Не прошло и года, а контора выпустила продолжение своей мегапопулярной в узких кругах игрушки, Ricoh CX1, в которую впервые была встроена функция автоматической склейки HDR. Контора, видимо получив неплохой фидбек от пользователей, решила результат закрепить и выпустила фотоаппарат в более дорогой второй версии, набив его еще немного фаршем и исправив ошибки первого блина.
Как результат, игрушка «раскачалась», ей инженеры улучшили интерфейс и сделали фейс-лифтинг, а маркетологи налепили новый ценник. Чисто геометрически ничего не поменялись — корпус остался довольно крупным и внушительно весомым (буквально, естественно), причем не из липовой стилизации, а из настоящего металла. На этот раз, аппарат красить в черный цвет не стали, оставили исконный серебряно-металлический, добавили лишь шершавую накладку с лицевой стороны для ухватистости, остальное так и решено было оставить хорошим и не портить вмешательством шаловливых рук. Пусть изменений и не так много, все они очень приятные, да и обошлись фотоаппарату несильно дорого.
Позиционирование
Целевая аудитория у аппарата постоянная — это люди, которые любят снимать пейзажи, потому что именно для них наиболее востребована склейка HDR. Учитывая особенность технологии, сам фотоаппарат ориентирован на тех, кто в компьютере этим заниматься попросту не хочет и кому проще свести все пусть и на автомате, но сразу при съемке кадра. Впрочем, есть в фотоаппарате и специфические функции сверхскоростной съемки до 140 кадров в секунду (естественно, без перефокусировки), которая будет востребована у любителей спортивных событий под открытым небом. Цена фотоаппарата новая (15000 руб. на момент выхода теста, подешевел примерно на две тысячи), но набор характеристик, пожалуй, самый лучший в ценовой категории до 15000 руб. Рядом стоят: Sony DSC-HX5V за 12500 руб. (объектив с брендом Zeiss, есть стабилизатор, 10-кратный зум и широкий угол, но нет HDR, а экран низкого разрешения), Sony DSC-H3 за 15 200 руб. (объектив с брендомZeiss, есть стабилизатор, широкого угла нет, нет HDR, экран мелкий и низкого разрешения), Sony DSC-H20 за 12 700 руб. (объектив с брендомZeiss, широкого угла нет, стабилизатор, экран низкого разрешения, нет HDR), Canon SX110 IS за 15 000 руб. (светосильный объектив, стабилизатор, широкого угла нет, нет HDR, экран низкого разрешения), Nikon S630 за 7 800 руб. (стабилизатор, широкого угла нет, экран низкого разрешения, нет HDR), Panasonic DMC-ZX3 за 11 700 руб. (объектив с брендом Leica, стабилизатор, экран низкого разрешения, нет HDR), Casio EX-FH100 за 14 000 руб. (матрица CMOS, высокая скорость съемки, стабилизатор, формат RAW, экран низкого разрешения, нет HDR). В таком высококонкурентном сегменте только за счет необычных функцийп роизводителю из не-лидеров только и можно выехать. HDR здесь нет ни у кого из конкурентов, равно как и превосходного экрана, за который мы хвалили еще предыдущую версию.
Краткий обзор
Как уже сказали, внешне фотоаппарат практически не изменился. Единственное отличие — измененная накладка на передней панели, которая стала шершавой и оттого более ухватистой для среднестатистической руки. Фотоаппарат мало поменялся в функциональной части, просто раздулся: объектив стал 10-кратным, матрица прибавила целый мегапиксель, а вот ремешок так и не переделали. В качестве краткого обзора, мы теперь добавляем видео с описанием функций аппарата нашими руками — возможно, так будет проще ориентироваться. Мы решили такими вот видеороликами сопровождать все тесты, чтобы было понятно, что в фотоаппарате к чему. Видео 1, 2, 3.
Въедливый обзор Ricoh CX2
В плане съемки осталось все по-старому, неизменными остались автоматические режимы: обычный авто и easy, причем к этой версии интеллектуальность второго мы оценили, потому что первый действительно базовый, а второй умничает, выбирая предустановленные сюжеты автоматически. В «зеленом» режиме чувствительность, баланс белого и основные экспопараметры стоят на автомате, второй же еще характеризуется тем, что определяются лица в кадре, включается вспышка при съемке в контровом свете, чтобы люди выходили правильно. Исправили баг с определением лиц, так как раньше они определялись только в режиме «портрет».
Как сказали выше, ремешок не переделали — для тяжелого аппарата это важно, хотя частично проблему удержания аппарата все же решили, добавив шершавую накладку. Скажете, что ремешок ерунда, но нам почему-то кажется, что во времена торжества эргономики можно было бы сделать лучше.
