Простые фокусы
  • 🏠 Главная
  • 📰 Статьи по фотографии
    • ☢ Тестодром
    • ✂️ Краткие ответы
  • 🎥 Видео
  • 🎙 Подкаст
  • 🎒 Фотошкола
  • 📣 Контакты
  • 📟 Подписка
  • Home
  • Аналитические статьи
  • Кризис фотоиндустрии — конец фотографии? | Photokina 2018

Кризис фотоиндустрии — конец фотографии? | Photokina 2018

Сергей Самсонов

Photokina в этом году — еще один красноречивый показатель системного кризиса фотопроизводства. Я здесь уже в восьмой раз, и ни разу не видел, чтобы она была настолько маленькой. Да, мне хотелось бы изобразить непонимание ситуации на лице, как делает ряд представителей корпоративного сегмента участников выставки, но я не настолько лицемерен — я прекрасно понимаю основные причины возникновения ситуации и наблюдал ее развитие в течение последних лет.

Причина проста: фоторынок в системном кризисе — да, его начало было связано с кризисом финансовым и цифровой революцией, но корни его гораздо глубже, чем просто финансы или переход к социальной коммуникации, убивший рынок компактных камер. Этот кризис уже вынес с рынка основные печатные издания, которые конвертировались в сетевые, а также производителей, чей авторитет считался неоспоримым, но также и стартапы, не успевшие внедрить свои смелые идеи в жизнь — жертвами пали Konica, Minolta, Kodak, Зенит, Samsung, Lytro, Bowens и ряд других, которых я просто не в силах сейчас вспомнить, пока пишу эту статью, сидя в аэропорту Кельна после Photokina, пока впечатления свежи.

Ощущения от Photokina

Но начну с малого: когда я попал на Photokina впервые в 2012 году, это была огромная и необъятная выставка, размещенная в 9 из 10 залов Кельнмессе
(выставочный центр в Кельне, один из крупнейших в Европе, занимающий несколько гектар своими зданиями и площадями). Здесь кипела жизнь, было интересно, и только староверы, журналисты, которые тогда уже были здесь в восьмой раз, говорили: «да, Фотокина уже не та» (что означало, что предыдущие несколько лет она так же сдувалась, как и в те, которые я застал уже потом). Сейчас она легко поместилась в 5 первых залов вместе с сопутствующей цифровой выставкой Digility (с роботом, охранявшим проход посередине), а предыдущие годы я наблюдал сокращение выставочной активности, и залы отваливались, сродни отсечению конечностей при четвертовании, каждый шаг был шоком. Кастрированная выставка сегодня, уверен, даже не напоминает те, которые я не видел. Умерла активность, нет особой движухи, и даже народ успевает за пару дней обойти почти всю выставку. «Степь да степь кругом…»

Было много интересных анонсов, даже не моделей камер, а целых новых систем, и это все от брендов, от которых часто этого даже не ожидаешь. Если бы такое случилось ещё пять лет назад, для рынка это бы имело взрывной эффект, а посетители снесли бы стенды на выставке, разобрали и растащили по домам. Но сейчас такого эффекта нет, нет даже и рядом ничего. Компания Carl Zeiss, представляя камеру, даже не удосужилась арендовать стенд на выставке. И дело здесь совсем не в том, какую камеру она представила, а в подходе немецкой компании вообще – производство последней камеры было закрыто больше 10 лет назад, и чтобы создать хайп, стоило бы системно подготовиться и дать побольше камер «на пощупать», а они вместо этого просто собрали вместе дилеров и показали пластиковую коробку, запретив трогать. Понятно, что первая реакция фотосообщества была в стиле «что это было?» — и, как претензия, «а чего вы ждали?».

Я не профессионал в выставочном бизнесе, но выставки регулярно снимаю и наблюдаю снижение выставочной активности год от года. Помещений в Москве становится больше, а посетителей и экспонентов — меньше. Это понятно, экономика постепенно переходит в цифровую и адресно-индивидуальную, которая куда быстрее доносится до зрачка потребителя через смарт-устройство, чем непосредственно через краску печатных материалов. YouTube на последней конференции официально подтвердил, что в 70% случаев его смотрят на смарт-платформах, но эти цифры будто бы никто не замечает. Но надо сказать, любая страна инертна в этом плане, и даже в Европе доля людей, ходящих на выставки хоть и снижается, но все равно остается существенной, а вот в метро я ежедневно наблюдаю толпы уткнувшихся в телефоны потребителей, живущих каждый в своей матрице социальных связей. Но то, что социальные сети съели интернет и продолжают поедать остальной мир, никак не объясняет, почему падение на фоторынке куда значительней падения активности вообще. Можно все объяснить увеличением темпа жизни вообще (вон и Photokina за ней пытается успеть, перейдя от затянутого двухлетнего перерыва между выставками к одному году ожидания «самой крутой выставки»), но это всего лишь самообман — рынок уже заклинило, и он на полной скорости мчится в пропасть. Из последних пруфов можно взять этот, но Google и так пестрит аналитикой на эту тему, так что только ленивый этого не видит.

Причинно-следственные связи

Из причин, помимо наступления социально-цифровой эры, мне в голову приходят еще два фактора, сильно ускорившие в последнее время сдувание фоторынка. В первую очередь, мы наблюдаем последствия сдувания фотографического пузыря, который разросся лет 10-15 назад и неминуемо должен был лопнуть. Его лидерами на подъеме стали Nikon и Canon, сместившие с пьедестала пленочных производителей, но заигравшиеся в свои же игрушки. Давайте вспомним, что самой популярной камерой до 90-х годов был даже не Polaroid — это были (хорошие и плохие) «полнокадровые мыльницы» из пластика и не самых лучших мозгов (их основными компонентами были одна кнопка, пластиковая линза и батарейка Duracell внутри), а зеркальные камеры, несмотря на свою стоимость на уровне 300-600 долларов за довольно неплохие экземпляры, были фетишем, мечтой миллионов, потому что качество на той же пленке, но с применением хорошего стекла, было на голову выше. Ценителей — десятки, зрителей — миллионы, не соотношение, а мечта.

С наступлением цифровой эпохи пленка стала не нужна. Да, она останется навсегда, но через какое-то время с нее даже и печатать на химии перестанут, только сканировать и печатать на принтере. А появление возможности не платить за каждый кадр дало людям уникальную возможность, однажды купив камеру, получать фотографии «условно бесконечно». Люди бросились тратить свои кровные, чтобы увековечить красоту творений рук своих в единицах и нулях. Я знаю фотографов, которые таким образом поднялись и стали известны, только за счет взрыва интернет-ресурсов. Как и везде, здесь главное — просто поймать волну, оседлать и покатиться вперед. Рынок производства фотокамер незначительно отличается от рынка фотоуслуг — на волне оказались уже те, кто к этому моменту производил хорошие камеры и сумел вовремя среагировать и быстро предложить рынку подходящее решение. Canon и Nikon сильно раздуло, впоследствии они даже создали новые производства в близлежащих азиатских странах, чтобы окучивать все сегменты, включая и бюджетные, и если в самом начале «цифра» стоила дорого, сегодня ее может купить себе абсолютно любой, и если у вас есть хотя бы тысяча рублей, вы найдете себе предложение, к примеру, на рынке подержанных камер (на авито цифровые камеры старых времен даже по 200 рублей продаются).

Однако, увеличившееся количество камер привело к увеличению на рынке и количества фотографов (буквально, человек с камерой и есть фотограф), которые предлагали все равно только стандартные услуги, что сначало раздуло запросы клиентов, но потом точно так же их сбалансировало, и сейчас фотоуслуги, сами по себе, уже не стоят дорого. Дорогие фотографы теряют клиентов (медленно, но верно), дешевые становятся еще дешевле и уходят с рынка. Причина проста: предложение больше спроса, а востребованность продукции ограниченна. И если премиум сегмент всегда инертен, и его фотографы еще продолжают держаться, в среднем и низком ситуация куда более грустная.

Пузырь лопнул, глубинных мотивов покупать новые камеры не осталось, кроме банального появления на рынке новых участников и потребителей, что не является ростом вообще, поскольку есть и естественная убыль в этих же сегментах, а рост населения планеты вообще фундаментальным фактором увеличения сбыта камер не является. А на фоне массового оттока потребителей этот вектор даже не компенсируется. Давайте добавим сюда еще и естественные катаклизмы, которые просто ускорили эти тенденции и ранами вскрыли на теле экономики нарывы зревших изменений, кровь хлынула наружу. Землетрясения в Японии, которые привели к разрушению ряда производств и нарушили планы японских компаний на производство премиумной техники, а также финансовый кризис, наложившийся на кризис природный, стали двумя контрольными выстрелами для фоторынка. При этом, логичным шагом стало увольнение сотрудников и, если продолжать натянутую метафору, то вампиром, всасывающим в себя этот поток, является сегмент развития смартфонов, которые тоже являются фотоаппаратами. То есть, юридическим языком, фоторынок не падает, он растет, просто мало кто замечает его быструю трансформацию в рынок смартфонный или вообще хочет это признавать.

Точно так же, как Киевская Русь однажды была местом, где укоренились и выросли славянские народы, впоследствии расположилась на территории Украины, и сегодня уже никак не соотносится с Россией (а вскоре станет окончательно независимой), и фоторынок, бывший родоначальником процесса захвата изображения, вырос в видеорынок и впоследствии вообще выплеснулся в другой огромный пузырь производства смарт-устройств (поскольку рынком сотовых телефонов его теперь уже тоже не назвать), а теперь прилипалой цепляется к нему в качестве якобы нужного элемента пищевой цепочки. Инстаграм логично вырос из Фейсбука, который предварительно всосал в себя интернет — и почему сейчас именно так все развивается? А может, и всегда так было?

Давайте откроем глаза: людям, в большинстве своем, не нужна даже зеркальная камера, не говоря уже о компактных. Сколько вы ни изобретайте беззеркальных, она тоже не нужна. Нужна возможность что-то снять, а чем они это будут делать, камерой, сканером, телефоном или пальцем, вообще не так важно. И если раньше их потребности в фиксации собственного лица компенсировались пленочными мыльницами, сегодня их функцию взяли на себя смартфоны. Где-то в промежутке были компактные камеры и большие камеры для профессионалов, но они были лишь переходным этапом, в силу недостаточного развития телефонов. Да, потребности в съемке теперь выросли, но продажи смартфонов выросли многократно относительно продаж мыльниц в 80-е и 90-е годы.

Естественно, здесь речь не о профессионалах (фотографах, видеографах, кинематографах) — но этот сегмент и до фотографического пузыря был небольшим, и сейчас постепенно возвращается к тому уровню. Они оджни такое большое количество игроков попросту не вывезут.

Предположения

На данный момент, я уже написал достаточно, чтобы не возникло сомнения, что мне просто хочется поболтать. Рынок сейчас находится в глубочайшем кризисе, и уже в следующем году, а также через год, и каждый год после этого мы будем не только ездить на худеющую год от года Photokina, но и наблюдать банкротства крупных производителей фототехники. Первыми падут те, у кого нет поддержки со стороны растущих сегментов (телефоны, медицинская техника, принтеры и ксероксы, телевизоры — чем ещё только не занимаются производители фотокамер), и даже те, у кого эта поддержка есть, не застрахованы от неудачи.

А соответственно, риск потерять часть своего производства тоже есть. Так было с Samsung, который даже на подъеме интереса к своей технике вдруг взял и закрыл все фотографическое подразделение. А поскольку ни одна стандартная маркетинговая стратегия не предполагает возможности работы в условиях получения убытков в течение долгого времени, можно быть уверенным, что это обязательно случится и с остальными, при наступлении аналогичных условий. На фоне заявлений ряда производителей в последнее время о запуске новых линеек фототехники, как уже выпущенных, так и просто обещанных, стоит ожидать ужесточения конкурентной борьбы:

  • лидеры рынка будут стараться минимально вкладываться в новые линейки и в нижних сегментах выезжать только на тех, которые и так стабильно продаются. Это стратегия Canon и, отчасти, Nikon, которые основную продающуюся часть своих зеркальных камер вообще не обновляют уже в течение 6 лет, за исключением тех, которые относятся к профессиональному сегменту, который, по указанным выше причинам, сильно сжался. Более того, эти камеры у них производятся за границами Японии и имеют низкую маржинальность, поэтому сокращать затраты здесь уже практически невозможно. И если Canon подчас даже рекламы для продажи не требует — «его все равно купят», то Nikon приходится напрягаться гораздо сильнее. Это видно даже на фоне анонсов беззеркальных системных камер, модель Nikon выглядит логически законченной и «правильной», в то время как Canon — сырой и не соответствующей запросам рынка.
  • Sony, пока еще монополист одного из сегментов, для борьбы с «новичками» будет вынуждена выпустить еще более бюджетные решения, снизив прибыльность производства (риск сокращения затрат и увольнений), даже несмотря на твердые позиции, которым, «если вдуматься», ничего не угрожает — на рынке масса редко вдумывается вообще и покупает «что дают». Дело в том, что сегмент этой монополии сложный и дорогой, и потребитель туда из новых фотографов уже пришел, а расчет на продолжение притока от конкурентов (Canon, Nikon, микро-4/3”) теперь, по всей видимости, сломался. Учитывая то, что на дорогие камеры приходится заметно меньшая доля рынка, отчасти придется делиться функциями и с другими сегментами (опять же, снижать цену для перехода в другой сегмент). Новичкам в этом сегменте (Nikon, Canon, Panasonic, Leica, Sigma), естественно, будет тяжело — это затраты на маркетинг и выход на рынок с убытками на старте, которые надо будет еще раскидать на другие сегменты производства, желательно, без существенного увеличения рисков.
  • в нижнем ценовом сегменте конкуренция традиционно идет только по цене, и понять сейчас, что переломит здесь ситуацию, нельзя: зеркалки здесь продолжат производиться из числа старых моделей, но, вполне возможно, за счет снижения цены беззеркалок Olympus и Panasonic, а также появления большего количества моделей китайских производителей, этот сегмент все больше будет захватываться ими в ущерб зеркальным камерам, и здесь нужно будет смотреть реальные результаты: небольшие производства могут позволить себе плавно расти, а вот крупные вряд ли могут позволить быстро падать. Соответственно, в зависимости от тренда, под удар попадут либо заморские производства Nikon (серии D5××× и D3×××) и, в меньшей степени, Canon (100d-200d, 1×××d), либо низ линейки микро-4/3”, который будет функционально превосходить старые зеркальные камеры.

Самые слабые позиции, как ни странно, у Nikon (нет поддержки со стороны других направления производства, но есть большая база потребителей), Olympus (фотографическое производство — около 10% общей прибыли холдинга, это компания-верблюд, но и у них запасы иногда заканчиваются), Sigma (свои линейки фототехники де-факто закрыты с мизерными продажами, но сильные позиции в бюджетной и даже высококачественной, предполагаются затраты на запуск своей камеры) и Pentax (несмотря на попытки создания новых решений, они практически не переламывают основной тренд сокращения продаж). Пока что максимум, что грозит данным компаниям в ближайшие пару лет — это только сокращения штата, но, при сохранении тренда, неминуемо дойдет и до падения титанов.

