Компания Fujifilm имеет два сильных подразделения — это инженеры, ведущие передовые исследования, и маркетологи, результаты этих исследований продающие за большие деньги. Сделать окраску пикселов не по Байеру несложно, это просто дороже, но компания на это в свое время пошла, в результате не только продав таких матриц больше, но еще и перестроив свое производство, создав успешную систему оптики и запустив ретро-тренд в фотоаппаратостроении. И хоть камеры компании не без недостатков, и не настолько хороши, как пишут некоторые блогеры, но нельзя отрицать их однозначного прорыва в технологиях — они, действительно, двигают фотографическую науку вперед.
Компания перепробовала на своем пути многое — и ромбовидное расположение пикселов, и деление пикселов на группы, чтобы одни захватывали цвет, а другие свет, теперь же эти два тренда объединяются, и получается из них очень необычный патент, который снова перевернут все с ног на голову. На этот раз, компания решила упрочить свое положение еще на одну ступень, зарегистрировав патент на новую архитектуру своих матриц X-Trans — в частности, не все пикселы в новых матриц следующего поколения будут одинакового размера, так как компания решила в два раза увеличить пикселы, захватывающие только яркостные характеристики (монохромные пикселы, отвечающие за корректную передачу тональности по всему динамическому диапазону) и пикселы, окрашенные в зеленый цвет. Как результат, по всей видимости, у матриц вырастет динамический диапазон (картинка с монохромных пикселов будет совмещаться с интерполированной картинкой из цветных), а также улучшится цветопередача (потому что, на деле, цветные пикселы, преимущественно, за цветопередачу и будут отвечать).
Получается, что компания таким решением разделяет цвет и свет, которые будут совмещаться уже в итоге, при записи изображения на карту. Надо помнить также, что большие пикселы генерируют меньше шума, по сравнению с мелкими, а потому, у матриц де-факто вырастет и чувствительность — так как основная часть шума приходится как раз на зеленые пикселы, и теперь они, усиленные пикселами монохромными, будут от такой негативной черты активно избавляться.
Проблема лишь в том, насколько быстро сможет компания запустить новые матрицы в производство и затем интегрировать в новые камеры. По теории, от начала разработки камеры до ее выхода на рынок проходит 18 месяцев. Ждем и считаем месяцы?
ДД может и вырастет, но вот цвет… Если один из пикселей занимает кучу места и фиксирует только белый, откуда мы получим богатую палитру красных и синих оттенков? Из жалких мелких недопикселей? Предаставляю качество этих каналов. А пересветы? При пересвечивании очевидно зелёный насытится раньше, чем маленькие красный и синий. А вокруг источников будут ореолы с цветными градиентами от зелёного к фиолетовому. Зато в тенях красных и синих оттенков искать не стоит, там будут зелёные и серые. Эх, прошли времена CCD, кодак разорился и даже в DF Никон засунул CMOS.
Белый же будет отвечать только за яркостную составляющую. К тому же, если цветные пиксели будут зависимы от белого то при пересвете белый пиксель может уменьшать чувствительность цветных тем самым уменьшая цветовой пересвет. К тому же «жалкие мелкие недопиксели» — это как раз и есть пиксели нормальных размеров, а белый и зеленый — это тогда уж перепиксели. :-)
Кстати, тот же самый классический фильтр Байера имеет два зеленых пикселя RGGB.
А Fujifilm молодцы — постоянно пробуют сделать что-то новое — вспомнить хотя бы ту же Super CCD матрицу.
Fujifilm тоже, впрочем, делает CMOS — больше гибкости технология дает. Палитра оттенков пойдет из цветных каналов, из которых композитную яркость вытягивать не надо — только цвет. Это как с трехслойными матрицами, которые де-факто лучше и корректнее фиксируют цвета, не говоря уже о четкости. В любом случае, по определению, матрица с такими же пикселами синего и красного цвета и вдвое большим зеленого (одним вместо двух), плюс монохромным, которого нет в обычных, будет лучше. Надо только алгоритмы обработки сигнала нормально сделать, и будет толк.
Ничего про чёткость не говорите пожалуйста применительно к Баеру. В трёхлойных действительно есть чёткость. Тут же можно сказать какая яркость над белым пикселем, какая яркость зелёного над зелёным. Но попробуйте очертить визуально пиксель итогового изображения. Если это не блок из 16 пикселей, а блок из 4, то тонкие цветные миры будут дрожать и переливаться, т.к. на соседних пикселях позиционирование цветного фильтра разное. В общем поглядим на результаты
Ну, если так смотреть, можно сказать, что почему бы вообще полноцветные пикселы не сделать? Ведь одноканальные все разноцветные, и единого цвета не может, все поплывет… но ведь не плывет же, разрешение не в 4 раза ниже, хотя некоторых пикселов всего на 1/4 от общего числа и пр. Тут ведь еще электроники работают, которые алгоритмы работы с сигналом правильно пишут и съели на этом не одну собаку.