Василий: Чем хороший портрет отличается от плохого? Очень люблю их снимать, но после последнего подкаста понял, что как раз и уперся в творческий кризис, не знаю, куда двигаться… может, в голове что не так?
Кстати, вопрос очень объемный, и сам ответ на него можно уложить как в полуторачасовую дискуссию, так и большую книгу. Это одно из наиболее распространенных заблуждений в фотоделе, наряду с тем, что фотографы часто думают, что если они начнут снимать хорошо, к ним сразу выстраивается очередь из клиентов, готовых покупать их фотографии. Нет, такого не будет, равно как и вы не начнете снимать хорошие портреты, когда освоите саму технику съемки, потому что мало снять лицо человека, сделав его в кадре при этом резким, даже с внешним светом и качественно размытым фоном, чтобы уверенно сказать, что портрет хороший. Точно так же нельзя выдавать за пейзаж снятое солнце, уходящее в гряду гор, сделав изображение резким и качественно его обработав по цветам.
Зритель эгоистичен, его волнуют только собственные эмоции
Причина этого довольно банальна: зритель тоже человек, а человек — это довольно эгоистичное существо, которое редко волнует что-то, не относящееся к нему. Ему не интересно изображение чужого лица, ну, не хочет он смотреть на на упавшее солнце в горы, в которых он никогда не был! Но, даже если он человека знает, а в горах был, всё равно это сильно не повышает шансы данных фотографий на успех.
Зритель хочет почувствовать эмоцию от вашей фотографии, а она там будет, только если вы, как фотограф, её туда упакуете. Верно и то, что вы начнете получать деньги, только когда будете продавать свои услуги и говорить об этом другим, а никак не раньше, в надежде на то, что другие вас сами увидят и сами всё купят.
Люди будут смотреть на фотографии других людей и далёкие пейзажи, только когда они будут получать от этих картинок что-то полезное для своего эмоционального состояния. Желательно, чтобы при этом сами эмоции картинки тоже соответствовали настроению человека: серьёзный портрет под меланхоличное состояние, весёлый под позитивное. Но, помимо этого, в самой картинке должна быть идея… мысль, которую туда вложил фотограф, как рационально, так и эмоционально. Мы не рассматриваем в портрете форму носа или разрез глаз, прыщи на коже или выпадающие волосы и морщины, разбивающие старческое лицо. Мы подспудно ищем здесь ум, характер, сильную руку или добрый нрав, отражение мужества или, наоборот, женственности (вспомните, как мы смотрим на портреты животных, когда нам кажется, что они внимательно на нас смотрят, показывая свой умный взгляд — ведь на деле это просто правильное совпадение).
Точно так же мы не ищем в пейзаже волны или заходящее солнце. Мы хотим ощутить дуновение ветра, свежесть и лёгкий перелив света в последнем луче солнца.Никому не нужно знать, что у вас кадр получился резким, благодаря тому что вы использовали светосильный объектив… нет, нужно, конечно, но это будут сплошь фотографы, причём, начинающие.
Портрет говорит руками
Учите визуальный язык и использование символов в кадре. Руки в кадре говорят о деятельном человеке, если они читаются крепкими и рабочими, и наоборот, о женственности, если фотограф подчеркнул изящество кистей и пальцев. Мудрость или ум можно почерпнуть из книг в фоне, но если портретируемый у вас всю фотосессию напрягался, потому что вы смотрели в экран, такого даже при всём желании сделать будет невозможно.
Работа с моделью является необходимым элементом фотосессии, и решение этой проблемы с помощью бокала виски или стакана пива не приведет к успеху. Фотографу сегодня платят только за то, что он даёт эмоциональный заряд результату своей деятельности.
Обычную фоточку можно снять и просто на телефон.