Новозеландский фотограф Бен Шихан (Ben Sheehan) буквально на этой неделе спалился на композитинге, выдавая свои работы за аутентичные фотографии, сделанные в сложных условиях. Все бы ничего, но он брал чужие фото и вставлял в них собак, снятых в обычных студийных условиях — а потом эти кадры не просто продавал заказчикам, но еще зачем-то и на конкурсы отправлял. В очередной раз, данный кейс поднимает проблему композитинга и его уместность для использования в профессиональной фотографической деятельности.
Да, для России подобные манипуляции привычны, но на Западе у фотографов и обычных людей волосы дыбом встают.
Первым внимание привлек ресурс Photo Stealers, который специализируется на выведении на чистую воду фотографов, которые выкладывают чужие фото, как свои собственные — там неоднократно другие фотографы на него жаловались, и он тоже, впрочем, не стоял на месте, строча жалобы на тех, кто пытался на него «настучать» не только на этом ресурсе, но и в социальных сетях.
На самом деле, история эта далеко не первая, и в 2019 году австралийский фотограф Лиза Саад тоже использовала чужие работы для своих композитных кадров, после чего не только выигрывала ряд конкурсов, но даже стала амбассадором таких брендов, как Ilford, Manfrotto, Epson и Tamron (что дает еще один повод задуматься о том, кто же такие амбассадоры вообще, раз их выбор столь непрозрачен).
Шихан пошел тем же путем — и хоть пока не стал амбассадором, все же решил тоже отправить свои фото на фотоконкурсы, причем, небезуспешно, став финалистом на Dog Photography Awards (правда, администрация потом прознала о его похождениях и отозвала награду), ожидаемы были и его призы на GuruShots. Смешно, что его призовое фото на Dog Photography Awards было честно куплено на микростоке Getty Images — и если бы россиянина заподозрили еще в том, что он вообще мог поехать с собакой на водопад в Новой Зеландии для крайне дорогих съемок, то местного как-то сразу не заподозрили (ну, мало ли, бывает же), и он уверенно в своем Instagram говорил, что «все по-честному».
Однако, была одна загвоздка, которую фотограф почему-то не учел: администрации многих нацпарков в Новой Зеландии просто не пускает с собаками внутрь. Тут у автора наступило озарение, и он вспомнил, что отвалил кучу денег за спецпропуск. Тем не менее, история начала разрастаться, как снежный ком, и предприимчивому фотографу-собачнику пришлось зачистить свои страницы в соцсетях не только от спорного контента, но и от тех, кто высказывал хоть какую-то критику его деятельности. Тем не менее, следуя традициям соцсетей сегодня, огреб автор не просто негативных комментов, но также угроз его жизни и здоровью и даже задумался, а не удалить ли ему это все…
Эта история получила свое распространение только потому, что в какой-то момент автор не просто купил картинку на фотобанке, а нарушил чужой копирайт, что привело к повышенному вниманию сообщества к его персоне. И, в любом случае, даже если ты делаешь классные кадры с помощью фотошопа, можешь ведь хотя бы не палиться и не выкладывать их на конкурсах, потому что любой обман, рано или поздно, вылезает. В коммерческом сегменте тебя никто не заметить, просто не надо пытаться выпрыгнуть из штанов.
Тем не менее, не будем забывать, что сегодня не так важно, чем именно вы создали свой шедевр, сняли в реале или склеили из предварительно приобретенных картинок — главное, чтобы вас радовал результат, ведь фотошоп является таким же результатом, как ваш фотоаппарат.