Сегодня по фотографии появилось очень много ресурсов, в том числе русскоязычных, что не может не радовать. Можно там прочитать, как снимать с проводкой, здесь, как снимать свадьбы, а еще вон там, как снимать в темноте, без света и штатива. Если поискать русскоязычную часть интернета, вы на любую тему (даю слово) найдете статью или, как минимум, ветку на форуме, которая на ваш вопрос, в определенной степени, ответит. Но и это тоже хорошо, а плохо другое…
Плохо совсем не то, что многое из этого пишут непрофессионалы — от большинства профессионалов вообще не дождаться бесплатного обмена опытом (хотя бы для того, чтобы собрать свою аудиторию и так же незаметно продавать ей свои услуги), за небольшими и редкими исключениями (далеко ходить не будем — Игорь Алексеев, Сергей Родионов свободно и мыслями делятся, и наверняка с этого получают неплохие дивиденды, просто другие их коллеги по цеху пока этого не понимают).
Плохо другое — зачитавшись текстами в сети, можно забыть, для чего именно ты все это начинал. А ведь причина была простой — научиться снимать, желательно, хорошо.
Начав однажды поиск информации по конкретной тематике, со временем вползаешь в ужасные дебри, начинаешь задавать вопросы на форумах, что лучше и как правильно, пополнять информационно-осмысленные каналы бессмысленными комментариями, вместо того, чтобы просто выйти на улицу (или даже не выходить), сделать кадр и посмотреть, как согласуется теория с практикой. Или можно потратить полгода на выбор фотоаппарата, подружиться с завсегдатаями фотофорумов, подписаться на десяток лент блогов о фотографии, влезть в дебри фототестов, и в результате получить лишь анонс нового фотоаппарата, который лучше того, который висел в последние шесть месяцев в вашем wish-list, и, как результат, не купить ничего или переключиться на новую модель и заменить ею предыдущую хотелку.
При поиске информации не нужно забывать, что интернет — не только средство обмена информацией, но еще и средство общения, а потому, никогда не нужно забывать, зачем вы пришли и что ищете, а сделав это, уйти. Более того, помните, что ползая по просторам сети, как ни старайся, практики не получить. Да, в интернете можно многому научиться, но научиться только теоретически — практика начинается только после отрыва от интернета, а руки еще и тренировать нужно. Сколько ни читай, не выработать практических навыков съемки. Сколько ни узнавай рекомендаций по поводу того, как добиться от модели нужного выражения лица, пока сам не начнешь с ней общаться, не поймешь даже, как ее раздеть. Можно просмотреть весь Flickr, Фотосайт или даже богом забытый Лучший русский фотоблог, и так и не выработать в себе эстетического чувства или критического подхода к своим собственным фотографиям — каждая будет казаться шедевром.
А теперь подумайте, сколько времени вы потратили в интернете, пытаясь узнать о какой-то технике съемки и сколько по времени потом в этой технике тренировались? Соотношение 1:1 и выше — уже хорошо, а вот если теоретически вы постигали основы гораздо больше практики, ситуация просто критическая, особенно если после первых же кадров вы разочаровались и обвинили во всем фотоаппарат. Если вы тратите на получение довольно простой информации больше времени, чем на съемку, поиск информации фактически крадет у вас шедевры — ведь исключать, что талант у вас есть, не может никто, хотя правы будут только единицы. Подумайте, сколько времени вы потратили впустую, вместо того, чтобы найти интересный кадр. Вы прочитали про съемку с проводкой? А сколько потом сняли кадров движущихся авто? Вы изучили основные режимы съемки? А почему тогда до сих пор снимаете на автомате? Вы крутили кольцо зума, как надо, чтобы сделать эффект зум-взрыва? Сколько раз? Читали Родионова? А использовали его схемы? А еще Сергей дает задания — вы их выполняли? Уверен, что большинство просто читали и проходили мимо (это, кстати, по пулу во Flickr видно — туда задания выкладывают единицы, включая меня), даже не затрудняясь загрузить не только свой мозг, но и руки.
Поймите, нельзя быть теоретиком и при этом называться гордым именем «фотограф», как нельзя быть боксером-заочником. В принципе, никто вам и слова не скажет, если вы будете просто читать, но не сказать, что вы тратите время впустую, нельзя, потому что нельзя просто «интересоваться фотографией». Будьте откровенны с самим собой: если вы просто читаете книги по фотографии, блоги по фотографии, а потом обсуждаете полученную информацию на форумах или в блогах, не используя на практике, вы критик (или критикан, но это уже неважно). Если же хотите быть фотографом, вам придется снимать гораздо больше, чем вы читаете и пишете, потому что фотограф — тот кто снимает, а фотография — искусство, прежде всего, практическое.
Если все написанное выше привлекло ваше внимание, возможно, вы прислушаетесь к нескольким нашим советам, и искусство фотографии предстанет перед вами в ином свете…
- если читаете о каком-то фотографическом приеме, после прочтения обязательно потратьте на практику с ним больше времени, чем на чтение, вне зависимости от того, считаете вы его нужным или нет
- если выбираете фотоаппарат, не морочьте себе и другим голову: выберите две-три модели, пойдите в магазин и подержите в руках каждый, не слушая продавца, купите самый удобный — не надо лазить и смотреть карту шумов, кучу противоречивых отзывов, все фотоаппараты все равно одинаковые, и основная их цель — уметь реагировать на нажатие клавиши
- кадр строится в мозгу, а получается после спуска затвора — если не снимать, плохих кадров не будет (не будет и хороших, правда); мозг имеет тенденцию забывать даже образы, и с возрастом все больше
- при поиске в интернете не путайте интернет как средство общения и источник информации
- участвуйте в бесплатных идейных тусовках фотографов (так и хочется процитировать нашу стробистскую фигню), выходите чаще в оффлайн
- не думайте, что, сидя за компьютером и записавшись на фотокурсы, станете хорошим фотографом всего за десяток тысяч рублей — фотографами становятся самостоятельно
- закройте эту страницу вместе с браузером прямо сейчас (все равно ничего дельного здесь нет) и идите снимать
- не слушайте советов про то, что нужно снимать «NNN кадров в день» — снимайте только при возникновении идеи и реализуйте
- носите фотоаппарат с собой всегда (в большинстве случаев, достаточно даже телефона), если большой, можно купить маленький в дополнение
- смотрите вокруг, подмечайте интересные моменты, зависимости, линии, цветовые контрасты, фиксируйте все на фотоаппарат, который у вас всегда под рукой
- забудьте все, что вы здесь прочитали, поставьте себе визуальный образ и просто снимайте — никакая книга не научит вас снимать, не говоря уже о блогах
В остальном, просто удачи
Спасибо за подтверждение своих мыслей.Правильно надо больше снимать и учиться на своих ошибках.А постоянное чтение опыта не прибавит
Прекрасная статья! Есть еще люди на свете которые действительно любят фотографировать. А те кто лазает на форумах постоянно, разве это любовь к фотографии? По моему скорее желание выпендриться, накупив себе крутой техники.
Люди, если вы собираетесь покупать хороший. профессиональный фотоаппарат, не думайте что он будет все за вас делать! Подумайте достойны ли вы его. и задумайтесь, а почему он вот такой вот большой…:). критичнее относитесь к своим фотографиям ,и не думайте что каждая из них шедевр. А то порой так жалко профессиональные фотоаппараты которые так и просят о помощи в руках каких то выскочек малолетних…
Е-мое! Про меня прям статья!!! В закладки, распечатываю крупным шрифтом и стараюсь измениться. «Фотограф-теоретик», блин, нехочу таким быть))
Ну вот, начало положено, так что дело уже за малым. Удачи!
Это не лень матушка а отсутствие воображения в носит свою лепту.
Я совершенно согласен с тем что описанно в этой статье.Минимум теории и максимум практики!
По теме статьи — полностью поддерживаю автора. Говорю так потому, что также замечаю за собой, что больше времени уходит на чтение различных «интернетов», вместо того, чтобы пойти и попробовать на практике новый прием, недавно вычитанный из книжки. Лень-матушка добавляет свою лепту конечно(
А ведь не даром люди говорят — 70% -составляет опыт, 20% — техника и 10% удачного снимка составляет случайная удача — совпадение благоприятных обстоятельств…
С тушками ещё хуже. Вот человеку кажется, что шумит много или мылит и он сразу начинает хотеть новую камеру, считая, что эта говно; а на самом деле он просто снимать ей не научился.
Я просто не понял, чем снимает Ксения. А никоновский 35/2 стоит примерно во столько же дороже чем 35/1.8. Он полнокадровый просто, а тот кропнутый.
Про стекла полностью согласен. Многие просто не умеют задавать себе сакраментальный вопрос ;)
Ну ты сравнил :) Если говорить про кенон, то 35/2 стоит в три раза дороже 50/1.8. Я говорил о нём, как о недорогом способе получить маленькую ГРИП. (Вовсе не как о хорошем объективе, конечно :)
Научиться снимать тем, что есть не можно, а необходимо. По моему большинство людей, хотящих новую камеру или объектив, просто не научились пользоваться старой.
Дык я не путаю и не спорю, просто высказываю свои мысли. Ксения, кстати, может купить 50/1.8 :)
Или 35/1.8
Можно ведь ничего не покупать — просто научиться сначала снимать тем, что имеешь
f/5.6 всё-таки часто слишком дофига. Мне гораздо ближе f/2, например. Или ещё меньше, если есть возможность. (Пример для сравнения — http://wedding.savethehamsters.ru/page/3 — фотографии не мои, но со мной :)
И для полярика существуют плагины, толку-то от них?
Ой, какое все оранжевое…
Мне вот тоже иногда нравится 1.4, но ведь у девушки обычная китовая линза, не путай ее. Опять же, диафрагму надо хотя бы как-то под контекст подбирать, а не ставить самую маленькую из имеющихся. Вот ты сказал, что 2 ближе, но ты же на ней не снимаешь закаты, верно? ;)
http://wedding.savethehamsters.ru/60 вот тут явно не два
А плагины тут не помогут никакие, боке в фотошопе не нарисуешь, а всяческий блюр обычно за километр видно.
В глубинке можно начать с чтения книг — http://birdwatcher.ru/books/photography — многие можно найти в электронном виде, а там может и на мастеркласс какой выберетесь (собственно, я, живя в Москве, пока был только на одном :)
Да, да. Полностью с вами согласна. С обработкой у меня большущая проблема. С глубиной резкости-объектив китовый. А плагинами не умею пользоваться. Спасибо за внимание, а то сидим в нашей глубинке, света белого не видим. А так мастерклассов хочется.
Китовый объектив и глубина резкости никак не связаны: в приоритете диафрагмы снимайте и ставьте число поменьше, даже 5.6 даст неплохие результаты и по четкости, и по размытию.
А плагины для боке существуют, Артем — так и называется, по моему, AlienSkin Bokeh, только его все равно надо масками вытаскивать. Но тут уж либо танцы с бубном, либо что есть оставить.
О, а ещё глубину резкости хочется гораздо меньше на многих фотографиях. Слишком много лишних деталей в кадр попадает.
Ксения, по-моему для полугода вполне неплохо. На некоторых обработка неаккуратная и кадрирование тоже неаккуратное, но это пройдёт. Ну и копирайт такой жуткий не ставьте, пожалуйста.
Ксения, ыыыыыы :)
Артем хотел сказать, что меня зовут Сергей. Ники ведь не продаются еще — Александр его себе притянул примерно в то же время, что и я.
На форуме ixbt под этим ником был Александр Медведев. Я ошиблась? Спасибо.
Ксения, осталось понять, кто тут выше Александр ;)
Такой вопрос проще в форуме задать. Он у нас молодой и пока без придурков. Но вообще, вы снимайте побольше и смотрите на работы мастеров, тогда все поймете. И, вне зависимости от названия статьи, почитывайте побольше ресурсов по фотографии, которые вам нравятся. Ну и книжки, естественно (вроде Дыко. Беседы о фотомастерстве), которые мозг направляют в правильное русло.
Александр, огромное спасибо. Лучшей нет похвалы, чем с ваших уст. Но все-же есть ошибки, кот очень бросаются в глаза? На что обратить внимание? Меня сейчас в буйство красок кидает, хочу отойти от этого.
p.s. извините за отнятое у вас время))
Ксения, хорошие у вас фотки.
