Любой начинающий фото-экспериментатор (это тот, кто не жалеет свой фотоаппарат и пытается снять что-то непонятное так, чтобы это было в равной степени непонятно другим — иногда у него что-то получается) со временем начинает выходить за рамки банального щелканья лиц и пытается проделать сложный путь, как правило, от простого к сложному: сначала получаются макро-бабочки, затем ночная фотография, потом увлекается панорамами, фото с широким динамическим диапазоном, потом подкидыванием фотоаппарата и уже в итоге приходит к аэрофотосъемке. Собственно, это не итог — лишь постижение чисто технических аспектов фотографии, не связанных с искусством фотографии. Здесь итог определяется тем, как фотограф владеет техническими приемами съемки — о том, придет ли он к фотоискусству, это не говорит. Однако сам технический процесс тоже увлекателен, и говорить о том, что «это просто техническая фигня» вот так огульно не стоит — любой процесс интересен сам по себе и является по-своему увлекательным.
Съемка подкинутым фотоаппаратом из приведенного выше списка занятий является не только опасным, но и довольно быстро затягивающим занятием. Достаточно посмотреть на получающиеся в результате этого процесса фотографии, и станет многое понятно: линии огней, размазанные по кадру, увлекают взгляд зрителя и кому-то, возможно, о чем-то говорят. Что интересно, каждый «подкинутый» кадр уникален — чтобы повторить траекторию фотоаппарата во время экспозиции, нужно использовать компьютерное моделирование — так что, нельзя с уверенностью отрицать, что завтра вы не увидите в этих линиях обнаженную натуру или маньяка с топором между ушей. Завораживающее зрелище.
Давайте поймем, что, как и, самое главное, почему. Впрочем, на последний вопрос мы как будто уже ответили. Тогда за дело:
Во-первых, есть два варианта техники съемки:
- использование недостаточного освещения и ярких огней любого вида для получения смазывания кадра и создания эффекта движения и полета — это наиболее перспективная, на сегодняшний день, ветвь развития фотографии в кругах метателей фотоаппарата.
- подкидывание фотоаппарата довольно высоко, с использованием яркого освещения и коротких выдержек, с тем чтобы запечатлеть свое собственное изображение сверху.
Сразу скажем, что занятие это опасное не только для фотоаппарата, но и для самого фотографа: дело в том, что фотоаппарат может упасть не только на пол или асфальт, но и на вашу голову (или, что еще хуже, на голову другого человека). Что нужно учесть в любом случае при выборе фотоаппарата:
- Заранее распрощайтесь со своим фотоаппаратом — рано или поздно, вы его разобьете, даже если это очень прочная модель. Это электроника, и как все электронное, данный девайс имеет особенность ломаться, в том числе от механических повреждений.
- Выбирайте недорогую, но прочную модель: преимущество отдавайте металлическим корпусам без выдвигающихся частей или с грубым корпусом и таким же изготовлением (присмотритесь к фотоаппаратам Canon серии A, Olympus серии mju SW или любой китайской дешевке).
- Удостоверьтесь, что фотоаппарат умеет снимать на таймере, причем 2-секундный предпочтительнее 10 секундному (последний есть сегодня во всех моделях).
- Присмотритесь к характеристикам: если нет режима приоритета выдержки, то должна быть хотя бы ночная съемка, которая позволяет устанавливать длинные выдержки (4 секунды — это максимум, потому что в полете фотоаппарат может крутиться довольно быстро, и за 4 секунды совершить не один оборот вокруг собственной оси).
- Дополнительные функции, вроде интервальной съемки (time-lapse recording), идут только в плюс, т.к. за одно подкидывание позволяют сделать несколько кадров.
Теперь продумайте меры обеспечения безопасности. Конечно, как было сказано выше, при увлечении данным жанром вы, рано или поздно, фотоаппарат разобьете, но лучше разбить его позже, чем раньше, потому надо просмотреть возможности минимизации ущерба, точнее, вероятности его возникновения. В конце концов, можно и не ловить, т.к. карте памяти с фотографией уже ничего не будет, но съемка в полете — это, в конце концов, метод проб и ошибок, и получение хорошего результата определяется здесь везением и опытом.
- Самый простой способ — взять длинный ремешок, которые идут в качестве бонуса к ключам flash большой емкости, только его лучше не цеплять за штатное место, а прочно привязать к специальной петле в корпусе фотоаппарата, т.к. эти ремешки имеют замок, рассчитанный только на вес flash-ключа в спокойном состоянии. Предъявлять претензии производителям ремешков по поводу разбитого фотоаппарата будет шагом неверным.
- Как вариант, можно прибегнуть к помощи ассистента в лице друга/подруги/жены и пр., который может в руках держать большой сачок или любое устройство, способное мягко и точно поймать подкинутый фотоаппарат. К примеру, если на обычный спортивный обруч натянуть нейлоновые колготки, к примеру, можно получить довольно неплохое устройство для ловли фотоаппарата, только он, возможно, будет отпружинивать — в любом случае, дело за вашей фантазией.
- Запаситесь мягкой шапкой, чтобы минимизировать риск получения увечий самого ценного органа, иначе творчество рискует стать не в радость.
- Можно использовать подушки, одеяла, мягкие матрацы и пр., чтобы сохранить фотоаппарат с большей вероятностью.
Теперь, собственно, давайте перейдем к технике съемки. Как и говорилось выше, есть два основных направления съемки, различаться они будут как раз техникой.
1. Использование длинных выдержек и ярких огней. Начинать лучше с фотографии в помещении и невысокого подкидывания фотоаппарата, причем в качестве источника манящего света можно использовать краски телевизора (свет в комнате можно не выключать), а в качестве ловящего устройства — подушки на полу или кровать. Сделайте соответствующие предустановки: чувствительность Auto или по вкусу (размытую картинку довольно легко можно избавить от шума практически без ущерба для четкости), выдержка около 1 сек. (приоритет выдержки, ручной режим или режим «ночная съемка» — это только если нет ручной установки выдержки), можно меньше, а по результатам экспериментов меняйте в любую сторону. Необходимая установка — таймер, который в большинстве фотоаппаратов после сделанного кадра надо заново устанавливать (лучше использовать короткую паузу, около 2-3 секунд — 10-секундный таймер сильно замедлит процесс экспериментирования). Начинайте подкидывать сначала ровно, затем с вращением. Обязательно проверяйте результат по экрану фотоаппарата, анализируйте, корректируйте параметры экспозиции. Используйте ручную фокусировку по объекту света, либо по той же точке, но автоматическую. При автоматической установке экспозиции (все режимы, кроме ручного) будьте аккуратнее с источниками света — либо коррекцию экспозиции ставьте в минус, либо частично прикрывайте объект рукой, чтобы освещенность была нормальной, не было передержек.
Техника проста: установка экспозиции, выбор таймера — фокусировка на освещенном объекте — нажатие на клавишу спуска — подкидывание в воздух незадолго до открытия затвора — возвращение фотоаппарата владельцу (поймать надо) — проверка результатов — анализ — проверка экспозиции, установка таймера и все сначала.
После этого, если фотоаппарат уцелел, подключаете его к компьютеру, скачиваете фотографии (если нет, не забудьте вынуть карту и скачать через кард-ридер) корректируете в Фотошопе (или любом бесплатном редакторе): устраняете шум, если есть, меняете тон цвета, насыщенность — помните, что фотография все равно получается абстрактная, поэтому уж покрутить цвета нужно.
Начинать можно также с простого раскачивания фотоаппарата на ремешке, можно и не ловить после подкидывания, а просто не давать упасть с помощью длинного ремешка… ключевые слова: «процесс» и «эксперимент».
2. Использование коротких выдержек и высокое подкидывание. Данное направление не случайно занимает умы фотографов меньше — оно сложнее в реализации, а результат гораздо реже бывает интересным. Цель подкидывания, в данном случае, — попытаться снять что-то на земле (себя, к примеру), причем подкинуть повыше. Этапы все те же, только ставить надо довольно короткую выдержку (1/125 уже хорошо, но если свет позволяет поставить 1/500, это гораздо лучше) в ручном режиме или режиме приоритета выдержки либо использовать режим спортивной съемки. Света в данном случае много быть не может — потому снимать надо днем. Здесь же пригодится сачок и собственное чувство времени (нужно, чтобы фотоаппарат снимал как можно ближе к самой высокой точке). Крутить фотоаппарат не надо — наоборот, надо кидать двумя руками так, чтобы объектив смотрел на вас. Использование ручной фокусировки крайне желательно… в качестве варианта, придется фокусироваться на чем-то темном — чтобы экспозиция была правильной — и удаленном примерно на высоту подкидывания.
Техника та же: установка экспозиции, выбор таймера — фокусировка на удаленном нейтральном объекте — нажатие на клавишу спуска — подкидывание в воздух незадолго за определенное время до открытия затвора — ловля фотоаппарата или его роняние в мягкую траву — проверка результатов — анализ — проверка экспозиции, установка таймера и все заново.
Ремень здесь не поможет, учтите, так что придется вспоминать уроки физкультуры из школы или ловлю бабочек.
В заключение хочется сказать несколько слов о подходе: наплюйте на все мнения опытных фотографов, т.к. они никогда такими вещами не занимались (правильно делают: рисковать дорогостоящей техникой — верх безумия) — здесь дело только в технике съемки. Экспериментируйте с разными источниками света, с балансом белого, крутите фотографии в конвертере или Фотошопе, играйте с выдержками и высотой подкидывания… в общем, старайтесь, чтобы процесс был увлекательным (так и есть) — в конце концов, это не искусство, а просто развлечение. Удачных снимков! Помните, что новогодняя елка — тоже источник огней, с ней тоже можно экспериментировать.
Частично в качестве источника нам помог сайт Camera Toss. Фотографии по тексту собственного изготовления, зато можно поискать соответствующие фотографии на Flickr! по тегу cameratoss или в специальной группе.
Вот бы какую-нибудь Лейку так позашвыривать… А вообще, рука не поднимается, чтобы подобное сделать. Была бы пара лишних фотиков…
Ага, М9
Экстремальная съемка, однако. Не все могут себе такое позволить. :) Но за способ спасибо, сам до такого еще не додумался. Как раз завис на ночной съемке и панораме. :)
Имхо, можно еще камеру бросать на дальность.
Примерно такая же польза будет.
Родилась мысль сохранения камеры — два зонда с гелием (шарики обычные, правда для зеркалки много надо), один из которых после окончания съемки сбивается пневматическим пистолетом, а второй является тормозным. Еще Камеры типа Д10 Сапоп можно в воду просто кидать, она будет отлично демпфировать удар. Только надо добавить буйок сигнальный, чтобы потом найти можно было…
Приобрету десятку к отдыху — обязательно отправлю в полет, 50Д жалко больно =\
Я такое проделывал, фотки и в правду получались фантастические. Но не затянуло.
а почему бы не написать статью(я, по крайней мере у вас не нашел) про, как его у нас называют, световое граффити? интересный ведь жанр…
Лайтпейнтинг? Напишем обязательно.
спасибо, что прислушались.
Спасибо за интересные идеи. По-моему, самая главная мысль была Вами озвучена в одной из статей: «прочитал — попробуй сделать это сам». Стараюсь теперь так и делать. Иногда получается, иногда нет. Но в этом случае я, пожалуй, воздержусь:)) Страшно. Хотя и страшно интересно.
UncleSam: привлёк FAQообразностью, большая часть материала для меня не новость(фотография довольно давнее периодически просыпающееся хобби(наряду с некоторыми другими) но интересует не вся а какие-то определённые темы), ну и кое-что вспомнить(фотошоп, например, которым сейчас почти не пользуюсь) некоторые вещи — эта тема — для меня в новинку…
спокойные комментарии — отсутствие грызни, любимого занятия массы наших форумов…
Для начала спасибо за ресурс, потихоньку просматриваю 3й день.
Теперь коммент… всё это слегка напоминает очаровательный маразм с садомазохистским уклоном. (это не критика, сам не чужд подобных вещей)
В детстве я знал одного человека(военный учёный на пенсии) который занимался в юности(в 30-40е) физикой взрыва, и там стояла задача высокоскоростной съёмки (тысячи кадров в секунду) и решена она была просто вращающимся зеркалом (или призмой). Можно крутить зеркало или призму перед объективом.(можно сделать приставку к фотоаппарату и не придется его бросать.
А для любителей бросать повыше можно ещё парашют приделать:)
Ну, маразм не маразм, а на увлечение вполне тянет, в особенности, если заниматься серьезно. Ведь какие фотографии интересны? Такие, которые сделаны технично и их никто не видел. А там, где много людей, вряд ли такое получится — соответственно, надо лезть под воду, под землю или в воздух взлетать. Некоторые свадебные фотографы вообще просто гостей фотографируют таким образом, подкидывая быстро вращающийся «пятак» (чтобы вниз смотрел всегда) с установкой на серию и полтинником в байонете — вот такую игрушку жалко было бы разбить, это точно.
mv, спасибо за интерес, кстати, наблюдаю ваши комментарии тоже не первый день, сразу видно, что ресурс чем-то привлек.
Советую сомневающимся посмотреть снимки из этой статьи http://www.lightroom.ru/photomaster/109-kineticheskaya-fotografiya-ili-camera-tossing.html
По-моему результат подкидывания гораздо интереснее долгих выдержек…
Для таких целей надо купить совсем мыльницу и тогда уже спокойно её разбить. :) А так, свой родной подкинуть… Бррр… Ведь кидаешь не только тушку, но и оптику!
Н-да…а зачем его подбрасывать?можно сесть на крутящееся кресло(ну,такое,на одной ножке и с колёсиками) и просто покрутиться с фотоаппаратом.Тоже не плохо выходит!Так и двух зайцев убить можно-фотоаппарат целый,фотографии есть…и все довольны)
Да уж. Я подбрасывал тестовый Sony H1 — забавно выходило. Свой D300 тоже подбрасывал, но тут уже совсем стремно — он у меня один, жалко его, к тому же тяжелый и неудобно его метать.
А вообще съемка сверху — это хорошо. Мне понравилась идея прикреплять камеру на длинную стойку и поднимать над толпой :)
CrazyFrog, отличная идея! Только с парашютом надо продумать, ибо тормозить на взлете будет
а я придумал еще вариант обезопасить… парашутик или воздушный шарик… если скочем шарик привязать то можно очень высоко кинуть :)
на выходных попробую :)))
я всегда держу фотоаппарат в руках крепко, а ремешок на кисти, потому что разбить или ударить очень не хочется!
а мне нравится последнии снимок
от нечегоделать можно и более деструктивные развлечения придумать.
описанное в статье — наиполнейший маразм.
ценность снимков — менее чем нулевая.
Ну, кому как. Если докажете, что это маразм, готов поставить вам пятерку.