Сегодня из существующих советских объективов можно найти довольно много таких, которые до сих пор продаются (благодаря оставшемуся производству в России и Белоруссии), причем многими считаются не просто хорошими, но даже легендарными — славится «советское боке», резкость и чего только про них не пишут. На самом деле, утверждение можно было бы скорректировать по-другому: при прочих равных, объективы советского образца (гораздо) дешевле своих западных аналогов — т.е., можно найти и более резкие, но за эти деньги при схожих параметрах ничего даже рядом стоять не будет.

Объектив МС Юпитер-9 был нам предоставлен на тест интернет-магазином iFocus, у которого в арсенале имеется несколько советских объективов, в котором работают не просто приятные в общении, но вообще хорошие люди, хотя, на этом их достоинства не заканчиваются. Маниакальная приверженность фотографическому делу и крайней степени осведомленность не просто радуют, а открывают новые рубежи для общения. Мы, например, почерпнули для себя много нового. МС Юпитер-9 производится ОАО ЛЗОС.

Цена и аналоги

Цена объектива МС Юпитер-9 в магазине iFocus составляет 7 500 руб. (крепление — посадочная резьба М-42, дополнительно придется брать переходник за 600 рублей, если нет), что для портретного светосильного объектива очень хорошие деньги. Конкурирующие модели на рынке: Nikon 85/1.8 D AF Nikkor обойдется в 15 300 руб., Canon EF 85/1.8 USM чуть дешевле, 14 000 руб. Зумы тоже можно подобрать, но они изначально будут проигрывать по светосиле, правда, выигрывая в удобстве. Преимущество родных — в наличии автофокуса и полноценном работающем экспозамере с обратной связью, преимущество МС Юпитер-9, помимо цены, еще и в полностью металлическом конструктиве.

Внешний вид, комплектация и работа

Объектив продается в весьма компактном и характерном чехле: пластиковом с завинчивающейся крышкой, в которую ввинчивается и сам объектив, что заменяет ему заднюю крышку. В комплектацию входит сам объектив, передняя крышка, коробка к крышкой, инструкция по эксплуатации. Фокусное расстояние 85 мм, диафрагма изменяется в пределах 2-16, устанавливается вручную первым кольцом, после фокусировки и перед съемкой закрывается средним кольцом на объективе. Самое широкое кольцо на объективе используется для фокусировки. Оно очень чувствительное, что характерно для портретных объективов и имеет очень большой ход — почти 360°.

Посадочная резьба объектива — М42, под нее можно приобрести адаптер под любую из распространенных систем. Мы тестировали объектив на Nikon D300s и Nikon D90, разница в использовании полностью ручных объективах на этих моделях очевидна: Nikon D300s позволяет работу не только в ручном (как на D90), но и в приоритете диафрагмы и программном, который, по сути, также становится в приоритет диафрагмы, так как диафрагма с объектива не управляется, однако работает экспонометр. Предоставленный нам адаптер «как влитой» подходил к D300s, но очень заметно люфтил на D90 — проверяйте адаптеры при покупке. Цена адаптера на М42 в пределах 600-1000 руб.

Оптические характеристики

Первое, на что обращаешь внимание при осмотре объектива — на какое-то неимоверное количество лепестков диафрагмы скругленной формы (на деле оказалось 15), которые на любой дырке, а особенно, на открытых, дают практически абсолютно круглое отверстие, отчего боке у объектива правильное, за что его многие любят. Это хорошо заметно в портретных кадрах — объектив специфично для портретника размывает фон, с пятнышками света. От специфичных для советских стекол овалов нет и следа.

В плане резкости объектив просто великолепен — видимо, в традициях советского и японского оптического производства входит обеспечивать резкость, начиная с самых открытых диафрагм, доступных на объективе. Если попадете в фокус (у вас хорошие глаза!), она будет уже на f/2, хотя максимальной четкости достигает на 4-5.6. Судя по спецификации, резкость спадает только к краям кадра, что говорит в пользу его использования на зеркалках любительского класса. Мы падения резкости не заметили, значит, существенного и нет.

Искажения хроматического типа стандартны для любого портретника на открытой дырке, при их использовании с цифровыми аппаратами, так что стоит отдавать себе в этом отчет, чтобы потом не ругать производителя (даже Nikkor 85/1.4 такие чудеса выдает, хотя стоит раз в 7-8 дороже).

Цветопередача у объектива корректная, хотя замечается общая незначительная зелень при работе в авторежиме ББ, что успешно корректируется в любом конвертере соответствующим ползунком. Впрочем, заметно это только нашему опытному глазу, да и то могло бы быть и глюком, потому что конвертер уже изначально выдавал корректную картинку.

Обратите внимание, при использовании с Nikon объектив не может передать в аппарат значение диафрагмы: о чипе и говорить смешно, а вот кольцо установки диафрагмы у него не стандартное никоновское, отчего экспонометр работает наугад, как если бы диафрагма была 1.4. Как вариант решения, можно работать следующим образом: либо закрыть диафрагму после ее установки и снимать в полуавтоматических режимах P и A (возможно только на моделях сотой серии и выше, для остальных только ручной), тогда экспозиция будет корректной, либо фокусироваться на открытой, потом закрывать и снимать с коррекцией экспозиции на соответствующее число ступеней. Помните, что фокусироваться с сильно закрытой диафрагмой сложнее. Подтверждение автофокуса, впрочем, часто помогает, равно как и режим Live View.

Галерея снимков

Все снимки сняты в RAW, при конвертации проявлены «по нулям», с зажиманием только цветовых шумов в критичных световых ситуациях и небольшим шарпингом (50 единиц при чувствительности 0.5, что является нашим стандартом для объективов) и добавлением контраста через небольшой изгиб кривой в форме буквы S (0, 30, –30, 0, по четвертям основной кривой). Для блога лежат в уменьшенном виде ниже, полноразмерные в архиве можно скачать по этой ссылке.

43 комментариев

  • Алексей says:

    Ю-9 очень достойное стекло, особенно по соотношению габариты/светосила… Модный нынче Гелиос 40 по массе и габаритам явно проигрывает…. Я пробовал обе версии ю9 = т.е. м42 и м39 (для Зоркого) с м39 были порой проблемы с фокусировкой…,а м 42 до сих пор трудится – теперь на минольте 7000…

  • Лили says:

    У меня такая же проблема, вам удалось это как-то решить?!

  • Ольга says:

    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста, суть в следующем:
    На тушку Canon EOS 550D посадила Юпитер 9 (черный) с помощью адаптера М42 с чипом (насоветовали в магазине). Что я только не делала, как только не перенастраивала, но резкость довольная плохая, и много шума. На видеоискателе картинка довольно четкой выглядит, но на ПК уже видно что все не так хорошо как хотелось бы (правда одно фото из 30 получилось довольно четким и практически без шума). Диафрагму в настройках менять не выходит, автоматом пишет 1,4 (это так и должно быть?). Когда Юпитер ставлю обратно на почти родной Зенит, то резкость просто великолепна, в разы лучше чем на моей тушке от Canon. и еще проблема, вспышка не работает, ни встроенная ни внешняя, настройки вспышки тоже поменять не получается. В чем тут может быть проблема, в моей тушке или в адаптере?

    • Лили says:

      У меня такая же проблема, вам удалось это как-то решить?!

    • Алексей says:

      Блендируйте объектив, зажмите диафрагму 1:4 не фотографируйте в контровом свете, настройке аппарат на приоритет диафрагмы, и iso не выше 250….

  • TimLev says:

    Подумал. Для крепления M39x1/28.8 (раб. отрезок = 28,8 мм) – увы, но что таких зеркалок и нет в природе. Так что только для беззеркалок.

  • TimLev says:

    Юпитер9 М39 белый обычно круче черного М42 (я про разбор качества от экземпляра к экземпляру), но не на всякую зеркалку не встанет. На нексах отпадно с него выходит.

    Samyang 85 mm f/1.4 – крут как портретник неимоверно, очень хочу купить. Простая оптосхема дает даже чуть большее качество, чем конкуренты с АФ.
    На камере аля SONY A65/77 со прилагаемым в видоискатель (цифро)телеконвертером 1.4/2.0х на него фокусироваться весьма удобно!

  • Владимир says:

    я уже писал,что есть кэнон 450д,объектив 28-80,качество не ахти, от зенита остались гелиос 44,индустар 61,юпитер 37а(требует ремонта),юпитер 9,есть адаптер на резьбу 42
    Подскажите, есть ли шансы с таким набором получить хороший результат?
    Спасибо

    • От рук зависит. Для правильного подхода достаточно первых двух пунктов.

    • Без фокусировочного экрана с клиньями будет тяжко. Ибо в этих аппаратах видоискатель очень мелкий и темный. Я на своем опыте наигрался с советскими стеклами. Результат крайне не стабильный. Вот если бы был 7D или 5D, то вопросов не было бы. А так у вас отличный парк линз, при определенной сноровке все получится.

      • Владимир says:

        Спасибо за оптимистический отзыв, я понял так-если долго мучиться-что нибудь получится…

  • andrey says:

    eto bayonet Contax-Kiev

    • Ну, что тут можно порекомендовать. Раз вы фотоаппарат не купили, но взяли объектив, значит, либо его скинуть (хотя не знаю, как), либо подумать над камерой подольше. Если он так сильно нужен и нравится, на зеркалки я бы не смотрел — рабочий отрезок у них у всех не тот, плюс у этого варианта перемещение линз еще идет внутрь камеры. другими словами, дорога к беззеркальным аппаратам, которые, возможно, могут иметь адаптеры под него. Брать только что-то более популярное, вроде Олимпуса-Панасоника и искать где-нибудь на ебее адаптер. Либо уже к спецам обращаться, чтобы сделали.

    • А еще можно купить Киев, снимать на пленку и не париться с адаптерами и т.д. Если понравится рисунок то в следующий раз купите под резьбу М42 и переходник под нужную вам камеру.

      • Или да. Причем там в Википедии еще несколько фотоаппаратов указано, что с ними работают.

  • andrey says:

    nemnogo pochital i ponal shto y mena JUPITER 9 kotoryy s bayonet krepleniem. i kak mne evo teper lepit k kamere???????? peredelyvat pod resby toje shtotopisali…
    esli kto v kyrse …pojalysta

  • andrey says:

    kak ponal kreplenie bayonet. speredi (JUPITER-9 N7002264 2/85).so storony nashel bykvy M bolshyy .
    napishyte kak evo polzovat s tolkom,ili canon 60d nepodoydet dla etogo???????
    spasibo….

    • Понимаю, что мы наглеем уже, но можете сфотать байонет и нам показать?

  • Владимир says:

    Спасибо, уйма полезного!!!
    Был Зенит, сейчас приобрел Кэнон 450Д, попробовал снимать с Юпитером 9,(приобрел адаптер), на дисплее постоянно диафрагма
    2.0, как я ее не меняю, выдержки днем очень короткие…
    Наверно нужно ориентироваться только по качеству на дисплее?

  • iegorov says:

    А по ссылке на объектив в интернет-магазине заявляется, что это “Юпитер-9 85 мм F2.0 для Nikon”. Так зачем переходник и какие проблемы с бесконечностью, если это сразу вариант для Nikon?..
    Или магазин врёт, продавая под видом “для Nikon”, “для Canon” и т.д. один и тот же M42?

    • Мне, честно говоря, все равно, что там написано, но причину для этого понимаю следующую: объектив советский, поэтому сделан не под Canon/Nikon/Sony, а с резьбой М42 и соответствующим переходником под соответствующую буковку, а потому, может утверждать, что это «комплект для Canon/Nikon/Sony». Начинающему скажи М42, так не поймет никто ничего, к тому же, есть и оптимизаторские дела, и поисковые. Это же ведь сначала надо, чтобы потенциальный покупатель прочитал полинтернета, и только потом пришел и потребовал к стекляшке еще и переходник соответствующий самолично. А это раз в сто сокращает количество потенциальных покупателей вообще, потому магазин и подсказывает правильный путь.

      Магазин вменяемый очень, так что фразой «магазин врет» вы становитесь похожи на черного пиарщика, а это для вашей кармы плохо.

  • pilot says:

    Ага, точно наговаривают))) Бесконечность там есть, и для Никона и для Канона. Что касаемо прыгалки, то где гарантия, что ее не уберут в следующих моделях камер Никон, как убрали мотор например.
    “Samyang по тестам рвет и мечет.” – А что ему делать то еще?? Ему же надо долю рынка занимать. Маркетинг называется – штука страшная. Тесты все проплачены, ну или бартером. Да и потом, где вы видели нормальных тестеров? Имеется ввиду общепризнанных? Ну как дети ей богу, прям странно слушать.

  • Илюха:
    “Имхо, 25 тр за советское стекло – это только для настоящих фанатов и коллекционеров!”
    Не хочу никого обидеть, это личное дело каждого. Но помоему это не для фанатов а для дураков. У нас они идут по 300-400 баксов на барахолках. Но 800 это уже лохотрон чистой воды. Ну разве что он неюзанный 60-х годов с надписью “Гран при брюсель” чисто для коллекции.

    “За такую деньгу можно взять очень качественный б/у портретник также с очень хорошим рисунком.”
    Тот же Samyang 85 mm f/1.4 который в отличии от Гелиоса идет под разные системы(с прыгалкой и бесконечностью), стоит около 300-400 баксов и не весит килограм :)

  • Ок, приду домой – проверю ;)

    З.Ы. Забыл дописать в прошлом каменте. Samyang по тестам рвет и мечет. Как появятся лишние деньги то я лично задумаюсь о его приобретении.

  • Илюха says:

    fotoironman: “Гелиос-40 85/1.5”

    Ого, даже 1.5!
    Теперь мне более понятен обнаруженный вчера диалог на одной из барахолок:
    Первый: “Продам Гелиос 40 за 12 000 р. Без торга!”
    Второй: “Демпингуете, батенька? :)) Я вчера свой за 25 000 отдал!”

    Имхо, 25 тр за советское стекло – это только для настоящих фанатов и коллекционеров! За такую деньгу можно взять очень качественный б/у портретник также с очень хорошим рисунком.

  • UncleSam: “Тогда следующий вопрос: зачем портретнику бесконечность?”
    UncleSam: “Стекло портретное, согласен, но не одни же портреты им снимать.”

    У меня на “китовом” Гелиосе 44 с переходником под никон бесконечность была где то на полтора-два метра. Таким образом максимум что можно было снимать – портрет по пояс. У Юптера 9 не помню, но тоже близко. Ну если матрица полнокадровая то немного получше. Но все равно отсутствие возможности снимать модель в полный рост и близко к нему ограничивает сферу его применения. Не менять же объективы туда сюда по 10 раз за фотосессию.

    ilyukha: “По-моему, ТТХ такие же 2/85 и зовут его Гелиос-40”
    Гелиос-40 85/1.5

    • fotoironman, наговаривате вы, нормально снимает и фокусируется на дальше чем 2-3-4 метра.

  • ilyukha says:

    2 UncleSam : Так 4м – достаточное расстояние для макро (как и для портрета в основном). А вот портрет делать на расстоянии 70-80 см от лица – все-таки это нонсенс (для модели, во всяком случае:)).

    Проверить просто – поставить на фотег стекло с пустым переходником, а затем – это же стекло с переходником с линзой, дающей бнсконечность. И сравнить результаты.

  • ilyukha says:

    UncleSam: “А какая проблема с бесконечностью в портретнике?”

    Видимо, имелось ввиду, что переходник без линзы не дает объективу М42 фокусироваться в бесконечность. А без линзы фокус только на 70-100 см в зависимости от стекла.

    Кстати, в фотонете слушал много легенд про Гелиосовский портретник, который круче Юпитера по всем статьям. По-моему, ТТХ такие же 2/85 и зовут его Гелиос-40 (если ничего не напутал). Вот эту бы парочку сравнить! :))

    • Тогда следующий вопрос: зачем портретнику бесконечность?

      У нас на тесте микро-никкор 60 мм — офигенное стекло, но дальше метров четырех фокус отстой полный, а ведь продается по 20 тыщ. Собственно, всем наплевать, потому что это макростекло, и никого не волнует, как далеко бабочки улететь могут, все равно ведь не снимешь.

  • Осталось приехать в Киев…

    Светосила не главное — можно очень светлый объектив сделать, который будет ужасно мылить на открытой дырке, так какой в нем смысл, с любой ценой?

    А какая проблема с бесконечностью в портретнике?

  • “под Canon тоже прыгалки нет ;)”
    Зато с бесконечностью проблем нет. А вот Никонистам сразу две проблемы на голову.

    “Если не жалко, дайте Калейнар на тест”
    С удовольствием. Приезжайте к нам в Киев и тестируйте на здоровье :)

    З.Ы. О конкурентах. Не забывайте еще и о корейцах и иже с ними, а в данном случае я имею в виду Samyang 85 mm f/1.4
    При цене раза в два больше он дает весьма завидную светосилу.

  • ИМХО как для теста “портретного” объектива не хватает как раз портретов в обзоре. Те две фотки детей немного не в счет.
    З.Ы. Жалко что так и не сумели приделать полноценный хвостовик для Никонов и Пентаксов с прыгалкой и сохранением бесконечности, он бы выглядел тогда на порядок привлекательнее. Имею два таких объектива плюс переходник, и практически ни одним не пользуюсь по той причине что есть Калейнар Н 100/2,8 который хоть и немного проигрывает в технических характеристиках зато лишен этих недостатков. Очень жаль что его перестали выпускать. Думаю что при грамотной маркетинговой политике он бы мог пользоваться большим успехом как странах СНГ так и за рубежом.

    • fotoironman, под Canon тоже прыгалки нет ;)

      Если не жалко, дайте Калейнар на тест, мы вернем в полной сохранности, зато будем понимать, о чем говорим. Стекло портретное, согласен, но не одни же портреты им снимать.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*