В настоящее время, с развитием сети Интернет и возможностью получить практически любую информацию, каждый может найти ту или иную книгу или статью по переводу фотографий в ЧБ. Многие писали о тех или иных способах, их достоинствах и недостатках. Кроме того, существует великое множество плагинов к Фотошопу, которые осуществляют перевод в монохром. Я не ставлю целью найти правду или еще раз рассмотреть все способы конвертации изображения, нет. Мне бы хотелось описать как это делаю я, почему именно так, а также рассмотреть ряд плагинов которые я выделил для себя.

Статья основана только на моем собственном опыте и понимании прочтенного ранее материала и рассчитана на опытных пользователей знающих, что такое корректирующие слои, цветовые пространства и имеющих опыт работы с Фотошопом. Я не стану говорить сейчас об инструментах Dodge/Burn, о контрасте и и других элементах получения интересного черно-белого изображения. Это очень важные моменты, но они индивидуальны для каждой фотографии.

Мы же будем с вами говорить о методах перевода изображения в ЧБ. Для начала давайте вспомним, какие основные способы конвертации изображения мы знаем. Итак:

1) Grayscale (Image-Mode-Grayscale) – самый простой, наверное, перевод изображения в монохром. При конвертации теряет всю информацию о цвете.

2) Desaturate (Image- Adjustments-Desaturate) – простое обесцвечивание картинки. Информация о цвете опять же теряется.

3) Hue/Saturation – по сути, то же самое, что и Desaturate с тем лишь исключением, что данный метод можно использовать в виде корректирующего слоя. Результат не меняется – обесцвечивание.

4) Gradient Map (Layer-New Adjustment Layer-Gradient Map) – любимый многими способ и не зря. Смысл прост: указываем темный (черный) цвет и светлый (белый), Фотошоп строит градиент.

5) Calculations (Image- Calculations) – смешиваем 2 любых канала любым из методов смешивания.

6) Channel Mixer (Image- Adjustments- Channel Mixer) – делаем замес R, G и В слоев в режиме монохром.

7) Корректирующий слой Black and White (только Ps CS3) – переводит изображение в монохром и позволяет работать с цветами уже в монохроме.

8) Duotone

9) Lab

Я не буду перечислять все “достоинства” и “недостатки” того или иного способа, это уже много раз делали и, мне кажется, что читатели от этого уже устали. Для конвертации своих изображений в ЧБ я использую либо Duotone, либо Lab, либо смесь из слоев Hue/Saturation и Gradient Map (или Channel Mixer).

Дальше подробнее.

Duotone

Данный способ для меня ценен тем, что с его помощью можно как бы имитировать широту динамического диапазона пленки. Этот эффект достигается тем что при указании “белого и черного” цветов в окне Duotone мы не будем задавать значения #000000 (100% черный) и #ffffff (100% белый). Вместо этого мы выставим, к примеру, для белой точки #fdf7eb и для черной #060820. Дело в том (как мне кажется), что пленочную черно–белую фотографию глаз привык видеть на бумаге. Мои наблюдения показали, что на снимках (отпечатках), просмотренных мною, редко оказывался чисто черный или чисто белый цвета. В данном случае, я использовал черно–синий и бледно–желтый цвета. Можно также использовать и другие, например, часто при печати фотографий использовали черно–коричневые чернила. Будем считать, что изображение вы уже открыли. Идем  в Image – Mode – Grayscale. Если вылезло окно – жмем Discard. Затем идем  в Image – Mode – Duotone, жмем стрелку вниз и выбираем Duotone.

Окно Duotone

Окно Duotone

Кликаете на квадрат с цветом и задаете нужные цвета. После того как получили удовлетворяющий вас результат не забываем перевести изображение обратно в RGB Color. Лично я предпочитаю все работы с дуотоном проводить на копии документа, а потом добавлять результат новым слоем.

Перевод в ЧБ через обесцвечивание

Перевод в ЧБ через дуотон

Lab

Этот способ наверняка знаком читателям: переводим в Lab пространство, идем в каналы, отключаем все кроме Lightness, переводим изображение в Grayscale – у нас остался только Gray канал. Через зажатый Cmd (Ctrl на PC) кликаем по иконке канала Grayscale в панели каналов – таким образом выделяем светлые участки канала. Инвертируем выделение (Select–Inverse), переходим на вкладку Layers. Делаем заливку черным цветом (Layer – New Fill Layer – Solid color) – этот слой позволит нам регулировать тон черного в нашем черно–белом изображении (особое внимание следует обратить на прозрачность данного слоя).

Далее создадим корректирующий слой с кривыми – изогнем кривую в “S” для получения необходимого контраста. Далее вернемся к слою Background. Продублируем его, применим к копии слоя фильтр High Pass (Filter – Other – High Pass) с радиусом около 15 (радиус зависит от размера изображения; я работаю с изображением в 12Mpx) – меняем режим смешивания данного слоя на OverlaySoftLight и опять не забываем о прозрачности данного слоя. Этот слой представляет собой полутоновый контраст (она же грубая контурная резкость), поэтому задаем процент прозрачности слоя “на глаз”, но не забываем, что любые работы с резкостью мы проводим только при 100% размере изображения. Все. Данный метод удобно использовать для получения сильно контрастных фотографий, потому что слой Fill Layer в сочетании со слоем кривых позволяет добиться нужных результатов быстрее всего.

Перевод в ЧБ через обесцвечивание Перевод в ЧБ при помощи Lab

Есть еще один способ, которым я пользуюсь чаще всего при обработке большого количества фотографий. Тут все совсем просто: задача – сделать правильную смесь из корректирующих слоев. Итак, непосредственно над слоем с нашим цветным изображением создаем корректирующий слой Hue/Saturation над ним Gradient Map (или Channel Mixer) – потом Curves – за ним Color Balance – и наконец Selective Color. Теперь рассмотрим, за что каждый слой отвечает:

Hue/Saturation – позволяет менять тональность черно–белого изображения. С его помощью можно имитировать работу цветных фильтров в ЧБ фотографии. Уделите внимание данному слою.

Gradient Map (или Channel Mixer) – собственно сам ЧБ. Используем понравившийся способ. Для любителей повозиться с ЧБ и тоскующих по пленке приведу таблицу имитации черно–белой пленки через каналы.

Тип пленки Red Green Blue
Agfa 200X 18 41 41
Agfapan 25 25 39 36
Agfapan 100 21 40 39
Agfapan 400 20 41 39
Ilford Delta 100 21 42 37
Ilford Delta 400 22 42 36
Ilford Delta 400 Pro 31 36 33
Ilford FP4 28 41 31
Ilford HP5 23 37 40
Ilford Pan F 33 36 31
Ilford SFX 36 31 33
Ilford XP2 Super 21 42 37
Kodak Tmax 100 24 37 39
Kodak Tmax 400 27 36 37
Kodak Tri–X 25 35 40

Curves – это наш контраст. Либо изгибаем кривую, либо меняем способ смешивания слоев – кому как нравится. Я обычно изгибаю кривую в S.

Сolor Balance – тонируем. Как я говорил выше, черно–белое пленочное изображение на бумаге редко бывает на 100% черно-белым. Этим слоем мы добавляем чуть заметный оттенок к нашей фотографии. Я обычно добавляю в средних и светлых участках изображения по 1 пункту зеленого и желтого цветов.

Selective Color – делаем черный цвет глубже. Выбираем черный цвет, Method меняем на Absolute и добавляем 3% черного (нижний ползунок).

Естественно я не делаю каждый раз всю процедуру со всеми слоями. Я сделал экшн с необходимыми мне настройками и использую его. Это намного быстрее и проще. Все экшены вы можете скачать здесь.

Кроме описанных выше приемов я пользуюсь двумя плагинами. На самом деле плагинов для перевода изображения в ЧБ существует великое множество, и многие из них я перепробовал. Мой выбор остановился на продукте Exposure 2 от Alien Skin Software. У данного плагина удобный интерфейс, большое количество пресетов, которые имитируют черно–белую и цветную пленку (включая Polaroid), реалистичная имитация зерна, работа с резкостью. Плагин очень гибкий и дает поистине безграничные возможности для тонкой работы с изображением. Кроме того, поддерживается пакетная обработка.

Не так давно на рынке появился еще один продукт от компании Nik Software. Это совершенно новый плагин для перевода изображения в монохром, который называется Silver Efex Pro. Достаточное количество пресетов позволит людям не желающим вникать в суть процесса преобразования изображения быстро получить приличный результат. Тут и пуш/пул процесс, сепия, высветление, Holga, циан, toy camera и многое другое. Среди выдающихся моментов в работе программы хочется отметить возможность работы с отдельными зонами изображения. Так вы можете, к примеру, отдельно проработать землю и отдельно небо без прибегания к маскам; сделать более выразительными глаза портретируемого и тд. Кроме всего перечислено в плагине присутствует большое количество пресетов различных видов пленки и зерна, прекрасно реализована работа с виньетированием.

Автор: Родион Ковенькин (об авторе), специально для “Простых фокусов”.

44 комментариев

  • johnnny says:

    И кэш ему 10 гигов сделал… И чего я только не делал.

  • johnnny says:

    UncleSam, система 32 бита, ЛР тоже поставил 32 бита. До того на ХР все летало, как Гарри Поттер на метле в пылу сражения, а теперь плакать хочется…

  • А Exposure 3 есть и под PS и под LR… Да еще можно имитировать эффект от пленки разной.

    • Имитировать можно и вышеупомянутыми ползунками 🙂 А если по прогам пройтись, то и не только в Exposure. Выбор-то большой)

  • johnnny says:

    Вот. Я же говорил, что там все просто. =)

  • учитывая, что всегда использовал сочетание клавиш Ctrl-Shift-U, спасибо за интересные способы. Понравился результат после обработки Duotone. В ближайшее время опробую на своих снимках, посмотрим, что получится. 🙂
    Кстати, а почему на сайте нет подобного же для Lightroom? или я просто не нашел?

    • johnnny says:

      В ЛР проще — ползунок влево, ползунок вправо. Никакого волшебства. =)

      • Фотография – сама по себе волшебство) а ЛР не каждому доступен, увы – либо из-за слабого компа, либо из-за нежелания разбираться в непривычных после фотошопа магических ползунках)

        • johnnny says:

          Комп ему шибко борзый не нужен. А ползунки проще, на самом деле, чем ФШ. =)

          • Проще-то проще, но привыкать все же надо)

          • Если хочется попроще, то Alien Skin Exposure 3 вам в помощь. Проще просто некуда. ))))

          • Да уже не надо проще, освоился в ЛР) но все равно спасибо)

          • Толя Аникин поставил его на свой нетбук и хвастался этим в Питере, играя у меня на нервах. Но, к слову, ACDSee, который Pro у него как раз на нетбуке, и он там все и проявляет.

          • LR на нетбуке это не для слабонервных! Т.е. ACR еще ворочается, а вот LR тупит просто как из ружья! 🙂

          • johnnny says:

            Понимаю… Я вот на компутере систему всего-то поменял с ХР на 7, теперь вот борюсь с ЛР. Раньше все ок было, а теперь что-то страшное творится — тупняк отличнейшего качества. А обратно систему менять лениво. Интернет даже не помогает с ответом на извечный вопрос: “Кто виноват? И что делать?” Я в замешательстве.

          • 32→64 бит?

          • Как бы чтобы запустить ACR, нужен установленный фотошоп, а он тоже не очень легкий.

          • Вся проблема в графической оболочке LR. У фотошоп CS5 и ACR отлично работают на нетбуках. Но вот именно LR тупит особенно. Могу показать 😉

  • Александр says:

    так же мне понравилось в фотошопе – зелёный слой – в чёрно-белый – очень хорошо получается

  • johnnny says:

    Лайтрумом тоже неплохо, да.
    Но Color Efex мне прям совсем понравился. Вообще, у них софт зачетный.

    • А оно равки ест? Главная причина почему ACR и Lightroom это потому что ты работаешь со всем диапазоном яркостей. Что дает кучу возможностей.

      • johnnny says:

        Я в него тифками кидался 16битными. Работает как плагин для ФШ и ЛР, можно не отходя от кассы закидывать. А вообще, пробный период у них 2 недели. Можно скачать и поиграться. Там много всего интересного.
        http://www.niksoftware.com/index/en/entry.php

      • Как плагин даже для Лайтрума он использует конвертированный TIFF или PSD — что фактически одно и то же. В фотошопе чтобы до него добраться тоже сначала конвертировать надо. 16-битный TIFF считай то же самое что RAW исходный.

  • А я в ACR (или Lightroom) перевожу в ЧБ. Изменяя насыщенность и разных цветов можно неплохо повоздействовать на характер изображения. А при наличии всего ДД, возможности заметно расширяются.

  • johnnny says:

    Надо посмотреть. Никогда не обращал внимания на Nero в плане редактора.

  • Александр says:

    если есть полная версия NERO 6.3 и выше – там тоже есть фоторедактор и функция перевода в ч/б

  • johnnny says:

    Пробовал Silver — круть, надо купить. А ч/б в фотике — ерунда, конечно. Фотик просто обесцвечивает кадр, отрезает цветовую информацию, в то время как ч/б пленка имеет кучу оттенков и нюансов, неподвластных аппаратному ч/б. Как-то так… Вообще — качественное черно-белое изображение — это вам не мелочь по карманам тырить.

  • Александр says:

    пользуюсь для быстрого редактирования Nero от версии 6.3 и выше.

  • Psijic says:

    пользуюсь Gradient Map и мне он нравится больше всех, лучше даже чем через silver pro. Просто и легко отменяемо

  • Pingback: Всего два цвета, а столько разговоров

  • Madysson Fin says:

    Не знаю как у вас,UncleSam,а у меня ЧБ на фотоаппарате хорошо получается!Хотя…на вкус и цвет товарищей нет)

  • Спасибо за полезные советы! Только сейчас начал понимать прелести ч/б фотографии. Еще раз Спасибо!

  • Дима says:

    Перевод уже имеющейся цветной ф-графии в монохром, это понятно. А изначально не предпочтительней снимать в чб?
    Для имитации зерна можно ISO поднять.
    Имхо выходить достаточно хорошо…

    • ЧБ в фотоаппарате — то то еще извращение. Это не ЧБ, а просто серое изображение

  • я сначала выделяю зелёный слой, а потом зелёный – в Ч/Б – хорошо получается, жаль что не сам придумал 🙂
    “открыть палитру каналов, посмотреть по очереди.
    зелёный канал – самое контрастн. изобр.
    Сделать активным зел. изобр. Image – mode -Grayscale (изобр. – режим – серая шкала) “Ок” Лит-ра : Обработка цифр. фото . Т. Панкратова 2006 г.изд. Питер.

    • Александр, вы правы насчет контрастности зеленого канала, но лица он передает отвратительно, отчего даже в пленке при съемке портретов пользуются красным или оранжевым, а для чб в цифре берут красный канал (а еще можно Lightness из Lab). Даже для книжки 2006 года это большой минус 😉

  • Все-таки приображение цветной фотографии в черно-белую – довольно сложное дела, если подходить к этому с умом. Чтобы получить качественную черно-белую фотографию одного плагина мало, нужно еще голову включить и свои знания.

  • Саша says:

    у вас вообще кадры интересные…чтобы найти такой надо много времени потратить.. у нас в городе, например нет таких улочек

  • В самом начале статьи перечислены самые простые методы. Их недостаточно?

    1) Grayscale (Image-Mode-Grayscale) – самый простой, наверное, перевод изображения в монохром. При конвертации теряет всю информацию о цвете.

    2) Desaturate (Image- Adjustments-Desaturate) – простое обесцвечивание картинки. Информация о цвете опять же теряется.

    3) Hue/Saturation – по сути, то же самое, что и Desaturate с тем лишь исключением, что данный метод можно использовать в виде корректирующего слоя. Результат не меняется – обесцвечивание.

  • А нельзя как-то полегче сделать черно-белые фотографии? Я с фотошопом не сильно дружу, только начал им пользоваться. Может есть какие-то другие более простые способы?

    • Дана, есть просто офигенный плагин – Nik Silver Efex Pro. Попробуйте его, понравится. Очень просто и доступно

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *