Клубная съемка: первые впечатления

Ну вот, и настал очередной Фоточетверг. Сегодня к нам в гости пришел Сергей Крепский, фотоблоггер и, как первопричина, увлеченный фотограф. Сергей увлекается, преимущественно, пейзажной съемкой, хотя и съемка в условиях искусственного освещения от него недалека — отчасти, именно поэтому нам было интересно прочитать его свежие впечатления от клубной съемки, о которой он договорился, кстати, на Волне «Простых фокусов». У Сергея есть свой фотоблог и сильное желание двигаться вперед, что мы не можем не приветствовать и крайне благодарны ему за статью, написанную специально для нас.


Elementary

Буквально вчера побывал в клубе «План Б», куда преднамеренно пошел с фотоаппаратом и вспышкой. В итоге, по горячим следам первой пробы клубной съемки хочу поделиться своим мнением на эту тему. Сразу хочу предостеречь начинающих (как я) и отметить несколько важных моментов:

  • Запасайтесь карточками памяти (у меня 1.5 GB ушло на съемку первой группы из пяти, т.е. за полчаса)
  • Учтите, что света в клубе мало. Я бы даже сказал катастрофически мало, поэтому необходимо либо брать светосильные объективы (3.5 – 5.6 VR при ISO 800 позволяет выставлять минимальную выдержку в 1/40 – 1/80), либо крутить ISO
  • Тип экспозамера в принципе не важен, т.к. для себя я решил снимать в режиме M.

Вспышку все таки лучше с собой прихватить, но использовать крайне редко. Я поставил SB-900 с рассеивателем, а на функциональную кнопку (которая под средним пальцем правой руки) назначил функцию «Flash Off» (выключение вспышки). Вспышка стреляла в “потолок”. Выставлена в режим A, расстояние я менял по возможности, но в основном было около 4 метров. Так же поставил коррекцию экспозиции в -0.3EV.

Свет в клубе

БеZ ТроганOFF

В данном клубе было 2 места установки света: над началом сцены (назову его фронтальным) и над ее концом (контровой). Так вот, фронтальный свет очень слабый, а контровой мощный и «ездит» по сцене. Поэтому снимать лучше всего с краев сцены и получать фотографии в профиль, либо ждать, пока музыкант повернется. Хотя, стоит сделать хотя бы один кадр музыканта с низкой точки в контровом свете. В этом плане очень хорошо смотрятся девушки с пышными шевелюрами любого цвета.

Учтите, что контровой свет постоянно изменяет цвет, свет и положение — надо либо снимать сериями, либо искать закономерность в передвижении света (она есть, хотя и быстро меняется) и следить за нею, чтобы ловить момент. Свет — очень важная штука в клубе для создания атмосферы, так что не использовать его в своих интересах просто нехорошо.

Музыканты

Purple Eve

Я не знаю, то ли я так попал, то ли это «стандарт», но все музыканты выстраивались одинаково (независимо от количества): в центре солист, за ним барабанщик, слева гитарист, все остальные справа.

Барабанщика — т.к. закрыт барабанной установкой, а слева или справа его так и норовят закрыть другие музыканты — сфотографировать практически нереально. Даже если это удастся, игра на ударных требует немалых усилий, поэтому гримасы получаются самые веселые.

Все остальные музыканты не стоят, а двигаются. Поэтому надо, помимо поиска закономерности света, искать еще и закономерность движения музыканта. Хотя, многие движения легко предугадать (поднятие вверх головы вокалиста на затяжных словах, поднятие вверх гитары соло-гитаристом на высоких нотах и т.д.), определенной сноровки это все же потребует. В общем, посмотрите несколько любые концертов и быстро все найдете. К тому же, неплохо предварительно послушать песни исполнителей, на концерт которых идете.

Атмосфера клуба

Purple Eve

Насколько я понял, в любом клубе над сценой должна стоять вытяжка для удаления дыма и вентиляции, поэтому, снимая с низкой точки, надо контролировать, что бы потолок над сценой (вентиляционные трубы, фермовые конструкции крепления осветителей и т.д.) были не видны — хотя, это можно сделать и в пост-обработке, лучше исключить изначально.

Общий план музыкантов в дыму лучше всего снимать, как только пустили дым — тогда легче работать автофокусу, а за время, которое будете наводиться, фокусироваться и т.д., музыканты уже по колено будут в дыму. Дым в контровом свете очень хорошо выглядит.

Обратите внимание на окружающих. Если людей на концерте мало, их лучше не снимать (как и было у меня). Если же толпа хорошая, вот здесь и понадобится вспышка, т.к. зал вообще не подсвечивается. Здесь можете смело наклонить ее вниз, по возможности.

Так же неплохо сфотографировать пару понравившихся девушек (показать «какая красота ходит в этот клуб»).

Общие правила

Peoplemeter

Фото © Сергей Крепский

Не забывайте, что снимаете не один, не мешайте другим фотографам. Мне повезло, что все фотографы в этом клубе (а я насчитал порядка 20-30) были вежливы друг к другу. Это правильно и возвращается аналогичным отношением к вам.

Так же не забывайте, что, кроме фотографов, сюда большинство пришло именно на концерт, а не на съемки. Поэтому не стойте пол-часа около сцены в ожидании кадра. Отсняли крупные планы — отошли от сцены. Уважайте интересы других.

Итог следующий: на следующую съемку в «План Б» пойду, только возьму объектив посветлее, а вспышку можно даже и не брать (меньше вес).

14 комментариев

  • Анастасия Бельская says:

    Снимаю рок-концерты в клубах больше 3х лет, а в Плане Б со дня его основания) Не самое лучшее место для фотографа, конечно, но бывают клубы и похуже, тот же Запасник или Релакс :)
    Вспышкой предпочитаю не пользоваться, но для всяких красивых художеств её всегда беру)
    Из оптики- полтинник 1,4 (основной *да-да, лучший зум- это ноги*), 24- 70 2,8 и 70-200 2,8 (на всякий случай, пользуюсь им крааайне редко). ИСО- не выше 640, в основном- 400. Очень не люблю шумные фото с концертов, хотя, иногда, смотрятся очень стильно.

    сейчас концерты снимаю редко)

    Если интересно посмотреть работы, то:

    Концерты 9правда, здесь их мало, в основном лежат на сайтах групп: Ольви, AridaVortex, Колизей, Арда..)

    http://a-nenko.livejournal.com/tag/concert

    Театр
    http://a-nenko.livejournal.com/tag/theatre

  • makhmutov says:

    2Unclesam – Я попробую собрать воедино все свои заметки на тему клубной съемки. Если что выгорит – вышлю, посмотрите. Уровень можете посмотреть здесь: http://makhmutov.com/tags/nightlife

    • Makhmutov, с чего вы взяли, что я вам не верю? Просто снимать одно, писать другое, а снимать и писать могут совсем немногие, потому и кажется, что автор во многих случаях пишет ерунду. Совершенно не проблема взять и написать по-своему, причем, всегда… ну или так, в большинстве случаев, кажется. А как напишете, добро пожаловать, конечно же.

  • Вот мой небольшой опыт клубной съёмки:
    Концерты группы Пластика в:
    – клубе Высоцкий (Москва)
    http://a13th.com/2009/09/19/plastika-v-vysockom/
    – клубе Ксенон (Орёл)
    http://a13th.com/2009/12/05/plastika-v-klube-xenon/

    Высоцкий порадовал количеством света и удивил насыщенностью цветов, от которых лица людей казались инопланетными.

    Если в Высоцком было более-менее, то в Ксеноне, тьма кромешная. Экспонометр зашкаливал, показывая значение освещённости дна Мариинской впадины. При таком освещении без вспышки никак, чтобы Вы не говорили про светосильную оптику.

    От жёстких теней спасал лопушок, в потолок бить было бессмысленно, он покрыт коричневой тканью. Условия для экстремалов :) Ксенон – моя самая худшая съёмка…

  • Абсолютно согласен с предыдущими товарищами. Если снимаем концерт в клубе (а не то, что называется клубной жизнью), то только светлые фиксы, без вспышки, несколько карт памяти – свет меняется каждую секунду, поймать очень сложно. Особенно это касается именно “Плана Б”. Снимал там несколько раз.

    • Уважаемые читатели, очень приятно, что тема для вас актуальна, но ведь мы нигде точек не ставим, верно? Потому есть шанс продолжить начатое обсуждение. А серьезно критиковать коллегу по цеху за смелость написать про первый опыт съемки в клубе не совсем корректно — с другой стороны, новичок сразу заметит большинство подводных камней, на которые именно новичок потом и наткнется.

      Я сам лично просил Сергея написать и очень рад, что он согласился. Оказалось, что волны решают многое быстрее и эффективнее. Если кто-то из комментаторов осмелится принять участие в нашем «Фоточетверга», добро пожаловать. Найти нас можно где-нибудь рядом с интернетом.

  • makhmutov:
    Как я понимаю, вы под клубной называете дискотеки (уже даже не знаю, как они называются правильно).
    Тогда и концертную надо разграничивать: концерт в клубе и концерт на большой площадке. Думаю, что стилистика у них очень различна.
    Поэтому, такое и название.

    d1mmmk:
    спасибо за советы.
    1.5 GB ушло в “запале”. Т.к. вообще не представлял, что снимать и как. К тому же автофокус на D90 меня удивил, т.к. очень цепкий (промахивался буквально пару раз).
    По поводу средств самообороны – этим мне и понравился этот концерт, что не было толпы людей, через которую надо пробиваться, не было и недовольных, а вокруг много других фотографов. Для фотографа, пришедшего в первый раз – самое лучшее.

  • «…то ли это „стандарт“, но все музыканты выстраивались одинаково…»

    В маленьких клубах, как правило, на сцене никто ничего особо не двигает (я имею ввиду гитарные усилители и т.п.), тем более, если выступают больше 3-х коллективов за вечер, потому и стоят «одинаково» — гитарист рядом с гитарным комбиком, бас-гитарист рядом с бас-гитарным, остальные где придётся.

  • d1mmmk says:

    я снимаю постоянно в клубах, и про средства самообороны говорю на собственном опыте. могу дать пару советов:
    1) как говорил, брать светлые стекла
    2) лучше брать фиксы
    3) с удобной ручной фокусировкой, т.к. часто света мало и на сцене/в зале постоянное движение (если, конечно, на сцене не Бутусов :-D) и автофокус не всегда успевает (видимо поэтому у автора и ушло 1.5 гига на первую группу)
    4) снимать в режиме M
    5) надо быть готовым к тому, что домой вы поедете со сломанной камерой )
    6) остальное вы все знаете и без меня

    а вообще это неблагодарное дело… всегда есть кучка недовольных, которые в лучшем случае испортят настроение или потом будут долго орать на форумах и блогах что «какой-то мудак-фотограф на 5 секунд загородил обзор на любимую звезду, но я ему в отместку “случайно” двинул по почкам»

    но есть и плюсы) например, джек дениелс с музыкантами за сценой после концерта…

  • makhmutov says:

    Я думаю стоит разграничить клубную и концертную съемку. Я вот по названию повелся именно на клубную, ибо сам этим увлеченно занимаюсь. А разница начинается уже в освещении – клуб неосвещен, а сцена освещена, причем разница огромная, соответственно и стилистика совсем совсем другая.

  • d1mmmk:
    Я это и сам вчера понял (про светосилу объектива), просто приходится довольствоваться тем, что есть.

    makhmutov:
    А это и не советы. Это первые впечатления от нового для меня вида съемки. Просто они оформлены так. А люди, которые занимаются этим на постоянной основе, не думаю, что эти советы опровергнут. Хотя, их мнение мне очень хочется услышать (может я в чем ошибаюсь).

  • makhmutov says:

    Советы по клубной съемке все таки должен давать человек который там снимает на постоянной основе.

  • d1mmmk says:

    я бы вообще не советовал доставать вспышку, а брать с собой что нибудь не темнее 2.8. Встречаются отдельные неадекватные личности которым кто-то пыхнул в глаза и они летят с кулаками не первого попавшегося фотографа. лучше вместо пыхи держите в кармане светлый, железный и тяжелый фикс для самообороны ;)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*