Микро-4/3″ умрет?

Микро-4/3″ умрет?

Поделиться

Сегодня система микро-4/3” стоит на границе между компактными камерами, рынок которых экспоненциально сдувается — можно сказать, почти умер, поскольку на нём остались лишь несколько моделей производителей, так или иначе не относящихся к полноценным компактам. Это так называемые бриджевые камеры, которые имеют какие-то свои уникальные характеристики. Однако, вслед за ними уже идёт рынок камер микро-4/3”, затем камеры с матрицами формата кроп ×1.5 и уже полнокадровые камеры узкого формата накрывают это всё сверху. И вот, на фоне массового захвата рынка полнокадровых беззеркальных камер, пришла очередь поговорить о том, какие перспективы ожидает рынок камер с маленькими матрицами.

На западе, к примеру, всё больше распространяется мнение, что формат микро-4/3” умер.

Итак, формат микро-4/3”, с одной стороны, по площади уступает всем остальным производителям, да и качество производства матриц там оставляет желать лучшего, не будем забывать, что там и 14 бит появились буквально год назад, и сейчас существует только в одной камере. Откуда такая несправедливость, я даже предположить не могу. Поэтому есть довольно логичные выводы, что, уступая по качеству, эта система не очень жизнеспособна. Дело в том, что все кропы и многие матрицы из полного кадра делает компания Sony. Остальные производители точно так же очень горят желанием на неё переключиться. А поскольку Sony доминирует на рынке и выдаёт весьма достойное качество, и все тесты показывают, что «микра» как раз до неё никак не может дотянуться, мне, как владельцу камеры этого стандарта, пусть и печально, но просто необходимо рассмотреть этот вопрос, хотя, честно говоря, я здесь не очень объективен. Просто для справки, у меня три рабочих камеры, это кроп Nikon, кроп Sony и Panasonic дважды кроп. Поэтому я всегда считаю себя как бы независимым обзирателем.

После статьи и видео про Yongnuo YN450 я запустил опрос на странице своего канала, просто чтобы узнать ваше мнение на этот счёт. Но его результаты меня очень поразили. В первую очередь, поразили тем, что в опросе приняло участие довольно много народу. Последние и более точные результаты этого опроса можно посмотреть на странице сообщества моего канала, но вряд ли они сильно изменятся относительно того, что вы видите.

Я понимаю, что данная выборка крайней необъективна, но всё равно интересна, поскольку поддержка системы
микро-4/3” равна голосов президента Путина на последних выборах, то есть, практически безоговорочна. Популярность системы в России понятна: чем меньше матрица, тем меньше она стоит, а на фоне конкурентных моделей с большими матрицами она ещё получается дешевле, а потому, ближе к народу. Интересно, что, поскольку эту систему поддерживают две крупных компании, под неё и объективов сегодня существует просто море, и камеры здесь есть очень интересные. Так, в системе есть одни из лучших стабилизаторов на рынке от компании Olympus, с которыми пока не может сравниться ни один другой производитель фотооборудования с более крупными матрицами, что тоже логично. С другой стороны, если вы посмотрите системы стабилизации изображения в современных видеокамерах, поймёте, что расти есть куда. В системе есть также передовые камеры Panasonic серии GH, которые хоть и стоят много, зато дают то, чего не даёт никто на рынке. На данный момент это 4K и 10 битная запись 4К с частотой кадров 60 прямо на карту памяти (либо-либо), пусть и в субдискретизация 4:2:0, естественно, не будем забывать и то, что все оптические решения и сами камеры весьма компактны, что является прямым следствием соотношения рабочего отрезка и размера матрицы.

В то же время, самые компактные камеры этой системы никогда не были сверхпопулярными.

Для большинства этого достаточно за глаза, но, тем не менее, давайте обратимся к традиционной статистике, то есть, рыночной.

Источник: Photo Rumors

Прежде всего, вот данные по японскому рынку по продажам компаний от Photo Rumors, по данным Nikkei. Как видите, весь рынок фактически контролируется всего лишь тремя компаниями. Половина принадлежит Canon со своими уже никому ненужными зеркалrами, четверть Nikon, и половина уже никоновской доли принадлежит Sony, и точно такая же доля относится на всех остальных производителей (готов почти поспорить, что там тоже все уполовинивается): Fujifilm, Olympus, Panasonic, Ricoh.

Если оценить долю 2 производителей микро-4/3″, то есть Olympus и Panasonic, она составит, наверное, не более 8%.

Но японский рынок имеет свою специфику, он самый технологичный и ближе всего расположен к японским производителям, к тому же, учитывая местное ценообразование, японцы вообще предпочитают более дорогие камеры. Поэтому, как полную противоположность ему, я предлагаю посмотреть на наш, российский рынок.

По количеству камер

Сразу скажу, что это статистика у меня не самая свежая, а только за 17й год, хотя уже тогда видно было, что зеркалки сильно теряют позиции, хуже них только компактные камеры, которые буквально сыплются, более-менее держатся только беззеркальные камеры, которые выросли только в цене, а количество проданных экземпляров всё-равно сократилось.

Однако, зеркальных камер всё равно продаётся в 3 раза больше чем беззеркальных, а компактных камер в два раза больше чем зеркальных.

По объему продаж, в рублях

Хотя зеркалки всё равно на первом месте по цифрам продаж, если считать в рублях. Правда, тенденция такая, что в этом году, скорее всего объем продаж в денежном выражении здесь вообще выравняется, и вот это действительно будет потрясением. И что интересно, при такой структуре нашего российского рынка Оlympus и Panasonic продают чуть больше 4% в штучном выражении и 6% в ценовом. То есть, ситуация у «микры» даже хуже, чем на японском рынке. Причина расхождения здесь тоже ясна: средняя цена камеры Canon почти в два раза ниже, чем Panasonic и в полтора раза меньше Olympus. Цена — это действительно основной определяющий фактор.

Получается, что камеру Olympus или Panasonic сегодня люди покупают в очень редких случаях, в большинстве своём отдавая предпочтение обычным зеркалкам.

Отдельно отмечу, что доля меньше 10% уже вполне может считаться не долей на рынке, а просто нишей. При этом, доля и Olympus, и Panasonic год от года постепенно сокращается. Я сомневаюсь, что этот год, когда и Canon, и Nikon выпустили долгожданные камеры, будет триумфальным для какой-то из компаний, хотя у Panasonic за последние два года было два очень ярких анонса, но сама камера GH5 или GH5S относятся к профессиональному сегменту. Пожалуй, только Olympus со своей новой «десяткой» сможет завоевать больше внимания покупателей, хотят тягаться с зеркалками Canon, сделанными по лекалам десятилетней давности, у него вряд ли получится. Основная же часть покупателей все равно не вникает в особенности строения камер и покупает то, что имеет красивые буквы на шильдике.

В общем, мне ясно, что ни один, ни другой участник консорциуме микро-4/3″ не горят желанием сильно прыгать вперёд, и даже китайская Yi или Yongnuo здесь погоды не сделают, поскольку вообще ориентированы на внутренний рынок, да и там могут легко затеряться. И мнения даже внутри моей головы разделились, поскольку результат здесь зависит только от глубины кризиса на рынке, о котором я писал буквально пару недель назад, а соответственно, от политической воли руководства. Обе компании диверсифицированные, и Olympus имеет самое доходное подразделение в медицинской сфере, а фотографический бизнес для компании не является основным, да и Panasonic тоже участвует в самых разных сегментах рынка, даже фены выпускает, но при этом камеры компании существуют на рынке очень давно, и всегда были яркими. Так что, если компании не накроет сильная нехватка денег в течение долгого периода, скорее всего, они так и сохранят свои небольшие доли рынка. 

2 комментария

  1. Ингвар

    К народу ближе, ага… Народ купит б/у ФФ, к нему тонны оптики у разных систем. Микру новую покупают те у кого есть лишние деньги, а потом с пеной у рта хвалят что деньги не зря слили. А на деле за компактной стильной игрушкой ущербный динамический диапазон и довольно скромные картинки, которых у кропа 1,5 добиться легче. Видео интересней, но уже фотики для видео берут, дожили.))) Сейчас на кропах и микрах слишком много мегапикселей, уже все смешалось… Хочешь реального объема, картинки, гибких возможностей по съемке, или же работу с мануалами, то только ФФ, хоть БЗК хоть ЗК, кому что удобно. А микра нынешняя слишком к оптике капризна- это уже минус на мелкой матрице слишком много мегапикселей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *