Модуль для фотоаппарата Ricoh GXR под названием P10 был анонсирован в мае 2010 года, и на российском рынке появился уже этим летом. По своим характеристикам он очень сильно похож на 10-кратный зум-объектив, который используется в Ricoh CX3 — имеет те же самые оптические характеристики и отличается лишь двумя моментами: вместо шторки, у него съемная крышка на пружинках (как у зеркальных стекол), зато есть кольцо с родным байонетом, совместимое с аксессуарами компании для серии GXR (конвертеры и самооткрывающаяся крышка). Более того, размер матрицы в модуле тоже 1/2.3”, такая же, как и у более популярной модели линейки компании, так что можно с большой долей уверенности сказать, что это и есть тот самый объектив, и вряд ли его отдельно пересчитывали под эту модель. Впрочем, в компании откровенно заявляют, что отличия есть, по всей видимости, в плане качества стекла, которое вполне может выдавать более достойные кадры, учитывая более высокий статус системы.
В этом тесте мы тестируем именно пару матрица/объектив, не вдаваясь в подробности самой системы, основной (а на сегодня, и единственный) фотоаппарат которой мы тестировали раньше, для получения дополнительной информации достаточно посмотреть результаты нашего теста Ricoh GXR.
Фото: Простые фокусы
Цена и аналоги
На сегодняшний день, цена модуля в России неясна. По крайней мере, в магазинах, сотрудничающих с Яндекс.Маркетом. В представительстве компании выдают официально одобренную цену отдельно за модуль в 14 000 руб. Аналогов на рынке нет, потому что система у компании уникальная, и для разбирательства придется переворошить почти все беззеркальные системы, чтобы найти параллели.
Внешний вид, комплектация и работа
К нам в руки модуль попал в отдельной коробке, с надписью «не загрязняет окружающую среду» (eco friendly), обычной для техники компании. В комплекте несколько пакетиков и заглушка для основного контакта, которую терять не стоит, если намерены в будущем менять модули. Дополнительно в комплекте была предоставлена самооткрывающаяся крышка, а также Ricoh GXR с внешним видоискателем, о качестве которого мы негативно отзывались еще во время теста. На байонетное соединение, как мы уже сказали, может также устанавливаться переходник для теле- и широкоугольных конвертеров, производимых самой компанией, хотя наши левши наверняка могут на этом не останавливаться — соединения не резьбовые, но устойчивостью к использованию в личных целях явно не страдают, что мы считаем преимуществом.
В плане работы, объектив нам понравился еще в CX3, быстро выдвигается при включении, резво зуммируется, широкий диапазон ФР радует — на длинном конце можно достать очень далеко. Кому-то может показаться, что на длинном конце из-за закрытой дырки аппарат фокусируется совсем не резво, может пройти вплоть до секунды, пока он объект поймает — мы тоже первое время так снимали, пока не поняли, что макрорежим лучше отключить, и тогда скорость увеличится в разы. В режиме автофокуса фотоаппарат резкости и не снимет (за исключением случая, когда плюнет и снимет как есть, без резкости), т.е., нажав на клавишу сразу полностью, можно увидеть картинку движущегося объекта уже частично вне кадра. Потому выскажем настоятельную рекомендацию определиться-таки, что вы снимаете: аппарат свои настройки помнит, так что вам не нужно забывать макрорежим при съемке пейзажа и птичек отключать, тогда и работать он будет заметно быстрее. Это не недоработка производителя, это забывчивость многих из нас.
Стабилизатор в аппарате вполне вменяемый, хотя чудес, конечно же, не делает. При хорошем освещении длинный конец вполне уверенно держит, но выдержки от секунды и дольше даже на коротком конце все равно смазывает, в стиле всех стабилизаторов (движения смаза не видно, зато фото имеет вид плохо сфокусированного). Если думаете, что у кого-то из производителей по-другому, зря тешите себя иллюзией, берите штатив.
Очень понравился функционал, вроде возможности снимать RAW с перефокусировкой со скоростью до 5 кадров в секунду. Перефокусировка, правда, сильно тормозит процесс, да и 5 кадров — это максимум для серии (после чего аппарат «зависает», чтобы закончить запись), но для желающих скорости есть несколько режимов серии: первые пять, последние пять, пять медленные, еще пара режимов, нам не совсем понятных. Для совсем быстрых можно в разрешении VGA поснимать со скоростью 120 кадров в секунду — как и HD 720p, досталась она от CX3. Нам эти функции остались непонятны, куда важнее возможность фокусироваться при съемке серий, как нам кажется.
Оптические характеристики
Переходя к оптическим характеристикам, хочется отдельно отметить очень уверенную резкость стекла. Сейчас сравнить не с чем, но, чисто субъективно, объектив явно резче своего аналога на CX3. Там, понятное дело, все ограничено ценой, потому на качестве стекла компания все-таки экономила. Когда есть деньги, о такой ерунде уже не задумываешься. Даже незначительный шарпинг (см. ниже наши правила проведения тестов объективов) уже подчеркивает четкость, сопоставимую с лучшими стеклами компании, равно как и с зеркальной оптикой среднего класса. Впрочем, не следует забывать и о расстояниях: на коротких и средних фокусных качество, действительно, исключительное, а вот на длинном конце надо все-таки вспоминать и о правиле выдержки, обратной ФР, а достать его даже в яркий день (вчера было солнечно, но не везде) подчас сложно на f5.6. Впрочем, есть предположение и о мягкости стекла в крайнем положении телефото, особенно при включенном макрорежиме.
В положении макро объектив способен фокусироваться менее чем с сантиметровой дистанции, отчего на объекте даже тень оставляет от самого корпуса. Зум при этом тоже возможен, причем сам фотоаппарат подсказывает, ближе какого расстояния подходить не рекомендуется (от 1 см на коротком конце до 27 см на длинном, причем фокусировка в макро осуществляется куда быстрее, чем на дальних объектах, что естественно).
Хроматических аберраций объектива обнаружено не было. Совсем. В принципе, это можно понять: маленькая матрица, маленький объектив из хорошего стекла, не слишком сильно отличающиеся углы падения света на матрицу делают свое дело. Вкупе с хорошей резкостью это не может не радовать. Посмотреть ХА можно на примере пеликанов, к примеру.
Впрочем, ложка дегтя все равно есть. Так как конструктив стекла изменениям не подвергся, все болезни тоже заимствовались. Это естественное кругление на коротком конце (бочковидная дисторсия), которая лечится в конвертере плюсованием на 3-4 единицы параметра Distortion. Опять же, не надо думать, что есть один универсальный объектив на все времена, платить придется — здесь мы расплачиваемся искажениями за широкий диапазон ФР.
Матрица в модуле стоит неплохая, хотя зерно показывает уже начиная с ISO 400, это для тех, кто любит рассматривать при 100-процентном увеличении. Зерно, впрочем, выглядит очень естественно и без проблем давится (особенно, цветовые шумы), для публикации в Web визуально исчезает при ресайзе, а при печати вряд ли будет заметно. Характеристики ее, вкупе с хорошим экспонометром на GXR, весьма впечатляют: и тени не убивает сильно, и света сохраняет, что таит в себе неплохой запас для фанатов технологии HDR (напомним, что брекетинг в самом аппарате есть).
Галерея снимков
Все тестовые снимки сняты в RAW, при конвертации проявлены «по нулям», с зажиманием только цветовых шумов в критичных световых ситуациях и небольшим шарпингом (50 единиц при чувствительности 0.5, по нашему пресету для тестов объективов) и добавлением контраста через небольшой изгиб кривой в форме буквы S. Для блога лежат в уменьшенном виде ниже, полноразмерные в архиве можно скачать по этой ссылке (132 Мб).
Понравился логически-ассоциативный ход мысли автора — из зоопарка сразу в Плешку! (фото 28) :))
А если серьезно — Сергей, а на данном агрегате режим приоритета диафрагмы отсутствует? (сорри, но перечитывать обзор почти годичной давности просто влом). Я почему спрашиваю: излишняя детализация заднего плана на некоторых снимках исключительно напрягает. Просто зная тебя и твое стремление к всеобъемлющей красоте, склонен отнести сей огрех к «дубовости» камеры… Или просто дело в том, что фотки с семейной прогулки, и не было времени на художественность? :)) Если так, прекрасно тебя понимаю — сам, гуляя с семьей, фоткаю обычно в режиме «авто», дабы не терять столь драгоценное время :))
Там матрица маленькая, все снимал на открытой диафрагме для каждого ФР. Размытие есть, слабенькое.