Сегодня Ростех владеет рядом разнородных активов, включая «Швабе», в который вошли оптические производства, расположенные на территории России, включая знаменитый Зенит, ОАО «КМЗ» — поэтому даже часто сложно сказать, какая именно организация анонсировала принципиально новый объектив, ранее отсутствовавший в линейке производителя. Одно здесь точно: у производителя появился теперь новый бренд, помимо зарекомендовавших себя «Гелиос» и «Зенитар»: «Селена».
Предоставленные официальные данные новостные ресурсы просто перепечатали с пресс-релиза компании, никак не углубляясь: у объектива будет нетипичное красивое боке, официально его представят на Фотофоруме в Москве, который пройдет с 8 по 9 октября. Спасибо, коллеги: photowebexpo, Photar. Если бы не Radojuva, ловить было бы вообще нечего.
Прошла неделя после анонса, но никаких оптических характеристик объектива компания так и не представила, но можно догадаться о ряде элементов, которые в нём могут присутствовать. В конце концов, оптическое производство у Зенита хорошее, но его гражданская часть всегда была как бы внешней оболочкой для военной, и на неё силы направлялись «постольку-поскольку», а поэтому, можно предположить, что объектив был разработан на базе какой-то из старых и уже существующих оптических схем, и просто под другим названием — здесь могут быть и архивные, которые в свое время в производство так и не пошли.
В первую очередь, в голову приходит «тот самый» объектив Петцваля (компания его производит для немецкой ассоциации Lomography), имеющий абсолютно идентичные оптические параметры: фокусное расстояние 58 мм и относительное отверстие f/1.9. Вот только оптическая схема здесь архаичная из 4 элементов в трех группах, среди которых 1 асферический элемент. Схема старая, но даёт фирменное крученое боке, за которое мы любим классические «гелиосы». При этом сами оптические элементы толстые и тяжелые, сегодня вместо них обычно используются более тонкие. Однако, тут неминуемо возникнут проблемы с патентами, которые Зениту совсем не нужны.
Но, если обратить внимание на корпус объектива, видно, что он до боли напоминает совсем не «петцваль» — такие очертания очень заметны, в силу узнаваемости его прародителя с чуть отличающимися характеристиками.
Последний дизайн 2014 года объектива Гелиос-44-4 2/58 — да, диафрагма жмет, поэтому, если поиграть с допусками и немного пересчитать схему, будет вполне и 1,9/58. Оптическая схема известна всем с середины прошлого века: 6 элементов в 4 группах с двумя асферическими, диафрагма из 8 лепестков (были вариации с 13 для идейных фотографов) — крученое боке и цена на рынке, которая сегодня может доходить даже до 1000 рублей.
А теперь давайте немного пофантазируем (чего хотят фотографы): куда интересней было бы получить «петцваль», а не «гелиос» — у первого куда интересней рисунок, он вкуснее, а если компания его рассчитает под беззеркальные камеры, будет вообще бомба за 50 000 рублей. Но, по ряду причин, этого не случится (помимо патента и обязательств перед Lomography), и основная из них — само название Зенитар-Н, которое стоит в самом начале. Означает оно объектив под байонет Nikon, причем, как это было в прошлые времена, зеркальный. Отсюда не очень ясна логика, почему выпускается стекло именно под Nikon F сначала, а не под Canon, да и вообще не под беззеркальные Sony E, RF и Nikon Z. Под них можно было бы и цену в 50000 руб. выставить, найдя своего покупателя.
Но если посмотреть на российское производство сегодня, когда важно произвести хоть что-то, чтобы показать динамику, многое встает на свои места: так и рождается Зенит М из Leica typ 240, обновляется дизайн Гелиоса без существенных изменений внутри — и лишь Зенитар 0.95/50, Зенитар 1,2/50с, Зенитар 1.4/85 можно как-то отнести к оригинальным разработкам.
А потому, отчего бы не фейслифтнуть старый «гелиос» и поменять ему пол на «селену»?