Fujifilm явно производила сокращения не в среде разработчиков фототехники и маркетологов — новый фотоаппарат Fujifilm Finepix F200 EXR выглядит весьма внушительно на словах. Собственно, как было и с моделями F30/F31fd — только впоследствии модели все же оказались удачными, а вот последовавшие за ними их переделки в лице F40, F50 и F60 только их жалким подобием, хотя анонсировались с тем же пафосом. Сказать по правде, оригинальный продукт только тогда и выходит оригинальным, когда разрабатывается с нуля или сильно переделывается предыдущий — любые количественные изменения впоследствии приводят к эксплуатации уже достигнутых высот, позволяя туда же дотянуться и конкурентам. Сегодня функции, которые есть у предшественников, распространились по всему спектру компактов, причем не только лидеры подтянулись, но и компании, некогда довольствовавшиеся задворками рынка цифровых фотоаппаратов.
По поводу нашего выпада в адрес японских маркетологов оправдаемся, сказав, что любят они чуть ли не все параметры понапихать прямо в название, чтобы то ли потребителя с толку сбить, то ли с другими померяться. Вот взять Canon — они добавляют в название идентификатор серии (у всех производителей это буковка перед цифрой) и факт наличия оптического стабилизатора (IS), Nikon не указывает даже, есть или нет стабилизатор (особенно в последней серии, где во всех моделях системы стабилизации разные — пусть потребители сами разбираются). На их фоне «владельцы Фудзиямы», конечно же, выделяются — они намеренно указывают в названии сделанные в фотоаппарате новинки. Раньше это была инновационная система определения лица в кадре (FD), сейчас вот новый (не обновленный, а, по словам разработчиков, сделанный с нуля) процессор. Собственно, факт наличия процессора в фотоаппарате потребители не ощущали с пленочных времен (тогда не было) до последнего года — вслед за Digic Кенона появились Expeed (Nikon), Bionz (Sony), Prime (Pentax), Real Photo (Sigma), и при этом каждый говорит об уникальности своих разработок (позвольте, но уникальностью было бы не наличие, а отсутствие в фотоаппарате процессора и запись данных напрямую с матрицы без оцифровки, чтобы потом прогнать через процессор компьютера, который гораздо мощнее), показывая разные буквы и термины. Так что наличие трех букв в конце названия еще не говорит, что они пригодятся в жизни (другие буквы вон на заборе постоянно пишут).
Итак, перейдем, собственно, к фотоаппарату. Представляет собой он, безусловно, инновацию, причем тут уже можно долго и нудно спорить, насколько оправданную. Волшебные пикселы Fujifilm теперь пришли и в компакты (собственно, пришли они чуть раньше, вместе с S100 FS, но уже тогда их эффективность была спорной, после чего контора задумалась, хоть и получила призы за модель) — для несведущих напомним суть: матрица Fujifilm отличается от стандартной тем, что в ней два различных типа пикселов наложены друг на друга решетками через один. Половина пикселов высокой чувствительности, половина низкой — общий принцип, на который потом накладываются различные варианты использования: для расширения динамического диапазона, для хорошей работы в условиях низкой освещенности — это два основных направления, которые в новом фотоаппарате объединены. По сути, аппарат ориентирован на довольно широкую публику, что грозит ему, по всей видимости, провалом — особенно, если народ не поймет.
Три основных режима работы — это высокое разрешение, при котором выдаются кадры разрешением 12 Мп (матрица размером 1/1.6″, довольно крупная, по современным меркам), низкие шумы (отдельно считываются два разных типа пикселов, из одного выдирается информация о цвете, из другого — об освещенности, впоследствии она объединяется и формирует окончательный кадр разрешением 6 Мп) или расширенный динамический диапазон (отдельная проработка светлых и темных зон кадра, которая объединяется по принципу склейки HDR, тоже 6 Мп). Фотоаппарат позиционируется как 12-мегапиксельный, коим фактически не является — если, конечно, не использовать его на полном разрешении постоянно. Впрочем, на фоне множества разговоров о том, что не мегапикселы главное, и если учесть хорошую маркетинговую политику — правда, на фоне падающих затрат производителей еще непонятно, во что это выльется. По сути, и 6 мегапикселов достаточно, особенно, если они волшебные, да и смотреть нужно на результаты тестов — обещается хорошая картинка вплоть до ISO 3200, после чего фотоаппарат работает только с более низким разрешением (3 Мп).
Объектив — наверное, одна из сильных сторон фотоаппарата, наравне с хорошей картой шумов (требуется проверить) и расширенным ДД. Здесь он дает вам возможность полноценно использовать широкий угол 28 мм и 5-кратный трансфокатор (максимум ФР 140 мм) — не ахти какие характеристики, но, зная политику компании, должен содержать по минимуму оптических искажений и быть гораздо резче, по сравнению с конкурентными моделями.
Остальные характеристики тоже небедные: «суперумная вспышка» (не смейтесь, так и написано в спецификации) — система управления мощностью вспышки, которая одновременно и передний план не засвечивает, и задний во тьму не погружает, причем даже при съемке макро, определение лица в кадре (до 10 штук в любом месте и с любым наклоном и даже небольшим поворотом головы), оптическая и цифровая стабилизация, студийный портрет (имитация профессиональных портретов), двойной кадр (снимается кадр со вспышкой и без, потом сравниваются). Впрочем, даже здесь кроются некоторые неприятные моменты — например, серийная съемка возможна только со скоростью 1.4 кадра в секунду в серии не более 3 кадров (глупая система сохранения первых или последних трех кадров, которую Fujifilm продвигает с незапамятных времен и никак не может понять ее нефункциональности), что, правда, обязательно обоснуют необходимостью сводить кадры в расширенный ДД или давить шумы встроенным процессором, который окажется далеким от совершенства. Можно также заметить, что слот для карт памяти тоже один, как и было ранее, т.е. использовать две карты одновременно не получится. Однако, даже это не страшно.
Страшно другое — цена 400 долларов, которую за модель запрашивает производитель. В этом сегменте рядом будут находиться как модели, у которых объективы покрупнее и получше, так и более быстрые (или со сходными шумами) и с большим разрешением матрицы. Впрочем, если сказать честно, нормального, адекватного конкурента у аппарата нет: у других моделей на передний план будет выходить то одно, то другое, а Fujifilm, похоже, сделала то, что находится в середине и по всем фронтам может достойно ответить (с оговоркой, что о шумах узнаем только после тестов) — многофункциональный фотоаппарат, от которого требуется только одно: не ломаться, а везти вперед.
Целевая аудитория для фотоаппарата — энтузиасты фотографии, которым и в помещениях надо адекватно снимать (не загибая пальцы про разрешение), и природу разрисовывать красиво. Собственно, это люди, которые перед покупкой будут долго блуждать по сети и встречать позитивные отзывы, а они долго думают, зато потом и ищут упорно. Так что, если фотоаппарат будет решено сделать не универсальным, а нишевым (что вряд ли), свой потребитель у него будет.
Дизайн уж как то сильно IXUS’ы напоминает. А вообще в России Fujifilm на рынке мыльниц все еще не совсем адекватно воспринимают. Автоматический аналог HDR, это конечно интересно, но все же зачем этой аудитории покупателей мыльниц… Какая то не простая матрица… как то все слишком сложно для человека, которому нужно просто сделать снимок… друга, не увлекаясь настройками. Ведь мыльницы для того и делаются, поставил на автомат и снимаешь… Как то мне не совсем понятна логика аппарата…