Из остальных режимов можно отдельно отметить практически каждый (кроме сюжетных программ, естественно, которые, в принципе по обычному тупы): серийная съемка позволяет вам воспользоваться функцией съемки пуль в полете (при этом регулировка ISO вам, естественно, недоступна) с какой-то невообразимой частотой кадров в секунду (около 140 с сильно урезанным разрешением), причем сохраняется лишь последняя секунда, а снимаете вы, удерживая клавишу спуска, и изображения потому нет, отчего неясно, сняли вы что-то или нет. Нормальный режим серийной съемки — 4 кадра в секунду небольшими сериями, которые можно использовать для брекетинга. Брекетинг осуществляется по 4 параметрам, остался и брекетинг фокуса, цель которого нам все еще неясна.
Пользовательских настроек стало три (возрадуйтесь!) — в них все так же можно сохранить даже режим съемки (к примеру, одну поставить на «спорт», другую на «динамический диапазон», и снимать детей и ландшафты), а не только блок нужных настроек.
Динамический диапазон
Это всего лишь один из режимов съемки, который, правда, гораздо дальше от этого «всего лишь», чем можно подумать. Ничего нового контора не изобрела — HDR склейка существует не первый год и уже успела стать популярной, а в последнее время все чаще появляется в аппаратах и у других представителей. Ricoh здесь была просто первой, поэтому уже имеет возможность добавлять настройки в режим, исходя из отзывов таких маньяков, как мы.
Если вы не знаете, современная матрица способна запечатлеть, в идеальных условиях, огромное количество градаций света и цвета — проблема обычно заключается в экспонометре, который работает гораздо хуже, что, впрочем, проблема не его, а человеческого глаза, который с ним ни в какое сравнение не идет, а потому требует подтягиваться к своему уровню и фотоаппараты. И если пленка уже подобралась ближе к человеческому восприятию, цифре еще только предстоит этот путь пройти. Учитывая то, что сейчас только топовые матрицы по ширине динамического диапазона превосходят пленочный, производиителям аппаратов на дешевых матрицах приходится крутиться, чтобы придумывать варианты.
Японцы подошли к проблеме проще: они делают двойную экспозицию, очень быстро снимая два кадра, один засвеченный, другой недодержанный (есть 3 ступени настроек, слабо, нормально, сильно), потом сводят все по методу HDR. В итоге, тени выправляются, а светлые зоны не выбиваются. Критично такое, как правило, при съемке ландшафтов, отчего и режим этот неторопливый (снял-склеил, на что уходит не меньше секунды, и быстрые движения образуют призраков). Интересно, что, по всей видимости, вилка экспопараметров делается за счет третьего параметра установки экспозиции, ISO, и, как результат, в EXIF можно увидеть смешные значения чувствительности (118, 368 и т.д.) — по всей видимости, считается чувствительность пикселов от обоих снимков по их количеству (если больше взято из светлого кадра, тяготеет к увеличению, если из темного, к уменьшению).
HDR в фотоаппарате вполне достойный, но по фотографическим меркам, а не интернетным — в сети стараются крутить его гораздо сильнее, что, хоть и имеет своих сторонников, не совсем правильно. Опять же, клеить HDR тоже никто не запрещает — благо брекетинг экспозиции есть.
Недостатки есть, хотя в этой версии их меньше: по умолчанию утрированные цвета теперь могут настраиваться и шумы картинки превышают аналогичный уровень в нормальном режиме, хотя новая матрица явно лучше предыдущей. При сильном расширении ДД ветки деревьев в пограничных зонах получаются полупрозрачными, что отдано в угоду непоявлению ореолов вокруг них (характерно для обычных HDR, сделанных неровными руками).
Еще один плюс этого режима — на высоких ISO картинка получается очень достойной (в других режимах в темноте снимает тоже неплохо). Подход к шуму, правда, немного другой — с одной стороны, он сильно размывается, отчего его рисунок приобретает не самые хорошие цветовые разводы, правда, сказать, что четкость убивается, нельзя. Сейчас на высоких значениях чувствительности снимают почти все аппараты с компактными матрицами.
Заключение
Мы уже рекомендовали предыдущую модель в качестве «рабочей лошадки», здесь можно было бы сделать то же самое. Есть только пара «но», одно из которых — цена. И хоть для своей ценовой категории аппарат обыгрывает конкурентов функционально, цена довольно велика. Хотелось бы, безусловно, объектив порезче (по сравнению с более дорогими аналогами, GR Digital II и GX200, GXR, но там уже совсем другие стекла) со стандартной для таких размеров дисторсией, преимуществом которого является универсальность, а никак не исключительное качество картинки. Радует режим расширения ДД — он доработан и переделан, стал более очеловеченным, в темноте помогает. Понятно, что RAW в таком случае будет неприменим, но RAW в аппарате такого класса хотелось бы увидеть. Можно поставить уверенную четверку. Фотоаппарат прекрасно подходит для мамаш (можно и за чадом поспеть, не бегая) и для простого семейного использования. Ну, а при съемке ландшафтов ему конкурентов вообще нет. Более того, с 10-кратным зумом (28-300), с широким углом на коротком конце, аппарат приобрел в функциональности, теперь даже птическ снимать можно.
Галерея снимков Ricoh CX2
Изображения сняты в JPEG, изменению подвергся только размер, измененный под нужды Web. Полноразмерные файлы можно скачать архивом (45 Мб)