Клубная съемка: первые впечатления

Клубная съемка: первые впечатления

Поделиться

Ну вот, и настал очередной Фоточетверг. Сегодня к нам в гости пришел Сергей Крепский, фотоблоггер и, как первопричина, увлеченный фотограф. Сергей увлекается, преимущественно, пейзажной съемкой, хотя и съемка в условиях искусственного освещения от него недалека — отчасти, именно поэтому нам было интересно прочитать его свежие впечатления от клубной съемки, о которой он договорился, кстати, на Волне «Простых фокусов». У Сергея есть свой фотоблог и сильное желание двигаться вперед, что мы не можем не приветствовать и крайне благодарны ему за статью, написанную специально для нас.


Elementary

Буквально вчера побывал в клубе «План Б», куда преднамеренно пошел с фотоаппаратом и вспышкой. В итоге, по горячим следам первой пробы клубной съемки хочу поделиться своим мнением на эту тему. Сразу хочу предостеречь начинающих (как я) и отметить несколько важных моментов:

  • Запасайтесь карточками памяти (у меня 1.5 GB ушло на съемку первой группы из пяти, т.е. за полчаса)
  • Учтите, что света в клубе мало. Я бы даже сказал катастрофически мало, поэтому необходимо либо брать светосильные объективы (3.5 — 5.6 VR при ISO 800 позволяет выставлять минимальную выдержку в 1/40 — 1/80), либо крутить ISO
  • Тип экспозамера в принципе не важен, т.к. для себя я решил снимать в режиме M.

Вспышку все таки лучше с собой прихватить, но использовать крайне редко. Я поставил SB-900 с рассеивателем, а на функциональную кнопку (которая под средним пальцем правой руки) назначил функцию «Flash Off» (выключение вспышки). Вспышка стреляла в «потолок». Выставлена в режим A, расстояние я менял по возможности, но в основном было около 4 метров. Так же поставил коррекцию экспозиции в -0.3EV.

Свет в клубе

БеZ ТроганOFF

В данном клубе было 2 места установки света: над началом сцены (назову его фронтальным) и над ее концом (контровой). Так вот, фронтальный свет очень слабый, а контровой мощный и «ездит» по сцене. Поэтому снимать лучше всего с краев сцены и получать фотографии в профиль, либо ждать, пока музыкант повернется. Хотя, стоит сделать хотя бы один кадр музыканта с низкой точки в контровом свете. В этом плане очень хорошо смотрятся девушки с пышными шевелюрами любого цвета.

Учтите, что контровой свет постоянно изменяет цвет, свет и положение — надо либо снимать сериями, либо искать закономерность в передвижении света (она есть, хотя и быстро меняется) и следить за нею, чтобы ловить момент. Свет — очень важная штука в клубе для создания атмосферы, так что не использовать его в своих интересах просто нехорошо.

Музыканты

Purple Eve

Я не знаю, то ли я так попал, то ли это «стандарт», но все музыканты выстраивались одинаково (независимо от количества): в центре солист, за ним барабанщик, слева гитарист, все остальные справа.

Барабанщика — т.к. закрыт барабанной установкой, а слева или справа его так и норовят закрыть другие музыканты — сфотографировать практически нереально. Даже если это удастся, игра на ударных требует немалых усилий, поэтому гримасы получаются самые веселые.

Все остальные музыканты не стоят, а двигаются. Поэтому надо, помимо поиска закономерности света, искать еще и закономерность движения музыканта. Хотя, многие движения легко предугадать (поднятие вверх головы вокалиста на затяжных словах, поднятие вверх гитары соло-гитаристом на высоких нотах и т.д.), определенной сноровки это все же потребует. В общем, посмотрите несколько любые концертов и быстро все найдете. К тому же, неплохо предварительно послушать песни исполнителей, на концерт которых идете.

Атмосфера клуба

Purple Eve

Насколько я понял, в любом клубе над сценой должна стоять вытяжка для удаления дыма и вентиляции, поэтому, снимая с низкой точки, надо контролировать, что бы потолок над сценой (вентиляционные трубы, фермовые конструкции крепления осветителей и т.д.) были не видны — хотя, это можно сделать и в пост-обработке, лучше исключить изначально.

Общий план музыкантов в дыму лучше всего снимать, как только пустили дым — тогда легче работать автофокусу, а за время, которое будете наводиться, фокусироваться и т.д., музыканты уже по колено будут в дыму. Дым в контровом свете очень хорошо выглядит.

Обратите внимание на окружающих. Если людей на концерте мало, их лучше не снимать (как и было у меня). Если же толпа хорошая, вот здесь и понадобится вспышка, т.к. зал вообще не подсвечивается. Здесь можете смело наклонить ее вниз, по возможности.

Так же неплохо сфотографировать пару понравившихся девушек (показать «какая красота ходит в этот клуб»).

Общие правила

Peoplemeter

Фото © Сергей Крепский

Не забывайте, что снимаете не один, не мешайте другим фотографам. Мне повезло, что все фотографы в этом клубе (а я насчитал порядка 20-30) были вежливы друг к другу. Это правильно и возвращается аналогичным отношением к вам.

Так же не забывайте, что, кроме фотографов, сюда большинство пришло именно на концерт, а не на съемки. Поэтому не стойте пол-часа около сцены в ожидании кадра. Отсняли крупные планы — отошли от сцены. Уважайте интересы других.

Итог следующий: на следующую съемку в «План Б» пойду, только возьму объектив посветлее, а вспышку можно даже и не брать (меньше вес).

14 комментариев

  1. Анастасия Бельская

    Снимаю рок-концерты в клубах больше 3х лет, а в Плане Б со дня его основания) Не самое лучшее место для фотографа, конечно, но бывают клубы и похуже, тот же Запасник или Релакс :)
    Вспышкой предпочитаю не пользоваться, но для всяких красивых художеств её всегда беру)
    Из оптики- полтинник 1,4 (основной *да-да, лучший зум- это ноги*), 24- 70 2,8 и 70-200 2,8 (на всякий случай, пользуюсь им крааайне редко). ИСО- не выше 640, в основном- 400. Очень не люблю шумные фото с концертов, хотя, иногда, смотрятся очень стильно.

    сейчас концерты снимаю редко)

    Если интересно посмотреть работы, то:

    Концерты 9правда, здесь их мало, в основном лежат на сайтах групп: Ольви, AridaVortex, Колизей, Арда..)

    http://a-nenko.livejournal.com/tag/concert

    Театр
    http://a-nenko.livejournal.com/tag/theatre

    1. Makhmutov, с чего вы взяли, что я вам не верю? Просто снимать одно, писать другое, а снимать и писать могут совсем немногие, потому и кажется, что автор во многих случаях пишет ерунду. Совершенно не проблема взять и написать по-своему, причем, всегда… ну или так, в большинстве случаев, кажется. А как напишете, добро пожаловать, конечно же.

  2. Вот мой небольшой опыт клубной съёмки:
    Концерты группы Пластика в:
    — клубе Высоцкий (Москва)
    http://a13th.com/2009/09/19/plastika-v-vysockom/
    — клубе Ксенон (Орёл)
    http://a13th.com/2009/12/05/plastika-v-klube-xenon/

    Высоцкий порадовал количеством света и удивил насыщенностью цветов, от которых лица людей казались инопланетными.

    Если в Высоцком было более-менее, то в Ксеноне, тьма кромешная. Экспонометр зашкаливал, показывая значение освещённости дна Мариинской впадины. При таком освещении без вспышки никак, чтобы Вы не говорили про светосильную оптику.

    От жёстких теней спасал лопушок, в потолок бить было бессмысленно, он покрыт коричневой тканью. Условия для экстремалов :) Ксенон — моя самая худшая съёмка…

  3. Абсолютно согласен с предыдущими товарищами. Если снимаем концерт в клубе (а не то, что называется клубной жизнью), то только светлые фиксы, без вспышки, несколько карт памяти — свет меняется каждую секунду, поймать очень сложно. Особенно это касается именно «Плана Б». Снимал там несколько раз.

    1. Уважаемые читатели, очень приятно, что тема для вас актуальна, но ведь мы нигде точек не ставим, верно? Потому есть шанс продолжить начатое обсуждение. А серьезно критиковать коллегу по цеху за смелость написать про первый опыт съемки в клубе не совсем корректно — с другой стороны, новичок сразу заметит большинство подводных камней, на которые именно новичок потом и наткнется.

      Я сам лично просил Сергея написать и очень рад, что он согласился. Оказалось, что волны решают многое быстрее и эффективнее. Если кто-то из комментаторов осмелится принять участие в нашем «Фоточетверга», добро пожаловать. Найти нас можно где-нибудь рядом с интернетом.

  4. makhmutov:
    Как я понимаю, вы под клубной называете дискотеки (уже даже не знаю, как они называются правильно).
    Тогда и концертную надо разграничивать: концерт в клубе и концерт на большой площадке. Думаю, что стилистика у них очень различна.
    Поэтому, такое и название.

    d1mmmk:
    спасибо за советы.
    1.5 GB ушло в «запале». Т.к. вообще не представлял, что снимать и как. К тому же автофокус на D90 меня удивил, т.к. очень цепкий (промахивался буквально пару раз).
    По поводу средств самообороны — этим мне и понравился этот концерт, что не было толпы людей, через которую надо пробиваться, не было и недовольных, а вокруг много других фотографов. Для фотографа, пришедшего в первый раз — самое лучшее.

  5. «…то ли это „стандарт“, но все музыканты выстраивались одинаково…»

    В маленьких клубах, как правило, на сцене никто ничего особо не двигает (я имею ввиду гитарные усилители и т.п.), тем более, если выступают больше 3-х коллективов за вечер, потому и стоят «одинаково» — гитарист рядом с гитарным комбиком, бас-гитарист рядом с бас-гитарным, остальные где придётся.

  6. d1mmmk

    я снимаю постоянно в клубах, и про средства самообороны говорю на собственном опыте. могу дать пару советов:
    1) как говорил, брать светлые стекла
    2) лучше брать фиксы
    3) с удобной ручной фокусировкой, т.к. часто света мало и на сцене/в зале постоянное движение (если, конечно, на сцене не Бутусов :-D) и автофокус не всегда успевает (видимо поэтому у автора и ушло 1.5 гига на первую группу)
    4) снимать в режиме M
    5) надо быть готовым к тому, что домой вы поедете со сломанной камерой )
    6) остальное вы все знаете и без меня

    а вообще это неблагодарное дело… всегда есть кучка недовольных, которые в лучшем случае испортят настроение или потом будут долго орать на форумах и блогах что «какой-то мудак-фотограф на 5 секунд загородил обзор на любимую звезду, но я ему в отместку «случайно» двинул по почкам»

    но есть и плюсы) например, джек дениелс с музыкантами за сценой после концерта…

  7. makhmutov

    Я думаю стоит разграничить клубную и концертную съемку. Я вот по названию повелся именно на клубную, ибо сам этим увлеченно занимаюсь. А разница начинается уже в освещении — клуб неосвещен, а сцена освещена, причем разница огромная, соответственно и стилистика совсем совсем другая.

  8. d1mmmk:
    Я это и сам вчера понял (про светосилу объектива), просто приходится довольствоваться тем, что есть.

    makhmutov:
    А это и не советы. Это первые впечатления от нового для меня вида съемки. Просто они оформлены так. А люди, которые занимаются этим на постоянной основе, не думаю, что эти советы опровергнут. Хотя, их мнение мне очень хочется услышать (может я в чем ошибаюсь).

  9. d1mmmk

    я бы вообще не советовал доставать вспышку, а брать с собой что нибудь не темнее 2.8. Встречаются отдельные неадекватные личности которым кто-то пыхнул в глаза и они летят с кулаками не первого попавшегося фотографа. лучше вместо пыхи держите в кармане светлый, железный и тяжелый фикс для самообороны ;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *