Простые фокусы

Olympus E-PL1

Фотоаппарат Olympus E-PL1 был представлен в серии Digital Pen компанией в самом начале февраля, на выставке «Потребительская электроника 2010», буквально спустя месяц фотоаппарат оказался и в России, правда, на сегодняшний день, в магазинах его нет, известны только предварительные ценники. Нам на тест аппарат перепал стараниями пиарщиков компании Olympus, причем, как мы усиленно и просили не только со штатным объективом 14-42 (на фотоаппарате магическим образом превращается в 28-84), но и с «каким-нибудь блиноподобным фиксом», коим оказался Olympus Zuiko 17mm/2.8. Тесты обоих стекол появятся чуть позже, скажем лишь, что со штатным объективом аппарат выглядит не совсем компактно, хотя в небольшую молодежную наплечную сумку влезает довольно легко, вместе с кучей мелочей — «блин» же ровно в два раза тоньше штатника уже в сложенном виде, отчего и аппарат может влезть даже в карман. Не «в любой», как пишут в некоторых не самых компетентных тестах (толщина аппарата с объективом получается больше 4-5 см, что само по себе внушительно), а в довольно крупный — карман куртки, особенно, пуховика, к примеру, тогда не сильно заметно будет, что он топорщится. Именно в таком варианте, кстати, представляется нам более рациональным использование аппарата… но об этом ниже.

Позиционирование

Целевая аудитория фотоаппарата, прежде всего, фотографы профессионалы, которым этот фотоаппарат мог бы пригодиться в качестве второго «на каждый день», а также те, кто, как говорит сам производитель, никак не могут выбрать, зеркалку купить или компакт. И если для первых важна исключительно компактность, вторые оценивают удобство, автоматику и любят зум-объективы. Учитывая, кстати, некомпактные габариты зум-объектива 14-42, в конкуренты можно приплести и компактные зеркалки — это младшие модели все того же Olympus или Pentax, равно как и некоторые модели лидеров. На сегодняшний день, Olympus E-PL1 продается только со штатным объективом или с объективом Olympus Zuiko 17 мм/2.8, с которыми мы его и тестировали. Цена одинаковая на оба комплекта и составляет, если верить Яндексу, 25 000 рублей. Отдельно объективы в России пока не продаются — понятное дело, надо подождать пару месяцев. За эти деньги можно присмотреть следующие варианты: Olympus E-420 kit стоит около 17 000 рублей (преимущество в оптике побыстрее, но недостатком являются чуть более внушительные габариты даже с компактной оптикой и отсутствие стабилизатора), Pentax K-x kit обойдется в те же 24 000 рублей (быстрый автофокус без использования фокусировки по экрану, но значительно крупнее), Sony a-200 kit будет дешевле, около 21 000 рублей (быстрый автофокус без поддержки визирования по экрану, значительно крупнее), а также одноклассники Panasonic Lumix GF1 (35 000 руб) и Samsung NX10 (21 000 руб).

Olympus_e_pl1_back

Краткий обзор

Внешне фотоаппарат, как и вся серия Digital Pen сильно напоминает Pen старый — тот, что прекратили производить еще в 80-е. Да, он стал меньше и современнее, нет уродских углов, но скруглять до достижения идеала дизайнеры тоже не стали, остановившись где-то посередине (на самом деле,слава богу,  иначе фотоаппарат превратился бы в стандартную невнятную погремушку, коих на рынке куча, а так собственный стиль есть). Кому-то дизайн не понравится, нам пришелся по душе — именно дизайн, кстати, производитель двигает вперед как один из основных факторов позиционирования. Только поэтому дизайна мы в тесте и касаемся.

Штатный объектив 14-42 довольно компактный — именно в такой степени, «довольно», потому как он все равно увеличивает габариты аппарата до почти размеров зеркалки. Понятно, что не вширь и не по высоте, но с ним он в сумку лезет плохо. Компания, кстати, для компактности сделала специальный замок на нем, который позволяет убрать выдвигающуюся часть в положение для транспортировки, в котором снимать нельзя, о чем предупреждение вы увидите прямо на экране. Вообще, во всех объективах в жертву компактности принесено все — компания явно боролась за каждый миллиметр, потому что даже фиксы сделаны максимально близкими к «блиноподобным», а фокусировочная линза у них задвигается при выключении, несмотря на то что выигрыш от этого получается всего в пару миллиметров (зато аппарат становится, действительно, компактным). Времени на выдвигание много не уходит, но замечаются такие моменты буквально на каждом шагу — что тем более ценно, кстати.

Въедливый обзор

Матрица в фотоаппарате стоит, по всей видимости, та же, что и в E-620 (сегодня дали нам на тест), разве что процессор может быть немного другим, да и вся инфраструктура рассчитана на компактность, а не на максимальную производительность. С другой стороны, уровень шумов в аппарате вполне приемлемый — вплоть до ISO 1600, когда появляются не самые приятные цветовые шумы расплывчатыми пятнами, которые элементарно давятся ползунком цветового шума в Lightroom, а уровень световых шумов находится в разумных пределах и позволяет сохранять достойную детализацию. По сравнению с любым крупным фотоаппаратом это настоящее достижение, а во многих зеркалках уровень шумов не намного лучше, хотя компактностью они похвастаться не могут. Шум назвать сильным в фотоаппарате можно лишь с большим таланту по поиску бревен в чужих глазах — нормальная зеркальная картинка. Гораздо больше напрягает другое: матрица изначально имеет формат, подходящий под стандарт 4/3”, т.е. с соотношением сторон 3:4, а это все больше уходит в прошлое даже в компактах. Получается, что полезная площадь по краям расходуется нерационально, если изначально выставлять соотношение сторон 2:3, стандартное для классической фотографии. Впрочем, возможно вы захотите снимать «квадратом» — тогда, безусловно, это будет востребовано.

Отдельно стоит упомянуть размер матрицы, который здесь является ключевым: 4/3” — это 34 мм по диагонали, в то время как в современных компактах этот же показатель составляет около 10-11 мм. Чисто оптически это означает, что глубина резкости в такого типа аппарате в три раза меньше, а на деле это заметно в том, что в обычном компакте практически все снимаемые объекты (кроме случаев с макро) находятся в фокусе, зеркалка же фокусируется на конкретном объекте, выделяя его из фона посредством размытия последнего. Более того, в силу миниатюрных размеров, у аппаратов с матрицей помельче требования к оптике выше, а ставят в них ее подешевле, результатом чего является менее четкая и контрастная картинка. Таким образом, разрешение в 12 Мп в обоих вариантах не будет означать одно и то же — в зеркалке или бридже их может быть столько же или даже меньше, зато сами пиксели будут «более качественными».

Процессор в фотоаппарате очень важен, тем более, здесь: если в зеркалке на него не грузится сам модуль фокусировке, то в компактах используется фокусировка по данным с самой матрицы, сигнал откуда обрабатывается центральным процессором непосредственно. И если у компакта ход линзы автофокуса очень небольшой, в бридже его амплитуда возрастает пропорционально размеру матрицы (т.е. в три раза больше, в рассмотренном нами выше случае) — потому изначально такие компактные системы фокусировались с большими тормозами. Впрочем, то, что мы увидели в E-PL1, превзошло наши ожидания. Нет, сказать, что автофокус стал очень быстрым, мы не можем — он все так же не поспевает за быстробегающими несовершеннолетними существами, зато он стал похож на скорость фокусировки зеркалок с «отверточными объективами» бюджетного класса, и если нам сложно технически оценить точное время автофокуса (пусть этим занимаются технари с форумов), по нашим ощущениям, проходит буквально пара мгновений от нажатия на кнопку до собственно фокусировки или кадра. Другими словами, фотоаппарат подтормаживает, но уже не тормозит, как раньше — прогресс определенно есть.

Объективы на фотоаппарат устанавливаются собственные, системы микро-4/3”, либо иные через соответствующие переходники. Есть «родные» под «родные» объективы или сторонние под все остальные — говорят, можно подцеплять даже Nikon/Canon/Minolta/Sony с поддержкой автофокуса. Вот только выглядеть будет это очень странно — огромный объектив на маленькой тушке явно теряет смысл. Точнее, смысл теряет компактный аппарат, проще привинтить большую зеркалку. В остальном же, аппарат представляет собой новую систему, и неважно, чем вы пользовались раньше из зеркальных систем — фактически, эти объективы вам не пригодятся в компактной среде, и имеет смысл покупать новые. Тем более, что под микро-4/3” есть и объективы Panasonic с брендами Leica и достаточной светосилой на открытой дырке, которая здесь потребуется. На момент публикации, аппарат приехал в Россию только с двумя объективами, Olympus Zuiko 14-42 и Olympus Zuiko 17/2.8, с которыми мы его и тестировали. Второй даже понравился больше — но для этого смотрите результаты нашего теста.

В плане функционала, аппарат очень вменяемый — казалось бы, чтобы вбить его в бюджет, контора урежет все, что можно, но не тут-то было. Да, пропали некоторые функциональные клавиши, причем, больше всего будет ощущаться нехватка стандартного фотографического «колеса», которое, в большинстве случаев, отвечает за изменение диафрагменного отверстия (именно так большинство в большинстве случаев предпочитают задавать правила экспозиции). Вместо него, диафрагма устанавливается стрелками, причем ими же делается и все остальное, что не очень удобно в перчатках, к примеру. Но, если вы так придирчивы, возьмите модель постарше — сейчас, к примеру, «старушка» E-P1 доступна за вменяемые деньги. Не очень удалась и кнопка спуска — но она уже стала жертвой дизайна, осталась маленькой, как «в старые добрые времена», когда такими их делали повсеместно. В аппарате куча встроенных фильтров — это заинтересует тех, кому лень стилизовать картинки в Фотошопе. Выбираешь фильтр, и он сразу применяется на экране предпросмотра (правда, при этом аппарат начинает очень заметно подтормаживать) — а ведь можно то же самое сделать уже позже, проявив, к примеру, файл RAW (.orf) прямо в аппарате.

Экран у аппарата очень отзывчивый, пусть и только 2.7” при низком разрешении, но этого достаточно. Установка видоискателя ничего не дает — все равно, в том виде, в котором их делают сейчас все (Panasonic, Olympus, Samsung, Ricoh) это совершенно неприемлемо. Разрешения видеосигнала там низкое, а качество псевдооптического видоискателя весьма далеко от идеала. В то же время, обычный экран уверенно удерживает контраст даже на ярком солнце (за исключением случаев, когда светит прямо в него), к тому же, для ручной фокусировки, к примеру, есть вариант увеличения зоны фокусировки, что помогает этот самый фокус уточнить.

Экспонометр в фотоаппарате работает очень неплохо, причем, даже в матричном режиме. Замечена, правда, некоторая недодержка, против которой хорошо помогает коррекция на треть или две трети «в плюс» — картинки в JPEG получаются очень правильно экспонированными. Такой эффект замечен при съемке высококонтрастных объектов, и обычно увеличение экспозиции картинку вылечивает — выставляется коррекция, кстати, той же клавишей, что и диафрагма в режиме приоритета диафрагмы. На привыкание некоторое время уйдет, но от этого еще никто не страдал.

Крайне воодушевила работа встроенного стабилизатора изображения — откровенно говоря, крайне расслабляющая штука. Привыкнув снимать все на довольно длинных выдержках, в итоге забываешь, что то, что быстро движется, надо снимать с другими настройками. Однако, это уже проблемы головы, и к фотоаппарату отношения не имеют. Помогает стабилизатор при ночной съемке — что со светосильным объективом на открытой дырке хорошо помогает, если покрутить чувствительность. Впрочем, последняя довольно гибко работает в авто-режиме, с триггером по минимальной выдержке, максимальную чувствителность можно тоже ограничивать. Была бы еще кнопка быстрого доступа к чувствительности, было бы приятнее, хотя, за эти деньги уже вряд ли. По крайней мере, не в ближайшие пару лет.

Затвор аппарата механический (явно слышится щелканье при съемке), а скорость съемки сериями тоже очень достойная, да и, в отличие от компактов, фотоаппарат дофокусируется между кадрами. Говорить о полезности этого при съемке маленьких быстробегающих человечков, наверное, не стоит — очень помогает, равно как и при съемке дублей одного кадра.

Заключение

Не знаю, что здесь написать. Вся серия бриджевых аппаратов явно не для всех — потому, как бы мне ни хотелось написать объективный обзор (ха-ха!), все равно не получится. не буду сейчас говорить, для кого они сделаны, это все равно станет маркетинговым бредом, причем даже будучи опубликованным на страницах этого сайта. Совершенно искренне скажу, я в фотоаппарат влюбился и, получается, нашел замену своему карманному Fujifilm F30, который служил мне верой и правдой на протяжении трех лет (а может, и двух). Фотоаппарат прекрасен (субъективно), но понимаешь это, как только возьмешь его в руки и поснимаешь хотя бы полдня. Раньше все равно этого не понять — требуется привычка, которая приходит не сразу, если руки заточены под Nikon (как у меня, к примеру) или Canon (Sony, Pentax, как вариант). Сказать уверенно можно одно: хоть это еще и не зеркалка, это уже далеко не компакт, каким бы навороченным не был бы его аналог — все равно достичь уровня фотоаппарата с большой матрицей, даже имея на борту «многозум» не получится, потому как, даже бегая с такой игрушкой и фикс-объективом на 20 мм (превращается в 40 на аппарате), снимать на порядок приятнее, а результат выходит куда правдивее и лучше. Поверьте, через эти руки прошел не один десяток моделей.

Осталось найти где-то 25 000 рублей и уговорить жену на подобную трату, а это сложно.

Галерея снимков Olympus E-PL1

Файлы не кадрировались, JPEG оставлялись «как есть», только с уменьшением, RAW обрабатывались в конвертере (Lightroom 3 beta 2) «по вкусу», без локального применения фильтров. Пример шума вырезан при 100% (с просмотром полной версии).

22 комментария

        1. Ася, используйте другой адаптер. Я тоже один раз на такой напоролся — часть адаптеров действительно идет без рычажков, для кого они, непонятно. Получается, с них только читать можно, а писать на них — нет. Тем не менее, дырка под этот переключатель и даже надпись «lock» присутствуют, отчего фотоаппарат и воспринимает переходник как карту в положении защиты от записи.

  1. хороший фотик, на одном сайте тестовые фотки конкурировали зеркалками больше 1000$, когда вышел E-pl2, то некоторые в отзывах писали что даже первый по качеству картинки лучше

  2. хороший фотик, на одном сайте тестовые фотки конкурировали серкалками больше 1000$, когда вышел E-pl2, то некоторые в отзывах писали что даже первый по качеству картинки лучше

  3. Антон

    Да, про пайку разъёма я тоже встречал рецепты. Надеялся, что можно без этого)

    Если найдёте какую нибудь хитрую программу чтобы подружить камеру с компом — пишите)
    Спасибо!

  4. Александр

    Антон, в результате изучения мною вопроса возможности снимать таймлапсы пеном я пришёл к выводу, что это таки невозможно без физического вмешательства в схему камеры (можно припаять разъём к нужному контакту платы, на аурлайфе была тема по этому вопросу)
    Интерфейс дистанционного управления каперой я нашёл в Олимпус Студио, но пен ею не опознаётся.
    Вобщем, возможно попозже решусь отнести аппарат хорошему электронщику, чтобы он осуществил пайку (станет возможно снимать с программируемым пультом), ну или сам попробую разобраться что там и куда паять )

  5. Антон

    Здравствуйте.
    Жаль конечно, что нет тайм-лапса(

    Александр, а какой софт вы используете для управления этой камерой с компа? Я, к сожалению, ничего так и не нашёл.

    Olympus_studio_2.3.0.3 , C2CAuto_4_1_2_4 , OLYMPUS ib (что шёл на диске с камерой) — либо не поддерживают этот фотоаппарат, либо являются банальными просмотрщиками фотографий (с возможностью каталогизации, редакции и пр.).
    Управления (реал-тайм просмотр, имитация нажатия кнопок фотоаппарата) в этих программах нет.

  6. Александр

    Ага, поинтересуюсь, предоставляет ли такую возможность родной софт при использовании с ноутбуком.
    Ничего страшного, человеческий фактор неизбежен.

  7. Александр

    Хорошо, я был бы вам благодарен, если бы вы её нашли. Ну и если не найдёте не стоит никого называть лохом ). Выиграл пл1 и первой мыслью было использовать его под таймлапсы не гробя затвор зеркалки, но к своему разочарованию функции этой не обнаружил. В добавок к этому как оказалось нельзя купить программируемый пульт, тк у него просто нет соответствующего контакта под дистанционное управление. Ну а так камера понравилась. Приятная вещица.

    1. Для таймлапсов можно еще использовать родной софт, через который в режиме управления с ноута снимать можно. Обычно он у всех производителей есть и почти под все аппараты, просто денег стоит. Рекомендую хотя бы триал взять и глянуть. По поводу пультов вы еще учитывайте, что, к примеру, в Nikon D90 порт есть, но он только под родные, а вот китайцы рубят через порт GPS-приемника. Странные они.

      1. Я все-таки лох или с головой у меня чего. В нем и правда нет тайм-лапсов, к сожалению, как эта фраза пробралась в тест, сейчас не пойму. Сомневаюсь, что в более поздних версиях софта функционал стали резать. Сейчас исправлю тест.

    1. Как это? Давайте так, у моего коллеги есть, я у него поковыряюсь на днях и скажу где искать или расшаркаюсь и скажу, что лох, привиделось на момент составления теста.

  8. Добрый день,

    в статью было упомянуто, что у камеры есть функция интервальной съемки. «В плане функционала, аппарат очень вменяемый — казалось бы, чтобы вбить его в бюджет, контора урежет все, что можно, но не тут-то было. Осталась куча функций, даже интервальная съемка никуда не делась, что не менее приятно. »

    сколько пробовал, так и не смог найти. Подскажите, пожалуйста, где она?

    1. Одна тонкость — вы включили Custom display? В смысле, что-то вроде «Дополнительных настроек» по-русски. Там есть раздел C, который, демаю, как раз о том, что нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *