Как фотографу, мне время от времени приходится фотографировать детей (хотел написать «снимать», но подошел коллега с необычной фантазией и усмотрел в нем нотки неполиткорректности) — нет, я не бомбила из детского сада, более того, я их не люблю, так как договариваться с руководством школ и садов у них получается проще, чем с детьми. В итоге, фотографии у них часто вообще не покупают (наказание рублем традиционно для русского человека), что в полнее сойдет в качестве ответа честных фотографов на общую ненависть к ним. Так вот, как недавно заметила моя жена, у меня получается как-то заставить детей на фотографиях быть живыми и веселыми, даже когда речь идет о больших вспышках, софт-боксах, фонах и прочих железках, которые их будто бы пугают. Как у отца некоторого количества этих спиногрызов, у меня есть очень простой рецепт: я просто каждому следующему ребенку медленно и поочередно ломаю пальцы, пока следующий подопытный не станет улыбаться, то ли от жалости, то ли от комизма ситуации.
Фото: Сергей Самсонов (картинки кликаются)
Ну, естественно, это такой юмор черный — в наши времена ведь, чего доброго, чудаки напишут «куда надо», и сайт закроют просто в нарушение закона о черном списке. Просто именно так проще всего объяснить довольно сложную тему. Сложно научить других тому, чего не умеешь сам — то есть, мне жена немного польстила, а я купился. Спасибо, радость моя!
На самом деле, ничего такого — ни ломать пальцы, ни заставлять улыбаться — я не умею. В детстве сам себе сломал ключицу, потом часть запястья, получил сотрясение мозга, потом с коленом проблемы — на этом мои достижения пока прекратились. Заставлять других мне не дает возможности небольшой рост, скромное телосложение и живот (только в последние 10 лет). Секрет естественного вида, правда, тоже есть: дети, на самом деле, сами такие, исправить это могут далеко не все, но некоторым «талантам» удается и ребенка довести до каменного лица. Здесь можно поставить точку. Идите и снимайте.
× × ×
И все же, несколько советов по детской съемке
Ой нет, про главный совет забыл: главное, надо не просто видеть, но и снимать человека таким, какой он есть. Последнее довольно просто, особенно, если вы, в первую очередь, волнуетесь не о деньгах, которые пока не заработали, а о личности тех, кто вам рожи корчит с обратной стороны фотоаппарата. Чтобы человеку выглядеть тем, кем он является, ему надо просто быть самим собой. Не ставьте вы детей солдатиками — не будут они стоять, а вы почувствуете себя ущербным.
Далее, основное отличие маленьких людей от больших — это рост, а не возраст. Не считайте их детьми, тупыми или недалекими, по уровню умственного развития они они еще вам фору дадут. А уж в плане подхода к жизни они мудрее любого взрослого и имеют нормальные жизненные ценности. Это точно такие же люди, как мы, просто без комплексов (не в переходном возрасте), излишнего веса и понтов.
Вы взрослый, не ссыте. Я мог бы сказать «не бойтесь», но это было бы неправильно. Я и сам боюсь. Что батареек не хватит, что камера откажет — для этого стараюсь брать больше батареек и камер, это сохраняет мое спокойствие. В остальном, детей не просто не надо бояться, их нельзя бояться, ведь они чувствуют ваш страх и обязательно придут ночью и заберут вашу душу используют его против вас. Вы же фотограф, покажите им, что вы хозяин ситуации. Обратите внимание, я не говорю о том, чтобы показывать, как вы их не боитесь — нельзя бояться. Дети чувствуют фальшь, ваша лажа не пройдет.
Вы снимали взрослых моделей? Нет? Тогда к детям и не подходите, если не хотите получить обвинение в педофилии. Детей снимать нужно точно так же, только чуть сложнее. Ключ ко всему — доверие, а оно не возьмется ниоткуда. Странно, но основа доверия — не всегда халявные конфеты. Когда человек чувствует интерес к своей персоне (в жизни это бывает куда реже), он начинает проникаться к интересующемуся. Более того, людям, а тем более, детям, нравится, когда их слушают. Ведь в детстве надо слушать маму, и у многих обратного канала связи вообще нет в жизни. А потому, слушайте детей, общайтесь с ними, вовлекайте в разговор, спрашивайте, что они думают о жизни, кем хотят стать, в какие секции ходят, какие игрушки им нравятся. Они иногда дают такие интересные ответы, что мне даже записать хочется, только ручки нет под рукой при съемке.
Не смотрите на экран. Вспомните пленочную эру — тогда на экран никто не смотрел, его просто не было, и фотографии удавались, фотографы как-то видели свет (сейчас это и для меня загадка), и детей как-то снимали и сводили в общую фотографию без фотошопа. Пришли на точку, настроили камеру, сделали тестовые кадры (10, 20, 30… сколько вам нужно) и начинайте снимать. Будете часто смотреть на экран (и, не дай бог, делать неоднозначные выражения лица), засмущаете даже опытную модель, не говоря о начинающих. Если вы не видите кадр до нажатия на кнопку спуска, какой же вы тогда фотограф?
У вас давно свербило? А шило, случайно попавшее в не помню какое место, давно вынули? А детство уже отыграло в пятой точке? Пришла пора все это вспомнить, пусть свербит, торчит и играет! Почувствуйте себя ребенком, играйте сами и дайте детям играть, не надо строить их себя строгого военачальника — прочитайте выше, никто вас слушать не будет. Долго, по крайней мере. Будете играть, станете своим парнем и добьетесь — ха-ха-ха — доверия. Иногда, впрочем, надо поиграть взрослого. Нет, не быть взрослым, а поиграть в него — рассказать детям, что вы фотограф, у вас крутая профессия, предложить и им фотографом стать, дать пофотографировать на свою камеру (несколько пунктов назад — не ссыте, камеру не отнимут, они умные и фотографами быть не хотят).
Иногда бывает и такое, что ребенка вашими увещеваниями раскачать не получается. Дело плохо — моя статья стала популярна, и даже дети ее прочитали…. или вы просто плохой фотограф. Запаситесь секретным оружием — игрушками. Для частных съемок они практически обязательны, к тому же, там стоимость часа получается выше, чем в детском саду или школе, как раз по причине того, что выше и себестоимость, так как затраты фотографа могут включать даже стилиста — а пустяковые игрушки заметно дешевле. Помните, что даже взрослые любят взятки и подарки, дети тоже имеют эти слабости, иначе бы ко взрослым годам уже массово изживали этот порок. А потому, смело приносите игрушки, подкупайте детей, и они будут вам, как минимум, просто благодарны. Естественно, ничего серьезного планировать не стоит — смотрите по запланированному бюджету или включайте эти расходы заранее.
Помните, что мои советы, скорее, универсальны, нежели наоборот — в то время как есть несколько жанров детской съемки: студийная, постановочная на пленере, репортажная во время детских праздников или дней рождения и различные комбинированные сочетания всех этих вместе или по отдельности. Под каждую можно не просто статью — целую книгу написать. К тому же, я не вдавался глубоко в психологические особенности, просто написал несколько советов.
Выучили все советы? Прекрасно. Смело можете их забыть — скорее всего, они будут крутиться в вашей голове, не давая сосредоточиться на процессе. Идите и снимайте. А вдогонку еще несколько картинок, не влезших в текст…
У меня небольшой опыт фотографировать детей, но я для себя понял, что лучше это делать в репортажном стиле. Еще лучше, чтобы они вовсе не замечали этой съемки. Тогда дети точно получаются «живыми» без натянутых улыбок. Я не отменяю постановочную детскую фотографию, но такой фотограф должен быть заодно детским воспитателем от Бога.
Ни одного толкового совета я не нашел,к сожалению.В статье одна «вода»…
А дети,на представленных фото зажаты и с натянутыми улыбками..Первый мальчик вообще руки сзади завел и смотрит исподлобья…
Если у Вас Так круто получается «как-то заставить детей на фотографиях быть живыми и веселыми, даже когда речь идет о больших вспышках, софт-боксах, фонах и прочих железках, которые их будто бы пугают'(как заметила Ваша супруга(наверное,опытный фотограф),то напишите четкие и конкретные рекомендации,откройте секреты:)
Спасибо за внимание.
Ваня, ну что вы. Хочется покритиковать, критикуйте по делу. На какой конкретно фотографии натянутые улыбки и зажатые дети? Первый мальчик руки расставил и зубы показывает.
Или советы «разговаривать, вести себя естественно, не бояться» (выделены жирным) незаметны? Не читаются? Не совместимы с вашим восприятием? Что является четкой рекомендацией? «Установите выдержку 1/200, диафрагму f/5.6, ISO 100? От этого улыбаться будут только взрослые.