Или «если я купил фотоаппарат за три штуки баксов,
почему я должен думать еще и о съемке?!»

Странная ситуация сегодня в фототехнике — мне лично попадались ученики, которые звонили и говорили: «Я купил Nikon D800 плюс два хороших объектива (24-70 и 70-200), научите меня снимать». Как думаете, станет ли такой человек обращаться к преподавателю по фотографии, который сам снимает на кропнутую камеру? Конечно — но не оттого, что он знает, что дело в руках, а просто оттого, что о кропах он не слышал, и судит, исключительно, по фотографиям, которые выходят из моей камеры. Они, как правило, хорошие (потому что плохие я, как любой другой фотограф, не показываю).

самая крутая камера

Фото: Сергей Самсонов
(снято на беззеркалку с кропом х2)

Навеяна такая ситуация одним распространенным мифом — что снимает камера (по всей видимости, точно так же, как снимает объектив, видоискатель, крепление байонета, батарейка, матрица). Итогом распространения этого мифа является вопрос-утверждение из эпиграфа. Если перевести это на нормальный язык, получится следующее: «хорошая камера хорошо снимает» — однако, как и все в нашей жизни, такое утверждение запрещено вырывать из контекста, о чем забывают люди, в большинстве своем… дело не в образовании или его отсутствии, дело просто в тенденции все упрощать. А контекстом здесь будет «в хороших руках». Да-да, правильно вот так:

«Хорошая камера в хороших руках хорошо снимает» (можно цитировать)

Возьмем не умеющего водить машину человека, которому объясняют, как ездить: вот тут руль, он регулирует направление движения, тут педали, они регулируют скорость, есть еще коробка передач, которая тоже регулирует скорость… Как думаете, на какой машине он скорее поедет: на Daewoo Matiz с коробкой-автоматом или на Porsche 926? На последней он даже не тронется, скорее всего. Интересно, что автоматической трансмиссии на спортивных машинах, созданных для скорости, просто нет — надо «дергать ручку». Точно так же, кстати, на многих продвинутых фотоаппаратах — там просто нет режима «авто»… а вы не задумывались, по какой причине? Неужели инженерам так конструктивно сложно было его добавить? Или после проработки алгоритмов процессинга у них уже сил на лишнюю кнопку не осталось? Или просто вопрос места на диске режимов?

‘Course not! (прим. перев. «Ага, щас!»)

Как-то данным давно я написал статью, что камера должна расти вместе с ростом фотографа. Снимать начинающему на хорошей профессиональной камере будет сложно, даже если ему камеру настроят на «почти авто» (режим Р с установленном авто-ISO и авто-ББ) — надо ведь еще точку фокусировки показать, иначе кадры будут постоянно размытыми, потому что камера будет фокусироваться на разбросанных по комнате игрушках, кустах, стекле машины. В то же время, с компактами такого не будет — они фокусируются «везде», а если и мажут, то нормальному глазу заметно это не будет. Другими словами, в неопытных руках лучшей камерой будет компакт или беззеркалка Samsung или Sony — у этих компаний именно потребительская фотография сильна, к тому же, есть сильные позиции в телефонном бизнесе, где сейчас идут передовые разработки именно для компактных решений. Да и по опыту использования, в этих камерах одни их лучших систем работы с балансом белого и интеллектуальными сценами — да-да, именно в небольших фотоаппаратах, так как к большим можно очень долго придираться по шумам, детализации, обработке сигнала и широте динамического диапазона (хотя цвет, надо сказать, на высоте — а именно он субъективно оправдывает качество фотографии).

Почему не Canon — Nikon? Ну, прежде всего, в последние годы они настолько увлеклись соперничеством друг с другом, что о потребительском рынке совсем и забыли, и последний начали очень активно съедать те, кто приспособился. Просто для доказательства: давно ли вы снимали на ваш компакт? А какая у вас модель телефона? А у соседа в метро? А у его соседа? Увлечение качеством привело к тому, что с момента перехода на формат RAW, в котором даже на зеркалки снимает меньшинство, производители перестали заботиться о том, чтобы научить камеры делать корректную картинку без применения человеческого мозга. Другими словами, зеркалка дает превосходные результаты только в комплекте с превосходными руками. Однако, если руки не очень, то и результат будет далек от идеала: кривой баланс белого почти в 100% в случаях съемки под лампами накаливания и очень часто под люминесцентными, мажущий автофокус для тех случаев, когда человек не удосужился ознакомить свой мозг с правилами его работы — таковы прогнозируемые результаты, причем, учитывая глубину резкости полнокадровых моделей, для них результат будет еще хуже.

Надо ли делать какой-то вывод? Вряд ли — оставлю это вам на размышления. Можно активно комментировать.

14 комментариев

  • “Интересно, что автоматической трансмиссии на спортивных машинах, созданных для скорости, просто нет — надо «дергать ручку». ”
    На те же Порше, коль они упомянуты в статье, устанавливаются трансмиссии PDK, позволяющие ускоряться быстрее, чем с механической коробкой передач.
    А некогда бывший самым быстрым серийным автомобилем, Bugatti Veyron оснащался только автоматом.
    И примеров таких – уйма.
    Это скорее бюджетные автомобили не “едут” с автоматом, поэтому если хочешь динамики – берёшь комплектацию с “ручкой”.

    • Спасибо за поправку — тем не менее, комментарий не противоречит написанному в статье, а лишь подтверждает

  • Слава says:

    У меня на Canon 5d Mark 2 есть автоматический режим съемки:) Для тех, кто действительно хочет снимать я бы сказал следующее:
    1. Дорогая фототехника – это прежде всего качество, удобство работы, возможность работать в неблагоприятных условиях. Можете спорить, но это так. Перед покупкой возьмите в прокат или у знакомых интересующую Вас модель. Потестируйте, понравилось, покупайте.
    2. Берите камеру и фотографируйте, не слушайте никого, слушайте себя. Умение придет.
    3. Совершенствутесь, вносите что то новое, задумывайтесь и задавайте себе вопрос – как я это сделаю и вперед.
    Зайдите на фотосайт, и посмотрите самые ранние работы различных профи, вы приятно удивитесь, оказывается они не всегда снимали как сейчас. И всем удачных снимков!
    P.S. У меня есть пленочная камера Yashica mat 124 g формат 6х6 я на нее снимаю для собственного удовольствия на ч.б пленку, проявляю сам. Это очень дисциплинирует и заставляет думать. Попробуйте.

  • Александр says:

    Статья классная, спасибо. Но частенько попадаются борзые клиенты, которые смотрят на наличие красного кольца на оптике или обязательно им надо, чтобы ты работал фул-фреймом. И им наплевать на твои работы, аж обидно!!!
    Я по началу парился и думал что я лох, если у меня нету L-ки, а потом плюнул на всех этих зажравшихся и переключился на предметку, халтурю на стоках, лупашу плакаты и постеры для знакомых музыкантов. И понял, что главное – это СВЕТ. А уж потом – обьектив. И в самую последнюю очередь – размер матрицы.

    з.ы. Друзья, не парьтесь по поводу того, чего у вас нет, а просто выжимайте все соки из того, что у вас есть! А если ваш потенциальный клиент поинтересуется вашей камерой раньше, чем вашими работами, вежливо посылайте такого клиента гулять лесом!
    Всем творческих успехов!!!

    • Очень хороший вывод в самом конце. Действительно, с клиентами, которые больше заботятся техническими характеристиками, потом еще и помучаться придется.

  • Михаил says:

    199? плёночная мыльница samsung
    2003 Olympus Camedia C-310 Zoom
    2008 Panasonic Lumix DMC-FZ38
    2012 Canon EOS 600D
    примерно так шла моя эволюция =) И следующая камера покупалась когда предыдущей стало не хватать для реализации творческих возможностей, либо приходилось слишком заморачиваться.
    Ни когда на брендах не заморачивался. в данный момент тушка Conon, стекло Sigma, вспышка Metz. И нормально =)

  • BotanickKZ says:

    Хорошая статья…
    Моя первая фотокамера Фуджи 9600…И сегодня я доволен, что моей первой камерой не стала “зеркалка”. Первые снимки с Фуджа – праздник…Потом, сравнивая их с чужими, стал учиться их проявлять/обрабатывать. Понял, что РАВ с Фуджа никакой…Стал смотреть на “зеркалки”.
    “Зеркалку” выбирал не менее тщательно. Причем, форумы вопросами не засорял: читал и сравнивал…Первую “зеркалку” (Никон Д60) не покупал – брал, так сказать, в аренду. Все понравилось…, кроме проявки снимков. Слишком много возни, да и цвета не нравились…
    Вторая и нынешняя “зеркалка” – канон 60-ка…Через год пользования понял: вот это реально моё.

    Всё правильно: хороший снимок – это процесс съемки и проявки. А процессом должен управлять мозг. Чтобы мозг был работоспособным требуется ненасильственное желание фотографировать.

    Крутых фотокамер не бывает. Есть лишь крутое самомнение.

    Можно тыщу раз повторять, что “Хорошо снимает камера” – это миф. Всё равно миф останется. Уж очень он живуч. Бессмертен.
    Вспомнилось: “…раньше думал, что я бессмертен. Пока не ударился мизинцем ноги о ножку кровати…”.

    ПыСы: спасибо автору статьи. Как говориться, “пишЫ исчо”..))

  • Самый крутой фотоаппарат — тот, который с собой. Толку от килограммов стекла и железа, если их не будет с собой в нужный момент.

    • Ну, кто-то и большие носит. А статья — да, о том, что вы сказали… вы не прочитали просто

  • Андрей says:

    Хорошая статья, все в ней истина. Когда купил первую зеркалку, был разочарован в самом начале (в первый раз) качеством фотографий из-за съемки только на автоматических настройках. Только наверное почти через год практики почуствовал камеру, “въехал”, начал понимать какой результат мне нужен и как его достичь, наконец-то начались включаться мозги. Осознанно появились, объективы, фильтры и т.д.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *