Pentax традиционно делает бюджетные камеры для всех, то есть, здесь есть и бюджетный средний формат, и просто бюджетные камеры начинающих, и бюджетные репортажные варианты (кстати, это он). Естественно, когда мы говорим о слове «бюджетный» вообще, мы предполагаем, что пользователю надо идти на определенные уступки, чтобы получить то, что он хочет. Однако, общее недоумение вызывают те решения, которые, в нашем восприятии, должны быть бюджетными, но при этом подчас имеют цену более дорогого продукта — в случае фото, это полный кадр, и именно разница с ним для потребителя часто важна. В данном случае, я говорю как раз про ценообразование Pentax, который на новинку поставил довольно заоблачную цену 195000 руб. Следует, естественно, сделать оговорку, что здесь у нас есть затраты и на разработку, и на запуск, поэтому остаётся надеяться, что через полгода или год новинка немного опустится в цене.
Однако, если мы начинаем копать внутрь камеры, всё становится более понятно, поскольку новая камера была очень сильно переработана, по сравнению с предшественницей, которую отличало неплохое качество, но при этом куча моментов, отпугивающих ряд пользователей.
Корпус и эргономика
Корпус камеры сделан на очень высоком уровне надежности, он имеет магнитный конструктив с обрезиненным швами, которым компания традиционно гордиться, поскольку подобного уровня влагозащиты надо ещё достичь ряду других производителей. Сам факт металлического корпуса обычно ценят все, кто своё время работал с камерами, сделанными из магниевых пластин или вообще имеющих корпуса из композитных материалов — он придаёт камере веса, но в то же время, позитивно действует даже на стабилизацию изображения. А поскольку де-факто сегодня Pentax выбирают большие и сильные мужики, то и сам производитель решил не особо заботиться о снижении веса, сделав камеру довольно увесистой.
Для управления здесь есть, казалось бы, максимально возможное количество кнопок, которое вообще делают для зеркалок — с отдельными кнопками под стабилизатор изображения и формат картинок, двумя дисками по управление экспопарой и еще одним под режимы автофокуса. Естественно, поведение основной их части настраивается под нужды пользователя, чтобы было удобно, а наличие отдельных кнопок под автофокус и его блокировку на задней панели
Интересно, что монитор камере сделали сенсорным с полноценным мультитач управлением по нему, как при просмотре, что уже привычно тем, кто привык к смартфону, так и при выполнении всех настроек, включая навигацию по меню. Визирование при съёмке здесь возможно как через видоискатель, так и через экран, и переключение осуществляется через отдельный диск, который отвечает и за выход в режим видеосъемки. Довольно логично сделано в плане эргономики и удобно по факту исполнения. Интересно, что фокусировка к по экрану здесь довольно быстрая, я даже предположил, что сама матрица оборудована фазовыми датчиками прямо на ней. Сам видоискатель тоже весьма нагляден и удобен при использовании, имеет очень хорошее покрытие площади кадра и значительный угол обзора. Традиционно, информация о параметрах и экспокоррекция выводятся в нём прямо внизу.
Автофокус
Модуль автофокуса в новинке новый и быстрый, и, в отличие от ряда других случаев, когда Pentax говорил, что у него есть следящий автофокус, действительно, имеет этот алгоритм в своём распоряжении. В рамках выбранной зоны (управляется, по умолчанию, джойстиком), при полунажатой кнопке фокусировки, точка автофокуса смещается, если объект движется или вы перемещаете камеру. Он весьма цепкий, но работает адекватно только с новыми объективами, которые поддерживают высокую скорость фокусировки.
Сам модуль зависит и от своих собственных ограничений: он охватывает 50-60% площади матрицы, поэтому сфокусироваться на чем-то в самом углу (зачем вам это?) вряд ли получится, и тут уже придется полагаться на ручную. Здесь уже отрабатывает и фирменное подтверждение фокусировки (меня оно с непривычки пугает своим пиканием), с классически принятым оверрайдом на все время, что удобно для охоты на птичек, к примеру. С ветками он все же иногда сбивается, да и не всегда поймешь этого пользователя, что он вообще снять хочет — я иногда, действительно, фокусировался на веточках, и камера вполне слушалась.
Ручная фокусировка также реализована через пикинг, хотя два других зеркальных производителя устойчиво твердили, что делать это в зеркалках сложно, проблемно или вообще сопряжено с повышенными затратами на разработку софта. Пикинг здесь прекрасно работает, позволяя фотографам в преклонном возрасте, вроде меня, быстро ориентироваться в резкости прямо по встроенному экрану.
Матрица
Наверное, самое ценное обновление в камере — это именно матрица. Предшественница (ее вариант без сглаживающего фильтра, точнее) ощутимо зеленила, как минимум, в тенях — и уйти от этого можно было лишь через обработку, хотя полноценно все равно получалось плохо. Тем не менее, все матрицы на «пентаксах» последней пары лет были совершенно нормальными, с точной цветопередачей, хотя я искренне завидовал своим ученикам, которые снимают на Pentax. Я ведь это считал геройством, по своему опыту, а на деле, особой разницы уже и нет — на что хочешь, на то и снимай.
Сглаживающего фильтра здесь уже нет системно, и никаких проблем для пользователя повышенная детализация не создает — для меня она на таком уровне вообще привычна, я считаю, что камера так и должна снимать. То, что при этом производитель еще и электронный фильтр придумал для снижения муара в видео — это вообще замечательно, такой инновации у других игроков либо нет, либо они об этом попросту не говорят (что было бы странно).
В целом, сглаживающий фильтр опционален для полного кадра с матрицей сопоставимого разрешения (24-30 Мп), но для кроп-камер с таким разрешением давно стал практически обязательным, и то изящное решение, которое использует Pentax, безусловно, правильное. Оно позволяет и повысить детализацию при съемке (а если пользоватею понадобится, впоследствии ее можно и снизить), и не превысить критичных параметров при съемке видео. В итоге, камера прекрасно подходит практически для любого направления, с учетом возможностей современного редактирования: в портрете вам просто надо будет применять пресеты с более мягким шарпингом, а в предметке оставить, как есть, или немного усилить.
Видео
Первично все же то, что камера, в основном, предназначена именно для съемки фото — видео здесь идет только по остаточному принципу, хотя, надо сказать, что на стандартных для рынка значениях камера это делает вполне достойно, даже поддерживая автофокус в режиме видео на минимально нужном уровне. Если учесть, что сейчас рынок идет несколько дальше, предлагая возможности снимать в 10-битном виде на карту или внешнее устройство, расширенные цветовые пространства для последующего цветокора и прочие подобные возможности, которые здесь отсутствуют, то я ограничусь просто постановкой «галочки» напротив пункта «видео», в формате до 4К/30р камера пишет.
Стабилизатор
Мы привыкли, что современная камера (беззеркалка) часто имеет стабилизацию изображения в тушке даже в самых доступных вариантах, поэтому Pentax, который ставит ее и в зеркалки, делает абсолютно логично. Ведь пользователю нет нужды думать о том, как быть: брать новую камеру другой системы и продавать оптику или же остаться в рамках той системы, на которой он годами сидит.
Эффективность стабилизатора довольно неплохая — что логично, ведь в рамках полнокадрового байонета проще трясти кроп-матрицу. По моим ощущениям, она здесь, действительно, лучше, чем в том же К-1. Это видно при съемке с рук на тот же 80-200, который на «длинном конце» (ЭФР 300 мм) позволял делать резкие кадры на 1/10с — так мне удалось в кадре показать и трагедию притопленной, благодаря грустным чертановским коммунальщикам, машины, на фоне жизни города, который никогда не спит.
На более коротком фокусном расстоянии я выходил в диапазон выдержек до 0,5 сек, прямо с рук снимая смаз не только машин, но и кораблей. Для остального же здесь все же нужен штатив. Однако, наличие стабилизатора подобного уровня эффективности, дает фотографу больше свободы в применении творческих приемов, которыми он, безусловно, владеет.
Вывод
Памятуя о демократичном подходе Pentax, не надо забывать, что он до сих пор на всех камерах поддерживает свои старые объективы, а некоторые отверточные даже производит, хотя всем давно понятно, что это же прошлый век — хотя понятно и другое: что они дешевле в производстве (и рознице), за счет отсутствия мотора в корпусе. То же самое касается и всего остального — отказ от беззеркального сегмента означает то, что разрабатываемые объективы не будут такими дорогими, как у конкурентов, которым надо пересчитать всю линейку. Здесь компания фактически подтверждает, что она не идет на глобальные инновации (кроме стабилизации на матрице, пикинга, отсутствия сглаживающего фильтра, и наличия стар-трекинга, который у меня так и не получилось запустить, поскольку он полагается не на модуль внутри тушки, а на телефон), зато будет оставаться в фотопроизводстве настолько долго, насколько сможет себе позволить.
Демократичность здесь во всем, включая даже формат DNG — он открытый и по дефолту поддерживается Adobe. Да, там есть сложности с цветовым профилированием, но когда пользователи на полном серьезе видят в файлах JPEG «цвета Canon» или мифический color science одного из других производителей, но нос воротят от проявки RAW самостоятельно, что может дать на порядок больше вариантов или точности цветопередачи вообще, то этого более, чем достаточно.
Приведенные выше фото можно скачать в формате RAW, чтобы самостоятельно поковырять и понять, каковы они.