Правило двух бэкапов

Есть у фотографа правило, обеспечивающее безопасность данных примерно на 80-90% — это правило двух бэкапов. Если вы пока в бекапы не верите, рекомендуем, как можно скорее, ознакомиться и проникнуться нашей статьей про создание архивных копий (бэкапов, то есть), после чего внедрить ее у себя дома. Она, возможно, и задает какой-то параноидальный ритм работы с бэкапами, но говорят, что невозможно быть слишком осторожным. Именно поэтому есть правило попроще, которое не гарантирует «на все сто» безопасность ваших данных, но серьезно снизит их риски, это точно.

2 копии (бэкапа) всегда

Правило заключается в том, чтобы всегда (всегда!) хранить две копии одних и тех же данных — неважно, фотографии это или нет. В каждый отдельный момент у вас должны быть две копии (или больше) одного и того же файла… не обязательно под рукой, но, теоретически, доступны.
Риски, которые действуют в отношении ваших данных (а раз вы фотографируете — это ваши данные), разнятся от собственной глупости до физического уничтожения носителя любым способом и по чьей бы то ни было вине или без нее, и вряд ли стоит их рассматривать в пределах статьи, так как посвящать им лишнее пространство не хочется, а все, в любом случае, охватить невозможно, как и предусмотреть.

Пример из жизни, не претендующий на всеобщий охват и комплексность:

  1. Процесс съемки, в зависимости от ценности информации, осуществляется на одну или две карты. 2 карты необходимы, если за эти фотографии вы получили или получите деньги, то есть, связаны обязательствами перед другими людьми, подвести которых можете только в случае вашего физического исчезновения с лица планеты (форс-мажор) или иных подобных событий вашей жизни. 1 карта допустима для домашней бытовой съемки.
  2. Приходим домой, импортируем файлы в Lightroom или копируем любым способом на жесткий диск основного компьютера — получаются две копии (при съемке на две карты вторая уже есть). Теоретически, одну карту можно стереть, но так как вторую стирать пока нельзя, вряд ли это имеет смысл. Тем не менее, носить кадры в фотоаппарате тоже нельзя — две карты ведь все равно находятся в одном корпусе, потому они фактически равняются одной, в случае кражи или утопления в концентрированной серной кислоте. При импорте в Lightroom мы галкой помечаем пункт «Make a second copy», расположение которой не может находиться на том же диске, что и основная копия исходников.
  3. Не забываем при обработке оперативно сохранять копии данных обработки, которые мы тоже не хотим потерять — Lightroom, к примеру, регулярно напоминает нам об этом (настройки напоминаний в настройках каталога, можете установить хоть каждый раз при закрытии, только не слишком часто игнорируйте). Между тем, и бэкапить его проще — сделайте специальную папку для архивных копий его в SkyDrive или DropBox. Облачные хранилища хороши тем, что создают копии данных на всех подключенных компьютерах, плюс сам сервер, естественно — это тоже 2 и более копии. Каталоги же, даже самые большие, редко занимают больше пары сотен мегабайт, а если делать их отдельно по разным проектам, то вообще размером не больше пары файлов в формате RAW. Таким образом, мы обеспечим себе 2 копии исходников на разных дисках, а также 2 копии каталогов. Если не пользуетесь Lightroom, можно примерно то же самое придумать и под более ресурсоемкие приложения, вроде Фотошопа, просто сложнее.
  4. Одна очень важная вещь, которую надо учесть — это обращение с фотографиями, когда они уже в архиве. Первоначальная копия исходников, конечно, хороша, однако, всех проблем не решает. В конце концов, применяя плагины, редактируя во внешних приложениях, вы создаете файлу новый исходник — и дело даже не в том, что он в толстом формате tiff, а в том, что его во второй копии нет. Поэтому, если очень боитесь потерять кропотливую работу, делайте бэкапы каждый вечер, если не очень — в конце работы над проектом. В Lightroom имеет смысл по окончании экспортировать весь проект в каталог командой«Export as catalog», назначением файлов указав уже новое расположение. Так мы избавимся от многочисленных и ненужных уже каталогу файлов превью и смарт-превью, над которыми программа синхронизации все равно при работе будет трудиться пофайлово. Выбрать можно любое решение — хоть массив RAID 1, хоть просто установленные в корпус или подключаемые внешне диски. Одно из первых требований: не хранить фотографии на основном диске компьютера — он чаще читается, а значит, и ресурс у него уходит быстрее. Другими словами, основное расположение фотографий — это, к примеру, установленный в корпус жесткий диск (быстрее обращение), а дополнительное — внешний диск на проводе или другой жесткий диск в корпусе. Главное, чтобы этих мест было два — массив RAID 1 подразумевает дублирование данных, равно как и парные диски (обратите внимание, что на большинстве современных компьютеров их также можно подключать в такие массивы, если они установлены в корпус). В случае просто внешнего диска вам придется просто регулярно включать программу синхронизации, вроде тех, что мы рассматривали в статье про бэкап фотографий — ее достаточно проводить 1 раз в неделю, в зависимости от ваших потребностей.

В целом, такая политика поможет вам избежать многих техногенных и просто человеческих рисков. Случайное стирание информации, падение железа со стола, выливание кофе на клавиатуру — все это будет уже не так страшно, так как железо, в отличие от воспоминаний, стоит значительно дешевле.

Естественно, от всех рисков это не спасет (риск пожара тоже надо учитывать, а потому, для серьезных вещей обязательно делать и третью копию, которую необходимо выносить из дома географически… еще на один диск, хранящийся у родителей или на работе), но, по крайней мере, сильно уменьшит вероятность потери всех данных.

4 комментариев

  • sergio says:

    Моё личное мнение достаточно райд 1 на чёрных WD в рабочем и внешне хранилище на красных. Бюджетно можно вложиться в тысячу американских рублей и вполне надёжно это нам любой компьюторщик подтвердит.

    • Если вы не выносите данные за пределы квартиры, это вас убережет только от вылета диска, и все. Пожар, кража… — это ведь тоже риски

  • Я ещё дальше пошёл… У меня 4 копии всех данных. И спокойно мне :) Ибо нефиг, терял уже…

    • У меня самого три, как в последнем пункте, но, по большому счету, двух достаточно для большинства. Главное, не один. А вас прекрасно понимаю и совсем не считаю маньячеством — для рабочей обстановки практически правило.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *