Признаться, в первый раз, когда мы услышали об этом фотоаппарате, совершенно искренне подумали, что это какой-то непонятный мутант, который места на рынке через потребительские карманы себе найти не сможет. Действительно, где это видано, делить фотоаппарат ровно пополам, оставляя матрицу рядом с объективом, а процессор с экраном? Более того, так мы думали, даже когда получали фотоаппарат на тест — пять (пять!) непонятно зачем выданных нам коробок напоминали скорее конструктор терминатора, нежели полноценный фотоаппарат. Впрочем, рациональное зерно здесь было — в душе каждого фотографа (настоящего энтузиаста, имеется в виду) живет конструктор, которого хлебом не корми, дай прикрутить к своему фотоаппарату очередную приблуду, хотя бы для разрезания ткани на фон. Конвертеры, удлинительные кольца, линзы, переходники, меха… чего здесь только нет. Пробовали навести порядок в хозяйстве фотографа? Нет? И не пытайтесь — каждый запыленный винтик здесь для чего-то нужен… по крайней мере, был лет пять назад.
Позиционирование
Маркетологи, которые создали этого монстра — люди с потрясающим чувством юмора, и явно смелые, так как убедить менеджмент в запуске новой линейки, не имеющей аналогов вообще нигде в мире, думаем, было не так просто. Обычно за проколы в таких случаях не просто бонусов лишают. Впрочем, заслуги маркетологов были отмечены уже после анонса фотоаппарата, еще до того как он появился на рынке — буквально весь интернет наводнили сообщения, покрывая производителя волной паблисити. Интересно, что писали о модели, пожалуй, даже больше, чем о последних новинках системы микро-4/3”, которая и появилась раньше, и позиции имеет куда более внушительные. Именно ее и следует воспринимать как основного конкурента Ricoh GXR, равно как и недавно анонсированную систему Samsung NX. Впрочем, конкуренция здесь только частичная — матрица сопоставимого размера у фотоаппарата продается только вместе с объективом 50/2.5, в то время как зум-блок имеет обычную компактную. Фотографы в компании явно имеют более крепкие мозги, чем маркетологи — зная, что на полной матрице размытие фона нужно совершенно не на всех фокусных расстояниях, сделали подарок пользователям, у которых есть достаточно смелости, чтобы модель выбрать. Подарком этим стал блок из матрицы размера APS-C (в полтора раза меньше, чем полный пленочный кадр) и стандартного по рекомендациям на форумах светосильного «полтинника», который полтинником является только при пересчете кроп-фактора, на деле же это 35-миллиметровый объектив, о чем на нем честно и написано. Основные конкуренты аппарата: почти все фотоаппараты Panasonic (более старый G-1 сейчас стоит около 25 000 руб со штатным объективом, GH-1 попадает в категорию «за 60», а GF-1 обойдется в 35 000 руб в той же комплектации) и Olympus (E-P1 со штатным объективом стоит 30 000 руб) системы микро-4/3” и Samsung серии NX (пока не продается), а также Sigma DP-1 и DP-2 (около 30 000 руб. каждая) ведь тушка у модели будет стоить около 20 000 руб., полтинник A12 к ней 29 000 руб., а зум-объектив S10 еще 16 000 руб. Понятно, что все комбинации выбирать не обязательно, но тестировать фотоаппарат, осознавая его цену («полторы тысячи долларов в кармане, ужас»), было стремно — в любом случае, модель не обойдется дешевле 35 000 рублей. Впрочем, ценовые вопросы обсуждать рано и несвоевременно — аппарата на рынке фактически нет.
Краткий обзор
10 и 12 Мп, на сегодняшний день, в пределах нормы для всех компактных и многих некомпактных аппаратов. Судя по тому, какой курс взяли производители цифровых дальномерок, вряд ли эта цифра сильно вырастет в будущем — никакого преимущества это все равно не даст, а за скорость еще предстоит побороться. Решение с установкой в корпус аппарата не объектива, а целиком модуля с матрицей, уже всеми признано спорным, потому нас мало волнует. Сделано все это грамотно — на все контакты поставлены пластиковые заглушки, и чтобы установить модуль в только что приехавший аппарат, их надо будет снять как с контактов «тушки», так и с контактов съемного модуля. Фотоаппарат визуально смотрится внушительно — крупнее большинства существующих сегодня компактов (даже серии GX, от которой корни идут) и тяжелее, что характерно, так как сделан почти целиком из металла, как сам корпус, так и модуль. Все это создает полную уверенность, что падения ему нестрашны, а царапины некритичны — нам он попал не в первую очередь, но сильно заюзанным не выглядел, очевидно, покрытие корпуса неплохое.
К аппарату уже сегодня выпущена куча аксессуаров — нам в руки он попал в виде пяти коробочек коричневого или черного цвета: в трех лежал корпус с двумя модулями, в одной полуоптический видоискатель, еще в одной, самой маленькой, самозакрывающаяся крышка для зум-объектива. Последняя, кстати, пришлась как нельзя кстати — состоящая из своеобразных 3 пластиковых лепестков на пружинках, она быстро открывается при включении самим объективом, и так же закрывается. Кстати, скорость включения-выключения у аппарата сильно подросла, теперь процесс укладывается в секунду с любым из объективов. Что касается видоискателя, пользы в нем мы не отметили, так как сам экран у игрушки очень хорошего качества и показывает картинку уверенно даже в самый солнечный день на фоне снега, а качество первого оставляет желать лучшего. В корпусе ничего не трясется, не скрипит, не люфтит, и вообще, ощущение, что сделано не в расчете на нормальных аккуратных людей, а на монстров с крупными руками — немного угловато, то так, что вреда аппарату причинить невозможно, появляется определенная уверенность в своих силах, знаете ли.
Въедливый обзор
Самое интересное в фотоаппарате, как вы, наверное, уже догадались — матрицы, коих оказалось две, по одной в каждом из модулей. В «полтиннике» торчит матрица, аналогичная по размеру любительского класса зеркалкам, отчего и ценна она в портретной фотографии, а в зум-модуле установлена обычная компактная разрешением 10 Мп. Впрочем, если думаете, что от этого модуль стал убогим, ошибаетесь. Обе матрицы в плане шумов показывают уверенную для своих размеров картину и ведут себя вполне вменяемо — и если у первой это оправдывается размером, у второй явно что-то шаманит процессор, потому что ее поведение в условиях низкой освещенности очень интересное для компактных аппаратов. Естественно, не надо думать, что картина шумов одинаковая — большая матрица, безусловно, «уделывает» маленькую. Однако, для маленькой матрицы все тоже очень даже неплохо — а учитывая наличие в фотоаппарате формата сохранения файлов в RAW, возможности борьбы с шумами значительно расширяются.
Объективы заслуживают отдельного слова про них. Так, начать, безусловно, стоит с «полтинника», который мало того, что позволяет снимать неплохие портреты с очень малой глубиной резкости (на f/2.5 выдает хорошую резкость и ГРИП всего в пару сантиметров, что позволяет использовать распространенные портретные приемы), еще и может фокусироваться в макро-режиме («цветочек» на панели фотоаппарата), для чего объектив сильно выдвигает вперед переднюю группу линз. Боке у объектива тоже неплохое, хотя, являясь категорией субъективной, не может быть признано одной из качественных его характеристик.
Впрочем, негативная сторона, безусловно есть — ввиду того, что объектив фокусируется по основной матрице в контрастном режиме, он страдает тем же, чем страдают реализованные по данной модели схемы контрастного автофокуса с крупными матрицами, а именно, необходимостью крутить колесо фокусировки по всей длине, причем ход его сильно отличается от хода колеса автофокуса аппарата компактного. Итог этого — медленная скорость фокусировки, которая, в ряде случаев, и пары секунд может достигать. Не стоит думать, что это недоработка Ricoh — этим страдают и фокусирующиеся в контрастном режиме зеркалки, и вся система микро-4/3″, и наверняка не рожденный пока еще Samsung серии NX. Именно поэтому не имеет смысл пользоваться «полтинником» во всех случаях — за детьми наверняка не успеете.
По сравнению с большой матрицей, маленькая недостатками медленного автофокуса не страдает. Маленький размер матрицы определяет большую ГРИП, соответственно, мотор автофокуса крутится с очень небольшой амплитудой — в отличие от предшественников, серии GX, этот вариант фокусируется если и не почти мгновенно, то на уровне большинства топовых компактов. Более того, качество объективо очень высокое, и картинки получаются очень резкими — если помните, качество объектива предшественника в плане резкости нам очень понравилось. Откровенно говоря, именно за это зум-модуль понравился нам куда больше, потому что в фотографии мы всегда радеем за оперативность.
Процессор и экспонометр делают работу очень достойно — кадры и экспонируются корректно, и обрабатываются. Впрочем, имеется некоторое недопонимание по поводу работы с балансом белого — снег имеет тенденцию становиться синим, люминесцентные лампы — зелеными или красными, накаливания — желтыми, причем все это довольно неплохо заметно даже неопытным глазом. Вполне возможно, это недостаток конкретного экземпляра или неверных настроек (установка ББ соответствовала режиму «авто», но мало ли), либо же системный баг, который только в тестовом экземпляре и пролез, а к моменту появления в продаже пофиксят. Раньше таких откровенных глюков в фотоаппаратах контора себе не позволяла. Впрочем, мы снимали, преимущественно в RAW и потом все обрабатывали в Lightroom, потому проблем именно с балансом белого не возникло.
Фотоаппарат, по счастливой случайности, был предоставлен нам на тест зимой, как раз в разгар суровых морозов, и за все 10 дней его тестирования мы ни разу не заряжали батарейку, более того, мы не заряжали ее и перед использованием, хотя наш предшественник наверняка тоже снимал немало. На время съемок пришлось 3-4 съемки на улице, причем 2 из них в 20-градусный мороз, и фотоаппарат в это время лежал в наружном кармане, промерзая до мозга костей. Из недостатков мы отметили только чуть более громкое жужжание при открытии объектива (смазка замерзла), но фокусировался и снимал он без нареканий. Про смазку и использование в страшных северных условиях мы, естественно, никому не сказали, так что если нам аппаратов на тесты больше не дадут, хотя бы поймете, за что. Однако, мы не об этом — за все время тестирования было сделано около 300 кадров, из них больше половины на улице, в условиях сильного мороза. То, что батарейка при этом не села и наполовину — свидетельство ее терминаторского характера, потому что их емкость обычно сильно падает даже от простого нахождения на улице.
В плане эргономики фотоаппарат является продуманной машинкой: начать хотя бы с тумблера включения, именно двухпозиционного тумблера, в отличие от привычной для всех утопленной сенсорной кнопки, на которую в перчатках ни за что не нажмешь. Здесь же такой проблемы совершенно не стояло — щелчок, и объектив выехал (схлопывающаяся крышка сработала на все сто). Вторая офигенная вещь — это многофункциональная клавиша, которая дает доступ к основным настройкам, хотя их полный набор доступен уже из меню. Последних, кстати, вообще немеряно — но об этом мы неоднократно говорили, так как за эти деньги Ricoh было бы стыдно еще что-то выкидывать из аппаратов, и такие редкие настроки, как, скажем, интервальная съемка или коррекция мощности вспышки для всей линейки являются стандартными. Добавить сюда превосходный экран, и кажется, что вот-вот, и мечты сбудутся.
Впрочем, именно тут я и вспомнил, что тестируемый аппарат не покупал, а если бы покупал, на меня бы очень странно смотрели друзья — даже учитывая очень высокого класса объектив, хорошую работу с шумами и быстродействие, цена в 35 000 и больше вряд ли является оправданной. Хотя, возможно, мы просто из другой рыночной ниши.
Заключение
Основная аудитория фотоаппарата — фотографы, уже имеющие на руках зеркалку, ибо только они и смогут заметить отличие картинки с оптики Ricoh от прочего фуфла на рынке. Откровенно говоря, были похожие модели, но это были единичные случаи, да и то, частично, они производились все той же конторой. В плане функциональности, за исключением медленного автофокуса «полтинника» у нас претензий к модели вообще нет, склеена ладно и гладко. Придраться мы смогли только к цене да к слишком простенькому видоискателю, который можно было бы сделать и поярче, и покрупнее, раз уж его продают отдельно, однако, видоискатель можно и не покупать, так и дешевле будет, хотя мы сомневаемся, что покупатель Ricoh GXR будет экономить деньги. Впрочем, сомневаемся также, что в России модель станет массовым продуктом… что, в принципе, и хорошо, т.к. это вариант не для всех, все вряд ли поймут.
Рассматриваю его как второй аппарат. Кстати сейчас он стал стоить вменяемых денег. Кит с полтинником обойдется в 17-19 тыщ.
Спасибо!!!
О! Забавно — пропустил этот обзор почему-то. Штука действительно забавная.
Видоискательно и вообще в целом — она изрядно напоминает E-P2 , (те же плюшки с наклоном, собственно).
В смысле ощутимости какого либо сегмента рынка — вряд ли они на что то радикальное надежды питают. Это скорее выглядит как обкат идеи для следующего поколения чего-то, на мой взгляд (я подозрительный очень , да 8)). Но идея то — витавшая собственно.
35 000…
Рикош хочет стать Лейкой? ))
Судя по цене, они как старая Лейка и есть, Лейка-то теперь за облаками.