Как в малоформатных аппаратах принято ориентироваться на Canon (правда, уже недолго осталось), так в среднем формате в последнее время все бегут позади Hasselblad, отчего каждый релиз конторы теперь воспринимается как безусловная новость мирового масштаба, независимо от того, какого кота в мешке покупаешь. Впрочем, и коты в мешке бывают разными, и чаще все же лучше, чем наша извращенная фантазия их могла представить.
Сегодняшний анонс платформы Hasselblad H4D в очередной раз поднимает планку для конкурентов и циферку для фотопрофессионалов, вознамерившихся приобрести чудо техники. Компания добралась до самого ядра фотографии, решив сделать революцию в системе автофокуса. Бррр! Какой ужас, честное слово — если бы было что менять, давно бы уже автофокус модернизировали и переделали, однако, кроме изобретения в цифровые времена автофокуса контрастного типа. То, что компания осуществила, на самом деле, просто система оптимизации автофокуса под названием True Focus — во время съемки в большую базу данных аппарата записывается информация о положении объекта и дистанции фокусировки, которая используется впоследствии самим модулем автофокуса для обеспечения фокусировки по всему полю кадра.
Дело в том, что при студийной съемке (для которой, преимущественно, используются фотоаппараты класса Hasselblad) часто важны отклонения, даже малые, от точки фокусировки. Так, например, в фотоаппаратах с залоченной центральной точкой автофокуса, если нужно скомпоновать кадр со смещением объекта фокусировки от центра, часто фотографы поступают следующим образом: фокусируются по объекту, затем смещают аппарат до нужного варианта кадрирования и снимают. Однако, если вы знаете систему автофокуса обычных объективов, поймете, что фокусируется аппарат не на сфере, а на условной плоскости, соответственно, нужно учитывать коэффициент смешения плоскости фокусировки при перемещении оптической оси (площадь фокусировки в хороших объективах перпендикулярна ей). В принципе, в студии можно поработать с ручным фокусом или используя другие точки автофокуса, на которых обычно стоят датчики попроще, чем центральный — правда, профессиональных высококлассных аппаратов это не касается, а потому, и непонятно, почему скандинавы так сильно напирают на удобство фокусировки. В конце концов, многие мастера в студийной съемке пользуются объективами с ручным фокусам, которым такие системы вообще побоку.
Однако, отвлечемся от нашей иронии и вернемся опять к аппарату. Предшественник, H3D был анонсирован уже года два назад, хотя сам производитель заявляет, что нововведение имеет примерно такое же значение, как запуск человека на луну (годовщину отмечали буквально этим летом, наверное, по случаю и вспомнили). Следует, правда, заметить, что это важнее для среднеформатников и для формата 135 при использовании широкоугольных объективов при такой «неправильной» фокусировки — для всех остальных случаев данные расхождения будут нивелироваться точным автофокусом или будет находиться в пределах погрешности. Больше «революционных» отличий мы не заметили — подозреваем, что надо для этого долго копаться в спецификациях. Более того, не следует забывать, что в среднеформатниках сам аппарат — просто коробка с кнопкой, вся цифровая мощь заложена в заднике.
Задников с аппаратом анонсировано два: H4D-50 (€29000) и H4D-60 (€20000), где первый индекс указывает на совместимость с новой моделью (но может работать и с предшественниками), а второй на разрешение матрицы, 50 и 60 Мп, соответственно. Задники будут выпущены на рынок в начале 2010 года, а тем, кто хочет приобрести решение побыстрее, имеет смысл приобрести старые версии — они будут обновлены совершенно бесплатно. Второй фокус с аппаратом — это ПО для обработки изображений Phocus 2.0 с переписанным ядром. Понятно, что для большего количества мегапикселов и скорость требуется выше — потому новая версия отвечает всем потребностям фотографической фантазии. ПО включено в комплектацию цифровых задников уже сегодня.