Простые фокусы

Мобильная фотография

Мы не всегда осознаем, какую роль в нашей жизни сегодня играет телефон. С изобретением смартфона произошла революция, пожалуй, даже большая, чем в момент появления цифровой фотографии. Как рынок фотоуслуг, так и рынок производства фотокамер, который сначала реактивно вырос, впоследствии так же реактивно лопнули. Причины здесь понятны, сначала дело было в доступности технологий, но по большому счёту, сам  фотоаппарат был лишь промежуточным этапом на пути выполнения определенной функции для человека — фотосъемки для последующей коммуникации с другим человеком.  Сегодня смартфонов суммарно производится в мире в сотни раз больше фотоаппаратов, и это, пожалуй, самый быстрорастущий сегмент, на сегодняшний день.

В частности, в 2018 году было произведено (и продано) суммарно
1 456 800 000 смартфонов (данные ресурса Statista) и
19 504 810 фотокамер (данные ассоциации CIPA), т.е., 1.34% от количества смартфонов. Нельзя также не процитировать график Mayflower, который был опубликован в соответствующем исследовании рынка пять лет назад.

Забываем мы только об одном:

телефон сегодня и есть фотоаппарат, просто фотоаппарат в нём — лишь одна из функций.

Остальные как раз куда более востребованы в нашей жизни, вроде электронной почты, передачи данных и проставления лайков. Понятное дело, что даже производство смартфонов, рано или поздно так и сдуется, как надувалось, но пока перспектив того, что этот пузырь лопнет в ближайшем будущем, не видно. Так почему фотографы подчас с презрением или даже с отвращением относятся к смартфонам, хотя сами имя тоже пользуется?! В конце концов, именно с мыслями о фотографах были созданы одни из самых популярных соцсетей, вроде того же Instagram, и хотя Instagram радикально изменил даже восприятие фотографии, как таковой, а также ценность фотографии, всё равно его роль популяризации фотографии сложно переоценить.

Давайте вспомним, как в прошлом веке мы смотрели фото. Семья садилась на диван, открывала семейный альбом, родители рассказывали детям про бабушек и дедушек, равно как и про то, что «вот этот маленький комочек»  сегодня сидит на диване и смотрит сам на себя.

На правах воспоминаний

Это помню даже я, хотя я, по меркам исторических преобразований, которые произошли за период моей жизни, весьма молод. Такое было ещё в восьмидесятых и даже в девяностых. Я застал появление и падение «полароида», экспресс лаборатории Kodak в метро и даже фотосалоны, в которых делали художественные фотографии. Я еще помню фото журналы, с некоторыми из которых я сотрудничал ещё 10 лет назад…

сегодня всё это символы ушедшей эпохи.

Нет, по традиции, старые фотоальбомы ещё живы, но сегодня уже не нужно идти кому-то в гости, чтобы увидеть последние фотографии. Не нужно также печатать фотографии в десяти копиях для себя и всех своих родственников, а потом отсылать их по почте. Сегодня достаточно просто запостить картинки в Инстаграм. Все, кому нужно, посмотрят самостоятельно. Фотограф забывает другое: что еще 10 лет назад фотография, выставленная на Фотосайте и набравшая пару сотен «лайков» (хотов), могла сделать тебя если не знаменитым, то точно счастливым, а сегодня уж и Фотосайта не осталось. Нет, номинально он есть, есть даже Flickr! и 500px, но в последнее время они более чем уверенно теряют аудиторию, и буквально в течение нескольких лет свернутся до совсем смешных габаритов, хотя заменить их особенно нечем.

Причина всего этого проста: с появлением смартфонов у каждого второго изменились и каналы получения информации. Сегодня информацию надо доносить до зрителя непосредственно, стучать ему в телефон, присылать в мессенджер, показывать сразу на экране мобильного устройства. Трагедии в этом никакой нет, просто мало кто успел адаптироваться под новые условия. Сегодня нет необходимости заходить на какой-то непонятный ресурс и смотреть там информацию, предварительно отобранную другими людьми для тебя. Владельцы фотосайтов так и не могут понять, что если они хотят (и кстати, они как раз могут) донести «вечное и доброе» до людей в их массе, надо это делать именно в удобном для телефона формате. Я вот минут пять пытался найти на фото сайте рассылку в Telegram, но там ее попросту нет. Нет у сайта даже своего Инстаграма или уведомления через push. Похоже, если в их рекламный отдел задать вопрос про «воронку продаж», они вряд ли вообще его поймут.

Фотографы, почему вы не пользуетесь Инстаграмом, но при этом часто задаете мне вопросы в стиле «а где бы кому бы показать свои фотографии»? Давно ли вы смотрели в зеркало? Причина, по которой ваши фотографии не видят другие, как раз есть в зеркале. Посмотрите, но не на себя, а на то, как вы потребляете информацию. Ведь вы сами и есть для себя наиболее наглядный пример. Это не ваша вина, да и не моя, но мир сейчас поменялся. У меня на сайте в свое время была огромная толпа подписчиков, которая его регулярно читала и комментировала, и я бы не стал открывать свой канал на Youtube, если бы всё так и оставалось.

Сегодня просто необходимо дотягиваться до своей аудитории самостоятельно, чтобы у человека с утра был не только хороший кофе, вкусный завтрак, но ещё и картинки, которые вы ему самостоятельно прислали.

Он их безусловно увидит, а вот поставит ли вам лайк, чтобы увидеть их в следующий раз, ещё не факт. Фотографы, которые уже успели продвинуть свои инстаграмы, давным-давно это поняли и очень успешно не только показывают фотографии своей аудитории, но и продают им свои услуги. Я сейчас даже не говорю о том, что всем поголовно надо продавать свои фотоуслуги кому-то — достаточно просто делать хорошие фотографии и снимать за это тысячи лайков.


#фотосекта онлайн-фотошкола

К слову, в школе #фотосекта уже есть комплексный курс по Instagram, три первых урока которого помогут оценить его бесплатно.


Один мой знакомый фотограф, Родион Ковенькин, всегда говорит, что фотограф хорош настолько, насколько хорош его последний кадр. В наши социальные времена это, как никогда, актуально. Твой каждый кадр должен быть сделан не просто «лишь бы отстали», надо стремиться к тому, чтобы он был лучше, чем всё, что ты до этого времени снимал.

Достаточно ли ты напрягся, чтобы сделать лучший кадр?

Я понимаю, что в доисторические времена достаточно было только сделать кадр. И именно это и включалась в понятие «сделать кадр». Сегодня это ещё и обработка, стилизация, прописывание ключевых слов, как самой фотографии, так и в тегах оформления, оптимизация отдельной фотографии и аккаунта в целом, продвижение, поддержание каналов связи с вашей аудиторией, просто ради одного лишь результата — «красного сердечка» (лайка, то есть).

Если вы считаете, что что это слишком невысокая цена за ваше творчество, значит вам нечего делать в фотографии.

Не стоит тогда задавать себе вопрос, кому показать свои фотографии, чтобы они их оценили. Здесь дело не площадках, и даже не в аудитории, которая поменяла каналы связи. Здесь дело в вас самих. Представьте, что ваша возлюбленная сменила телефон.  На что вы пойдёте, чтобы заполучить новый? А на что вы пойдёте, чтобы заполучить новый канал связи с вашей аудиторией?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *