В настоящее время, с развитием сети Интернет и возможностью получить практически любую информацию, каждый может найти ту или иную книгу или статью по переводу фотографий в ЧБ. Многие писали о тех или иных способах, их достоинствах и недостатках. Кроме того, существует великое множество плагинов к Фотошопу, которые осуществляют перевод в монохром. Я не ставлю целью найти правду или еще раз рассмотреть все способы конвертации изображения, нет. Мне бы хотелось описать как это делаю я, почему именно так, а также рассмотреть ряд плагинов которые я выделил для себя.
Статья основана только на моем собственном опыте и понимании прочтенного ранее материала и рассчитана на опытных пользователей знающих, что такое корректирующие слои, цветовые пространства и имеющих опыт работы с Фотошопом. Я не стану говорить сейчас об инструментах Dodge/Burn, о контрасте и и других элементах получения интересного черно-белого изображения. Это очень важные моменты, но они индивидуальны для каждой фотографии.
Мы же будем с вами говорить о методах перевода изображения в ЧБ. Для начала давайте вспомним, какие основные способы конвертации изображения мы знаем. Итак:
1) Grayscale (Image-Mode-Grayscale) – самый простой, наверное, перевод изображения в монохром. При конвертации теряет всю информацию о цвете.
2) Desaturate (Image- Adjustments-Desaturate) – простое обесцвечивание картинки. Информация о цвете опять же теряется.
3) Hue/Saturation – по сути, то же самое, что и Desaturate с тем лишь исключением, что данный метод можно использовать в виде корректирующего слоя. Результат не меняется – обесцвечивание.
4) Gradient Map (Layer-New Adjustment Layer-Gradient Map) – любимый многими способ и не зря. Смысл прост: указываем темный (черный) цвет и светлый (белый), Фотошоп строит градиент.
5) Calculations (Image- Calculations) – смешиваем 2 любых канала любым из методов смешивания.
6) Channel Mixer (Image- Adjustments- Channel Mixer) – делаем замес R, G и В слоев в режиме монохром.
7) Корректирующий слой Black and White (только Ps CS3) – переводит изображение в монохром и позволяет работать с цветами уже в монохроме.
8) Duotone
9) Lab
Я не буду перечислять все «достоинства» и «недостатки» того или иного способа, это уже много раз делали и, мне кажется, что читатели от этого уже устали. Для конвертации своих изображений в ЧБ я использую либо Duotone, либо Lab, либо смесь из слоев Hue/Saturation и Gradient Map (или Channel Mixer).
Дальше подробнее.
Duotone
Данный способ для меня ценен тем, что с его помощью можно как бы имитировать широту динамического диапазона пленки. Этот эффект достигается тем что при указании «белого и черного» цветов в окне Duotone мы не будем задавать значения #000000 (100% черный) и #ffffff (100% белый). Вместо этого мы выставим, к примеру, для белой точки #fdf7eb и для черной #060820. Дело в том (как мне кажется), что пленочную черно–белую фотографию глаз привык видеть на бумаге. Мои наблюдения показали, что на снимках (отпечатках), просмотренных мною, редко оказывался чисто черный или чисто белый цвета. В данном случае, я использовал черно–синий и бледно–желтый цвета. Можно также использовать и другие, например, часто при печати фотографий использовали черно–коричневые чернила. Будем считать, что изображение вы уже открыли. Идем в Image – Mode – Grayscale. Если вылезло окно — жмем Discard. Затем идем в Image – Mode – Duotone, жмем стрелку вниз и выбираем Duotone.
Окно Duotone
Кликаете на квадрат с цветом и задаете нужные цвета. После того как получили удовлетворяющий вас результат не забываем перевести изображение обратно в RGB Color. Лично я предпочитаю все работы с дуотоном проводить на копии документа, а потом добавлять результат новым слоем.
Перевод в ЧБ через обесцвечивание
Перевод в ЧБ через дуотон
Lab
Этот способ наверняка знаком читателям: переводим в Lab пространство, идем в каналы, отключаем все кроме Lightness, переводим изображение в Grayscale – у нас остался только Gray канал. Через зажатый Cmd (Ctrl на PC) кликаем по иконке канала Grayscale в панели каналов – таким образом выделяем светлые участки канала. Инвертируем выделение (Select–Inverse), переходим на вкладку Layers. Делаем заливку черным цветом (Layer – New Fill Layer – Solid color) – этот слой позволит нам регулировать тон черного в нашем черно–белом изображении (особое внимание следует обратить на прозрачность данного слоя).
Далее создадим корректирующий слой с кривыми – изогнем кривую в «S» для получения необходимого контраста. Далее вернемся к слою Background. Продублируем его, применим к копии слоя фильтр High Pass (Filter – Other – High Pass) с радиусом около 15 (радиус зависит от размера изображения; я работаю с изображением в 12Mpx) – меняем режим смешивания данного слоя на OverlaySoftLight и опять не забываем о прозрачности данного слоя. Этот слой представляет собой полутоновый контраст (она же грубая контурная резкость), поэтому задаем процент прозрачности слоя «на глаз», но не забываем, что любые работы с резкостью мы проводим только при 100% размере изображения. Все. Данный метод удобно использовать для получения сильно контрастных фотографий, потому что слой Fill Layer в сочетании со слоем кривых позволяет добиться нужных результатов быстрее всего.
Перевод в ЧБ через обесцвечивание Перевод в ЧБ при помощи Lab
Есть еще один способ, которым я пользуюсь чаще всего при обработке большого количества фотографий. Тут все совсем просто: задача – сделать правильную смесь из корректирующих слоев. Итак, непосредственно над слоем с нашим цветным изображением создаем корректирующий слой Hue/Saturation над ним Gradient Map (или Channel Mixer) – потом Curves – за ним Color Balance – и наконец Selective Color. Теперь рассмотрим, за что каждый слой отвечает:
Hue/Saturation – позволяет менять тональность черно–белого изображения. С его помощью можно имитировать работу цветных фильтров в ЧБ фотографии. Уделите внимание данному слою.
Gradient Map (или Channel Mixer) – собственно сам ЧБ. Используем понравившийся способ. Для любителей повозиться с ЧБ и тоскующих по пленке приведу таблицу имитации черно–белой пленки через каналы.
Тип пленки | Red | Green | Blue |
Agfa 200X | 18 | 41 | 41 |
Agfapan 25 | 25 | 39 | 36 |
Agfapan 100 | 21 | 40 | 39 |
Agfapan 400 | 20 | 41 | 39 |
Ilford Delta 100 | 21 | 42 | 37 |
Ilford Delta 400 | 22 | 42 | 36 |
Ilford Delta 400 Pro | 31 | 36 | 33 |
Ilford FP4 | 28 | 41 | 31 |
Ilford HP5 | 23 | 37 | 40 |
Ilford Pan F | 33 | 36 | 31 |
Ilford SFX | 36 | 31 | 33 |
Ilford XP2 Super | 21 | 42 | 37 |
Kodak Tmax 100 | 24 | 37 | 39 |
Kodak Tmax 400 | 27 | 36 | 37 |
Kodak Tri–X | 25 | 35 | 40 |
Curves – это наш контраст. Либо изгибаем кривую, либо меняем способ смешивания слоев – кому как нравится. Я обычно изгибаю кривую в S.
Сolor Balance – тонируем. Как я говорил выше, черно–белое пленочное изображение на бумаге редко бывает на 100% черно-белым. Этим слоем мы добавляем чуть заметный оттенок к нашей фотографии. Я обычно добавляю в средних и светлых участках изображения по 1 пункту зеленого и желтого цветов.
Selective Color – делаем черный цвет глубже. Выбираем черный цвет, Method меняем на Absolute и добавляем 3% черного (нижний ползунок).
Естественно я не делаю каждый раз всю процедуру со всеми слоями. Я сделал экшн с необходимыми мне настройками и использую его. Это намного быстрее и проще. Все экшены вы можете скачать здесь.
Кроме описанных выше приемов я пользуюсь двумя плагинами. На самом деле плагинов для перевода изображения в ЧБ существует великое множество, и многие из них я перепробовал. Мой выбор остановился на продукте Exposure 2 от Alien Skin Software. У данного плагина удобный интерфейс, большое количество пресетов, которые имитируют черно–белую и цветную пленку (включая Polaroid), реалистичная имитация зерна, работа с резкостью. Плагин очень гибкий и дает поистине безграничные возможности для тонкой работы с изображением. Кроме того, поддерживается пакетная обработка.
Не так давно на рынке появился еще один продукт от компании Nik Software. Это совершенно новый плагин для перевода изображения в монохром, который называется Silver Efex Pro. Достаточное количество пресетов позволит людям не желающим вникать в суть процесса преобразования изображения быстро получить приличный результат. Тут и пуш/пул процесс, сепия, высветление, Holga, циан, toy camera и многое другое. Среди выдающихся моментов в работе программы хочется отметить возможность работы с отдельными зонами изображения. Так вы можете, к примеру, отдельно проработать землю и отдельно небо без прибегания к маскам; сделать более выразительными глаза портретируемого и тд. Кроме всего перечислено в плагине присутствует большое количество пресетов различных видов пленки и зерна, прекрасно реализована работа с виньетированием.
Автор: Родион Ковенькин (об авторе), специально для «Простых фокусов».
И кэш ему 10 гигов сделал… И чего я только не делал.
UncleSam, система 32 бита, ЛР тоже поставил 32 бита. До того на ХР все летало, как Гарри Поттер на метле в пылу сражения, а теперь плакать хочется…
А Exposure 3 есть и под PS и под LR… Да еще можно имитировать эффект от пленки разной.
Имитировать можно и вышеупомянутыми ползунками :) А если по прогам пройтись, то и не только в Exposure. Выбор-то большой)
Ага. Silver Efex, опять же.
Вот. Я же говорил, что там все просто. =)
учитывая, что всегда использовал сочетание клавиш Ctrl-Shift-U, спасибо за интересные способы. Понравился результат после обработки Duotone. В ближайшее время опробую на своих снимках, посмотрим, что получится. :)
Кстати, а почему на сайте нет подобного же для Lightroom? или я просто не нашел?
В ЛР проще — ползунок влево, ползунок вправо. Никакого волшебства. =)
Фотография — сама по себе волшебство) а ЛР не каждому доступен, увы — либо из-за слабого компа, либо из-за нежелания разбираться в непривычных после фотошопа магических ползунках)
Комп ему шибко борзый не нужен. А ползунки проще, на самом деле, чем ФШ. =)
Проще-то проще, но привыкать все же надо)
Если хочется попроще, то Alien Skin Exposure 3 вам в помощь. Проще просто некуда. ))))
Да уже не надо проще, освоился в ЛР) но все равно спасибо)
Толя Аникин поставил его на свой нетбук и хвастался этим в Питере, играя у меня на нервах. Но, к слову, ACDSee, который Pro у него как раз на нетбуке, и он там все и проявляет.
LR на нетбуке это не для слабонервных! Т.е. ACR еще ворочается, а вот LR тупит просто как из ружья! :-)
Понимаю… Я вот на компутере систему всего-то поменял с ХР на 7, теперь вот борюсь с ЛР. Раньше все ок было, а теперь что-то страшное творится — тупняк отличнейшего качества. А обратно систему менять лениво. Интернет даже не помогает с ответом на извечный вопрос: «Кто виноват? И что делать?» Я в замешательстве.
32→64 бит?
Как бы чтобы запустить ACR, нужен установленный фотошоп, а он тоже не очень легкий.
Вся проблема в графической оболочке LR. У фотошоп CS5 и ACR отлично работают на нетбуках. Но вот именно LR тупит особенно. Могу показать ;-)
так же мне понравилось в фотошопе — зелёный слой — в чёрно-белый — очень хорошо получается
Лайтрумом тоже неплохо, да.
Но Color Efex мне прям совсем понравился. Вообще, у них софт зачетный.
А оно равки ест? Главная причина почему ACR и Lightroom это потому что ты работаешь со всем диапазоном яркостей. Что дает кучу возможностей.
Я в него тифками кидался 16битными. Работает как плагин для ФШ и ЛР, можно не отходя от кассы закидывать. А вообще, пробный период у них 2 недели. Можно скачать и поиграться. Там много всего интересного.
http://www.niksoftware.com/index/en/entry.php
Как плагин даже для Лайтрума он использует конвертированный TIFF или PSD — что фактически одно и то же. В фотошопе чтобы до него добраться тоже сначала конвертировать надо. 16-битный TIFF считай то же самое что RAW исходный.
TIFF даже лучше RAW так как в RAW только 14 бит ;-)
А я в ACR (или Lightroom) перевожу в ЧБ. Изменяя насыщенность и разных цветов можно неплохо повоздействовать на характер изображения. А при наличии всего ДД, возможности заметно расширяются.
Надо посмотреть. Никогда не обращал внимания на Nero в плане редактора.
если есть полная версия NERO 6.3 и выше — там тоже есть фоторедактор и функция перевода в ч/б
Фантастика, Nero занялся редактированием картинок.
Пробовал Silver — круть, надо купить. А ч/б в фотике — ерунда, конечно. Фотик просто обесцвечивает кадр, отрезает цветовую информацию, в то время как ч/б пленка имеет кучу оттенков и нюансов, неподвластных аппаратному ч/б. Как-то так… Вообще — качественное черно-белое изображение — это вам не мелочь по карманам тырить.
пользуюсь для быстрого редактирования Nero от версии 6.3 и выше.
пользуюсь Gradient Map и мне он нравится больше всех, лучше даже чем через silver pro. Просто и легко отменяемо
Не знаю как у вас,UncleSam,а у меня ЧБ на фотоаппарате хорошо получается!Хотя…на вкус и цвет товарищей нет)
Спасибо за полезные советы! Только сейчас начал понимать прелести ч/б фотографии. Еще раз Спасибо!
Перевод уже имеющейся цветной ф-графии в монохром, это понятно. А изначально не предпочтительней снимать в чб?
Для имитации зерна можно ISO поднять.
Имхо выходить достаточно хорошо…
ЧБ в фотоаппарате — то то еще извращение. Это не ЧБ, а просто серое изображение
я сначала выделяю зелёный слой, а потом зелёный — в Ч/Б — хорошо получается, жаль что не сам придумал :)
«открыть палитру каналов, посмотреть по очереди.
зелёный канал — самое контрастн. изобр.
Сделать активным зел. изобр. Image — mode -Grayscale (изобр. — режим — серая шкала) «Ок» Лит-ра : Обработка цифр. фото . Т. Панкратова 2006 г.изд. Питер.
Александр, вы правы насчет контрастности зеленого канала, но лица он передает отвратительно, отчего даже в пленке при съемке портретов пользуются красным или оранжевым, а для чб в цифре берут красный канал (а еще можно Lightness из Lab). Даже для книжки 2006 года это большой минус ;)
Все-таки приображение цветной фотографии в черно-белую — довольно сложное дела, если подходить к этому с умом. Чтобы получить качественную черно-белую фотографию одного плагина мало, нужно еще голову включить и свои знания.
у вас вообще кадры интересные…чтобы найти такой надо много времени потратить.. у нас в городе, например нет таких улочек
В самом начале статьи перечислены самые простые методы. Их недостаточно?
1) Grayscale (Image-Mode-Grayscale) – самый простой, наверное, перевод изображения в монохром. При конвертации теряет всю информацию о цвете.
2) Desaturate (Image- Adjustments-Desaturate) – простое обесцвечивание картинки. Информация о цвете опять же теряется.
3) Hue/Saturation – по сути, то же самое, что и Desaturate с тем лишь исключением, что данный метод можно использовать в виде корректирующего слоя. Результат не меняется – обесцвечивание.
А нельзя как-то полегче сделать черно-белые фотографии? Я с фотошопом не сильно дружу, только начал им пользоваться. Может есть какие-то другие более простые способы?
Дана, есть просто офигенный плагин — Nik Silver Efex Pro. Попробуйте его, понравится. Очень просто и доступно