Сила человеческого слова небезгранична — даже высокоточному немецкому языку подвластны только философские категории и понятия, но в плане выражения чувств даже он пасует. Правда, это не вина немецкого — это просто недостаточная сила слова, которой редко хватает для описания человеческих ощущений, они и сами по себе слабо поддаются категоризации, будь это «язык Шекспира» или «великий и могучий» — все равно запас выразительных средств в языке невелик для отражения всего спектра чувств, который организм и сам рационализировать не в силах.
Впрочем, сила фотографии тоже небезгранична — хоть она, как известно, лучше способна передавать именно эмоции. Ее недостаток в том, что точностью передачи информации она не страдает, а потому изобразительное искусство очень хорошо дополняет искусство речевое, неслучайно ведь многие авторы привлекают фотографов для иллюстрации своих произведений. В жизни все сбалансированно: человек, хорошо владеющий словом, редко имеет дар прямой передачи образов средствами изобразительными (равно как и художники писать практически не умеют).
Дмитрий Шатров — человек, который, в равной степени, способен донести и мысль свою посредством слова, и Фотограф с большой буквы. Жизнь редко награждает человека сразу двумя талантами — если вы встречали в жизни настоящих фотографов, наверняка замечали, насколько они немногословны или даже ограниченны в речевом плане. Дмитрию здесь очень повезло — он не только интересно снимает, он еще и интересно описывает все, что было связано с моментом съемки кадра, в итоге получаются очень увлекательные «путевые заметки», но с очень хорошими фотографиями.
Повезло ему и с другой стороны: фотография для него не просто увлечение — она непосредственно связана с его работой. В то же время, это увлечение настолько сильно, что он стал его своеобразным заложником, такая совеобразная форма зависимости, пусть и зависимости очень приятной и приносящей удовольствие. В таком состоянии человек просто не может находиться в прекрасном месте и не брать в руки фотоаппарат: каковы бы ни были обстоятельства, желание снимать может даже просто не давать выспаться или насладиться отдыхом — нужно идти и ловить свет.
Впрочем, так было не всегда, даже несмотря на то, что фотографией Дмитрий занимается с самого детства — «накрыло» его не так давно, и теперь просто сидеть на месте уже сложно — собственная натура толкает вперед, на поиск света и фотоподвигов. Поиски красоты — сложный процесс, подчас художником неконтролируемый, и Дмитрий включился в этот процесс не сразу. Большую часть жизни он был вполне обычным офисным служащим, никуда не торопящимся и живущим в свое удовольствие (до боли похоже на голливудские фильмы про спецагентов, и было бы даже смешно, если бы не было правдой), потом вдруг что-то, словно тумблер, переключилось в голове, и простое увлечение вдруг стало болезнью, правда, очень специфичной — когда без фотографии просто трудно жить, и, как бы ни хотелось отдохнуть, выспаться, упертое сердце художника заставляет встать, идти и снимать или мчаться на противоположную сторону глобуса за необычными снимками.
Впрочем, даже фотография как болезнь для Дмитрия не в тягость — он считает себя человеком счастливым, потому что ему, как он сам говорит, повезло с возможностью совмещать любимое занятие и работу. По работе или же влекомый своим увлечением, Дмитрий много путешествует, в основном, по странам Востока, которые, кстати, очень любит, но белые места на карте еще остались. Как человека универсального для журналистики, Дмитрия очень ценят и журналы: написать интересную историю в сопровождение своих фотографий (или наоборот, проиллюстрировать своими фотографиями возникшую в голове статью — сложно сказать, что первично, потому что его всегода занимательно воспринимать в текстовом и графическом виде).
Все фотографии © Дмитрий Шатров,
по ссылкам можно найти больше фотографий Дмитрия
Не нужно забывать, что фотография, прежде всего, язык света, и если разделить фотографов на ловцов и творцов света, то Дмитрия можно смело отнести к первой группе. Правда, до мании и принципиальности это не доходит: любой пейзаж и так результат творения небесных светил (тут все равно вспышке место придумать сложно), портреты же Дмитрий по привычке старается снимать с доступным светом, вспышкой лишь изредка забивая назойливые тени.
Ловля света, впрочем, не такое легкое занятие — при простом свете и с простых ракурсов и дурак снимет, а вот что-то оригинальное нужно искать долго. Это сродни рыбалке: на месте нужно очутиться поближе к часу клева, тогда и клево будет. Другими словами, мало просто прийти в горы, чтобы снять горный пейзаж, нужно еще будильник завести пораньше или пропустить общее время ужина — мирские ограничения, которые творческая душа преодолевает довольно быстро. Тут помогают и кнут, и пряник. И если пряник — хороший кадр (или серия), то с кнутом кому как повезет. Для Дмитрия таким дрессирующим фактором стал упущенный закат на Эвересте, когда он попросту не смог себя заставить подняться на зов раннего будильника — с тех пор он, с одной стороны, мечтает снова попасть на Эверест, а с другой, постоянно одергивает свою немного ленивую часть личности кратким напоминанием об упущенном кадре, когда организм не хочет подниматься пораньше или идти подальше.
С Дмитрием интересно общаться — несмотря на все свои достижения, он человек для общения не закрытый (а это признак того, что свой потенциал он далеко не исчерпаал, и его новые достижения его только ждут) и с удовольствием и секретами поделится, и просто с людьми пообщается. Как вы помните, Дмитрий занял второе место в нашем ежегодном конкурсе «Лучший русский фотоблог» и с удовольствием принял наш скромный приз, книгу с лучшими фотографиями National Geographic, в числе которых, надеемся, появятся и фоотографии Дмитрия.
Сегодня мы хотели бы поздравить Дмитрия с днем рождения и пожелать ему дальнейших удач в творчестве, чтобы побольше радовал нас своими работами.
Пойду к нему на блог, спасибо за наводку.