Один британский музыкант Whitey (их там много, но этот еще и успешен на местной коммерческой сцене, к тому же, судя по всему, пользуется вирусными способами продвижения услуг) вызвал на этой неделе переполох в фотографической среде — его открытое письмо к потенциальным заказчикам на его странице очень резко, дерзко, но, в любом случае, красиво отказывает тем заказчикам, которые приходят к нему без денег, в то время как хотят использовать его результаты в коммерческих проектах. Фотографы, которые знакомы с такой же практикой в их отношении, сразу мысль уловили, поняв, что письмо можно переписать и под свои интересы, лишь заменив в письме музыкальные слова на фотографические.
Прежде чем начать занудствовать, мы приведем перевод всего письма целиком (естественно, в нашей адаптированной редакции):
Привет Зои,
Прежде всего, с лейблами я не работаю — все права на мои работы принадлежат мне полностью, потому не пойму, кому именно, вы пишете.
Далее, меня задолбали ваши тупые оправдания, которые каждый раз слышу: «к сожалению, у нас бюджет на музыку нулевой», будто бы властью свыше вам запрещено тратиться на треки и ни в коем случае не выделять бюджеты на музыку. Бюджеты устанавливает и распределяет ваша компания — значит, ваш выбор и состоит в том, чтобы не выделять на музыку денег.
С чего бы это я? Посмотрите, кто вы и кто я.
Я профессиональный музыкант и зарабатываю музыкой на жизнь. У меня полжизни ушло, чтобы приобрести навыки, которыми я владею, долгие годы, чтобы взобраться вверх по лестнице, цепляясь за нее изо всех сил, и тут, наверху, внезапно я получаю письмо от вас, непонятной незнакомки. Моя музыка — это собственность, которая получена мною тяжелым трудом. Я отдаю ее по лицензии некоторым крупным шоу-программам, брендам, производителям компьютерных игр и телевизионщикам, всем, от «Сопрано» до «Во все тяжкие», от Coca-Cola до VISA, от HBO до Rockstar Games.
Задайте себе вопрос, пойдете ли вы к креативщику или директору, предложив им участие в проекте бесплатно? Ага, сейчас. Потому что в вашем сегменте принято оплачивать и ценить труд этих людей. А может, спокойно придете к кому-то домой, без разрешения поужинаете с ними, а потом с улыбкой выйдете на улицу, бросив: «Извини, на это бюджет не выделен». Нет, потому что культурные традиции определяют такое поведение, как воровство.
И при этом вы по привычке надменно третируете музыкантов — это позор для вашей профессии, вы вытягиваете из нас нашу собственность правдами и неправдами, при любом удобном случае. Вы без вопросов оплачиваете услуги тех, кто, так или иначе, связан со съемками: доставка еды, шестерки и п., даже уборщица, которая подметает площадку и моет туалеты, после съемки получит свои деньги. Музыканту? А что музыканту — ничего не давать.
Теперь давайте взглянем на вас: у вас на сайте значится огромная куча известных реалити-шоу. Вы — успешная, платежеспособная компания с мировой известностью, благодаря популярным шоу и телепередачам. Вы делаете сериалы с 4 каналом, офис у вас в западной части Лондона, а за пазухой комплекты полученных наград. У вас есть деньги, и лукавить, говоря противоположное — настоящее оскорбление.
И после этого вы шлете ваши пасквили, прося меня отдать вам мою собственность бесплатно. Дайте нам ваши права, мы ими воспользуемся, мы так хотим.
Ответ прост: НЕТ. Громко, с эхом, без изменений в будущем.
Пожалуй, опубликую я это письмо на моих сайтах, разошлю по музыкальным блогам и платформам, попрошу репоста. Хочу, чтобы народ обсудил, как в ваши коллеги по цеху издеваются над музыкантами… это письмо переполнило чашу терпения. Хватит, меня задолбало.
NJ White
Бесплатный проект для начинающего фотографа — это норма, однако оторваться от этой базы очень сложно, и когда речь заходит о коммерческих съемках, поначалу любой фотограф демпингует… сначала по причине незнания цен, скромности, непреодолимого желания наработать портфолио и пр… однако со временем ситуация меняется, и он сам начинает себя ценить выше, знает цены, знает жизнь, а если переходит к фрилансу, то вообще начинает от этих денег зависеть жизненно. Да, у всех фотографов есть некоммерческие проекты, которые они снимают для души, но когда люди о них сами говорят, имеют в виду, что они их снимают для себя: сами придумывают, сами реализуют, это никак не вы с вашим уникальным лицом. Некоммерческий проект — способ для фотографа себя выразить, а не угодить друзьям.
Коммерческий фотограф живет на деньги, получаемые от съемок, и то, что снимает он на 1/200 с, к примеру, не означает, что работает он мало — платят ему за опыт, видение и собственное мнение, которое он выражает в своих фотографиях, а стиль и стабильность как раз дают возможность заказчикам выбрать его, как исполнителя. Сегодня нематериальны даже документы, а подписи и подавно стали цифровыми, поэтому удивляться, что за набор битов и байтов один фотограф требует много денег, а другой делает «просто так», слишком глупо. Именно поэтому фразы «я это снять и на айфон могу» могут вызвать только один ответ: «Снимайте!»
Что вы думаете?
Не профессионал. Я любитель. И я сейчас делаю фото для класса, в котором сын учится. Таки да, делаю бесплатно, ибо на этом учусь. Но, блин, пусть те, кто «за бесплатно» попробуют заменить фон у девочки, у которой волосы разве что не дыбом. Когда часа 4 над одной мордашкой сидишь. Ведь хочется, чтоб была память, а не мусор…
Я — за оплату труда профессионалов. А хочешь бесплатно — делай сам. Как получится.
Я тоже своим детям всем бесплатно делаю, и в детском саду, и в школе, потому что не могу смотреть, как косячат бомбилы, которые с руководством школы договариваются.
Я только не понял, зачем фон менять — в чем сложность снять сразу на правильном фоне? 4 часа на фотку — нерентабельно, в любом случае.
Рентабельно/не рентабельно — это к коммерсантам и профи. Зачем фон менять? Снять сразу на нужном фоне? Как только покажете класс в котором на заднем плане рыцарский замок, так сразу и поеду. Фотографировать на нужном фоне. :)
Ну так зеленый вам в помощь. Зачем себя мучить тем, что изобретено уже неоднократно и разными производителями? Цена фона отобьется меньшими временными затратами.
Вы с фотоаппаратом всю жизнь? А я — 2 месяца.
Писал же: НЕ ПРОФЕССИОНАЛ!
Я тоже не профессионал — я обычный офисный крыс. Фотография для меня — просто хобби, позволяющее немного денег заработать. Собственно, быть профессиональным фотографом — большая смелость и геморрой.
Но вы молодец. Не подумайте, что я вас критикую, я просто совет даю. Если он, конечно, нужен
Сталкиваюсь с этим постоянно! Бесплатная работа это звучит гордо! Но подло… Действительно нажать на кнопочку или повозюкать мышкой не мешки тасктать… Но кнопочку фотоаппарата надо нажать в нужное время и в нужном месте скомпанованного кадрика в видоискателе, указатель мышки переместить в правильную точку меню программы и прочее, прочее… Все это прочее приходит с опытом, опыт собирается и накапливается годами.
Ведь и в правду можно снять айфоном, но как и что получится без навыков… что потом делать с этой фотографией если она не отражает желаемого, не выполняет требуемые в любой конкретной ситуации задачи и цели!?
На самом деле, я где-то даже видел фотографии с одной свадьбы, снятые на одну технику — пятак плюс 24-70, любителем из толпы и профессионалом, причем даже моменты были параллельно сведены. Соответственно, гости денег не получали, а фотограф да — ну и качество у фотографа совсем другое было. Точно такая же ситуация везде, совсем недавно краем уха, не говоря, что я фотограф, слышал разговор по телефону (одну сторону), вроде «ну что там в интернете за качество — на телефон снимают, там же не видно ничего».
А вот приведу неуместные примеры:
1. 2 одинаковых автомобиля и 2 водителя.
Один победитель гонок, второй вчера удачно и достаточно правильно припарковался у супермаркета. Кто довезет тебя лучше ?!
2. 2 мастера столяра.
Один профи и сделал 3 тысячи шкафов, второй вчера удачно и самостоятельно по инструкции собрал комод. Кому ты доверишь сборку мебели у себя дома?!
Ну, если езда по дороге скорее под правила подпадает, равно как и сборка по инструкции, то фотографию приятнее относить к искусству. Тут с бумажкой уже не получится.
Строго моё мнение:
1. Я бы выбрал водителя №2 по причине того, что с ним мне будет безопаснее доехать до того же вокзала. Скорее всего, водитель №1 доедет быстрее, но для меня безопасность меня и окружающих все-таки дороже.
2. Опять же сборку мебели я бы скорее доверил 2-му человеку. Можно _сделать_ много шкафов, но все они _будут_собираться_ с применением «напильника, кувалды и какой-то мамы».
В случае «бесплатных» съемок сам фотограф, как минимум, получает опыт. Правда, в этом случае он сам «оплачивает» эту съемку — временем, аппаратурой…
Собственно, нет ничего ужасного в том, чтобы человек пользовался чем-то бесплатно — в случаях, когда есть возможность для экспериментов, это даже востребовано. Однако, качество при этом и стабильность работы ничем не гарантируются. Стандартны потери результата (случайное фооматирование, безответственное отношение к исходникам), некачественная работа, оттого что настроение было плохим, и пр. Мы, кстати, такие проекты поддерживаем — см. наш проект фотограф на свадьбу безсплатно.
а еще я вчера старушку через дорогу перевел бесплатно…
ребята вы не о том говорите, мы про работу а не про осмысленные бесплатные проекты, которых хватает у всех.
а ведь и собрать шкаф и отвезти до вокзала совсем не сложно, это о том что нажать кнопку и повозить мышку может любой…
Просто люди, предлагающие тебе бесплатно пофотографировать, по-настоящему не оценивают твой опыт, твою работу и ее результат. Ну правда, что в этом такого, что ты придешь и понажимаешь на кнопочку… В нужном месте… В нужное время…
Про нужные деньги вспоминают не все, увы.
Респект и уважуха N.J. Whitey
Белые негры жгут