Вчера встречался с молодоженами, которые рассказали мне интересную историю, которую неплохо было бы поднять в рамках проекта «Свадебный фотограф-2011». Суть в следующем: знакомые молодоженов, женившиеся незадолго до их планов, сетовали на то, что «фотограф отдал мало фотографий», «всего 200 штук». Выражено это было так: «Мы приготовили попкорн, сели смотреть слайдшоу, а фотки — раз, и закончились»…
Фото: Фотикс
Проблема такого казуса заключается в том, что не все мы относимся к фотографии одинаково. Я вот, к примеру, засел в прошлом веке, когда по-старинке считалось, что фотография должна быть напечатана. Многие свадебщики, я точно знаю, искренне считают, что их еще и печатать надо большим форматом — тогда, во-первых, качество видно, потому что лажа именно в таком размере и будет смотреться лажей, а во-вторых, фотокнигу крупную можно загнать покупателю подороже и еще на одной услуге бабла срубить. И если я со вторым не согласен, первое поддерживаю обеими руками.
Однако, надо отдавать себе отчет, что многим книги и напечатанные фотографии попросту не нужны. Плевать, что приходят гости: посадил их за компьютер, показал фотографии. Выложил фотки на Facebook или ВКонтакте, все посмотрели, да еще и прокомментировали. Правда, фотографии в таком режиме смотрятся по-другому: быстро пролистываются вручную или скриптом слайдшоу, поэтому обычно и времени нет крикнуть «Смотри, какую ты тут рожу сделал». Такие фотографии не рассматриваются, как картины в музее, это и не фотографии вовсе — просто фотки или картинки.
Скажете, что это вина фотографа? Да ничего подобного! Фотограф совершенно не виноват в том, что человек считает оптимальным возможность просмотра картинок в том виде, в котором ему удобнее. Непонятна, в этой связи только одна вещь: зачем надо было приглашать профессионального фотографа на свадьбу и платить ему за это большие деньги. По большому счету, все это мог сделать и друг семьи, причем совершенно бесплатно — продажи доступных зеркалок поднимают общий уровень качества фотографий от чисто мыльничного до среднеавтоматического, что бы мы сами тут на сайте ни говорили. Для быстрого просмотра совершенно неважно, есть ли в фотографии художественный замысел или стилизация под старину — важен факт, который был запечатлен в кадре.
Наверное, именно таких молодоженов и называют «заказчиками»: им неважно, что вы им отдадите и в каком виде. Важно только то, что вы — фотограф и вы предоставляете услуги. Важно, что на свадебном платье будет инкрустация Сваровски, а кольца будут Булгари. Важно, что вам заплатили деньги, и вы должны их отработать. Чистый бизнес подход определенного статуса — соответственно, и с вашей стороны подход должен быть аналогичным, брать деньги по стандартному для свадьбы тарифу, тарифицировать строго по часам, толкать книгу за большие деньги, заключать договор и честно платить налоги. И да, надо отдать 1000 обработанных фотографий, потому что только здесь количество и перевешивает качество. Большая цена свадьбы, в данном случае — плата за то, чтобы плюнуть самому себе в душу и перестать себя мнить художником.
В заключение, хочу сказать, что мне, в очередной раз, повезло: попались вменяемые молодожены, с которыми мы мило поговорили и которым я обещал отдать свои обычные 150-300 кадров. И да, договор я подписал.
«Хотя это уже из области фантастики»
есть реальные примеры такой фантастики, кстати :)
Снимает 1 человек, обрабатывает трое. Не буду тыкать пальцем, но персонаж всем известный, особенно любовью к проведению мастер-классов :)
Ну, так это же хорошо, да я бы еще и сказал, что правильно.
«разница в уровне у профессионала и у того, кто не умрет без лишней свадьбы»
Немного не верно, пожалуй. Это профессионал не умрет без лишней свадьбы. Если же идет позиционирование «не профессионал, без лишней свадьбы не умру», то представляется это самый опасный тип для заказчика )))) Выходит человек сам себе не ставит обязательств снимать на проф.уровне, мыслит «своими категориями» в вопросах результата. Если совсем утрировать — «что хочу то и делаю».
Неа, это вы в обратную сторону перевернули. Скорее, я готов больше времени потратить на 200-300 кадров, чем согласиться на 1000 и убиться за количество, отдав человеку полуготовый результат. Пусть лучше будут те, за которые я действительно отвечаю.
«ну и результат не собираюсь отдавать через полгода, да.»
Тут что есть, то есть — срок изготовления заказа действительно от 3 до 6 месяцев. Хотя по-правильному если, то это элементарно решается аутсорсом. У самого пока синдром «хочешь сделать хорошо, сделай это сам» никак не отпускает, потому клиентов вынуждаю действительно ждать по полгода. Реально напрягает это обычно 1-2 пары в год, остальные без проблем переносят такое положение дел :)
Про аутсорсинг вообще категорически согласен. 2-3 свадьбы в неделю нереально обработать быстро самому. Зато если подтянуть профессионального дизайнера, которого знаешь по качеству работы, можно и скорость поднять, и результат. При этом, даже снимая штук по 6 в неделю, совершенно не тревожиться о результате, объем-то вырастет. Хотя это уже из области фантастики.
В коментах проскользнула фраза более емкая, чем весь текст старттопера. Прощу уж прощения за опять несдержанность во фразах :)
«Свой клиент». Эти два слова вмещают и вопрос и ответ на него. И весьма глупо философствовать на тему кто там считает себя достойным печатать только большие форматы, кто продается только с книгой и тд. Как каждая пара вправе сама решать что ИМ НУЖНО, так и каждый фотограф вправе решать что ОН ДЕЛАЕТ. И чего не делает.
Люди, стремящиеся ублажить всех и каждого, особенно прикрывающие свою дурость «индивидуальным подходом» никогда еще не добивались хоть мало-мальски успешного развития и становления на рынке. Это факт, который вам подтвердит ЛЮБОЙ фотограф снимающий хотя бы лет 7-10 и следящий что происходит в свадебной фотографии.
На мой, строго субъективный взгляд, КАЖДЫЙ вправе самостоятельно устанавливать свои правила игры — а клиент вправе либо играть по ним, либо обратиться к другому. Выпады вроде ненужности дорогущих книг или 1000 обработанных картинок якобы не имеющих качества и тд — бред. Такое могу понять лишь от человека ни разу не видевшего ничего кроме своих собственных снимков и оттого разводящего чистой воды болтологию. Тут даже извиняться не считаю нужным — если человек в состоянии выдать 1000 картинок интереснее и качеством выше, чем другой со своими 200-300снимками, то о кроме как жеванием соплей иначе я не знаю как сие еще назвать.
И ключ — зрите в корень. Не так сложно проследить кто на чем поднялся. Я пока не видел ни одного успешно практикующего фотографа отдающего меньше 1-2к картинок. И вопрос тут совершенно не того детского толка где качество переходит в кол-во. Тема перемусолена на десятках форумов и очных сборищ. Для чего вновь налетать на грабли на самостоятельно изобретенном велосипеде — загадка :)
Ну и забыли вы сказать, что есть разница в уровне у профессионала и у того, кто не умрет без лишней свадьбы. Более того, именно 200-300 картинок лично я и считаю своим уровнем, возможно, просто больше по количеству интересных у меня и не получается, дубли прут. Естественно, от него отходить и не буду — как любитель, прекрасно могу себе это позволить.
Кстати, книг по тысяче фотографий я и сам не видел. Видел те, в которых были, максимум, штук 100-200, очень хорошего уровня, видел много, видел и плохие, но в них тоже было мало. А если все равно печатается не более 200, зачем делать больше и перенапрягать фотографа? В общем, 1000 я делать не буду, времени не хватит, ну и результат не собираюсь отдавать через полгода, да.
Еще раз спасибо за компетентное мнение.
Спрос рождает предложение.Таким образом,на каждого заказчика найдется и свой фотограф.Кому 700 фото за 40тр,а кому 200 за 20.Главное,что бы жених с невестой не пожалели потраченных денег и,просматривая фото,вспоминали фотографа добрым словом лет..50.
По мне, так вопрос решается достаточно просто еще в процессе переговоров:
Фотограф: Обычно я делаю вот так …(идет описание стандартного для данного фотографа пакета услуг). А что Вы, молодожены, и в каком виде хотите получить?
Молодожены: Мы хотим … (развернутый ответ с помощью наводящих вопросов от Ф).
Ф: ОК, я понял, я могу это сделать. Цена будет равна…
М: ОК, нас это устраивает.
Ф: Хорошо, давайте зафиксируем наши договоренности на бумаге. Размер предоплаты будет равен … (или нет предоплаты, это уж как Ф решает)
Вот как-то так выглядит мой взгляд со стороны :))
У нас считается, что чем дороже услуги фотографа, тем больше счастья он должен предоставить заказчику. В «пакеты» дорогих студий обычно входит и фотокнига, и 5-10 фотографий, напечатанных в большом формате. Причем спрос на них есть, и еще какой :) Наверное, менталитет играет определенную роль — чем дороже, тем круче.
Может быть, у меня просто пока мало опыта в этой сфере. Я бегаю по студии «на подхвате» и надеюсь, что у меня все впереди :)
Анна, вам бы посоветовал делать все постепенно: создавать, пока есть возможность, собственное портфолио из того, что есть, развивать собственный сайт и вкладываться в его продвижение. Придет время, и ситуация изменится, поверьте.
Сергей, спасибо за совет и участие! Изо всех сил стараюсь работать. Завтра как раз первая самостоятельная съемка в студии, не в качестве ассистента.
Сергей, что-то любая тема сводится к тому, сколько отдавать. По-моему, это-то как раз и непринципиальный вопрос. Параллельно существуют разные подходы к количеству и под каждый находятся свои клиенты.
Думаю, что в конечном счёте, правильно следовать своему стилю съёмки, чем каждый раз подстраиваться под каждого конкретного клиента (одному — 1000, другому — 200, третьему — классику, пятому — с цветочками).
Ну, это не тема, а так, просто впечатления вдогонку. Следующая тема будет настоящей темой
возможно и шутка, но фраза за себя говорит,
«Мы приготовили попкорн, сели смотреть слайд шоу, а фотки — раз, и закончились»…
«фотографии,фотки, картинки, все это попкорн для многих,
Сейчас происходит мелькание жизни, по телику, за окном, десятками писем на мыло, гигабйты информации.
Сейчас время не картин, а картинок, не несущие заряд и смысл они требуют быстрой прокрутки, останавливаться просто не на чем. Время потребительства, время хавать много и без разбору, время не дифференцировать качества услуг — постмодерн надвигается господа. Тут нужно либо подстраиваться, либо расти вверх и искать качественных заказчиков, тем более если вы не зависите в принципе финансово от свадеб.
Все вещи можно проговорить, найти людей которые не ждут тысячу фоток, а хотят 100 фотографий.)
Я бы еще ваш коммент продолжил, что главное не отчаиваться и не чесать всех клиентов под одну гребенку — своего клиента всегда найдешь.
Думаю что имеет смысл заранее договариваться об объеме фотографий — я обычно как раз штук 200 готовлю в лучшем виде, остальные в отдельную папочку. В итоге 500 фотографий — все довольны и такие примерно дела :)
Так в этом и весь смысл: молодожены все равно получают остальные 500, которые могут выложить где угодно, подписав честно авторство.
А я вот раньше серьёзно увлекался видеомонтажем. Наверное поэтому, для меня листание фотографий в программе просмотра — сродни фильму. Попался проходной кадр иди два дубля одного и того же сюжета — сбился ритм — внимание зрителя потеряно. Надо наверное, начинать делать слайд-шоу или отбирать the best в отдельную папочку — а то так и тянет выстроить фото по принципу экспозиция-герои-завязка-кульминация-развязка, а остальное повыбрасывать :-)
В отдавании всего материала есть один (как минимум) подводный камень. Вскоре весь этот хлам окажется вКонтакте с гордой подписью «Наша свадьба. Фото профессионального фотографа [Имя фотографа]»
Не всегда. Если открыто обозвать папочку «брак», как и каждое фото в ней, вроде бы помогает. В большинстве случаев, вообще не указывают, кто снимал, на самом деле, так что уравновешивается. Но не отдавать совсем — чувствую, не достиг пока этого уровня. Может, именно от этого многие отдают обработанные сериями раскадровки по 1000 штук.
Я давно заметил, что недооцениваю вкусы и интересы своих знакомых, друзей, во общем тех кого снимаю. Из отработанного материала (150-200 снимков) выбираю естественно лучшее по художественной линии, по качеству самого снимка. Получается 50-70 кадров имеющих смысл с моей точки зрения и раздаю участникам сессии. И что самое интересное обязательно находятся такие, которые помнят (а были все под действием алкоголя) что он позировал вниз головой на барной стойке с глупой рожей! и требует сей шедевр себе в коллекцию. Разъяснения вроде «Ты там наполовину размазан в кадре» его не останавливает, хочу и всё. И приходится отдавать практически все снимки, даже те которые чисто рабочие! Я к чему это всё, может стоит возвращать заказчику два каталога снимков: первый — профессионально отобранный, второй — оставшийся хлам, а там пусть решают сами!?
У меня по ссылке вроде как написано, я отдаю все, просто не все обрабатываю, большая часть в брак идет, я все-таки фотограф «щелкающий» больше, чем «думающий».
Вот только и судить о Вас будут не только по лучшим работам, а и по тем «проваленным технически». Вы обязаны не «отдать все фото», а отработать свои деньги и «отдать качественный материал».
Пожалуй это лучший выход из подобных ситуаций, спасибо за заметку :)
Поздравляю с молодожёнами. «Когда забываешь о количестве, начинаешь работать на качество» © Не знаю кто, но если никто, значит я ;)