегодня он уже не тот, что был на момент выпуска.
Автофокус
Понятно, что в силу не самого лучшего автофокуса Panasonic, с этой камерой видео нужно снимать в ручном режиме, но это, пожалуй, самый ужасный системный минус камеры, во всём остальном у неё весьма сносные характеристики.
Автофокус у компании становится с каждым годом всё лучше, здесь его можно вполне осознанно использовать даже для профессиональной работы.
С оговоркой, правда, что ты знаешь, что ты делаешь. Я же привычно на него снимал в режиме ручной фокусировки, который сделан более чем интеллектуально, когда тебе надо просто указать объект, на котором сфокусироваться, и камера его будет держать на этой дистанции.
Стабилизатор изображения
Отдельно скажу про стабилизатор — он, конечно, не такой продвинутый, как в последних моделях Olympus, но, давайте будем честны, никакого Олимпуса уже нет. Здесь я пробовал снимать с рук до 2 секунд и даже больше, и в режиме серии камера их вполне отрабатывает на широкоугольных объективах. Понятно, что на более длинном фокусе на такой длинной выдержке уже делать нечего.
Но если вы снимаете на светосильные стёкла и используете встроенную стабилизацию, то камера вам даст море возможностей не использовать штатив для довольно лёгких ситуаций.
Ну, а когда есть возможность отключить стабилизацию буквально нажатием одной клавиши на корпусе или на экране, это более чем удобно.
Итоги:
В этой камере получилось совместить всё-то, что ранее в пазл не складывалось. С одной стороны, картинка в фото стала комфортнее, а в видео она уже и была очень хорошей. Её уже полноценно можно использовать для довольно серьезной работы, например, при съёмке предметки, в трэвеле или макро… если вас не смущает её размер, а он имеет значение. Функциональностью она вас точно не подведет. И если раньше я пользовался одной камерой для съемки фото, а другой для съемки видео, теперь действительно есть вариант, на которой можно положиться полностью. Она теперь не только хорошо лежит в руке, но нигде не люфтит, хотя у неё корпус остался композитным, но добавление сюда влагозащиты еще в прошлом поколении, безусловно, сдвинуло ситуацию в лучшую сторону. Да, я знаю, что следующую камеру из этой серии уже заранее приспособили под блогеров, что, наверное, сильно ограничивает количество её пользователей. Хотя, честно говоря, для блогинга это один из лучших вариантов, учитывая количество фишек, которые есть внутри. Не будем забывать маленькую матрицу, у которой, безусловно, будут недостатки, связанные с комплексами фотографов которые ею пользуются, но будут и неоспоримые преимущества применительно к компактности системы, которые доказаны уже несколькими годами использования и огромным парком объективов, аналогов по габаритам котором на рынке просто нет.
Если хотите посмотреть RAW, напишите, какие именно интересны, я скину.