Тренды Российского фоторынка в 2020 году

Тренды Российского фоторынка в 2020 году

Поделиться

Фотофорум (в лице его организатора компании МидЭкспо) очень правильно назвал свою конференцию «Трансформация рынка в новых условиях» — поскольку именно о новых условиях и предполагалось говорить во время онлайн круглого стола, который прошел сегодня, и надо сказать, многие участники рынка даже пытались это делать, поэтому у меня получилось даже выделить основные интересные темы обсуждений и те мысли и тренды, которые отметили участники.

С одной стороны, хочу сразу разочаровать практически всех: кризис настал и пришел он надолго — практически никто из участников не сказал о хотя бы нейтральной ситуации в отрасли, а прогнозы представителей «Яркого» и «Фотосейл» вообще неутешительные:

до конца года вряд ли стоит ожидать хотя бы восстановления рынка.

Евгений Бусарев (Фотосейл) вообще открыто сказал, что во второй половине года «нас всех» ждет падение продаж. Естественно, говорил он при этом именно о продажах ритейлеров, а никак не фотографов. И тем не менее, позитивные моменты все же были выделены.

Прежде всего, кризис вообще не связан с коронавирусом, как с медицинским фактом. Да, причиной возникновения существенного спада в продажах (а по факту, ситуации, которая практически экививалентна их остановке) является пауза в работе товарных цепочек, выстроенных вендорами и ритейлерами. Причина — это изменение рынка, как такового. Он в последние годы уходил в онлайн, актуальность чего подчеркнули участники, просто многие фактически его игнорируют. Неслучайно ряд комментариев «за кадром» касался довольно узких тем фотографического рынка, вроде пленки и фотопечати (как это ни грустно, но первый сегмент перестал сужаться, потому что уже достиг неснижаемого минимума, а фотопечать к нему подходит) — участники и фотографы будто не видят развития рынка цифровой эпохи.

Продажи и фотоуслуги уходят в онлайн. Организаторы совершенно не зря пригласили на конференцию Дарью Булавину говорить от лица всех фотографов — в противовес ей только чат пестрел спорами и пленке и о камерах, в то время как она говорила о важных постулатах современной жизни:

  • необходимости трансформации сегодняшнего фотографа в блогера, человека, живущего публичной жизнью
  • ведении инстаграма, как норме для сегодняшнего активного человека
  • запуске онлайн-проектов — марафонов, прямых каналов связи с аудиторией, ведении социальных сетей, конкурсах и прочих элементах цифровой жизни, которые фотографы полностью игнорируют
  • запуске онлайн-продаж — активном обновлении сайта и интеграции с современными сервисами для обеспечения непосредственного контакта с аудиторией
  • уходе от узких форматов съемки к многофункциональности, работе в нескольких сегментах (не только портретная и студийная съемка, но и портретная и стоковая)
    Онлайн-стратегия положительно сказалась на акциях и вендоров, и ритейлеров во время карантина: данные, полученные во время трансляций, показывают интерес аудитории к подобным акциям, аудитория охотно входит в контакт с вендорами и ритейлерами.

Ритейлеры будут поднимать цены. Это не было сказано прямо, но Кристина Тюрина (Panasonic), в частности, сослалась на падение курса доллара, как определяющий фактор роста цен, поскольку именно он влияет на ввозную цену вендора, а соответственно, к ней добавляется и последующее добавление издержек ритейлеров, которые эти три месяца платили арендную плату и зарплату части сотрудников. С учетом следующего упомянутого фактора, это становится тем более понятно.

Мер поддержки государства недостаточно. Представители торгового сегмента сказали, что обращение к Президенту РФ не привело к изменениям в установленных ОКВЭД, а следственно, к расширению объема господдержки пострадавших отраслей, хотя ту часть, которая положена малому бизнесу, ритейлеры получили, добавив, что этого было недостаточно. Также было много вопросов в чате от профессиональных фотографов, являющихся индивидуальными предпринимателями, которые мер поддержки не получили вообще. Следствием этого станет падение спроса (за счет вымывания с рынка профессиональных фотографов, формирующих его) и рост цен (за счет перераспределения расходов за 3 месяца (арендная плата и зарплатные расходы) на цены на продукцию).


При этом, практически все участники заметили, что этот кризис не первый на их пути (особенно это актуально для таких динозавров, как Фотосейл, который за время своего развития прошел их несколько с переменным успехом), поэтому оптимистично смотрят в будущее.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *