Что главное у фотографа? Чем он снимает? Глупый скажет: «Снимает объектив», — начинающий: «Чем круче камера, тем круче фотограф». В большинстве случаев, я сам сказал бы: «Руки и голова» — однако, и это не так — для настоящего фотографа важно все. Да, снимет шедевр фотоаппаратом за копейки, зато потом будет плеваться по поводу качества. Важно иметь также чистую голову, уверенные руки (или штатив) и, главное, правильно натренированные глаза. Глаза важны любому фотографу, а упражнения вообще нужно делать для них регулярно. Посидишь за компьютером часа 4, обрабатывая картинки, и даже от серого фона рябить будет.
Фото: Сергей Самсонов
Мы специально разделили упражнения на общеукрепляющие (подойдут всем), заряжающие (ежедневные для всех), воспитывающие (усиливают художественно-творческую составляющую) и обучающие (для начинающих). Мы повторим и даже разобьем эти постулаты в каждом разделе, это просто чтобы вы помнили. Не забудьте также делиться с нами тем, что помогло именно вам — мы в статью обязательно добавим.
Общеукрепляющие упражнения для глаз
Упражнения подходят абсолютно для всех. Фотографу важно иметь хорошую остроту зрения, но с годами оказывается так, что несколько часов за компьютером, связанные именно с обработкой фотографий, уже начинают заявлять о себе — заметно проседание по четкости зрения. Последнее, кстати, для большинства элементарно корректируется. Проблема состоит в том, что от однообразного напряжения наш глаз слишком сильно утомляется — не может он часами, почти не двигаясь, поддерживать хорошую фокусировку на одном объекте, а потом переключиться сразу на все, надо его тренировать. Например, ученые вообще рекомендуют по 5 минут отдыха для глаз на каждый час работы за компьютером, которых суммарно не может быть больше 4. Это, правда, не очень бьется с трудовым законодательством, но знать вы это должны. Поэтому, если замечаете проблемы с глазами, не дожидаясь очков, начинайте профилактику. Комплекс упражнений лучше разнести на весь день, делать 1-3 раз в день, приурочив, к примеру, к приему пищи. Если забываете, записывайте, делайте напоминалки, пусть вас дергают. Продолжительность курса такого — месяц, потом, если не исправится, пойдете к окулисту.
Движение глазами. Сначала садимся ровно, головой не двигаем, поднимаем глаза вверх до упора, потом так же вниз, так делаем 10 раз. То же самое выполняем из стороны в сторону. Затем по кругу в одну сторону и в другую, чертя взором воображаемые круги по комнате, только не в центре, а по крайним точкам движения глаз. Через неделю мучений можно перейти на более сложные фигуры, например, восьмерки по горизонтали и вертикали в разные стороны, квадраты.
Перефокусировка. Садимся ровно так, чтобы на линии взора было несколько объектов на разных дистанциях фокусировки. Смотрим на ближайший, затем на более далекий, затем на самый дальний, стараемся, чтобы на момент объект был резким. Можно также брать в руку ручку и подносить ее максимально близко к глазам (насколько мы способны резко видеть), потом постепенно отодвигать, держа ее глазами в фокусе. Есть и другое упражнение — находим на стекле мелкую точку (на него почему-то всегда что-то прилипает), внимательно рассматриваем ее в течение минуты. Отдыхаем и повторяем несколько раз, точки можно менять, но стремиться при этом к тому, чтобы видеть их в мельчайших деталях.
Расслабление и приток крови. Прямо сидя в офисном кресле каждый час-два работы откидываемся на его спинку и утоляем голод наших глаз. Прежде всего, сильно сжимаем веки на несколько секунд, потом резко и широко открываем их, опять же, на несколько секунд, повторяем несколько раз. После небольшого отдыха можно просто закрыть глаза и надавить на веки подушечками пальцев, но не слишком сильно, так подержать секунд 10, после процедуры проморгаться, продолжить трудовую деятельность. Помогает также просто довольно часто, и активно поморгать глазами
Дополнительно упражнения для глаз можно посмотреть на более умном ресурсе, там очень подробно, что к чему, так что, если интересуетесь, ознакомьтесь
Зарядка для ЦНС
Наша нервная система состоит из нескольких элементов, и центром ее почему-то считают мозг — ну да, он больше всех потребляет, к тому же, думает, но за восприятие отвечает не он, а позвоночный столб, который собирает на себе реакцию различных органов и нервных центров. И вот тут, мы, офисные крысы, наиболее уязвимы — в течение дня сидим в удобных креслах, не двигаясь, даже головой редко поворачиваем. Застаивание крови и недостаток движения впоследствии сказываются: болит то спина, то голова. Именно поэтому в остальное от работы время нужно поддерживать гибкость этого органа. А это, как минимум, зарядка и разминка несколько раз в течение дня. Для тех, кто ходит в фитнес-клубы, это еще и ударное окончание дня.
Упражнения для шеи. Тут много не придумаешь, либо крутим головой вокруг оси позвоночника, стараясь касаться плечей, либо наклоняем из стороны в сторону и вперед-назад, либо поворачиваем лицо вправо-влево. Стараемся делать все медленно, особенно наклоны — они должны быть глубокими, чтобы растянуть позвоночник, резко ничего делать не надо. Такие упражнения вполне подходят для утренней зарядки. Как следствие такого подхода, через месяц регулярных утренних упражнений у вас еще и голова перестанет болеть (в большинстве случаев, сегодня причина мигрени кроется именно в недостаточности движения для позвоночника).
Упражнения для спины. Здесь комбинация разминающих упражнений, энергичные наклону в стороны, по несколько раз в каждую, с упором одной руки в бок, а другой пытаясь тянуться в сторону наклона. Затем тянемся вперед к полу — при этом сначала максимально сгибаемся, допуская и сгиб в коленях, растягивая максимально спину, потом пытаемся распрямить колени. Стояние в таком положении вообще полезно для массы органов, так что не распрямляйтесь сразу, позвольте вашим мышцам растянуться. Для более подготовленных есть еще и наклоны назад, мостик и прочее, хотя это уже высший пилотаж.
Воспитывающие упражнения
Цель упражнений никак не связана с детьми — воспитывают они не лучшие человеческие качества, а просто эстетическую составляющую личности фотографа. Художественное начало зависит от многих правил и традиций, поэтому знакомство с лучшими экземплярами современной и не очень культуры художнику просто необходимо.
Смотрите хорошее кино. Нет, мы понимаем, что вы его смотрите — надо научиться смотреть по-другому. Прежде всего, отдавайте предпочтение классике и великим мастерам, особенно, тем, кто работал или работает с известными операторами (у нас сейчас такие есть, к примеру, Звягинцев), — впрочем, все зависит от вашего вкуса, фильмы про вампиров тоже можно смотреть, но, опять-таки, отделяя живых мух от всех остальных… При этом старайтесь не просто следовать сюжетной линии — обращайте внимание на выставленный свет, взаимоотношение переднего и заднего плана, динамику в кинематографе, в крупных планах на точку фокуса, так как у операторов тоже есть свои каноны, которые, как ни странно, часто немного отличаются от фотографических. Фотография и кинематограф — близнецы-братья, и в последние годы именно фотография идет по дорожке, которую массовый кинематограф для нее протаптывает, потому правила и тенденции кино необходимо знать.
Ходите на фотовыставки. Есть, кстати, онлайновые выставки, обращайте внимание и на них. Там проще увидеть хорошие картинки мастеров, но печатные решения ничем не заменишь, а смотреть их надо вживую. Вне зависимости от того, что именно вас интересует на данном этапе развития, ходите и смотрите, но не в стиле «ухтыкакаякартинка!», а анализируйте, раскладывайте изображение на части, обращайте внимание на решения, которые каждый фотограф использует для того, чтобы кодировать абстрактный образ в конкретную картинку.
Обучающие упражнения
Здесь речь идет о чисто фотографических упражнениях. Они у каждого свои, да и упражнениями их не назовешь, это, скорее, рекомендации начинающим фотографам, касательно того, как учиться видеть, как снимать, что делать и что делать не следует. С некоторыми можно поспорить, другие дополнить, а где-то даже свои предложить, так что не стесняйтесь.
Ходите по улице и наблюдайте, следите за тем, за что цепляется взгляд: часто это может быть интересный графический рисунок (из него, как минимум, выйдет интересный для глаза фон), игра контраста по яркости и цвету (контраст бывает не только яркостным, где мы видим светлые и темные элементы — светлые облака на темном небе, полосы зебры — но и цветовым, например, желтые ромашки на синем фоне, красная клубника на фоне листьев, красные флаги в синем небе), тональность и тональный контраст (к примеру, более контрастный передний план на фоне затянутого туманом или дымкой, а потому, менее контрастного заднего) — все это не просто элементы картинки, это еще и чисто фотографические изобразительные инструменты.
Попытайтесь посмотреть на мир через разные объективы, а не только полтинник (он дает угол обзора, соответствующий нашим глазам). Можно пробовать шире открывать глаза и напрягать периферическое зрение — имитация ширика, особенно, при передвижении, можно складывать в «трубу» ладонь и смотреть в нее — будет телевик. Ну и, естественно, закрывать один глаз рукой — при этом, естественно, надо обращать внимание на подробности, то есть, к примеру, как ведет себя лицо при том или ином ракурсе или фокусном расстоянии (точнее, расстоянии съемки). Поймете также, какой объектив для ситуации подобрать, чтобы сжать пространство, сбалансировать неравноудаленные элементы в пределах картинки или отделить одно от другого. Говорят, еще можно глаза прищуривать, чтобы сымитировать глубину резкости (точнее, скопировать работу репетира диафрагмы) — у меня никогда не получалось, но вдруг у вас сработает.
Увидели хорошую картинку? Разложите ее на составляющие. Подходите к искусству структурно, потому что нельзя эмоцию передать с помощью куска бумаги или набора цветных точек на подсвеченной панели — эмоциональный посыл сначала надо для себя разложить на компоненты, упаковать каждый компонент в код, а затем объединить все в рамках изображения. Увидели хороший закат? Прежде чем снять (хотя можете снять, жалко что ли нам кадров?), проанализируйте, попытайтесь понять, что в нем вам нравится: оранжево-красное небо с синеватым градиентом, птицы в нем, интересный рисунок облаков, глубокие тени от домов, которые разрезают землю внизу, отблески на воде , и вот это и снимайте. Не нравится столб в углу? Бутылка, валяющаяся возле мусорки (да и сама мусорка)? Не включайте это в кадр. Упрощайте плоскость, сокращайте количество элементов до минимума, необходимого для кодирования вашей эмоции.
Смотрите на пространство в разных планах. Вы никогда не покажете глубину фотографии, если сами ее не видите. Представьте себе человека с недостатками зрения, который в стерео просто не видит — да, это сложно, если не получается, опять закройте глаз и смотрите, пытаясь понять расстояние между объектами. Однако, вы прекрасно понимаете, что большой дом ближе маленького, большой человек… ну, в общем, поняли. Учитесь видеть передний план на переднем, основной объект на среднем и фон на заднем еще до того, как сделали кадр. Тут неважно, какая матрица у вас в фотоаппарате — даже если все будет резким, объем никуда не денется из-за того, что в кадре будет многоплановость.
Анализируйте свои снимки. Отбирайте 10% тех, что нравятся от 90% тех, что нравятся меньше. Затем пытайтесь понять, почему одни нравятся больше других (речь не о том, кто изображен на картинке, а о том, как). Так вы быстрее обнаружите свои ошибки, а значит, будете близки и к их исправлению. Более того, поймете себя и что нравится другим — для этого, кстати, свои фото можно показывать другим людям, в том числе, знакомым фотографам, чтобы те сказали, что именно хорошо или плохо. Не надо задавать вопросы на форумах или выкладывать на фотосайтах — пользы оттуда не будет.
Будьте максималистом. Увидели картинку? Представили, как она будет выглядеть в итоге? Запомните это. Снимите. Теперь идите домой и сделайте так, чтобы на компьютере она не просто была похода на то, что вы увидели, а была такой же или даже лучше — здесь не может быть компромисса. Да, разные люди по-разному видят одну картинку, однако все люди группируются по восприятию, одним нравится один тип, другим другой. Найдете свою аудиторию — она вас оценит по достоинству. Если же вы им покажете картинку, которая лишь похожа на ваш представленный образ, ничего не получится. Они поймут, что картинку вы не доделали. Учитесь ставить точку — это сложно, потому что часто наступаете вы на свои живые мысли и ощущения, но вы не врач, да и себя лечить последнее дело. Впрочем, подход к себе тоже отличается от процесса лечения.
Не забудьте, статья эта не окончательная — если есть что-то, что вам помогает или для вас работает, поделитесь в комментариях. Мы добавим, а вас поблагодарим.
Хорошая статья!
«а не только полтинник (это действительный угол обзора наших глаз).»
Не угол обзора, а фокусное расстояние. :)
Вы обоснуйте свою точку зрения насчет действительного угла обзора наших глаз, чтобы я мог мотивированно вам ответить. Если просто прочитали в интернете, что угол обзора наших глаз — 180°, хотя фокусное расстояние эквивалентно 50 мм, то это, мягко говоря, неправда. Именно поэтому так и написано. Если же у вас есть основанное на опыте и определенных знаниях мнение, я предлагаю обсудить, потому что проблема имеет выход как в оптику-механику, так и в биологию-психологию.
Рад, что статья понравилась. Поставьте лайк, а можете еще и друзьям рекомендовать.
Немного подумал над самой репликой — формально действительно некорректно написано, сейчас чуть переформулирую.
ну, фокусное расстояние Ваших глаз несложно проверить на Вашем тапарате: одним глазом смотрите на объект съёмки через видоискатель, другим — напрямую, прутите приэтом зум.Когда масштабы объекта сравняются, посмотрите на шкалу ФР объектива :)
Это обманка. Учитывая адаптивность глаза, показатели будут совпадать, пока глаза не устанут. Опять же, если вы всматриваетесь, глаз как бы увеличивает, если расслаблены, уменьшает — тот же зум.
Уточню что «зумирование» происходит на уровне обработки изображения — в мозгу. В глаз попадает весь свет, а мозг уже решает что посылать на уровень сознания.
«Весь свет» — тоже понятие условное, потому что, к примеру, периферию глаз вообще по памяти выдает, а там ведь тоже свет. Получается, что этот уже идет из мозга обратно в мозг, чтобы пользователь видел картину шире.
Воо, спасибки! Это — в тему!
Кстати, доктор Сэм, а кроме кон-лайн консультаций вы случаем прием в офф-лайне не ведет? :))) Может, объективы, например, на «шедевр» заговаривать умеете? ))))))
Дадада, милок, заговор на объектив, кодирование на полный кадр, приворот на хороший кадр, отворот от штамповок, гадание на битых пикселях — но это уже услуги де люкс, предоставляемые на разовой основе и с гарантией под никоновскую отвертку.
Шикарная и очень нужная статья :) очень понравилось. Без постоянных упражнений, особенно фотографических, сегодня никак :)
Нравится — расшарь!