Объектив МС Рубинар 8/500 Макро представляет собой если и не шедевр отечественной мысли в создании объективов, то уж точно ее отдельную и интересную ветвь. Производится объектив на ЛЗОС, хотя, в настоящее время, с большими проблемами. Если вы хоть раз видели оптический телескоп, наверняка обращали внимание на одну его особенность: довольно широкий диаметр и недостаточную, по фотографическим стандартам, длину для своего фокусного расстояния (не забывайте, астрономы звезды рассматривают) — если бы он содержал только линзы, он был бы раза в 2-2.5 длиннее. Весь секрет в паре собирающих свет зеркал, установленных внутри объектива, помимо собственно линз. Из-за этого такие объективы называют зеркально-линзовыми, а так как линзы есть в обыкновенных объективах, просто зеркальными.

МС Рубинар 8/500 Макро был предоставлен нам на тест интернет-магазином iFocus, которым мы в очередной раз хотим сказать «спасибо» за предоставленного на тест подопечного, а также вообще за профессионализм и маниакальное увлечение фотографией.

Цена и аналоги

За свою цену в 8900 руб. у объектива нет конкурентов. Даже зумы Sigma, имеющие данное фокусное расстояние в своем арсенале, стоят раза в три дороже, и это только бюджетные решения, профессионалам такие фокусные расстояния обходятся дороже. Преимущество, естественно, в автофокусе и экспозамере. Недостаток — в весе и размере. Огромный потребительский недостаток Рубинара — в том, что его очень сложно купить сегодня даже подержанным, и если вы его нашли, считайте себя счастливым человеком. Луна в такой объектив почти закрывает весь кадр.

Внешний вид, комплектация и работа

Комплектация у объектива интересная даже по советским меркам. Сумка у объектива соответствует его размеру, с обычным ремешком, вмещает в себя, помимо самого объектива, еще два фильтра, оранжевый и непонятно зачем приложенный нейтральный — из-за его светосилы, даже сложно придумать случай, когда он действительно был бы нужен. Впрочем, диаметр передней линзы — 77 мм, соответствующий большинству профессиональных стекол, так что применение фильтрам найдется. В комплекте также есть ввинчивающаяся бленда — когда видишь такие, хочется казнить конструкторов, недодумавших банальный байонет, потому что передняя крышка в нее уже не входит. Две крышки — стандартный набор для объектива, инструкция тоже. Более того, в сумке еще останется довольно много места, часть которого, безусловно, потратится на адаптер под ваш байонет (цена 600-900 рублей).

Объектив железный, с широким кольцом фокусировки, покрытым рубчатой резиной для удобства. Диаметр объектива на всей его длине, кроме посадочной резьбы, неизменен (около 80 мм), отчего возникают вопросы его установки на компактные зеркалки. На Nikon D300s и D90 сидит нормально, не упираясь в ту часть корпуса, где прячется призма. Автофокуса нет, ход кольца фокусировки большой и тугой.

Фокусное расстояние объектива — 500 мм, что на кропнутой зеркалке соответствует уже 750 мм, размеру, который используется для слежения. Совершенно без шуток, с помощью этого объектива можно подглядывать за соседями из дома напротив, просто нужно запастись штативом, чтобы работать на длинных выдержках. Добавление бюджетных телеконвертеров в таких случаях тоже помогает (нам предоставили ×2 вместе с ним, отчего мы почувствовали себя разведчиками). Кстати, объективы с таким фокусным расстоянием обычно куда крупнее, так что его смело можно назвать компактным.

Оптические характеристики

Вот мы и дошли до самого интересного, а именно, отчего, при всех своих видимых преимуществах (компактности при своем фокусном расстоянии, металлическом корпусе), объектив не пользуется бешеной популярностью. На простой вопрос ответить тоже несложно, если вы внимательно прочитаете название объектива, где написано, что его относительное отверстие всего f/8, т.е., диафрагму вы больше и не откроете. Однако, и это не все… дело в том, что диафрагмы здесь, как таковой, вообще нет, так что у стекла фиксированное не только фокусное расстояние, но и светосила, что ограничивает ваш инструментарий одной лишь выдержкой. Впрочем, если навинтить идущий в комплекте ND, один стоп можно выиграть (у Зенитов не было выдержки короче 1/250с, отчего приходилось искать ходы).

Не забывайте, что дырка f/8 — это темно. Впрочем, что с чем сравнивать: для широкоугольного положения китового объектива это хорошая дырка для съемки пейзажей, потому что там не только 1/125с, но даже 1/20с и больше будет достаточно для резкого кадра. Тут такие фокусы не проходят, достаточно вспомнить самое простое фотографическое правило:: снимки получаются резкими при выдержке обратной к фокусному расстоянию, т.е. на объективе с ФР 500 мм надо ставить не меньше 1/500. А вот 1/500 при f/8 в солнечный день при минимальной чувствительности получить сложно, если, конечно, не снимать листы бумаги на залитом солнышком пляже.

Выходов из ситуации два: либо ставить аппарат на монопод (штатив), либо крутить ISO, чтобы подняться под нужную выдержку. У меня получалось в яркий солнечный день выходить на нужную выдержку только при ISO 640-800. Зато так можно снимать с рук. Впрочем, сильно тешить себя этим тоже не стоит — минимальная дистанция фокусировки в объективе 1.5 метра, а глубина резкости очень небольшая, даже учитывая маленькую дырку. В итоге получается следующая ситуация: вы стоите от цветка в паре метров, изображение в видоискателе дрожит, вас тоже качает вперед назад — нет, я не пил, просто при такой глубине резкости каждый миллиметр критичен. В принципе, к такой ситуации быстро привыкаешь — ставишь короткие выдержки и учишься снимать на лету. А вот если вам захочется поснимать окна соседского дома (вполне реально, кстати, но наказуемо в судебном порядке), тут без хорошего штатива уже не обойтись. Здесь придется работать на длинных выдержках (не забывайте, снимаете помещение), а масса аппарата с объективом будет немалой.

При такой дистанции фокусировки даже воздух, если он недостаточно прозрачен, будет вмешиваться — кадры будут получаться менее контрастными, хотя это может быть и следствием боковых засветок. Бленду, очевидно, все же обязательно надо навинчивать. Правда, тогда уже внутрь не вставить крышку объектива — резьбы нет, а крышка не имеет хваталки в середине, чтобы ее снять.

Во всем остальном, объектив работает очень даже хорошо, просто к нему надо привыкнуть. Протестирован он был на фотоаппарате Nikon D300s, который достался на тест благодаря представительству Nikon. C ним у объектива полноценно работает режим приоритета диафрагмы, потому что экспозамер там сделан правильно. Автофокус, естественно, не появляется.

Еще одна особенность — характерные для зеркальных объективов «бублики» в боке, так как в середине объектива стоит черная задняя крышка обратного отражателя, которая и образует пятно. Ничего ужасного в этом нет, просто особенность такая, иногда получается даже прикольно, хотя лично меня раздражало. Объектив вообще хорошо размывает задний план, что нормально для макростекол.

К стеклу следует относиться очень аккуратно — есть предположение, что, даже учитывая металлический корпус, он все равно хрупок.

Галерея снимков

Все снимки сняты в RAW, при конвертации проявлены «по нулям», с зажиманием только цветовых шумов в критичных световых ситуациях и небольшим шарпингом (50 единиц при чувствительности 0.5 — наш стандарт для тестов объективов) и добавлением контраста через небольшой изгиб кривой в форме буквы S (0, 30, -30, 0, по четвертям кривой). Для блога лежат в уменьшенном виде ниже, полноразмерные в архиве можно скачать по этой ссылке (73 Мб).

18 комментариев

  • Юрий Артемин says:

    Мне пришлось работать аналогом ЗМ 6А 6,3/500. Результаты похожи.Хотя у него нет макро режима ,нужно частично вывернуть стопопрный винт,при этом становится возможным наводка с одного метра.Аккуратно не выверните совсем.Ещё один фокус,без конвертора получить 700мм.Для этого ставится удлинительное кольцо самое длинное.Объектив имеет большой запас за бесконечностью,которой хватает для наводки на бесконечность.Такие же хитрости можно получить с объективом МС МТО-11А 10/1000мм

    • Ну, удлинительные кольца — это тоже почти конвертер, хотя и дешевле.

      • Юрий Артемин says:

        В конверторе естьоптические элементы,которые ухудшают качество.

        • Это при условии, что стекла в конвертере хуже стекол в объективе, что с зеркальным стеклом с дыркой 8 спорно, мягко говоря. К тому же, если вы лепите удлиннительное стекло без линзы, у вас проблемы с фокусировкой будут. Объективы высчитываются под фокальную плоскость, и если вы ее смещаете, то, к примеру, разница между центром и краями будет заметно сильнее, если края вообще в фокусе будут.

  • 5 Копеек says:

    Не могу не добавить свои 5 копеек:
    Объектив очень хороший лучше наверное при этой дырке по оптике сделать “сложно”.
    Раньше ЛЗОС продавал его что-то около 100$
    Аналогов – тьма тьмущая, но по оптике Рубинар в этом классе , если поставить автофокус я думаю верх эволюции. Дело в его оптической схеме. Извините до сих пор его не разбирал и его схемы от авторитетных авторов не видел но все остальные Рубинары это СЛЕФОГТ-РИХТЕРЫ.
    Это очень хорошо и именно это обеспечивает ему высшее качество.
    Многие наши патриоты – хорошие ребята, но заблуждаются в том что пишут что это Максутов.
    Нет максутовы были все предшественники Советские и Иноязычные многие.
    сейчас мода новая и все конкуренты уже стали Гельмутантами (Helmutonian), в т.ч. и Sony. Преимущества – недостатки если кратко то слефогт-рихтер лучше всех, а Рубинар резче всех. Вот так. предшественник ЗМ-5СА и просто ЗМ-5А (максутовы) резче Tamron SP 500/8, а Tamron Sony лучшие из нерусских. примеры фоток

    Добавлю что аналоги Carl Zeiss тоже слефогт рихтер

    P.S. ЛЗОС козлы делайте автофокус!

    • Илюха says:

      Если бы дело было только в отсутствии автофокуса. Но ЛЗОС вообще снял Рубинары с серийки – только под заказ, штучное производство по соответствующей космической цене штучного экземпляра.
      Надо признать, что наше российское фото-оптикостроение просто умерло: по-моему, единственный объектив, все еще продолжаемый выпускаться мелкими партиямия – это Зенитар 2.8/16 фишай от КМОЗа.

      • Ну и еще десяток других линз, непонятно кому нужных.

        • Илюха says:

          Это каких же? А, ну да, есть еще стандартный Зенитар 2/50, по-моему…
          Все остальное, что продается в интернет-магазинах КМОЗа и ЛЗОСа – старые запасы чуть ли не с 90-х годов. Если ты про красногорские объективы с К-байонетом, сдается мне, они также с той поры остались…

      • Tirlim says:

        Красногорский Механический Завод им Зверева = КМЗ, а не “КМОЗ”. Выпускает в новых оправах Зенитар 2,8/16 M, N, K, C; продаёт Телезенитар М, выпускает Зенитар 2,8/28, выпускает Гелиос 1,5/85; в 2017-м готовится выпускать полнокадровые Зенитары 1,2/85; 1,2/50, сейчас выпускает кропы Зенитар 1,2/50 и др.
        Более того, есть КОМЗ — Казанский Оптико Механический Завод, выпускает бинокли, но выпускал МС Юпитер-37А 3,5/135 и другие объективы.

  • Есть аналоги у Samuang. А вообще боке гайками клево!

  • Евгений says:

    Аналог этого рубинара – за5а. Штука доставшаяся мне за символическую сумму. Я предполагал, что данный объектив будет просто частью коллекцией и займет достойное место на полке. Что и случилось… То ли его собирали с серьезного перепоя, то ли это действительно хроническая фамильная болезнь, но изображение кошмарное.

    • Tirlim says:

      Этим объективам положено выравнивать температуру с окружающей средой, т.к. зеркало от перепадов температуры изгибается и падает разрешение. Разумным будет юстировать объектив под фотоаппарат, но многие удавятся за копеечку и к специалисту не отнесут.

  • Довольно подробная статья, но имхо, недостаточно примеров. Да, понятно, что в съемке цветочков в макро-режиме он хорош (потому, собственно и «макро»), однако им можно и людей снимать, и Луну, и при достаточно ярком дневном свете он рисует в зоне нерезкости знаменитые «бублики». Короче говоря, если кому интересны еще примеры съемки этим объективом — их есть у меня. И если это не запрещено правилами, размещу ссылку на свои работы, в дополнение к добротному тексту данной статьи: http://maxlion.livejournal.com/tag/объектив%3AРубинар

  • TimLev says:

    А почему я их тогда никогда не видел? Нет, в музеях видел. В продаже – нет. Да и то только никоновский.

  • Вася says:

    timlev: у никона есть 800 и 500 милиметровые и у пентакса.

  • timlev says:

    У Minolta / SONY есть его полный аналог, но с автофокусом. Но дорогой. Больше ни у кого нет.

  • Где и как его можно приобрести ????

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *