Казалось бы, коронавирус (COVID-19) не очень плотно связан с работой фотографа, но его распространение давно уже вышло за пределы чисто медицинского факта: Китай фактически отключен уже больше месяца (в начале года это сильно провалило нефть), в разных странах наблюдаются новые вспышки заболевания, что влечет очередное падение очередного рынка, а нервозность переходит на новый виток. И хотя чисто экономические аспекты здесь понятны, для фотографа наиболее негативный эффект имеют психологические осложнения: от наших услуг отказываются потенциальные клиенты.
Медицина
Прежде всего, о серьезности самого вируса уже довольно много сказано: пути заражения, разработка вакцины, которую уже протестировали на мышах (смешно, конечно, поскольку результаты тестов на человеке появятся только через пару месяцев), даже статистика по смертности и процент её распределения по возрасту — все указанные данные говорят, что вирус не настолько серьёзен для детей и среднестатистического взрослого, чтобы убить даже десятую часть населения планеты, поэтому паника по поводу его массового распространения не всеми врачами воспринимается серьезно, особенно, у нас. Однако, все слишком долго смотрели голливудские блокбастеры про эпидемии, и картинка со смертью за углом маячит довольно прозрачно, а когда вокруг закрыты общественные учреждения, включая общепит, это действует даже на человека с сильным иммунитетом и трезвым рассудком.
При этом мы, естественно, помним о способах распространения вируса: пусть и недолго, он живёт на металлических поверхностях и способен передаваться неаккуратному человеку даже через рукопожатия и поцелуи — последнее привело в глубокое уныние французов, которые традиционно так приветствуют друг друга.
Здесь для фотографа тоже есть серьезные последствия: контакт с моделью в портретной съемке — поправить волосы при съёмке, помочь с одеждой… это сложно делать в медицинских перчатках, стерильность которых никто не гарантирует, контакт с продукцией или клиентом в предметной съёмке — здесь как раз и вспоминаешь о выживаемости вируса в нормальных условиях.
Экономика
В экономическом плане эффект понятен: от карантина в Китае простаивают заводы (за исключением производства масок и медпрепаратов), страна потребляет меньше нефти, что, на фоне замедления экономики вообще и войны на тарифах с США (на фоне новостей многие позабыли и об этом), в частности, вгоняет мировую финансовую систему в кризис, однако, это всё макроэкономические показатели, которые, на данный момент, просто обвалили финансовые рынки. В ценовом выражении, эффект мы пока ещё не ощутили, но, на фоне общего кризиса в России, ценам мы даже не удивляемся.
Гораздо важнее для фотографа падение количества новых заказов и отмена общественных мероприятий.
В частности, в Москве все крупные мероприятия запрещены с 21 марта вплоть до 12 апреля (и есть серьезные перспективы продления карантина). Сюда входят выставки, на которых обычно работают фотографы, пресс-конференции, митинги и прочее, хотя торговые центры пока ещё никто не закрывал. По всей видимости, администрация надеется, что этот фактор работать не будет.
Казалось бы, микроэкономическая составляющая будет менее важной, но, на фоне общего падения, выросли только объемы курьерской доставки, да и то, в продуктовых магазинах и сервисах заказа еды — обычные интернет-магазины точно так же испытывают проблемы, рестораны закрываются не столько по причине настойчивой рекомендации мэрии, сколько из-за недостаточного количества клиентов и переходят на удаленную работу, не принимая даже наличных денег. В результате, страдают всё те же участники сферы развлечений, включая фотографов и видеографов, которые обычно снимают мероприятия, но даже фотографы предметчики получают кратно меньше заказов. Мне самому неоднократно приходили мысли протирать спиртом поступающие посылки, но пока это были только мысли.
Психология
Самым неадекватным аспектом, который здесь следует рассмотреть, является психологический. Наши мысли в таких случаях начинают работать против нас. Даже тогда, когда мозгом мы пользуемся рационально, в существенной мере это это не влияет на результат. Можно сколько угодно прочитать о медицинских особенностях данного вируса и его экономических последствиях, но когда тебе каждый день телевизор говорит, что где-то умерли люди от этого заболевания, ты всё равно поддаешься психологии масс, впадаешь в панику и можешь совершать глупые поступки.
Если ты планировал сходить в кино, откажешься, если купил съёмку у известного фотографа, можешь также сослаться на коронавирус и отменить её. Нет смысла отказываться только от онлайн-курса, поскольку ты контактируешь только с клавишами своего же компьютера.
По результатам наших опросов, большинство фотографов столкнулись с последствиями экономического спада из-за распространения вируса по планете — как правило, это отказы от съемок со ссылкой на коронавирус и карантин, но от этого нам не легче.
Что делают фотографы
Фотографы, естественно, тоже находятся в разных условиях игры. Они много работают с клиентами, а поэтому, закономерно, что больше рискуют и заразиться. Вариантов действий здесь много — часть рациональная, часть адекватная, другая далека от этого.
Жесткая позиция. Ряд фотографов в США, к примеру, работающих на абсолютно законных основаниях, то есть, подписывающие со своими клиентами предварительный договор на съёмку, вне зависимости от того, свадьба это или предметка, уже начинают оговаривать отдельные пункты об отмене заказа, фактически переиначивая положения раздела о форс-мажоре (это игра с огнем и требует серьезных юридических затрат). Понятно, что это зависит от сферы деятельности. Например, если вы работаете с корпоративным заказчиком, снимаете предметку, и он отменяет съёмку, пусть даже не в последний момент, многие уже начинают предусматривать жесткие санкции за это, выставляя счета за отмену заказа (в данном случае, коронавирус может быть просто поводом для отмены заказа, необходимость в котором отпала, к примеру). Естественно, подобные споры негативно влияют на процесс общения с заказчиком.
Компромиссный вариант. Ряд фотографов, учитывая, что с клиентами придётся работать и после коронавируса (если не умрут, конечно), переносят съёмку на определенный период в будущем, то есть, имеют дело с отложенной прибылью. Это позволяет им пойти навстречу своему клиенту и учесть его интересы, чтобы не проводить съемку именно сейчас, но при этом забронировать её на будущее в определенных временных рамках. Естественно, это не касается свадьбы, которая вдруг у молодоженов отменилась, но при съёмке предметки такое вполне работает. Однако, здесь необходимо оформлять с клиентом какие-то гарантии, которые обеспечивают эту съёмку в будущем.
Русский вариант. Многие фотографы уже успели вспомнить (а может, никогда и не забывали) о старых добрых временах наличного оборота: для проведения съемки теперь снова берут предоплату, в качестве бронирования даты и заказа. Данный вариант прекрасно подходит тем, кто работает с портретной съемкой (свадебная, фотосессии, студия), но его все равно сложно применить к корпоративным заказчикам с безналичными расчетами априори. Вследствие этого, заказчики, как правило, не отменяют заказы, но необходимо заметить, что не вернуть предоплату фотограф, в таком случае, не имеет права — правило форс-мажора действует безусловно. Но если заказчик не требует, то нет и проблемы.
Релокация съемки. Часть проектов можно перенести на открытые площадки — ряд студий закрывается, другие работают себе в убыток или в ноль. Не жди от них скидок, а вот тебе скидки на съемку придется в этот месяц делать. Снимай на пленере, на улице весна наступает, еще неделя, и трава станет чуть зеленее, распустятся почки на деревьях, а к концу карантина вообще будут видны листья. Бери портативную вспышку, софтбокс — и на улицу. Понятно, что обнаженку не поснимаешь, но весенние фотосессии только в путь.
Скидки. Поскольку добрые старые скидки и так лежат на поверхности секретных схем продаж, наверняка ты специальное предложение уже сделал своим постоянным клиентам, можно также давать бонусы переболевшим (это люди, которым уже ничего не страшно, но они от карантина будут страдать не меньше нас).
Однако, неизбежно падение количества заказов у всех — если и не сейчас, то в перспективе точно. И все же, на ближайший месяц у нас все равно полно работы, учитывая особенность этого «карантина».
Для этого достаточно вспомнить, что мы обычно делаем при отсутствии активности:
- снимай некоммерческие проекты. Считай их 100-процентной скидкой, а поскольку ты давно не хотел их снимать, оправдываясь нехваткой времени, пора уже это желание развить.
- развивай или открывай новые направления, диверсифицируй свою дейтельность — поскольку коронавирус только триггер для кризиса, реструктуризация обязательна, чтобы после его окончания быть в струе востребованных фрилансеров.
- прокачивай свои навыки. Давно хотел уйти в предметку, построить портфолио для стоков, заняться студийкой или стробизмом — сейчас самое время инвестировать в себя. Многие школы специально под этот период запускают интенсивы или дают скидки на курсы (см ниже)
- обнови сайт. Сколько бы ни говорили о том, что сегодня можно обойтись без него, актуальности это не теряет, и твой сайт, в первую очередь — это центр воронки по сбору клиентов, на котором ты можешь показывать всё что угодно, и никто не заблокирует. Если за то время, пока ты его не обновлял, ты перестал следить за трендами, обязательно перечитай, что за это время написали и посмотри сайты конкурентов.
- закрой концы и долги, которые у тебя могли появиться за последнее время, это как раз лучшая возможность для такой деятельности. Просмотри свой домашний каталог и обработай фотографии, до которых у тебя не доходили руки, удали брак, сверстай фотокнигу и зашли её на печать.
- перезарядись. Посмотри мотивирующих или красивых фильмов (любых, которые тебя вдохновляют или помогают делать мир красивее) — подборки можно найти в Гугле или спросить о них у друзей
- обнови стандартный договор об услугах, которым ты пользуешься. Были случаи кидалова, которые ты хотел впредь избежать? Не включил обмен по электронной почте? С тех пор, как ты его делал, экономика и юриспруденция ушли вперёд, и сегодня его даже подписывать можно в форме электронного документа, так что меняешься не только ты, но и договор.
- собери долги и распланируй свои. В момент кризиса тебя будут пытать банки или, не дай бог, ФССП, если ты где-то упустил что-либо, поэтому заранее собирай деньги, которые тебе должны другие.
- почисть подписки в соцсетях. Если уж ты решил залезть в социальные сети, то не занимайся пустым убиванием времени в них, — вместо залипания там, лучше почистить ленту своих подписок, чтобы в них остались только те, которые ты действительно читаешь
- зачисть аккаунты в соцсетях — за время их использования в хаотичном режиме, там наверняка скопился беспорядок. Пересмотри свои аккаунты, чтобы привести их в презентабельный вид, сделай пару постов, основанных на благотворительности или добрых делах, в конце концов, о своём отношении к происходящему.
И помни, что в случае болезни нужно сидеть дома — это новая норма социальной ответственности. Тебе, кроме кашля и температуры, особенно ничего не грозит, а вот людям постарше вполне