На этот раз, к нам в гости никто не пришел. Да, бывает так, что поделать. Но без гостей мы обойтись не смогли (куплен был чай к торту, резиновые перчатки и черный чемодан с одноразовым замком), и потому напросились сами. Жертвой нашего набега стал не кто иной, как «наш человек в Нетпринте», с которым мы познакомились в одном из обсуждений здесь — он, несмотря на то, что сильно засекречен, крайне интересный в общении человек, который и провел нас по производству самой крупной московской конторы по печати фотографий в самых разных воплощениях.
Нетпринт в Москве известен под брендами «Мультифото», «Эксперт-фото», «Printbook.ru» и т.д. — сути все это не меняет. Благодаря своей крайне агрессивной ценовой политике, компания сегодня стала куда популярней остальных печатников, к тому же, точка выдачи всегда есть в паре остановок метро от вашего дома (а то и ближе). Осталось отменить стоимость доставки до пункта выдачи (она, правда, окупает расходы на содержание такой большой сети выдачи), и станет вообще идеально.
Фабрика печати находится не очень далеко от м. Варшавская и работает в ночную смену — именно этим и объясняется оперативное исполнение заказов: даже заказав фотографии примерно до 23.30 (т.е., по приходу с работы, пока ужинаете), можно уже с утра получить «письмо счастья» с приглашением в обед зайти и забрать фотки. Естественно, пока вы спали, люди работали. В дневное время производство почти пустует, допечатываются только более «медленные» заказы, и по нему смело можно водить экскурсии, если посетители ничего не украдут, естественно.
Откровенно говоря, заходя в здание (огромный офисно-производственный центр), я искренне полагал, что такое производство его занимает полностью, оказалось, что лишь 2-3 этажа, да и то не целиком, а сам производственный цех вряд ли занимает даже половину всей подвальной площади. Удивительная штука, но заказы для всей Москвы печатаются всего на паре машин, которые, правда, работают настолько быстро, что оператор успевает проверить лишь последнюю фотографию из каждого заказа на соответствие, да и то только после разрезки. Однако, мы спешим, пройдемся по порядку.
Как и любое уважающее себя заведение, производственный цех начинается с вешалки. Нет, гардероба здесь нет, обычная офисная стойка-вешалка с несколькими белыми халатами — вход на производство разрешен только медикам, потому всем посетителям необходимо облачаться в белые одежды и строить умные лица, чтобы не вызывать подозрений. Начинается все, как ни странно, со стандартного окошка отдела приемки — компания часть заказов принимает на переносных жестких дисках, если какие-то из киосков не подключены к системе, а через сети партнеров заказы приходят на дисках, флешках, и может даже на дискетах (последние просто никто не носит). Все эти носители на входе сканируются для присвоения цифрового идентификатора (чтобы не уехать на другой конец города) и весь путь по цеху проходят уже под его знаменем — зайдя через сортировщик, на выходе они попадут в ту же самую его ячейку (их «всего-то» около 600), предназначенную для конкретного пункта выдачи заказов. Через несколько терминалов (к одному терминалу подключено несколько приводов для чтения дисков и флеш-карт, а также несколько мониторов и только одна мышь) эти фотографии попадают на центральный сервер — точнее, серверный кластер — фабрики, где добавляются к куда большему объему интернет-заказов. Весь этот поток как-то сортируется могучим компьютером, после чего отправляется на печать, в соответствии с форматом, здесь же происходит и улучшение качества фотографий, потому что, в большинстве своем, снявшие их люди за ним не очень следили и просто сдали картинки прямо на карточке.