Однако, не стоит забывать и про производителей аксессуаров и света, ведь они, в значительной степени, зависят от роста сегмента именно профессионалов, и на фоне системного сокращения их доходов, они находят рыночные аналоги для своих запросов по более низкой цене, поскольку данная ситуация зеркальна с условиями предоставления их услуг, которые также меняются. Давайте обратим внимание, что даже в сегменте портативных устройств все больше закрепляются китайские компании, выпускающие продукцию теперь не только в нижнем, но и в среднем и, отчасти, даже верхнем сегменте по качеству, но с заметно более низкой ценой. И если раньше было зазорно даже смотреть в их сторону, ситуация постепенно меняется и здесь. Подъем таких китайских брендов, как Sirui, Godox, Aputure, Zhiyun уже привел к тому, что они из защиты постепенно начинают переходить к наступательным стратегиям, что бьет сначала по позициям брендов слабых, а потом и сильных. И если есть бренды, которые пока продаются «несмотря ни на что» (в разных сегментах: Prophoto, Manfrotto, Lastolite, Sennheiser), вечной эта ситуация тоже не будет. Ряд слабых производств будет закрываться или уходить в ниши, сродни хлопанию пузырьков на антистресс-пленке, а более сильные, опять же, будут урезать затраты на маркетинг, перекрывая себе же в воздух, но не получая от этого никакой эйфории.

Вам кажется, что все грустно? Да, так и есть, и хоть рынок сегодня (вот именно сегодня, а не месяц назад, я имею в виду) куда интересней, чем был, это просто затишье перед бурей, которая, хоть и является бурей в стакане, все равно будет иметь серьезные последствия.

Но добавлю частичку оптимизма: мы все понимаем, что от производства инструментов, которыми мы предпочитаем снимать, никак не зависит фотография вообще, большая и маленькая. Да, сейчас она куда больше, чем классическая фотография, это просто часть визуального искусства, куда также относится видео, кино и живопись (вот где настоящий-то кризис уже прошел), но она все равно останется даже в те времена, когда исчезнет фотобумага, и все равно фотографы продолжат зарабатывать на любви к изображению (а это и не работа, если ты занимаешься просто приятным для тебя делом), просто искусство это приобретет новые формы, под которые нам надо будет адаптироваться. Так было с цветной фотографией, быстрыми выдержками, автофокусом, цифровой фотографией, интернетом и коммуникацией, HDR, панорамами, таймлапсом, съемкой млечного пути — так будет и с новыми направлениями. А не успеешь адаптироваться — вымрешь, это уже закон жизни.

14 комментов к “Кризис фотоиндустрии — конец фотографии? | Photokina 2018”

  1. Mi_Ke:
    10.06.2019 в 01:49

    Так, вдогонку…
    Подозреваю, примерно так же бились в истерике и рвали волосы конезаводчики в начале массового производства автомобилей.
    Но человеку всё равно необходимо перемещаться в пространстве, и как биологический объект человек — прежде всего визуал, потому запрос на визуализацию эмоций был, есть и всегда будет.
    Автор абсолютно прав, по фигу, чем фиксировать изображение, вопрос только в выборе удобного для себя варианта. Смысл фотоснимка — передача информации — останется, просто механизмы для этого будут ещё более разными, чем сейчас.
    Сейчас это можно делать плёночно, можно — мануально, можно — дигитально. В разных форматах. Полагаю, появятся и какие-то ещё варианты.
    Фотография прежде всего — самовыражение.
    И в этом качестве она возвращается на своё законное место, как и лошадь много лет назад, как парус, как холст, кисть и перо с чернилами.
    И, как по мне, это замечательно.
    На буржуйских ресурсах мне очень импонирует постоянно и разными людьми высказываемая мысль, что вот именно сейчас и есть самое лучшее время для того, чтобы заняться фотографией…

    Ответить
  2. Алексей:
    14.10.2018 в 21:29

    Цены просто космические. При том что 93% можно выполнить моей D7100 c Авито за 20000 и объективами сторонних производителей. Сделайте нормальные программы как у смартфона и перестаньте обрезать функции. добились пока того, что камеры начальных серий уступают смартфонами при большей цене. Особенно при съёмке ночью. Тоже самое с оптикой: сигма 70-300 со стабом стоит 6500 на Авито, какой смысл покупать Никон за 50000…

    Ответить
  3. Lecron:
    09.10.2018 в 10:02

    Есть МЫ, мы производим ВЕЩЬ, и никуда они с подводной лодки не денутся. Да и разрослись мы уже, ожирели, шевелится не в кайф.
    Ой! Оказывается, поезд уходит. Но если мы активно зашевелимся, то создадим конкуренцию самим себе… и начинаются маркетинговые игры.
    ОЙ! Доигрались, последний вагон показался… из которого весело машут руками свежие китайские бренды.

    Ответить
    1. UncleSam:
      10.10.2018 в 00:13

      Ну, пока китайцы особо не производят камеры (если не считать камеры в телефонах, конечно)

      Ответить
      1. Lecron:
        10.10.2018 в 18:52

        А точно ли не производят? Или просто неизвестны за пределами страны? Как-то не верится, что такая хайтечная страна, где пусть если не создают, то успешно копируют всяко-разно, не имеет собственного производства фототехники.

        Ответить
        1. UncleSam:
          11.10.2018 в 11:00

          Ну, доподлинно известно только о Ми (одна, но производство условно штучное), плюс куче компактов, которые все равно телефонами с рынка и вытесняются. Ну и телефоны, телефоны.

          Ответить
  4. Руслан:
    06.10.2018 в 21:10

    Что бы фотобрендам не загнуться , им нужно учитывать пожелания потребителей и усмирить своих маркетологов. Намеренно кладут половник дёгтя в свои продукты а потом удивляются падению спроса.
    Например продавать Sony RX 100 M5 с браком , когда он перегревается и отключается через 4 мин это нонсенс. Выпускать новые камеры (АХ 700 , Z90 , NX 80 ) без 50р в 4к где из новых фишек только HDR это нонсенс. И примеров тому полно. Если раньше с дешёвым долларом можно было закрыть глаза на недостаток , то сейчас за 70 тыс покупать мыльницу которой нельзя нормально снимать и которая просто отключится через 4 мин это прямо шизофренией нужно страдать.

    Ответить
    1. UncleSam:
      08.10.2018 в 09:01

      Ну это только применительно к одной компании ведь, но на деле, да, когда у одного из лидеров такие явные недоделки, как слабый процессор (именно из-за него греются а6500-6300, ничего удивительного и в том, что у других бывают косяки посерьезнее.

      Ответить
  5. Meridian:
    02.10.2018 в 22:30

    “Рынок сейчас находится в глубочайшем кризисе, и уже в следующем году, а также через год, и каждый год после этого мы будем не только ездить на худеющую год от года Photokina, но и наблюдать банкротства крупных производителей фототехники.”

    Насчет банкротства – это преувеличение. Фотокамеры из массового продукта стали/становятся нишевыми. Компании изрядно похудеют и начнут себя вести так, как и положено на нишевых рынках – обратная связь от покупателей, сообщества фанов, танцы с бубнами и облизывание.

    В связи с пропаданием зеркала конструктив камеры упростился настолько, что их может выпускать кто угодно. Посему на рынке появятся новые игроки (Цейс, Зенит, и всякие китайцы). Текущие фотобренды, естественно, займут премиальный сегмент и будут активно поджиматься снизу. Но банкротство – маловероятно, просто объемы выпуска продукции будут измеряться не сотнями тысяч единиц, а тысячами.

    Еще один путь спасения от банкроства – вхождение в альянсы. На наших глазах в прошлом месяце возник второй, полнокадровый (L-mount) и поддержан как солидным игроком в части камер (Panasonic), так и солидным игроком в части объективов (Sigma). Уверен, что такие альянсы будут шириться и возникать новые.

    Надеюсь, что на определенном, зрелом этапе развития, альянсы нам дадут стандартизацию компонент и интерфейсов, как это произошло в свое время в компьютерной индустрии.

    Ответить
    1. UncleSam:
      06.10.2018 в 15:59

      Производство камер — дорогая штука, работа роботов на производстве, толпы народу и пр на фоне снижения доходности будет невозможным для ряда компаний, у которых других сфер нет. Самсунг свое производство закрыл в одночасье, Кодак разваливался в течение нескольких лет, как Полароид. Рынок, который пять лет назад был огромным, сужается и отдает своих потребителей рынку телефонов, так что просто не будет места такому количеству производителей. А значит, все равно будут победители и проигравшие. Да что там, достаточно подождать пять лет и увидеть, что я неправ ;)

      И спасибо за детальный комментарий.

