Простые фокусы
  • 🏠 Главная
  • 📰 Статьи по фотографии
    • ☢ Тестодром
    • ✂️ Краткие ответы
  • 🎥 Видео
  • 🎙 Подкаст
  • 🎒 Фотошкола
  • 📣 Контакты
  • 📟 Подписка
  • Home
  • Статьи по фотографии
  • Вниманию начинающих
  • Съемка с проводкой

Съемка с проводкой

Нет, статья к проводам никакого отношения не имеет – более того, о том, что указанная техника съемки так называется, мы узнали от нашего читателя (и, по совместительству, коллеги Дмитрия, который написал заявку на эту статью – вы тоже можете бесплатно заказать статью, кстати). Съемка с проводкой – это один из вариантов передачи движения в кадре, когда фотограф следит объективом за движущимся объектом, водя за ним объективом – собственно, отсюда и название.

motion-blur

© Алексей Новиков

Идея, на первый взгляд, элементартная, но так же требует привычки в обращении, как, скажем, зум-взрыв (zoom-burst). Однако, в соответствии с прогрессивными методиками, нужно сначала вдариться в теорию и объяснить феномен…

Движение в кадре можно показать несколькими способами, начиная с банального “замораживания” объекта съемки в полете, прыжке или очень неестественной позе, в результате чего становится понятно, что такого быть не могло и у человека просто странно раздувались щеки от встречного ветра и заканчивая смазыванием тех или иных объектов в кадре. Смазывание, само по себе, зависит от скорости движения перемещаемого объекта и соответствующей выдержки (на английском буквальный перевод понятия звучит как “скорость срабатывания затвора”, что помогает подумать над феноменом смазывания). Соответственно, смазанным может быть либо сам объект (например, в автогонках, когда хочется подчеркнуть окружающую атмосферу или показать скорость), либо фон (когда хочется показать объект съемки в движении) – все зависит от намерения фотографа.

motion-blur1

© Алексей Новиков

Понятно, что отразить эмоции спортсмена все же проще, когда окружение размазано, а он выгодно выделяется на фоне.

Теперь к практике – прежде чем проводить съемку, полезно запомнить несколько советов:

  • основной параметр съемки движения – выдержка, ее среднее для этого значение не должно быть меньше 1/30 с. Автомобили снимаются быстрее (на 1/60 или даже 1/125 с), т.к. быстрее движутся, идущие люди – на более длинных выдержках (1/25 или 1/15, более длинная выдержка рискована потерей четкости картинки вообще, но с продвинутыми оптическими стабилизаторами или со штативом – см. ниже – вполне возможна)
  • очень полезен в спортивной съемке движущегося объекта штатив или монопод (первый легко превращается в подобие второго складыванием ног) – они позволяют закрепить фотоаппарат в одной плоскости, делая движение линейным, без дрожания
  • с некоторого времени производители предлагают матричные стабилизаторы, которые вообще придают перемещению фотоаппарата “плавность хода”, выражаемую в прямых линиях на кадре (оптические, кстати, еще лучше). И хотя, в большинстве случаев, скорость перемещения фотоаппарата будет недостаточной для дрожания, стабилизатор все же будет весьма кстати – более того, есть модели, которые стабилизируют изображение только по горизонтали или вертикали, что в данном случае, будет вообще незаменимым
  • очень хорошая вещь – следящий автофокус, который должен быть включен, в его отсутствие следует принудительно указывать фокусировку по центральной точке
  • насчет использования ручного фокуса говорить сложно – тут дело привычки, но автоматический все же лучше, даже когда ненадежен… в конце концов, его всегда можно заблокировать клавишей AE/AF lock
  • ввиду того, что в последнее время практически у всех производителей используемый по умолчанию тип автофокуса – простой с подтверждением (AF single), есть смысл переключить на постоянный (AF continuous), т.к. это будет критично потерянными секундами, особенно, если фокус будет промахиваться
  • обязательный параметр – серийная съемка, причем именно в этой отрасли фотографии скорострельность – не просто “мерялка”, а практически гарант того, что хороших кадров у вас будет больше

Теперь перейдем собственно к съемке:

  • приготовьтесь к куче неудавшихся фотографий, запаситесь накопительными ресурсами
  • включите автофокус в режим следящего AF или по центральной точке, но в режиме AF-C (без подтверждения фокусировки)
  • включите стабилизатор или/и поставьте фотоаппарат на штатив, можно упереться локтями в живот или спиной облокотиться на столб
  • старайтесь постоянно держать движущийся объект в центре кадра, следя за ним объективом – кстати, некоторые умудряются смотреть сразу двумя глазами, т.к. в динамично развивающейся ситуации, вроде футбольной игры, самое интересное может происходить за пределами кадра
  • прогнозируйте развитие ситуации, готовьтесь заранее (можно даже предварительно сфокусироваться вручную или воспользоваться блокировкой автофокуса)
  • используйте окружающую обстановку – имитацию проводки можно снять даже на карусели, сев на противоположное сидение от ребенка и прислонив аппарат к раме
  • не переживайте из-за упущенных кадров – упустите еще больше
  • регулярно проверяйте и коректируйте экспозицию, помните, что современные фотоаппараты это позволяют
  • думайте сами – если описанные выше советы противоречат вашим собственным мыслям на этот счет, плюньте на них и поэкспериментируйте, попробуйте по-своему

И вообще, главное в этом процессе – интерес к нему и возможность прогнать его через свою душу, чтобы прочувствовать, ведь порой интересный кадр можно снять вообще “наугад” (это только кажется, ведь подчас под этим наугадом прячется интуиция).

Кстати, учтите, что смазывание – далеко не единственный способ передачи движения, пользуйтесь другими на протяжении одной съемки. Для этого можно менять режимы (A на S, к примеру или ночь на спорт) или профили пользователей (не все аппараты позволяют).

35 комментов к “Съемка с проводкой”

  1. Мария:
    24.03.2012 в 14:29

    Спасибо за статью. Полезно и нужно. Выходит и у меня потихоньку проводкой фотографировать.

    Ответить
  2. Loony:
    26.03.2010 в 13:01

    UncleSam

    Благодарю=)

    Ответить
  3. Loony:
    25.03.2010 в 20:56

    Здраствуйте,я занимаюсь Роп-Джампингом,хотелось бы попросить совета,на какой выдержке фотать летящих людей?
    P.S у меня Canon 1000D
    Заранее благодарю

    Ответить
    1. UncleSam:
      26.03.2010 в 09:43

      Loony, ввиду того, что все на улице происходит, думаю, 1/1000 и короче будет замечательно, свет позволит. Можно перестраховаться, снимать на 1/2000 или 1/4000. На 1/250 даже, вполне возможно, смаз будет.

      Ответить
  4. Vet:
    14.02.2010 в 21:58

    p.s. на nikon d300

    Ответить
  5. Vet:
    14.02.2010 в 21:56

    Подскажите, как выставить стабилизатор и автофокус?

    Ответить
    1. UncleSam:
      14.02.2010 в 23:17

      Vet, если объектив стабилизацию поддерживает, на нем есть тумблер VR on/off (в положение on), автофокус другим тумблером на нем же, в положение AF/MF, плюс на тушке под объективом слева переключатель в положение AF. Рекомендую почитать нашу последнюю статью про фотоаппараты.

      Ответить
  6. Уведомление: Режимы съемки от P до M
  7. Marikuz:
    24.11.2009 в 16:28

    Дядя Сэм, спасибо! Попробую!

    Ответить
  8. Marikuz:
    24.11.2009 в 15:35

    Добрый день.
    Подскажите пож-ста, я хотел бы сфотографировать портрет человека в хорошем фокусе на фоне мимо проходящих людей в виде “размытых призраков”,т.е. в “моем” случае- объект статичен, что мне для этого нужно сделать? Наоборот увеличить выдержку?

    Заранее спасибо.

    Ответить
    1. UncleSam:
      24.11.2009 в 15:47

      Marikuz, поставьте режим приоритета выдержки, зафиксируйте аппарат (в идеале на штатив его), выдержку 1/10-1/20

      Ответить
  9. Уведомление: Фотошкола г. Йошкар-Ола » Хватит читать — иди и снимай!
  10. Graf Kim:
    05.08.2009 в 10:31

    Статья вдохновила попробовать сей чудо-приём. Второй же кадр.

    Ответить
  11. Уведомление: Тут Хумора.NET — Как фотографировать детей младшего детсадовского возраста
  12. silent:
    23.04.2009 в 11:31

    осталось теперь в тексте убрать отсылку к той фотографии с ребенком, а то непонятно, когда читаешь (:

    Ответить
    1. UncleSam:
      26.04.2009 в 10:23

      ;) правильно, убрал

      Ответить
  13. UncleSam:
    27.03.2009 в 14:57

    Прям не знаю что и делать — поменял кадры. Придирайтесь теперь по существу ;)

    Ответить
  14. Николай:
    24.03.2009 в 23:39

    меня раздражает первый кадр, это не проводка, это статика с динамичным фоном!

    Ответить
  15. nicki:
    20.03.2009 в 23:14

    Сам-то кадр хорош, и движение передано и фон классно размыт.
    И вообще Вы нужное дело делаете! :-)
    Я смотрю, много начинающих фотографов на сайте, это здорово! Почитают, попробуют и с Вашей помощью, все поймут. :-)

    Ответить
  16. nicki:
    20.03.2009 в 23:01

    Ничего личного! :-)))
    Просто ниже Вы совершенно правильно пишете о приемах съемки с проводкой и трудностях данного вида съёмки. А на приведенном снимке фотограф сидит на карусели вместе с ребёнком и движется с постоянной угловой скоростью. (сам так своих снимал :-))) Просто начинающих фотографов это может ввести в заблуждение.
    Если Вы обратили внимание, я именно так и снимал на ралли, как Вы пишете – серия снимков, следящий автофокус, правда без штатива и монопода, с рук.

    Ответить
    1. UncleSam:
      20.03.2009 в 23:06

      Просто кадра получше в архиве не нашел, а снимать на улице движущиеся машины не хотел — это же техника съемки спортивного мероприятия, в любом случае.

      Ответить
  17. nicki:
    20.03.2009 в 22:36

    Согласен, первое фото – вовсе не фото с проводкой.
    Вот пример такого фото, выдержка 1/40c
    http://photofile.ru/users/radosnov/150021185/150640437/full_image/
    http://photofile.ru/users/radosnov/150021185/150640435/full_image/

    Ответить
    1. UncleSam:
      20.03.2009 в 22:52

      Nicki, если вы согласитесь, могу заменить на ваше, с указанием имени и линка по желанию. Если согласитесь, отпишите сюда, я с вами свяжусь.

      Мне не принципиально, какая картинка в начале — просто если читателей это раздражает, заменить мне несложно

      Ответить
  18. Саша:
    26.02.2009 в 15:38

    ой, спасибо, очень интересно!всегда хотелось попробовать фотографировать так

    Ответить
  19. UncleSam:
    06.01.2009 в 18:58

    Тем не менее, про это пишут в статьях о съемке с проводкой. Вам придраться хотелось или просто поговорить?

    Ответить
  20. Олег Кабатов:
    06.01.2009 в 05:08

    Нет, конечно.

    Ответить
  21. Олег Кабатов:
    24.12.2008 в 02:12

    Любопытно, что заглавная картинка не имеет к теме статьи никакого отношения.

    Ответить
    1. UncleSam:
      24.12.2008 в 10:41

      Да ну! А когда снимают с проводкой движущийся автомобиль, двигаясь на другом с такой же скоростью рядом, это что, тоже не проводка?

      Ответить
  22. UncleSam:
    03.06.2008 в 13:31

    Ну, кто бы сомневался. У нас же спор зашел о полной стабилизации – в этом режиме стабилизатор не портит вектор смазывания?

    Ответить
  23. Andrey:
    03.06.2008 в 12:13

    У меня на Canon EF 28-300 mm f/3.5-5.6 L IS USM есть два режима стабилизации – обычный и только горизонтальный. В горизонтальном режиме проводка удивительно легко делается, даже удивительно.

    Ответить
  24. UncleSam:
    28.04.2008 в 14:35

    Неплохо, кстати. Спасибо за практический отзыв. Картинку вставил в качестве примера – не возражаете?

    Ответить
  25. Druon:
    23.04.2008 в 09:04

    Мне стабилизатор и автофокус помогают.
    Nikon D40, выдержки 1/10 -1/25
    http://www.s24.ee/photos/auto_test/auto_test.html

    Ответить
  26. GrayKite:
    15.04.2008 в 13:19

    Оптики со стабилизацией нет, но в Апрельском DigitalPhoto в подборке статей по съемке автоспорта упоминалось, что стабилизатор помогает при съемке с проводкой…

    Ответить
  27. UncleSam:
    10.04.2008 в 18:26

    ;) по поводу следящего – сам не пробовал, каюсь. И хоть я не очень сильно доверяю автоматике, в основном, это из-за не очень крутого фотоаппарата. Производители же вон в крутых тушках этот следящий автофокус пихают, а профи на него редко жалуются – значит, работает ;) Или должен работать

    Ответить
  28. Alick:
    10.04.2008 в 17:14

    Думаю, у этого мифа ноги растут еще с тех времен, когда стабилизаторы не были настолько умны и не умели стабилизировать колебания только по одной из осей.
    Как я уже говорил, и из современных Никкоров далеко не все так умеют. Так что в общем случае совет будет все-таки отключить стабилизатор.
    Кстати, хохмы ради, попробуй снять кадр с проводкой в портретной ориентации :-)
    Кстати, насчет следящей фокусировки я тоже не очень уверен. Если снимаешь телевиком, а объект быстрый, то лучше вручную сфокусироваться на том месте, где объект скорее всего проедет. Ну, это вообще общая рекомендация при съемке спорта.

    Ответить
  29. UncleSam:
    10.04.2008 в 16:29

    Алик, сегодня мне принесли ту самую Соньку подтвердить мои предположения – после твоих сомнений ими заразился и я. Тестировал полгода назад, и мог и забыть, в конце концов. Так вот, как я и сказал, при линейном перемещении стабилизатор не оказывает влияния на смазывание кадра, как на 1/15, так и на 1/8 и даже дольше. Вернее, по вертикали, может и работает, но горизонталь оставляет в покое (при движении по горизонтали). Интересно, что Сонька эта даже при повороте вокруг оптической оси объектива выдает ровные линии, без зубчиков (в то время как Пентакс, как сейчас помню, такие штуки делал).

    Другими словами, как я и сказал, слова про отключение стабилизатора при съемке с проводкой – не более чем фотографический миф. Мне кажется, что кто-то где-то читал, но никто не проверял, что-то вроде того, как азы заучиваются – мы же не спорим, что глубина резкости на f/2.8 будет меньше, чем на f/4, так вот и здесь. Я тоже, помнится, только случайно до этого добрался, т.к. своих стабилизаторов нигде нету.

    Ответить
  30. UncleSam:
    09.04.2008 в 13:30

    Ну, просто это два фотоаппарата со стабилизаторами, к которым у меня есть довольно плотный доступ. Сам не владею оным.

    Ответить
  31. Alick:
    09.04.2008 в 13:09

    Тьфу блин :-)

    Ответить
  32. UncleSam:
    09.04.2008 в 13:02

    Читай внимательнее: Sony T100

    Ответить
  33. Alick:
    09.04.2008 в 11:47

    Это в режиме Live View чтоль? Тогда понятно.

    Ответить
  34. UncleSam:
    09.04.2008 в 11:39

    В соньке два режима – только при съемке или постоянно. С нажатой кнопкой, по-моему, работает и на экране все видно стабильно – и правда, будто укачивает.

    Еще вертикальная стабилизация отрубается в Olympus E, который “проф” – со всеми цифрами забыл индекс правильный. Но это теория уже, просто из спецификации помню. Так ведь и написал – в некоторых.

    Ответить
  35. Alick:
    09.04.2008 в 11:11

    >стабилизатор даже при визировании работает
    Это как это вообще возможно? При оптической стабилизации это я еще понимаю – у меня от этого эффекта морская болезнь возникает (не последняя причина, по которой принципиально не покупаю Никкоры со стабилизацией). Но если стаб за счет матрицы, то как это можно видеть в видоискатель – не понимаю.
    >Если логически подумать, как раз стабилизатор лучше вообще отрубать нафиг.
    Оп чем и речь. Кстати, продольная стабилизация отрубается только на одном или двух никкорах.

    Ответить
  36. UncleSam:
    09.04.2008 в 10:44

    Сам проверял, жертвой был Sony T100 и Pentax K10D (оба не мои, но в моих стабилизаторов нету). Сонька понравилась больше, хотя здесь, походу, просто эффект такой – стабилизатор даже при визировании работает. Если логически подумать, как раз стабилизатор лучше вообще отрубать нафиг.

    Ответить
  37. Alick:
    09.04.2008 в 09:55

    Это ты теоретизируешь или сам проверял?

    Ответить
  38. UncleSam:
    09.04.2008 в 08:34

    Стабилизатор мелкие тряски снимает, при линейном движении по горизонтали или вертикали (строго) его влияния не видно вроде, зато если крутануть фотоаппарат при экспозиции, к примеру, по оптической оси, линии будут “волнистыми”.

    Ответить
  39. Alick:
    08.04.2008 в 23:45

    Странно. Мне всегда казалось, что стабилизатор только мешает при съемке проводкой. Ну, по опыту так получается.

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись:

Все фото.видео.новости в Яндекс.Дзен Все фото.видео.новости в Telegram фото.видео.новости в Twitter Сергей Самсонов в YouTube Сергей Самсонов в Instagram
Фотосекта. Твоя фотошкола

Теги

Sony камера leica кризис lightroom Вчерашнее фото instagram фотоаппарат анонс свет выставка video nikon фото android подкаст lut съемка diy россия смартфон led adobe качество Sigma фотография телефон вспышка бизнес фотокамера трансляция колдуновы YouTube обзор Fujifilm Panasonic тест canon 2018 видеосендер объектив конкурс новости фотограф hollyland

Из последнего

  • VSDC Video Editor — бесплатный или функциональный?
  • Тест видеосендера Hollyland MARS 400s PRO
  • Лучшие камеры 2020 года
  • Шлем всех в музей
  • Чем грозит потеря гарантии Nikon

Темы

Ок, Google

Из старого

Copyright 2006-2020 Сергей Самсонов | Дизайн: LilyTurf