А к коментарию Сергея я не просто прислушался бы, а сходил бы к нему на сайт и покопался — очень много ценного найдете. Просто, из скромности, он к себе не пригласил, так что я сам привилегией воспользуюсь.
Как минимум ближайший год деньги за свои съемки брать не собираюсь. Хотелось бы вначале съездить на обучение к кому-нибудь. С жж большая проблема-в Казахстане вход в него заблокирован, захожу только через анонимайзеры, а вот сама зарегится не могу.
Ксения — «этим делом заниматься» просто определите для себя. Зарабатывать деньги фотографией, купив «профессиональную зеркальную камеру» с китом норовит 80 процентов современных начинающих просто. И продолжающих, впрочем, тоже. Все зависит от того куда вы хотите идти — бомбить денег или «продолжать» — в смысле дальше учиться. Дальше учиться всегда полезно, не важно от какого уровня наинаете.
Ресурсов где кадры не порвут немедленно на части и дадут РЕАЛЬНУЮ критику (а не «тут горизонт завален», «нет ЦК», «фу это не пленка», «вам нужно купить полтинник») — в рунете практически, увы крайне мало, и большинство из них — привязаны к камерам, поскольку там по крайней мере друг друга не тычут фразами вроде «а на ХХХ цвета круче, матрица не такая шумная и тп». Еще есть группы в ЖЖ 8)))
http://blogs.mail.ru/bk/shokolad.gorkiy/
Если не удобно, могу залить в другое место, напр в контакт. Завтра утром ещё 2 съемки залью. Желания, идей, свободного времени очень-очень много, но хотелось бы чтоб грамотные люди показали нужное направление. На целостность съёмки не претендую.
Зачем же зеркалку продавать? Уже купили ведь — уже купили ведь, значит, пригодится, как минимум, для семейной съемки. Показывайте фотки, Ксения, а то ссылки и правда нет
Ксения, можно я тоже отвечу? :)
Если вы снимаете только полгода, то судить, стоит ли вам этим заниматься ещё рано. Мало кому удаётся за полгода научиться делать хоть сколько-нибудь приличные фотографии. Пока важно скорее ваше желание. Снимайте, учитесь — чего-нибудь да получится. Фотография состоит из 1% таланта и 99% долгого и упорного труда.
P. S. А адрес блога вы не написали…
UncleSam, здравствуйте. Я снимаю всего полгода, и дошла до того, что хотелось бы показать кому-нибудь смыслящему в фотографии свою «мазню». Может посоветуете на какой ресурс можно разместить фотографии, где по-меньше флуда было, не хотелось бы в перепалки вступать. Просто хотелось бы узнать стоит ли мне этим делом заниматься, или пойти и продать свою зеркалочку…Своего сайта, портфолио не имеется. Есть блог и парочка съемок на нем, но думаю и по ним будет все видно. Заранее спасибо болшое.
Гена, а как же закачки? Жена не поймет!
Сколько раз вы ловили себя на том, что просто набираете запрос в гугле, а потом все больше и больше углубляетесь в страницы с информацией? Не в силах оторваться, качаете видео и фото, забывая, в принципе, зачем вы интересовались термином «букаке». Все больше и больше порно-сайтов отрыто в новых закладках, но вы не можете остановиться и продолжаете накапливать этот возбуждающий материал. Узнаете себя? Отлично! Тогда быстро прерывайте все закачки, закрывайте все окна и идите поцелуйте девушку. Хватит смотреть, пора действовать!
Все верно,когда начинал заниматься фотографией, то учился читая форумы. Теперь просто вошло в привычку и уже без этого никак.
Согласен!
Даешь очередную стробофигню!
Толя, нужна мысль! Аська?
Во-во, что-то подобное хотел сказать в своей заметке про фото-тайм-менеджмент, тока не получилось в данном направлении тему развить.
Ну и ладно, главное внутреннюю установочку дал. И я тогда себе и ты сейчас мне :)
UncleSam —
Да в целом — проблема общая для всех фототусовок. У нас в Академгородке была замечательная сборка людей в фоторазделе АкадемОрга, и задания ввелись и люди их делали, пока интерес был. Потом вдруг — те кто хотели выучиться — выучились до состояния «мы крутые и денег теперь берем», а те кто якобы хотел — пропали и стали мазаться, про «слишком сложно». Или про занятость. И все сдохло.
Про занятость это фигня все. Каждый из нас тратит в день минимум час на всякую дребедень — выделить менее одной секунды на большинство кадров (1/250?) + минут пять на выгрузку и обработку? В течении недели-двух? Не проблема ни для кого. Это исключительно вопрос желания.
Перетирать объективы и крутости систем — куда проще всегда — ведь отклика больше. Или считать себя непризнанными гениями по принципу Вассисуалия Лоханкина 8)
Учиться надо — но надо и применять все это не забывать. Иначе за подготовкой к дороге — можно забыть о собственно дороге и увлечься моделями чемоданов и методов упаковки слишком. Куда интереснее идти и обсуждать что то в дороге, чем размышлять о том, «как я скоро уеду в Париж» (с)
Сергей, это я так специально написал — мне вот тоже иногда говорят, как я умудряюсь при определенном количестве детей и прочих «радостей» в жизни еще кучей всего заниматься, но оправдание у меня одно — видимо, шило застряло в неподходящем месте и не дает покоя. Другим зато проще, ничего не беспокоит.
А по поводу пяти минут в день на фотографии — на фотографии я и правда мало трачу, если говорить о творчестве моими нетворческими руками, но ведь есть материальные шняжки всякие, которые убивают на порядок больше времени. Типа съемка и работы на два-три вечера, свадьба и занятость на всю неделю. Хорошо, что редко.
А вот на последнее ваше задание про ложки потратил посреди ночи примерно часа полтора (уже спать хотелось, но интерес на порядок сильнее был), на сборку-разборку, в основном, на весь сетап, а потом на замазывание скотча с полосками (смешно, ватмана не было, склеил скотчем два А4) и обработку, потому что делал, пока результат не удовлетворит. Но все верно, дело желания и желания это желание претворять в жизнь.
На самом деле, если я, действительно, увижу на наших фототусовках (мы ходим по Москве и дурачимся пока, хотя стремимся к организованности) хотя бы одного человека в плюс к имеющимся, которого вдохновила эта вот заметка, буду считать, что не зря написал.
Точно. Я вот кадр придумал, осталось, на Ляйку накопить, прочитать как дальномерками снимать … И вперед рубить шедевры, выставляться на выставках, грести бабло… о, что это за новая ссылочка…
Очень правильная статья и главное в жизни оно так и есть. Надо снимать и не именно не больше, а качественней.
Да это я тебя дополняю просто, а то исповедующие описанный тобой в последнем комментарии подход могут не понять дальше названия :)
Ну, если до такого забытого уголка интернета добрались, значит, уже начитались чего-то, а потому надо идти и практиковать все это в жизни.
В общем-то правильно. Но тут важно не впадать в крайности — от одной практики без теории не больше пользы, чем от теории без практики. Всё должно быть в гармонии: теория, съёмка, отбор/анализ и обработка.
Артем, все верно, и подход «ничего читать не буду, а то свою уникальность потеряю, пойду снимать шедевры» оправдывается гораздо реже, чем нормальный и с теоретическим обоснованием. Но ты опять невнимательно статью прочитал — я ведь и не писал об этом.
UncleSam — второй линк битый 8) Деша нет в домене.
А так — все верно. Надо время от времени прекращать заниматься ерундой и просто идти и снимать. Иначе можно повторить судьбу многих суперспецов рунета (да и не только) , которые по форумам сидят и высчитывают попиксельную резкость, страдают про легендарные объективы и тп. Позабыв про то, что фотография — это не перетирание бесконечное, а творчество все же 8)
Исправил ссылку, да.
А про статью задумался, когда сопоставил посещаемость и комментируемость блога с тем, сколько людей приходило на наши сумасшедшие вылазки или сколько у вас задания делают. Ведь просто все, а народ будто не зажигается. Впрочем, может это у меня голова такая отсутствующая и другие части тела подвижные, что меня легко с места сорвать и понести в сторону, а другие, похоже, действительно, если не врут, сильно занятые.