98% фотографий (это формат 10×15) поступают на три промышленные машины химической печати фотографий — по сравнению с обычным цифровым минилабом, такая махина работает на порядок быстрее, но она и заметно больше. Оператор успевает лишь относить полукилометровые рулоны на разрезку, где фотографии раскладываются стопочками, а оператор только и успевает сверить последний кадр с тем, который должен быть в заказе — проверить фотографии хотя бы через одну-две он не успеет чисто физически, да и вряд ли ему это интересно. В отличие от своих импортных собратьев, станки для резки фотографий адаптированы под наши реалии уже у нас, в России. Кстати, это неплохой предмет для гордости — они так же работают в полную силу от заката и до рассвета, ориентируясь по перфорации в ленте, по которой и режут фотографии. Адаптация под наши условия заключалась в потребности работать в жестком непрерывном режиме — от оператора они требуют только регулярного технического обслуживания да навешивания следующего рулона на бобину. После разрезки заказ упаковывается в конверты, с разбивкой по 60 фотографий (технологическая особенность), с заранее нанесенным штрих-кодом. Такой стандартный заказ не выходит даже за пределы одного помещения — его будущее вновь определит автоматический сортировщик, который доверит его в руки курьеров. Фотографии чуть большего формата (от 15×21 до 30×45), за исключением самых крупных, по процессу ничуть не отличаются, просто печатаются на обычном минилабе. Скорость всей процедуры — 10 фотографий в секунду, куда входит не только сама печать, но также резка, переноска, упаковка и сортировка. Естественно, с каждым десятком так не носятся, это средняя цифра.
А вот обойти центральный сервер не удается даже хакерам — казалось бы, никому это и неподвластно. С одной стороны, ПО на нем установлено узкоспециальное, которое на Западе даже и не думают разрабатывать, а потому большая его часть вообще собственной разработки, написанная программистами компании. И все же нет, обойти можно, причем, как это ни странно, в стандартном режиме — и обходит его сотрудник лаборатории, который заботится о пленочных заказах. Аналоговая печать, как вы знаете, до сих пор требует человеческого участия. Human touch проявляется здесь в том, что человек в халате и резиновых перчатках достает кассету из конверта и засовывает ее в специальную машину, единственное отверстие которой соответствует форме пленочной кассеты. Машина ее проглатывает, раскусывает и проявляет, после чего выплевывает уже готовую и с наклеенным на нее идентификатором (от компьютерного учета с такими объемами никуда не денешься, только из-за него из тысяч ежедневных заказов вы получаете только свой). На ногах того же сотрудника она передвигается в машину, которая умеет печатать с пленки — она поменьше и чуть медленнее печатает, но для производства это уже некритично, и окончание процедуры все равно на транспортере-сортировщике, опять же, не выходя из зала.
Тем временем, в соседнем помещении происходят дела более медленные, зато более интересные — деление, правда, условное, потому что постоянной стены между ними нет, зато есть логическая перегородка. Одна сторона массовая, другая более индивидуальная и совсем никуда не торопящаяся. Чтобы иметь понимание об объемах, скажем лишь, что если обычная цифровая печать — это около 900 000 000 (это миллионы, ага) отпечатков в год, на сувенирную продукцию приходится «только» 240 000, но вот процесс сильно отличается. Возможно, именно поэтому занимает места эта часть производства примерно столько же (четыре огромных печатных машины, огромный сортировщик, сервер и куча столов для загрузки фотографий и разрезки), а в плане развития производства не менее интересна компании, чем массовая ее часть.
Здесь печатаются все товары, не относящиеся к традиционной фотографии. Например, кружки (чтобы никогда не было одиноко за стаканом пива) печатаются на специальных заготовках и обжимаются специальным прессом, паззлы загоняются в другой пресс, который вырубает их из фотографии, наклеенной на заготовку, майки прогоняются через термопресс, крупноформатная печать (больше 30×45) выходит с двух плоттеров Epson, установленных не на столе, а на собственных ножках, со специальным «карманом», куда падает напечатанная фотография.
Но самое интересное, пожалуй — это печать фотокниг (для них у компании есть отдельный сайт, но заказывать можно и с самого Нетпринта, только вот программу для их подготовки рекомендуется качать, вместе с шаблонами). С недавнего времени, у компании появилось два типа книг, вместо одного. Первые, которые существуют уже порядочное время, в отличие от обычной фотографии, печатаются обычным цифровым способом, как печатаются хорошие журналы — если приглядеться, буден виден растр. Если же смотреть с обычного расстояния, получается высокого качества «глянцевая» фотография, если, конечно, снимали правильные руки.
Печатаются они на цифровой оффсетной машине целиком страницами, чтобы не было полос, как при печати на струйном принтере. После этого страницы склеиваются в блок на специальной машине, а затем обрезаются, чтобы страницы были ровными — при подготовке все печатники книг предупреждают пользователей, чтобы оставляли место для технической обрезки, примерно по 5 мм с каждой стороны, обратите внимание при подготовке фотокниг, это же учтено в собственной простенькой программе для создания книжек. Параллельно печатается обложка — на такой же бумаге, но она наклеивается на картонный блок и покрывается слоем защитного лака или ламинируется, чтобы злопыхатели ее не покусали. От ножниц и гвоздей, естественно, не спасет, но от воздействия ногтей и твердых предметов такое пластиковое покрытие спасает многие годы. Обложка, форзацы и блок фотографий объединяются навсегда… ну или до тех пор, пока из-за развода супруги не решат поделить и свадебный альбом. После такого воссоединения книга попадает под пресс, чтобы через день приехать к заказчику ровной и красивой.
В силу того, что лист для фотокниги, хоть и плотный, все же не дотягивает до толщины фотографии, количество листов в книгах находится в пределах 20-35 штук, что дает полноценные 40-70 страниц, а что вы на них соберетесь печатать (пляжный альбом или наш альманах), уже ваше дело, но фотографий не имеет смысл готовить меньше 40-80 штук, не буде же вы себе заказывать пустые листы, просто потому, что лень было лишний раз нажать на кнопку спуска.
Совсем недавно в прайс-листе компании появилась новая позиция, фотокниги класса премиум. В отличие от стандартных, печатаются они на «обычном» минилабе Noritsu (обычный в смысле химии против офсета, естественно, качество там очень высокое), где происходит вся крупноформатная печать. Из печати выходят листы 60×20 см, которые потом превратятся в развороты книг 30×20 см, пока единственный доступный для них формат с ландшафтной ориентацией. Пока же их ждут листы тонкого термопластика, к которому они припаиваются под воздействием высокой температуры, после чего готовые блоки идут под гильотину — станок обрезает края, чтобы не выделялись. Техническая обрезка, как и везде, в пределах 5 мм. На обложку этих книг идет все та же фотобумага, которая впоследствии ламинируется для придания блеска и долговечности. Сейчас такие фотокниги в Москве делают, но вручную, отчего и цены на них выше, правда, конкуренты добавляют возможности использования дерматиновых или бархатных обложек. Нетпринт пошел другим путем и сделал производство таких книг полуавтоматическим — понятно, что кому-то придется носить листы от минилаба до станков, которые плессуют, штампуют, обрезают и вставляют все в обложку и под пресс, но цена получается более вменяемой, примерно в 2-2.5 раза ниже соответствующих позиций у конкурентов. Правда, и решение выходит стандартным: 10 или 20 разворотов (книга открывается именно разворотами, где между листами просто складка фотобумаги), формат 30×20. По сравнению с обычными книгами Нетпринта, эти внушительнее (примерно 2-3 раза толще), долговечнее (порвать страницу в них невозможно), качественнее (традиционная «химия» против офсета) и дороже, правда, не настолько, как можно было бы ожидать.
Вот так мы прошлись по цехам печатного производства, было много нового, интересного и непонятного (к нашей чести, понятное тоже было). Мы видели разные машинки, которые умеют сдирать шкурки с фотопленок, скручивать скрепки вокруг календарей (кстати, к новому году имеет смысл поторопиться, если хотите лицезреть кого-нибудь весь год), штамповать кружки, вручную кадрировать фотографии, вырезать их из рулона, но больше всего нас поразило, что все расставлено очень правильно, так, чтобы быстро ходящие по цеху операторы не сталкивались в совсем нешироких проходах между компактно расставленным оборудованием. Так что и в нашей реальности бывает правильная организация производства.
Напомним вам, что уже писали про печать фотографий в Москве, если хотите, порекомендуем зарегистрироваться в Нетпринте, почитать про подготовку фотографий к печати и обработке фоток за одну минуту, а также о сравнении Lightroom и CapruteOne. Все это пригодится для печати фотографий, поверьте. Кстати, посмотрите, что мы пишем о Фотошопе и Lightroom, вдруг проникнетесь
А вот мне, Товарищи, совершенно не нравятся качество их фотосувениров! Что кружки, что календари — порой видны полоски на изображении и довольно часто складывается такое ощущение, что они подхалтуривают с качеством изображений. Пару раз сделав кружку, плюнула — и стала заказывать в другой конторе — фотосеверный кажется называется. И выбор шаблонов больше, и индивидуальный дизайн (Бесплатно!) мне сделали! Конечно, заказ не на следующий день выполнили (скрость нетпринта- одно из основных достоинств, но было приятно, что на кружке — нормальное качество изображения.
Нетпринт основные деньги делает на 10х15, пусть и дальше делает. Я больше ратую за адекватные цены на больший формат, т.к. 10х15 печатать уже не интересно мне, разве что людей-знакомых-друзей :))). А за имя извиняюсь, ей-богу нескромно.
Василий, по-моему, в плане цен они и по остальным форматам всем фору дают.
Да не, теперь имя хорошее, внятное. Просто, если можно оставить ссылку, почему бы этим не пользоваться?
Справедливости ради надо заметить, что сравнивать цены в одиночном пункте и нетпринте некорректно, так как сравнение неравноценное.
Давайте сравнивать сервис, который принимает заказы через инет и выдает в 50 пунктах по москве хотя бы. У нетпринта больше 40 серверов обеспечивают возможность заказа, например. Все это стоит денег, денег, денег.
А в режиме сам привез — сам увез, все возможно.
>Василий, вы меня, конечно, извините, но локальную точку сравнивать с Нетпринтом как-то некорректно — как пистолет с гаубицей, пистолет-то метче стреляет, но совсем недалеко.
Это я согласен, конечно. Только с другой стороны тогда не понятно: почему в Ашане цены дешевле, чем в небольших магазинах? Не такая же логика должна быть и с печатью фото. Извиняюсь за такую ассоциацию :)))
Да нет, ассоциация правильная. Мне думается, и Нетпринт может цены поставить на уровне трех рублей — но тогда прибыль сильно упадет, ведь такими объемами вряд ли они сопоставимое количество народу наберут, чтобы те же деньги зарабатывать, итак большинство у них и печатают, тут надо просто народ убеждать, что печататься надо, а не фотки на компе хранить.
Василий, может имя смените все-таки?
Познавательная статья.Спасибо.
>UncleSam: 25.12.2009 в 13:59
Василий, не сложно будет процитировать хотя бы ссулку на альтернативную контору, чтобы понимание было?
http://www.pikcha.ru/ — да вот, пожалуйста :)
Василий, вы меня, конечно, извините, но локальную точку сравнивать с Нетпринтом как-то некорректно — как пистолет с гаубицей, пистолет-то метче стреляет, но совсем недалеко.
Пиши ИСЧО! :-)
С удовольствием прочел. Продолжайте «шпионить» =))
>UncleSam:
я не знаю, я пользователь, мне читать тяжело, а почему?… это уже к дизайнерам.
Просто высказал своё мнение. Может это вообще придирка, связанная именно с тем, что 80% текста я вижу в одном формате, формате google reader и просто привык к нему. Так что не воспринимайте близко к сердцу ;)
Да нет, мысли о редизайне и фейс-лифтинге не покидают, тем более, что субдомены уже появились, и форму надо менять. Не презентации материала, так хотя бы подхода к жизни. Будет о чем подумать на каникулах. Так что пожелания нужны.
>UncleSam:
всегда были интересны «закулисные» пляски на нише фото. Тут хоть и массовый сегмент, но всё равно. А текст я в RSS читаю, когда перешёл по ссылке стало очевидно, что такой текст именно на сайте читать очень сложно. Дело не только в фото, но и сама типографика. Но это лично моё мнение, может так и нужно.
минус «альтернативной» конторы в том, что через инет нельзя заказать и надо подстроиться под их «понимание» контраста и насыщенности. После тестовой печати, я подстроил монитор, чтобы исходный файл совпадал визуально с тем, что получилось после печати, подготовил 100 штук А4, распечатал и остался доволен.
в альтелеком печатал недавно: там идиотская автокоррекция: задирают контраст и печатают темнее, особенно это заметно, если фото изолировано на белом.
Чтобы не быть голословным вот цены «альтернативной конторы»:
10Х15 3,10 р
11,5Х15 3,50 р
15Х20 6,20 р
15Х21 6,60 р
20Х25 12,00 р
20Х27 15,00 р
20Х30 15,00 р
Василий, не сложно будет процитировать хотя бы ссулку на альтернативную контору, чтобы понимание было?
Алексей, давай конкретно, что именно ты хочешь от текста. Крупнее, контрастнее, другой шрифт? Учти, что шрифт крупнее и страницу вытянет, придется и тему менять.
Забыл написать важный плюс конторы: 1) можно в примечании попросить печатать без автокоррекции 2) таким образом можно получать довольно предсказуемый результат (а автокоррекция нетпринта года два назад, когда я на нее напоролся, была склонна к пересветам).
Насколько я знаю, автокоррекцию к 10×15 нельзя отменить. Попросить можно, конечно, но тут уже слово представителю Нетпринта, чтобы поправил (он где-то тут, я уверен, молча мониторит пока, может и ответить). Еще, как я описал, фотки 10×15 печатаются на мегабыстрой машине, а 15×21, 20×30, 30×45 — на минилабе, большие форматы вообще на струйных Эпсонах, там настройки совсем гибкие. Отсюда и разница в цене, как я понял. 10×15 берет объемом (98% всей печати, там каждый рубль на счету, а при их объемах каждый рубль с карточки выливается в офигенную сумму в день). Другие конторы печатают на минилабах, и цена у них от этого сильно выше, а те, кто ставит у себя цену в 3-4 рубля, заказы возят на Нетпринт, по всей видимости (тут я не скажу, кто, но Альттелеком, к примеру, сильно на них похожий результат выдает, да и по поводу Стрим-фото предположения — но тут уж пусть меня поправят старшие товарищи).
Тоже с большим интересом почитал. А отдельной платы за доставку на пункт выдачи у них раньше не было, как появилась я стал другой конторой пользоваться. Ну, из принципа просто :))) Еще мне не нравится у них неадекватная ценовая политика на форматы отличные от 10*15. По логике 15*21 должна стоить в два раза дороже и т.д. Кстати в альтернативных конторах вплоть до А4 это правило соблюдается. А3 — это другая тема, т.к. на другой машине делается, кажется. Ну а то что еще больше — еще дороже. Жалко. Я бы домой себе А2 печатал с удовольствием, если бы цены были правильные. А так — не себе, не людям :))))
Было интересно, но мало фото (
Алексей, правда, интересно? Я тогда в следующий раз постараюсь сделать так, чтобы фоток было больше, во-первых, и, наверное, постараюсь напроситься еще на что-нибудь, во-вторых.
Что вообще интересно посмотреть?