Государственный капитализм, который строит в последние годы правительство и прочие чиновники, всё больше укрепляется в мозгах населения как положительная мера — достаточно вспомнить Юкос и Гута-банк (народные протесты были только во втором случае, когда возникли проблемы с выдачей вкладов). Впрочем, даже в теории результат развития всех экономик всё равно один — рано или поздно государство начинает играть в экономических отношениях очень большую роль. Только если в большинстве стран переход от обычного рынка к государственному регулированию осуществляется эволюционным путём, у нас в стране всё далеко не так. Наш госкапитализм особенный, и строится он не на капиталистическом фундаменте, а на развалинах социалистического. И хоть никто не доказал , какой из путей верный, для данной статьи не принципиально докапываться до основ — нам нужно лишь упомянуть, что фундамент, по сути, остаётся прежним.
Так если процесс этот естественный, возможно, оно и к лучшему? Может, мы ускоренно пройдём тот путь, на который глупые буржуи тратили века?
О деяниях нашего государства (в лице чиновников) в последнее время слишком много говорят (построение вертикали власти президента, административные «реформы», передел частной собственности), причём население это одобряет, т.к. воспринимает данный процесс как восстановление справедливости в обществе, в котором бизнес-элита получила в своё распоряжение ресурсы, мягко говоря, не совсем законным путём… В принципе, на этом можно и остановиться, т.к. условно можно сделать вывод, что правительство действует в интересах большинства, а соответственно, действует правильно.
Но, с другой стороны, в условиях существования права выбора (возьмём идеальные условия) просто используются другие рычаги управления — в основном, механизмы рекламы и области связей с общественностью («пиар», в спектре от белого к чёрному), поэтому убедить неокрепший обывательский разум в истинности своих намерений не представляет труда. Всё равно предвыборных обещаний никто не помнит, равно как не помнит даже прошлогодних обещаний президента, поэтому в предвыборной гонке можно говорить что угодно, а делать потом что хочется (наши лидеры совсем не одиноки в этом — в таком вранье можно заметить любого действующего президента, от Буша младшего до Ющенко, достаточно лишь посмотреть текст предвыборной речи или ход дебатов). Другими словами, предположим, что правительство может и ошибаться.
Давайте посмотрим, кому выгодно строить государственный капитализм (или то, что за него сегодня выдаётся) и хорошо ли это… Но прежде нужно хотя бы разобраться, как государство сегодня это делает.
Правительству очень понравилась схема, по которой Центральный банк контролирует денежную систему, а Транснефть — нефтяные потоки, поэтому схему было решено распространить и на другие сферы. Причём, что самое интересное, абсолютно экономическими способами (специально не говорю «законными», т.к. это очень условно, особенно когда один из участников пишет правила, по которым потом и играет). Чтобы стабилизировать нефтяную промышленность, достаточно было просто создать в отрасли супер-игрока, который способен задавить своим объёмом и ресурсами остальных (примерно как в ситуации с штрейхбрейхерами, способными свести на нет результат любого протеста рабочего класса массированным выходом на работу), дабы им неповадно было действовать без оглядки на него. Причём опыт показывает, что всегда достаточно подавить лидера группы, чтобы успокоить и дисциплинировать саму группу. Примерно так же государство стабилизировало и банковскую сферу (я до сих пор уверен, что статья в Коммерсанте про Альфа-банк была далеко не уткой, и далеко не случайной, а спланирована заранее и совсем не в издательстве). Сейчас может наступить очередь телекоммуникаций или производителей алкогольной продукции (число последних должно в ближайшие месяцы сократиться на порядок под действием новых акцизных норм, и тут ни при чём спор с Грузией и Молдавией — ещё во времена Петра I государство видело в госмонополии на производства спирта одну из наиболее действенных мер управления экономикой), затем недвижимость (вспомним нацпроекты) и так далее.
Что это даёт государству? Прежде всего, налоги, т.е. деньги. Чем больше свободных денег курсирует в экономике, тем она (экономика) легче может обеспечивать товарообменные процессы и при наличии сил развиваться — но тогда и инфляция будет менее контролируемой (титульная проблема правительства, из-за которой оно практически не спит).
С другой стороны, деньги способны прилипать друг к другу и тем, кто их считает или имеет к ним доступ, т.е. от этого выигрывают и чиновники, которые становятся богаче (далеко ходить не надо — достаточно вспомнить советские годы и партийные спецраспределители, чтобы не создавалось иллюзий насчёт заботы государства о своих гражданах — не будем забывать, что фундамент остался прежним). Есть также и группа бизнесменов, находящихся совсем рядом с людьми, принимающими государственные решения (назовём их «новыми олигархами»). Как известно, любой ресурс, если его использовать надлежащим образом, будет приносить доход — административный ресурс здесь не исключение, и если, к примеру, новому олигарху захочется поделиться со «старым олигархом» (бизнесменом, накопившим своё состояние в эпоху перестройки) деньгами последнего, то ресурс и начнёт этот доход приносить. Другими словами, просто немного изменится государственный строй, и кучка людей станет богаче (другая кучка станет беднее по закону сохранения энергии).
При чём здесь народ? Вот и я никак понять не могу. Примерно так же, как когда по телевизору говорят, к примеру, о вторичной приватизации «Криворожстали» — украинском предприятии, принадлежавшем сначала одному олигарху, потом другому, но через зомби-ящик доставляющем кучу переживаний, к примеру, тысячам крестьян Ростовской области.
С другой стороны, государство на этом не остановится. Придёт время, когда ресурсы обеспечения казны за счёт олигархов истощатся, и для наполняемости бюджета придётся экономить, к примеру, на расходах. Сделать это просто: можно урезать льготы, дав часть их стоимости людям в виде живых денег; повысить тарифы на газ, свет, воду, налоги на имущество (причём последние можно не повышать, а лишь использовать заложенное в законе несоответствие между рыночной стоимостью и той, от которой этот налог считают), предварительно подсадив население на счётчики… Кстати, налоги — золотое дно государства, т.к. за благополучие рано или поздно человеку приходится расплачиваться. К примеру, можно купить квартиру или машину, пока есть деньги, а уже при погашении кредита получить значительное увеличение налогов в связи с выросшим благосостоянием.
Не будем забывать, что хоть в стране и нет рынка, мы всё же живём в условиях капитализма, а заботиться о человеке наши чиновники не то чтобы не научились — они никогда и не умели.