Ну, вот, наконец, и настала весна, а с весной пришли и новые выставки, посвежевшие, с новыми цветами и ощущениями — довольно актуально после черно-белой весны. После предыдущего анонса, мы вновь публикуем выставки, на которые бы сходили сами в этом месяце — и ведь на часть из них точно сходим.
Итак, что март грядущий нам готовит:
Москва
- Снимки победителей конкурса «Золотая черепаха». Конкурс, понятное дело, довольно популярный, но имеющиеся на страничке снимки неплохо характеризуют выставку — популярное зрелище абсолютно для всех (впрочем, если будут кровавые снимки, как кто-то кого-то ест, возможно, следует предусмотреть черные повязки на глаза детям).
«В Москве в очередной раз подводят итоги конкурса «Золотая Черепаха» на звание лучший фотограф дикой природы. Конкурс проводится уже третий год подряд и несмотря на различные организационные особенности первых лет существования, уровень конкурса повышается с каждым годом. Проект привлекает все больше внимания со стороны самих фотографов и со стороны простых людей. По оценкам организаторов, экспозицию лучших работ конкурса второго года, побывавшую в 7 городах, посетило около 1 000 000 человек».
Новый Манеж (Георгиевский переулок, дом 3/3, стр. 3), с 10 до 19, вт-вс, до 22 марта.
- Эрик Марриан «Белый квадрат». Интересная выставка для любителей изгибов женского тела — довольно известная техника, когда после кадрирования остается только догадываться, где и что. Естественно, для походов с детьми вряд ли подойдет, а вот любителям «ню» рекомендуется.
Женское тело — синоним и символ прекрасного в классическом искусстве. Чего бы стоили эти огромные полотна на исторические или мифологические темы, с их нагромождением героев и аллегорий, без присутствия Дианы, Юдифи или любой другой знаменитой прелестницы? Заручившись такой поддержкой, вершили художественные революции: достаточно вспомнить «Свободу на баррикадах» Делакруа или «Орлеанских девиц» Пикассо. Фотография выделила обнаженную натуру в отдельный, полноценный жанр, и многочисленные «ню», которые одинаково хорошо смотрятся и на выставке, и в альбоме, и в интерьере, стали одним из самых популярных мотивов. Здесь равное количество желающих снимать и сниматься, бесчисленное число шедевров, неистощимый запас техник, длинный ряд безвестных мастеров. Удача улыбается тем, кто выражает свой идеал прекрасного наиболее артикулировано и индивидуально. Как забыть брутальных, терроризирующих своими прелестями женщин Хельмута Ньютона? Или томных русалок Сары Мун? Или предельно реалистичных героинь Анни Лейбовиц?
Выставочный зал фонда «Эра» (Трубниковский пер., 13, стр. 1), вт-сб с 12 до 18, до 31 марта.
- Андрей Гордасевич. «Куба… Обветренные знаки». Куба в душе русского человека, наверное, способна оставить кучу впечатлений, по которым остается только ностальгировать — это бедное, но гордое государство словно замерло в голодных 70-х, со всеми своими отличиями и последствиями. Очень многие известные фотографы ездят сюда за вдохновением и характерными портретами и приезжают с кипой потрясающих фотографий.
Фотограф – это проводник. Его задача – показать изображение, но передать больше, чем само изображение. Сюжет – лишь оболочка, и в идеале зритель должен почувствовать это и раскрыть ее. Хотя кадр, по сути, не останавливает время, он «запоминает» его. Моя история – daily life. При съемке я ничем не управляю, сюжет развивается независимо от моей воли, всё может сложиться или не сложиться, и я могу успеть или не успеть. Поэтому хороший кадр – это судьба. Впрочем, как и неудачный.
Галерея «Глаз» (Берсеневская наб., д. 14, стр. 5), вт-сб с 12 до 19, до 20 марта.
- Василий Попов и Вивиан Дель Рио «Цвет и Свет». Фотография всегда была построена на контрасте, но такого идейного и технического контраста, как на этой выставке, не было видно давно: здесь цвет противопоставляется свету (черно-белому изображению, то есть). Очень интересная идея должна выразиться в небольшом количестве посетителей и возможности посмотреть на фотографию с двух сторон сразу. Обратите внимание, на эту выставку придется поспешить, но оно того стоит.
Авторы проекта «Цвет и Свет», московские фотографы Василий Попов и Вивиан дель Рио, сочетают в едином визуальном пространстве две разных изобразительных ментальности. Цветные фотографии дель Рио и черно-белые Попова непостижимым образом дополняют друг друга, создавая гармоничный пестрый мир «дней нашей жизни», с ее вывихами, изгибами, парадоксами, абсурдом и смыслом, обыденностью и экзотикой, красотой и уродством. Жанровая классификация в данном случае не имеет решающего значения: на выставке представлены самые разные работы — от абстрактных городских зарисовок до сугубо репортажных снимков.
Клуб S (ул. Забелина, д.2), пн-вс с 12 до 20, до 14 марта.
- Сергей Бурасовский «Ретроспектива». Неплохая возможность поностальгировать по СССР — все-таки, фотография того времени не могла не отражать и подход к этому фотохудожника, а потому несет довольно отчетливый привкус соцреализма. Не нужно думать, что здесь официозные фотографии — скорее, обычные репортажные, неплохо показывающие особенности жизни в то время. Подходит для старшего поколения и для тех, кто еще помнит.
Манеж, вт-вс с 10 до 21, до 22 марта.
Санкт-Петербург
- Александр Игнатьев «АзиЯ». Восточные народы всегда частично были похожи на нас, но в то же время имли в своих национальных чертах тонкий колорит, едва уловимый оттенок, созданный, прежде всего, их древней культурой и приверженностью старым ценностям. Жалко, мы на выставку в Питере не попадаем.
Саша долгие годы проработал в ЗИНе, Зоологическом институте АН СССР, занимаясь электронной микроскопией и время от времени отправляясь с институтскими экспедициями в командировки. А поскольку узкой его специализацией были какие-то особенные скорпионы, то и навещать их ему приходилось в основном в Казахстане и Киргизии. Вот откуда и появилась в его вполне городской фотографии такая необычная и редкая фактура: охота с беркутом, юрты в степи на фоне кизячного дымка, старухи с вязью морщин на библейских лицах, одним словом – Азия. И была эта Азия тогда Советской, географически именовалась Средней, и показывалась обычно с банальным социалистическим пафосом. Степи и пустыни на фотографиях превращались в цветущие сады, а веселые черноглазки, никогда не носившие чадру, обещали не райские утехи, а вполне земные целинные радости.
Музей истории фотографии (ул.Профессора Попова, 23), вт-сб с 13 до 17, до 7 апреля.
- Марина Антонова «Планета Петербург». Выставка, посвященная обычным для настоящего питерца объектам — столько раз виденным им архитектурным памятникам города. Отличие состоит в том лишь, что здесь можно увидеть Питер таким, каким запечатлел его объектив профессиональных фотографов и увидел их глаз.
Невская панорама Петропавловской крепости (Петропавловская крепость, дом 3), пн-вс с 10 до 22, до 20 июня.
Екатеринбург
- Владимир Вяткин «Избранные». Самые лучшие фотографии обладателя многочисленных журналистских призов выставляются в Екатеринбурге — кстати, и на эту выставку имеет смысл поторопиться, такие хорошие и интересные фотографии надо видеть собственными глазами и вживую. Автор привез много фотографий из Афганистана и Чечни, и простых эмоций не любит — слишком многое в его творчестве посвящено горечи поражений и сладости побед.
«Дом Метенкова» (Карла Либкнехта, 36), пн-вс с 10 до 18, до 15 марта.
Калининград
- «Будущее зависит от тебя. Новые правила». Приятно, что иногда и рекламный слоган можно сделать частью чего-то хорошего… в данном случае, неплохой и вдумчивой концептуальной выставки разных авторов, которая пройдет на самом краю России. Выставка рекомендуется как молодому поколению (кроме детей, конечно), так и вообще думающим людям.
Выставочный проект «Будущее зависит от тебя. Новые правила» состоит из семи тематических разделов или направлений: «Идея», «Пародия», «Тело», «Революция», «Неоклассика», «Психоделия» и «Социальность». Расшифровка каждого направления находится в каталоге перед соответствующими разделами. здесь следует объяснить, почему мы выбрали именно такой принцип организации материала. Как нетрудно заметить, названия разделов не принадлежат к одному смысловому ряду. Они, скорее, имеют отношение к общим принципам, которыми руководствуются художники, представленные в разделах. деление на столь расплывчатые и неконкретные направления потребовалось нам потому, что современные художники редко используют преимущественно одну технику. Художник может заниматься и видео, и фотографией, и созданием скульптур. Важнее в произведениях искусства их смысловая составляющая, ряд, в который они могут вписаться.
Калининградский филиал Государственного центра современного искусства (Литовский вал, 38), до 22 марта.