Проект дальномерного бриджевого фотоаппарата Samsung NX10 практически даже не успел побыть слухом — компания, в отличие от большинства производителей, заявила о своих намерениях очень давно, сразу и в открытую сообщив, что намерена вывести на рынок беззеркальный аппарат с матрицей типоразмера APS-C (меньше пленочного кадра стандарта 135 в полтора раза), а прототип представляла еще весной. О преимуществе аналогичных аппаратов мы говорили еще на момент появления системы микро-4/3” — это более короткий рабочий отрезок и, как следствие, менее строгие требования к оптике, меньший диаметр объективов, более компактный конструктив аппаратов, а вот о недостатках, наоборот, предпочитают умалчивать, будто их и нет вовсе, а ведь это более дорогие аппараты, чтобы окупить затраты на разработку, а также, за счет более дорогой матрицы (по сравнению с компактами), не очень быстрый автофокус, который подчас медленнее аналогичного параметра у компактов (есть для этого даже техническое обоснование этого — фокусировочное кольцо у компактов крутится куда меньше). Полагаем, и Samsung исключением не станет…
В Samsung проект готовили долго — на прошлогодней PMA заявляли о выходе системы летом, но летом же представители компании в России практически официально сказали, что раньше Нового года ждать фотоаппарата не стоит, и ограничились релизом довольно оригинальных аппаратов с двумя экранами и с передачей данных и поддержкой GPS. В принципе, релиз, как и его перенос (хотя сложно сказать, что именно в головах у маркетологов) обоснованы проведением в январе выставки «Потребительская электроника» (CES 2010), на которой обычно и происходят такие глобальные анонсы компактов и ориентированных на широкого потребителя зеркалок, потому и подобрать момент лучше было нельзя — все-таки, американский рынок фотолюбителей куда шире российского и богаче. Потому и выставок там проходит больше, где обычно тусуются фотопроизводители.
Samsung NX10 не является совершенно новой идеей, как бы старательно маркетологи ни пытались это до нас донести — до него дорожку уже протоптали более именитые производители. Первой, как ни странно, была Sony со своим Sony DSC R1, который имел на борту довольно резво фокусирующийся несъемный зум-объектив и матрицу все того же форм-фактора APS-C. Она была шумной, тормозной, но одного у нее не отнять — она была первой, разработкой идеи, за которую впоследствии ухватились многие производители (не сомневаемся, что аналогичные мысли зреют даже в головах Canon и Nikon, которые все равно предпочитают оставаться в зазеркалье). Затем была Sigma, которая вставила в куда более компактный корпус (по сравнению с Sony) матрицу такого же размера, но волшебную Foveon, в результате чего появилась Sigma DP1 и DP2. Дальше уже все пошло развиваться как снежный ком — своевременно подсуетился Olympus, получив кучу денег своего партнера по системе 4/3”, Panasonic, который, по всей видимости, и подтолкнул его к созданию микро-копии этой системы, так как сам никогда не был заинтересован в зеркальном рынке с очень жесткой конкуренцией, решив открыть на рынке свой сегмент (именно поэтому моделей в арсенале Panasonic под новую систему заметно больше его партнера). Микро-4/3” стала первой системой без зеркала, с крупной матрицей и сменными линзами — по сути, являясь цифровыми версиями прекрасно зарекомендовавших себя дальномерок (Leica, Zeiss, Fujifilm и даже ФЭД, их советским аналогом).
Маркетологи, как бы мы их ни ругали, молодцы — наверняка давно просчитали размер сегмента потенциальных потребителей фотоаппаратов без зеркала. Тем более, что запас по времени у корейцев был — опыт продаж всех указанных выше предшественников говорил о том, что необходимость создания промежуточного сегмента (или, как говорят на Западе, «связующего» звена фотоаппаратов, bridge cameras) давно назрела. Дело в том, что между профессионалами и массовым сектором всегда был определенный разрыв и были люди, которые не хотели огромных размеров, но не могли смириться и с качеством, которое давали компакты — потому и появлялисвь «доступные зеркалки» и «продвинутые компакты». Удешевление технологий протоптало производителям дорожку к потребителям: если посмотреть на рынок, компактов продается примерно в 10-15 раз больше, чем зеркалок, но пользователи зеркалок — куда более активный и потому более интересный производителю сегмент: один раз «подсев» на систему, хоть и выражают свое недовольство, но все равно продолжают закупаться объективами, вспышками, фильтрами и пр., обеспечивая постоянную речку кэша, за которую финансисты все тех же производителей искренне благодарят маркетологов.
Однако, отвлечемся от наших сентенций и поговорим, собственно, об аппарате. Нового в нем много, хотя маркетологи, как всегда, перегнули палку, подставив даже своего Президента — в его речи много пафоса, но куда меньше правды (спасибо тем, кто писал ему некорректные утверждения):
«Samsung всегда отличался быстротой внедрения передовых технологий в массовые продукты. Сейчас мы представляем первую в истории компактную камеру с сенсором формата APS-C и без зеркального элемента»
Получается, что президенту либо не доложили, либо он просто не знает (ему можно) о фотоаппаратах, вроде Sony R-1 и Sigma DP, в которых сенсоры такого формата были использованы раньше, а зеркала тоже не было — хотя, для своих потребителей историю можно и переписать. А ведь стоило лишь вставить фразу про «сменные объективы», и все было бы в порядке (мы уж подумали, что это не очень корректный перевод российского представительства, но в оригинале речь звучит так же).
Между тем, аппарат очень неплох в функциональном плане. На сенсор компания не поскупилась — поставила туда передовой CMOS разрешением 14 Мп, отчего вывела фотоаппарат на уровень даже выше своего основного конкурента, Olympus-Panasonic. Впрочем, потребители могут этого и не оценить — умные энтузиасты еще долго будут искать отзывы на форумах и результаты тестирования «по шумам», чтобы аппарат соответствовал их ожиданиям, и если здесь картина окажется не лучшей, своими негативными отзывами быстро урежут часть доходов компании. 3-дюймовый дисплей высокого разрешения относится к классу тех, которые мы полюбили еще в самсунговских компактах, выпущенных летом. Надпись AMOLED на панели дисплея говорит о прогрессивных технологиях в аппарате, а именно, что заплатить тоже придется подороже — их действительно хорошо видно даже под палящим южным солнцем, но и на цену аппаратов они давят довольно сильно. Сенсорным его, правда, не сделали, что хорошо, будет, наоборот, чуть подешевле.
Байонет в фотоаппарате сделан совершенно новый (кто бы сомневался), но по своим правилам, установленным на годы вперед. Система этого байонета так и называется NX и будет обеспечивать совместимость во все стороны, как сегодня обстоит со всеми зеркалками: на более молодую модель всегда можно поставить более старый объектив, таким образом, обновляя не парк оптики, а только технологическую составляющую, сам фотоаппарат. Более того, если зеркалки для энтузиастов сегодня все еще имеют кроп-фактор ×1.5-1.6, здесь это уже полный кадр, и больше его делать никто уже не будет (а вот для зеркалок такая надежда остается). С другой стороны, обозначение оптики осталось прежним, чтобы, с одной стороны, не путать с зеркальными объективами, а с другой, соблюсти стандарты — возможно, кстати, будет поддержка и стекол Samsung, выпущенных под стандарт GX (байонет Pentax KAF). Пока, правда, об этом никто не сказал, но анонс переходника, возможно, запланирован на более позднее время, т.к. на сегодняшний день производитель всего-то и успел, что выпустить под систему два объектива (штатник 18-55/3.5-5.6 и «блинчатый» фикс 30/2) и обеспечить совместимость с существующими для зеркалок вспышками.
Отдельная песня — автофокус в аппарате. Почему-то (мы знаем, почему, просто раньше не углублялись в это) нигде и никто не говорит, что автофокус в аппаратах с большой матрицей оставляет желать лучшего. Нет, он точный, в большинстве случаев, и «довольно» быстрый, и в то же время не дотягивает не просто до уровня зеркалок (это пока технически невозможно), но даже до уровня современных компактов — последнее тем более понятно, потому как в современном компакте все решает размер матрицы, который делает очень небольшую разницу между фоном и объектом в фокусе, и ход колеса фокусировки вообще может измеряться всего 10 позициями, в то время как большая матрица размывает фон куда сильнее (за что и ценится) и, в то же время, перемещение линз автофокуса становится также более существенным, с чем контрастный автофокус (другого пока для компактных систем не сделали) справляется плохо. Фраза про то, что автофокус «на уровне аналогичных аппаратов», в переводе на русский, говорит непосредственно о том, что он такой же плохой, как в Panasonic-Olympus.
Самое печальное — то, что нормальный видоискатель в фотоаппарат так и не поставили, и раз на DP Review пишут, что у Samsung главная подвижка — разрешение VGA (640×480) в нем, значит, дела совсем плохи, хотя большое разрешение, конечно же, лучше. Еще бы его сделали побольше, было бы совсем хорошо. Плюсом в фотоаппарате является то, что видоискатель включается автоматически при поднесении аппарата к лицу, а экран отключается — это удобно, хотя и на корпус человека такая система срабатывать будет.
В плане матриц мы не будем ничего говорить — вряд ли Samsung удастся прыгнуть через свою же голову, и разрешение здесь станет скорее маркетинговым шагом, а не основой ясного мышления, так что вряд ли стоит надеяться на красивую картину шумов. А жаль. Фотоаппарат интересный.
Думается,что это желание компании действительно закрепится на всех»фронтах»,а вот получиться ли? Была попытка выпуска вместе с Пентакс пары моделей зеркалок.Но будет ли успех при ценах на такие камеры.Ведь здесь рядом и Fuji с 100 и 200 моделями.Конечно там матрица меньше и объектив не съемный ,но и цена для потребителя дешевле. Хотя у Никона D3000 уже за 19000 в магазине. Ну а утверждение маркетологов компании » самый… «и далее можно подставлять что угодно в последнее время стало часто их подводить.Тут уместно вспомнить их рекламу ноутбука,где они замеряли толщину не по той части,где батарея,а там ,где экран закрывается на корпус.Вот и стал он у них «самым тонким в мире».
«У нашего телефона самый тонкий в мире болт для крепления ремешка»