      Ответить
  6. Meridian:
    02.10.2018 в 21:50

    “В первую очередь, мы наблюдаем последствия сдувания фотографического пузыря, который разросся лет 10-15 назад и неминуемо должен был лопнуть.”

    Пузырь – неправильный термин. Под “пузырем на рынке” мы имеем ввиду состояние переоценности чего-то. Например, курс биткоина около $20000 и т.д.

    Здесь имеет место быть стремительное схлопывание рынка, то есть резкое уменьшение его объемов. Так было в свое время с угольной промышленностью в начале эпохи бензиновых двигателей.

    И с эпитетом “неминуемо” я бы тоже поспорил – НИКТО (от слова СОВСЕМ) не мог предположить, что в цифровую эпоху процесс фиксации изображений так упростится и одновременно с этим резко возрастет потребность общества делиться этими изображениями друг с другом.

    Посему имеем стремительное схлопывание рынка в результате изменившейся парадигмы фотографирования.

    Ответить
    1. UncleSam:
      06.10.2018 в 15:56

      Почему неправильный? Раньше не снимали зеркалками настолько, насколько лет пять назад на подъеме рынка, посмотрите исследование Mayfair (легко найти в гугле). Людям не нужны они, как я сказал. Фотоаппараты стали частью телефонов

      Ответить
  7. Meridian:
    02.10.2018 в 21:17

    По поводу снижения выставочной активности в фотоиндустрии. Как мне кажется, это маркетинговый инструмент убили … маркетологи :)

    Какая основная цель народных и репортерских масс на выставке – пощупать продукт своими руками, позадавать вопросы в кулуарах и как результат получить представление о том, куда двигается фотомир. Так вот, этот самый продукт на выставку уже почти не привозится, привозится идея продукта. Маркетинговая кампания начинается не с представления продукта, а с представления идеи продукта. Так было с Nikon, когда они заявили миру, что разрабатывают БЗК.

    И на прошедшей выставке мы видим:
    – Panasonic разрабатывает полнокадровые камеры и объективы под них. Прототип с неоформившимися характеристиками;
    – Sigma разрабатывает полнокадровые камеры и объективы под них. Ничего;
    – Zeiss-прототип;
    – Zenit-прототип.

    В результате на выставке трогать руками нечего. Проще весь этот хлам посмотреть в интернете, съэкономить время и деньги :)

    То есть, на мой взгляд, в снижении выставочной активности виновать отнюдь не кризис, а маркетологи, сдвигающие акценты с готовой разработки на ее идею.

    Ответить
    1. UncleSam:
      06.10.2018 в 15:53

      Ну да, а потом про честные обзоры на реальную камеру (что камера кривая и работает с глюками) написать коментов, что автор криворук или ему заплатили конкуренты.

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись:

Все фото.видео.новости в Яндекс.Дзен  Все фото.видео.новости в Telegram  фото.видео.новости в Twitter  Сергей Самсонов в YouTube  Сергей Самсонов в Instagram
Фотосекта. Твоя фотошкола

Теги

кризис фотография фотокамера камера смартфон урок фотоаппарат Panasonic lightroom анонс россия выставка подкаст adobe YouTube nikon обучение Sony android instagram фотоиндустрия телефон video объектив тест обзор вспышка аналитика фотограф canon Вчерашнее фото фото бизнес трансляция видеосендер led свет diy hollyland конкурс Sigma leica секрет съемка новости

Из последнего

  • Перлы из перевода Lightroom на русский
  • Как победить синдром самозванца
  • CPS 2021: новинки и события первой выставки
  • Почему крупные компании переключаются с предметки на компьютерные рендеры
  • 5 принципов хороших портретов

Темы

Ок, Google

Из старого

Copyright 2006-2021 Серж Самсонов | Дизайн: LilyTurf