Артем:
Сергей, здравствуйте!
Я был вчера в Фотопроекте, мне сказали, что накатка на пенокартон — это максимум 60х40… Мол, иначе готовую продукцию со временем поведет,… брешут?
Однако, наша рубрика «вопрос-ответ» удалась. Я довольно много общаюсь с людьми, поэтому часть этого общения лучше вынести на обозрение общественности, потому что многие вопросы волнуют, как минимум, больше одного человека. Однако, это просто вступление, ответ следующий:
Если вкратце, нет, не брешут. Однако, как не бывает универсальных вопросов, так и не бывает универсальных ответов. Прежде всего, есть определенные технические допуски, параметры, требования, в которых я ничего не понимаю и понимать начинаю только по мере необходимости, а есть опыт использования, который у меня существенно больше знания всех этих допусков, и им я предпочитаю руководствоваться.
Для чего делают накатку: когда вы печатаете фотографию, изображение проецируется на тонкий химический слой, основа у которого неоднородна. Как правило, это бумага с чем-то композитным. Композиты влагу не впитывают, а вот бумага очень даже, и со временем фотография, вставленная в рамку, жмется внутри нее «гармошкой», просто потому что увеличивается в размерах от разбухания (повторить эффект можно и своими руками, ускорив процесс с помощью пульверизатора с водой). Для матовых это не очень страшно, а вот для металлика жизненно важно, так как отражения этих волн очень хорошо заметны и раздражают с каждым годом все больше. Именно поэтому фотографии клеят на разные материалы («накатывают») с использованием мерзкого едкого синтетического клея, из которых самый бюджетный — мелкодисперсионный пенопласт, оклеенный двумя листами картона с обеих сторон («пенокартон»). Толщина листа пенопласта и картона, а также цвет, могут различаться, как различаются и форматы, которые рекомендуется на него накатывать.
Вполне возможно, помимо рекомендации, которую озвучили сотрудники Фотопроекта (а тут есть рекомендация для максимальных форматов, в зависимости от толщины самого пенокартона и его жесткости), у них, возможно, есть и инструкция «слишком умных» переводить на накатку на более дорогих композитных панелях и рекомендовать делать пластификацию… просто предположение, не более того. Это просто выгодно компании. Если есть деньги, послушайте рекомендации и не умничайте.
Теперь к нашим бюджетным решениям: стандартное решение, которое обычно предлагают вам с пенокартоном, так как не знают, что еще вы с ним делать будете — два крючка, которые крепятся прямо на него. Натянуть между ними леску, и она сама будет со временем все больше способствовать выгибанию панели. Однако, такой вариант в наше время неприемлем. Если у вас хоть раз падала фотография на пенокартоне, вы меня поймете. Одно падение фактически означает обнуление ваших затрат на производство шедевра, так как этот материал легко мнется.
Сразу сделаю оговорку про толщину: 3 мм подходит для вставки фотографии в багет, 5 мм — для печати форматом 20×30 см, 10 мм — 40×60 и больше. Пенокартон прекрасно вешается и смотрится без рамки — на крепеже он еще и отстает от стены на 4 мм, отчего создается впечатление, что он просто висит в воздухе. Все это прекрасно подходит для фотографий размером 140×76 (больше я просто не заказывал пока) — для применения в профессиональных целях, более крупных форматах печати используйте другие варианты накатки на более твердые материалы.
Из того, что я успел попробовать, больше всего мне нравится 3M Command — двусторонние липучки (есть с крючками, но нам нужны только эти). Работают просто: одна часть клеится к фотографии, вторая на стену, защелкиваются друг на друга. На стене держатся уверенно, замок разрывают только в одну сторону, не вызывая падения картины — однако, главное их преимущество заключается в том, что, когда приходит время их снимать, вы спокойно удаляете оставшуюся половину с обоев или окрашенной стены, потянув за хвостик. Естественно, без хвостиков половинки уже вторично не используются. Как следствие такого удобства, такие вот полоски довольно дороги (100 рублей за упаковку на 4 пары, на большую картинку требуется две упаковки), зато продаются в любом сетевом строительном магазине.
Так вот, чтобы фотография не выгибалась (а картон ведь тоже влагу впитывает), просто распределяйте липучки по плоскости фотографии равномерно. На 60×40 уйдет 5 пар (одну возьмете из второй упаковки), на 120×60 — 8. Можно и больше наклеить, но надо ли? Потом еще и отрывать без следов замучаетесь. Она не упадет, даже если на одной висеть будет, просто выгибаться будет. Клеится сама фотография на стену просто: пары сначала защелкиваются, приклеиваются одной клеевой стороной к фотографии, затем все измеряется, смотрится, как и что, наносится разметка на стену (карандаш в помощь), после чего снимается вторая защитная пленка, и фотография фиксируется на стене. Инструкция самого 3M красива, но нам не подходит. Снимается фотография со стены только один раз, так как сложно попасть опять так же точно в крючки самой липучки — учтите это.
Сергей, спасибо за ответ на мой вопрос! Точнее так — спасибо за развернутый публичный ответ на мой небольшой вопрос. Вот правда лучше прочитать и сразу не делать ошибок, чем на свои грабли наступать. Спасибо, что сказали где постелить соломки ))))
Начиная с 5мм есть метализированный (считай усиленный) пенокартон. Он менее подвержен искривлению. Кроме того, можно сделать поверх накатки ламинирование — это дополнительно усилит конструкцию. В итоге, ламинированные фотографии 60х90, накатанные на усиленный пенокартон уверенно висят на крюках _в_обжитых_сухих_помещениях_ не первый год, но точно так же начинают изгибаться во влажных помещениях с перепадом температуры.
Поэтому, если считаете, что в фотографии есть зачатки художественной ценности, то печатайте на холсте, натягивайте на подрамник и по желанию оформляйте багетом :))
Ну, ты загнул. Усиленный, как ты знаешь, и стоит дороже. А ламинацию я всегда делаю (на матовую не делают почему-то), хотя, подозреваю, что она просто не дает фотографии сильно пропитываться влагой, но все равно, обратная сторона пенокартона впитает и все поведет.