Долгая эпопея, предшествовавшая выходу последней модели (на сегодняшний день, а не вообще), заключается в крайне удачной политике, которую изначально придумала японская контора. Клеить HDR умеет каждый фотограф, который им увлекается, но это лишь малая часть всех людей с фотоаппаратами, и многим достаточно, чтобы за них это сделал кто-то другой. Линейка CX компании Ricoh (у нас известна, благодаря своим ксероксам, преимущественно) — одна из самых бюджетных, а по всему миру одна из самых популярных. Мы тестировали ее всю на протяжении прошлых лет: рекомендуем почитать тесты Ricoh CX1, CX2, CX3, заодно будете иметь общее представление обо всей линейке и как она развивалась.

По сравнению с предпоследним, правда, изменений не так много: в основном, лишь доведена до ума электронная часть фотоаппарата — добавлена куча интересных фильтров стилизации, плюс немного переделан корпус, зализан и приглажен, не более того. Ребристые формы сменились более гладкими, отчего фотоаппарат, на наш взгляд, стал более женским. По крайней мере, таким ощущается.

Позиционирование

Фото: Яндекс.Маркет

Целевая аудитория у нового аппарата постоянная — это люди, которые любят снимать пейзажи, потому что именно для них наиболее востребована склейка HDR. Учитывая особенность технологии, сам фотоаппарат ориентирован на тех, кто в компьютере этим заниматься попросту не хочет и кому проще свести все пусть и на автомате, но сразу при съемке кадра. Судя по изменившемуся дизайну, и ориентироваться он будет на женскую аудиторию (об этом же говорит и более богатая цветовая гамма корпусов).

Остальные функции в фотоаппарате специфические, но тоже интересные кому-то: например, функции сверхскоростной съемки до 160 кадров в секунду (естественно, без перефокусировки), или куча цифровых фильтров, а также возможность создания малошумных изображений из 4 снятых кадров.

Цена фотоаппарата осталась старой (14350 руб. на момент выхода теста, подешевел примерно на две тысячи), но набор характеристик, пожалуй, самый лучший в ценовой категории до 15000 руб. Рядом стоят:

Panasonic Lumix DMC-TZ10 за 10 800 руб (большее разрешение, но матрица CCD, объектив Leica, широкий угол 25 мм, нет HDR, экран ниже разрешением, есть GPS), Fujifilm S200EXR за 12 200 руб. (хороший светосильный объектив, узкий объектив на коротком конце, низкое разрешение экрана, есть расширение ДД без необходимости склейки кадров, есть RAW, хорошая скорость серийной съемки), Sony Cyber-shot DSC-H20 за 14 700 руб. (объектив Carl Zeiss, узкий на коротком конце, низкое разрешение экрана, нет HDR), Ricoh CX3 за 14 000 руб. (все то же самое, но без фильтров). В таком высококонкурентном сегменте только за счет необычных функций производителю из не-лидеров только и можно выехать. HDR есть только у Ricoh CX3 (фотоаппарат почти не изменился, по сравнению с предшественником) и Fujifilm S200EXR (только объектив здесь подкачивает отсутствие широкого угла, по всем остальным параметрам сходный или лучше).

Краткий обзор

Как уже сказали, внешне фотоаппарат заметно поменялся. Стал более гладким, у нас даже было впечатление, что из-за гладкой ручки хуже будет держаться в руках, однако вертикальная вставка в ручке придает уверенности. Фотоаппарат мало поменялся в функциональной части: объектив остался 10-кратным, матрица установлена абсолютно такая же, и лишь процессор немного «перепрошили». Задняя панель осталась, как у предшественника, все накладки и кнопочки остались на месте. Если не считать, конечно, отсутствия острых углов.

Въедливый обзор Ricoh CX4

Мы, как опытные тестеры серии CX, следим буквально за каждым релизом этих аппаратов компанией. Если помните, предыдущую модель мы хвалили за хорошую картину шумов. Здесь производитель решил хорошее не трогать, и фотоаппарат очень достойно снимает в условиях плохой освещенности, так что это очень радует.

В плане съемки осталось все по-старому, неизменными остались автоматические режимы: обычный авто и easy, причем к этой версии интеллектуальность второго мы оценили, потому что первый действительно базовый, а второй умничает, выбирая предустановленные сюжеты автоматически. В «зеленом» режиме чувствительность, баланс белого и основные экспопараметры стоят на автомате, второй же еще характеризуется тем, что определяются лица в кадре, включается вспышка при съемке в контровом свете, чтобы люди выходили правильно.

Ремешок не переделали — видимо, ждут, пока мы сами поменяем свое мнение.

Из остальных режимов можно отдельно отметить практически каждый (кроме сюжетных программ, естественно, которые, в принципе по обычному тупы): серийная съемка позволяет вам воспользоваться функцией съемки пуль в полете (при этом регулировка ISO вам, естественно, недоступна) с какой-то невообразимой частотой кадров в секунду (около 160 с сильно урезанным разрешением), причем сохраняется лишь последняя секунда, а снимаете вы, удерживая клавишу спуска, и изображения потому нет, отчего неясно, сняли вы что-то или нет. Нормальный режим серийной съемки — 4 кадра в секунду небольшими сериями, которые можно использовать для брекетинга. Брекетинг осуществляется по 4 параметрам, остался и брекетинг фокуса, цель которого нам все еще неясна. Нам понравилась опция +1, которая позволяет дублировать кадр, склеенный с расширенным ДД, но уже в обычном режиме. Так быстрее карта забивается, но можно впоследствии вылечить многие проблемы, которых могло и не возникнуть, если бы вы не предавались HDR настолько фанатично.

Интересное нововведение — съемка 4 кадров подряд с последующей склейкой, но не ради получения кадра HDR, а чтобы сильно снизить шум в условиях плохой освещенности (используется трюк с усреднением параметров кадров, потому что шум всегда хаотичен, а нормальное изображение нет). Как следствие, картинка выходит, действительно, заметно ровнее (не идеал, но все же), что странно, к примеру, при съемке ночных пейзажей: вам не нужно ждать пару минут на штативе, а просто надо снять серию коротких и подождать, пока склеятся.

Динамический диапазон

Если помните, Ricoh первой стала клеить HDR прямо в фотоаппарате, и хоть сегодня эта функция у многих есть, компания продолжает удерживать пальму первенства. Не очень радует фактическое отсутствие настроек HDR (кроме «слабо/стандарт/сильно» и выбора насыщенности), но, думаем, в следующих версиях производителю здесь уже придется крутиться.

Если вы не знаете, современная матрица способна запечатлеть, в идеальных условиях, огромное количество градаций света и цвета — проблема обычно заключается в экспонометре, который работает гораздо хуже, что, впрочем, проблема не его, а человеческого глаза, который с ним ни в какое сравнение не идет, а потому требует подтягиваться к своему уровню и фотоаппараты. И если пленка уже подобралась ближе к человеческому восприятию, цифре еще только предстоит этот путь пройти. Учитывая то, что сейчас только топовые матрицы по ширине динамического диапазона превосходят пленочный, производиителям аппаратов на дешевых матрицах приходится крутиться, чтобы придумывать варианты.

Японцы подошли к проблеме проще: они делают двойную экспозицию, очень быстро снимая два кадра, один засвеченный, другой недодержанный (есть 3 ступени настроек, слабо, нормально, сильно), потом сводят все по методу HDR. В итоге, тени выправляются, а светлые зоны не выбиваются. Критично такое, как правило, при съемке ландшафтов, отчего и режим этот неторопливый (снял-склеил, на что уходит не меньше секунды, и быстрые движения образуют призраков). Интересно, что, по всей видимости, вилка экспопараметров делается за счет третьего параметра установки экспозиции, ISO, и, как результат, в EXIF можно увидеть смешные значения чувствительности (118, 368 и т.д.) — по всей видимости, считается чувствительность пикселов от обоих снимков по их количеству (если больше взято из светлого кадра, тяготеет к увеличению, если из темного, к уменьшению).

Качество склейки в версии CX4 по сравнению с предшественницей не изменилось (хотя та, в свою очередь, была куда лучше предшественницы, хотя бы даже за счет матрицы более новой архитектуры). Аппарат все так же мягко склеивает HDR, хорошо вытягивает явные пересветы, балансируя их с темными зонами и прекрасно ведет себя на сильноконтрастных объектах, во всех же остальных случаях расширение не так заметно. Настроек HDR несколько, но без точной настройки, зато цвета при склейке теперь похожи на натуральные, не сильно утрированные, что радует. Убран баг и со склейкой движущихся объектов: благодаря большей чувствительности матрицы теперь промежуток между двумя кадрами незначительный, так что размазываться могут только пули, но у нас снять их не получилось — все остальные подвижные объекты фиксируются уверенно.

Фильтры, при всем нашем неуважении к цифровым вещам прямо в фотоаппаратах, очень интересные. Здесь есть фильтры стилизации под популярные направления пленочной фотографии, но нам больше понравился фильтр «драматического Ч/Б» — с зерном и высоким контрастом, который подчеркивает эмоции в портретке и жанре и даже напоминает о тех временах, когда, сняв фото, фотограф уже не мог его сделать цветным.

Заключение

Фотоаппарат, в целом, пришелся очень по душе. На его стороне компактность, хороший объектив (не в плане резкости, а в плане универсальности, хотя мыльным его назвать рука не поднимется), а также возможность расширения ДД, которому явно не хватает большего количества пользовательских настроек. Ниже приводятся фотографии, снятые во время проведения теста. Все фото сняты в JPEG, затем пережаты для просмотра до 1000 точек по длинной стороне. Полноразмерные версии лежат здесь.

Один комментарий

  • спасибо за тестовые снимки и статью,
    у друга Panasonic Lumix DMC-TZ10, очень нравится модель !!!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*