HDR не дает покоя многим, теперь вот компания Akvis озаботилась созданием собственного софта под названием Akvis HDR Factory — весьма простой программы для фанатов, которая, тем не менее, заслуживает рассмотрения, как нам это кажется. Программа скачивается с сайта разработчика, и использовать вы ее можете довольно свободно в течение 10 дней, после чего придется потратить 70 зеленых рублей или отказаться насовсем. В принципе, для опытного пользователя и 10 дней для оценки качества достаточно. Полагаем, мы управимся и за пару часов, включая написание этой самой статьи.
Программа для Windows поставляется сразу в двух вариантах, полная и в виде плагина для фотошопа — это подход очень странный, ведь сейчас фотошоп и сам может сводить HDR. Естественно, не так качественно, как некоторые сторонние разработки, но у нас есть сомнения, что в Akvis сидят программисты круче, чем в Adobe. Отдельно отмечу, что программа установлена в качестве пробной под Windows XP — в таком случае, она работает только как отдельное приложение в 32-битном формате работы с данными.
При открытии программы вы видите довольно простой интерфейс, из которого, в общем-то, ничего и не нужно. Перетаскиваем сюда изображения, с которыми намереваемся работать — так удобнее, если предварительно вы их выбрали в каком-либо просмотровщике.
Программа прекрасно справляется с тремя 6-мегапиксельными JPEG из Nikon D70, которые, по случаю, я снимал довольно давно. Почему я сделал такую глупость, объясню — 3 кадра NEF по 12 Мп из Nikon D90 открываться с первого раза отказались, вызвав странную ошибку, которую повторить не получилось, так что просто передерните и добавьте картинки заново.
Файлы буквально за несколько секунд рендерятся (видно бегущую дорожку), создается картинка в окне «после» — естественно, если переключиться на «до», получите возможность просмотра трех разных загруженных в ленту файлов. Отличие более крупных от мелких не заметно по скорости, хотя есть версия, что если крутить несжатые равы с полнокадровых монстротушек, тормозить все равно будет.
Панель HDRI
Кадры сняты с рук, никакого штатива, соответственно, программа должна их еще выровнять, с чем неплохо справляется. Качество выравнивания устанавливается в панели HDRI справа, где, собственно, все инструменты и размещены. Инструментов не так много, кстати:
- выравнивание лучше ставить высокого качества, это понятно — просто точнее будет
- насыщенность — цветовая насыщенность итогового снимка (для HDR вообще модно использовать насыщенные цвета)
- детали в темном — насколько надо высветлять тени, шаг усиливает шумы, зато и темные становятся светлее
- детали в светлом — наоборот, прибивает света, чтобы не выходили из спектра
- степень детализации — прямая правка тонового диапазона, откуда возникают ореолы известные, если злоупотреблять
- освещенность — на самом деле, яркость, просто переводчики не знали
- освещенность темных/светлых деталей — ведут себя как ползунки recovery в Lightroom, просто защищая от выбивания черные и белые пикселы, соответственно
По большому счету, нужно только три ползунка, детали в светах и тенях и степень детализации. Остальное, наверное, для успокоения совести. Есть, правда, окно с тремя дефолтными пресетами, довольно тупыми, но начинающему они помогут.
Обратите внимание на инструменты в левом верхнем углу. Там есть карандаш для удаления призраков (работает только в купленных версиях, так что об эффективности будем гадать на кофейной гуще — скорее всего, не очень, раз даже показывать боятся) и ластик для удаления призраков уже из сформированных выделений. Зато не очень понятно, как формировать выделения («показать/скрыть выделение» не помогает).
Панель регулировка
Панель неактивна, пока галочку в ней не поставите, чтобы активировать. Алгоритм пробежит через изображение еще раз и поменяет по своим дефолтным настройкам — картинка станет насыщеннее и теплее. Шумы здесь не давятся, потому еще и шум будет более заметен, так как и цветовые попрут.
Учтите, кстати, что наверху над панелями указанный размер — это размер превюшки, с которой программа работает. Если процессор дохленький, выбирайте поменьше, ведь вам не надо слишком его грузить. При увеличении тогда, правда, детализация будет глохнуть.
Получившаяся картинка не очень приятная, так что помудрим над настройками, что предложила программа:
- тоновая коррекция — по сути, сила применения фильтра расширения тонового диапазона, просто чуть мягче работает
- глубина — похоже на слайдер clarity в Lightroom, который отвечает за микроконтраст, воздавая ореолы вокруг пикселов для отделения их друг от друга, но работает, на первый взгляд, только со средними тонами
- градиентный контраст — работает, судя по всему, преимущественно с тенями, углубляя или осветляя их
- сглаживание — много где есть, определяет мягкость сведения соседних тональных зон, крутите сильнее, может снижать шумы
- локальный контраст — инструмент микроконтраста, т.е. между пикселам, а не зонами тонов, работает грубо и очень заметно усиливает шум
- интенсивность цвета — по сути, та же насыщенность, но чуть более мягкая, ослабляем ее
Постобработка
По сути, раздел представляет собой лишь работу с уровнями, но при правильных руках этого достаточно — можно ведь работать поканально, а это очень большое преимущество. Я подкорректировал два канала из трех цветовых, плюс чуть подвигал ползунки в яркостном (который все равно похож на композитный RGB по своему эффекту). Получилось что-то похожее на то, что я видел в Барселоне.
Заключение
Как вы успели заметить, в программе нет кнопки поворота изображений, так что приходится немного крутить головой, что позитивно сказывается на кровоснабжение мозга, а значит, и на здоровье пользователя, так что ничего плохого компания не задумывала, когда разрабатывала софт, лишь заботилась о вашем подорванном здоровье.
В целом, программа простая, «как двери», работает складно, ловко, но с точностью топора, можно и ущерб здоровью нанести. Неплохо было бы обнаружить в следующей версии инструмент шарпинга и базовых операций с изображением, вроде поворота или хотя бы чтения информации из файлов RAW об ориентации картинок.
Можете про другие способы создания HDR прочитать ниже:
А Вы уверены, что в вашем файле есть информация об ориентации? Может стоило проверить прежде чем писать?
Например открыть в другом редакторе RAW.