Куда делись ползунки Recovery и Fill light в Lightroom 4?

Куда делись ползунки Recovery и Fill light в Lightroom 4?

Поделиться

Lightroom 4 вышел очень быстро, и, помимо того, что у старых фотошопперов похерил при апгрейде каталога настройки кривых, дал массу новых мелочей, долгожданные поканальные кривые (одна из которых оказалась не очень-то и нужна, но о причинах позже) и даже украл два старых ползунка, Recovery и Fill light, которыми пользовались очень многие, если не все. Если помните, Recovery помогал вытягивать по глупости пересвеченные куски, а Fill light реанимировал убитые тени… естественно, не бесконечно, но все же. Вместо этого появилось несколько других настроек.

image

Скриншот: Lightroom 4

По Brightness, насколько мы понимаем, никто не плачет?! Ну и правильно, кому он нужен?! А между тем, судьба первых двух, упомянутых здесь, очень важна — у меня,к примеру, они вообще были почти ключевыми, а тут такое. Однако, плакать поздно… счастливые обладатели Windows XP пусть тешат себя надеждой,что мы пострадали при переезде. На самом деле, новые ползунки не просто признак нового ядра обработки данных. Они понятнее и, на деле, куда круче старых — требуется лишь привычка, иначе так и будете ругать новую версию программы, как никонисты Canon или наоборот. Мне потребовалось минут 10, чтобы привыкнуть и еще полчаса, чтобы встроить новый алгоритм в свой процесс на 100%.

А теперь, собственно, о разнице. Если помните (и вообще разбирались), раньше Exposure отвечал за правый край гистограммы, примерно с половины, Blacks за левый, причем за самый край, а Recovery и Fill light были их частичными антагонистами. Recovery восстанавливал пересветы (то есть, самый павый край), а Fill light мог вытянуть в плюс всю левую половину, освещая тени. Самое незаметное изменение, естественно, самое важное. Сейчас Exposure уже не тот — это середина гистограммы, то есть, он как бы съехал сильно влево и стал центристом, такое даже в политике встречается повсеместно. То, что сейчас называют Exposure, крайне далеко от инструмента с аналогичным названием из предыдущих версий Lightroom, зато больше похоже на то, чему соответствует название. Экспозиция, как таковая — это не светлый конец гистограммы, — наоборот, это общая освещенность. Но на это раньше претендовал инструмент Brightness — добавлял яркости как темным, так и светлым пикселам равномерно, то есть, на контраст не действовал вообще никак, отчего многие предпочитали ему Exposure, он и картинку делал светлее, и контраст усиливал. Сейчас, с переездом в центр, необходимость в ползунке Brightness, и подавно, отпала. Его дублирует Exposure, не затрагивая при этом чувствительных к пересветам и дыркам в тенях концов. Другие инструменты его дополняют: Highlights — четвертьтона в светлой части, а Shadows — четвертьтона в темной части, Whites отвечает за самый правый край гистограммы (то есть, белый цвет и есть), а Blacks за самый левый. При наведении вы увидите подсветку в соответствующих зонах на самой гистограммы. И самым толстым (но теперь уже не самым важным) является как раз Exposure. Лично мне такое тональное разделение нравилось еще из фильтра Nik Silver Efex — для перевода в черно-белое лучше нет. Там, правда, есть опция подсвечивать затрагиваемые зоны прямо на снимке, но мы умные, нам и так понятно.

Получается, что гистограмму теперь поделили не на четыре пересекающиеся части, управляемые 4 ползунками, а на 5 непересекающихся. Как профессионалы и мегалюбители фоторедактирования, мы все, естественно, знаем, что и композитная кривая, и гистограмма отражают одно и то же — редактирование изображения по яркости зон. Просто в Фотошопе, к примеру, можно гистограмму править лишь тремя ползунками, а тут получается пять. Таким образом, выходит, что мы можем приблизиться к возможностям кривой в Lightroom в былые времена — получается, что кривая теперь, в общем-то, не нужна, все базовое можно сделать и ползунками на гистограмме. Именно поэтому появились еще три поканальных, которые мы просили у компании давным-давно.

Отдельное спасибо, кстати, разработчикам нового ядра — оно настолько сильно шагнуло вперед, учитывая новые ползунки, что работа над разными зонами изображения стала значительно легче и вызывает куда меньше артефактов излишнего движения ползунками.

23 комментария

  1. Максим

    Подскажите, пожалуйста, а можно ли к версии 3.2 скачать обновления, чтобы она «видела» RAW от NikonD600? Не хочу переходить на 4-ку, а 3.2 не видит файлы с новой камеры… :((

    1. Нельзя. Новая версия поддерживает новые камеры, старая нет. Adobe, честно говоря, наплевать, нравится вам новый софт или нет, пользоваться можно только им. Другое дело, что с новой версией вы можете использовать предыдущий алгоритм конверсии (process version), который, естественно, хуже, но если привычней, то пожалуйста. Ползунки вернутся, обещаю.

      1. Максим

        Спасибо большое! нашел эти настройки. Кнопки вернулись:)) буду использовать по очереди, может, и к новому со временем привыкну)

  2. Твою мать.
    А можно в 4 версии работать с яркостью так же, как и в предыдущих версиях?
    Я не понимаю разницы между Whites и Highlights. Для меня интуитивно — это «света» (ударение на последний слог) и «света». Раньше с помощью яркости можно было возвращать сцене, снятой в солнечную погоду, нормальные оттенки. Небо притемнить в конце концов.

    Сейчас, даже не представляю с чем работать.

    Кстати, кто знает, раньше в Lightroom была публикация в Facebook по-моему. Или я путаю с CaptureOne?

    1. Александр, можно всегда вернуться к предыдущему процессу, не проблема. Если же разберетесь, что к чему в новом процессе, работать станет даже проще. Публикация в Facebook в Лайтруме осталась.

    1. Я поработал два часа и понял, что к старой уже не вернусь. Эффективность нового ядра, особенно, в пограничных контрастных зонах, вкупе с продвинутым алгоритмом подавления хроматики, поразила, зацепила и уже не отпускает.

  3. «Таким образом, выходит, что мы можем приблизиться к возможностям кривой в Lightroom в былые времена — получается, что кривая теперь, в общем-то, не нужна, все базовое можно сделать и ползунками на гистограмме».

    А всё не базовое? :)

    Я довольно редко кручу кривые, обычно обхожусь своим стандартным пресетом (там, где он уместен), но сказать, что они не нужны, никак не могу. Очень нужны. И цветные тоже. (Хотя цветные кривые нисколько не уменьшают использование крутилок калибровки.)

    1. Артем, кривая и кривые разные вещи. Кривая позволяла нарисовать S-обрразную линию, чтобы контраст усилить. То же самое сейчас можно сделать базовыми ползунками (Basic), а вот уже если выходить за пределы стандартной для Лайтрума до 4 версии коррекции, вроде подводной съемки, где синего много, или ИК-спектра, где спектра ББ недостаточно уже, придется обращаться к поканальным кривым.

  4. Aleck

    По моим ощущениям старый Brightness ближе всего к новому Exposure. Алгоритмически, конечно, это разные вещи, но старый Brightness аккуратно обращался с приграничными зонами, предохраняя от клиппинга, в то время как старый Exposure честно пытался имитировать физическую коррекцию экспозиции. Поэтому для тоновой коррекции многие фотографы по умолчанию использовали Brightness. А теперь просто новый алгоритм Exposure сильно приблизили к старому Brightness.

  5. dnskmv

    А кривую я бы оставил. Это отличный способ внести поправку к гамма-кривой при конвертации в нужном участке и получить нужное распределение в гистограмме.

    1. Кривые нужны в совсем экстренных случаях — к примеру в ИК фотографии, подводной и пр. Они обещали спектр ББ расширить, и нифига. Ниже 2000 так и не опустились идиоты.

  6. dnskmv

    «Его дублирует Exposure, не затрагивая при этом чувствительных к пересветам и дыркам в тенях концов.» — тут мое субъективное мнение немного иное ;). Да, теперь Exp я кручу достаточно сильно. По ощущениям, ручка Exposure теперь больше похожа на поведение гистограммы в ф/а при изменении ISO при одинаковых параметрах диафрагмы и выдержки. Что по моему мнению очень круто.

  7. dnskmv

    «Brightness — добавлял яркости как темным, так и светлым пикселам равномерно, то есть, на контраст не действовал вообще никак» — не совсем верно. Brightness влиял в большей части на середину гистограммы и косвенно на края, таким образом, поднимая общий контраст. Часто добавив яркость, я уменьшал контраст. Например.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *