Песня Спанбонду или фон для фотостудии за копейки

Сегодня мы реанимируем вечно живую тему «фоточетверг», собственно, никогда и не умиравшую. В гости к нам пришел Владимир Жуков, который буквально ворвался в нашу редакцию по методам своего более известного однофамильца. Владимир — увлеченный фотограф и фотоблоггер, который не стремится к потребительскому подходу в фотографии, наоборот, многое делает своими руками, а это в фотографии куда важнее, чем муки «на что потратить последние десять тысяч долларов». У Владимира есть свой блог о фотографии, sartforo.bloqspot.com, который будет интересен как просто начинающим, так и просто думающим фотографам, а также всем любителям бюджетного подхода с применением серого вещества по назначению. Сегодня Владимир поделится с нами секретами создания фона из того, что часто валяется у нас под ногами… если, конечно, слово «дача» для вас не является иноземным заимствованием.

Спанбонд — нетканый материал, имеющий различные сферы применения.

Если вы не фотограф-профессионал, а любитель, это не значит, что у вас нет потребности пофотографировать в студии, а для этого нужно или арендовать таковую, или создать самому. Хорошо, если есть деньги на организацию студии, а они есть далеко не всегда. Вот и приходится искать бюджетные решения, где-то искать аналоги, что-то мастерить своими руками. Здесь я расскажу о фоне для фотостудии дома и материале, способным выступить в качестве «low-cost» замены фотофону.

В уважающей себя студии должны быть как минимум чёрный и белый фон, а если будут другие варианты, то это ещё лучше. Бумажный фон  2,7×11 метров стоит чуть более 2000 рублей плюс доставка (если нет магазина поблизости), более узкий фон из нетканого материала 1,4×2 м стоит от 500 рублей, поэтому ищем более дешёвые, а главное, легкодоступные варианты.

Что мы можем использовать в качестве фона?

Во-первых, подручные поверхности, фактурные или однотонные стены, и т. д. — но, поскольку речь у нас о замене фотофонов, идём дальше.

Во-вторых, флизелиновые обои под покраску с гладкой, а не фактурной поверхностью. Ширина рулона 1 метр, длина — 25, стоимость около 1000 рублей. Узко и дороговато, т.е. неоптимально. Идём дальше.

В-третьих, ткани. Есть  много различных однотонных тканей шириной 0,8 м,  1,5 м, и 2,8-3 м (портьерные ткани). Узкие отметаем сразу, а вот полутораметровые и больше вполне подойдут. Портьерные стоят от 300 р/м, т.е. фон от потолка до пола, без загиба на пол обойдётся нам от 750 рублей… неэкономично. А вот обычные полутораметровые ткани при цене от 60 р/м на оптовых базах и от 100 рублей в розницу вполне подойдут. Рекомендую использовать синтетические (в отличие от натуральных материалов, они не так сильно мнутся) довольно тяжёлые (ровнее свисают под собственным весом) неблестящие (чтобы не бликовали от осветителей) варианты: габардин и подобные.. Цена такого фона получается от 150 рублей за 2,5 метровый отрезок. Если есть возможность, прикрепите рейку под потолком вдоль дальней стены импровизированной студии: на неё с помощью строительного степлера можно закреплять тканевые фоны. Кусок однотонной ткани 1,5 на 2,5 метра растягивается “внатяг” между бруском и плинтусом, что позволить избежать складок. Если ткань длиннее, то остатки пускаем на пол. Уже вполне приемлемо для недорогой домашней студии и на этом варианте можно бы и остановиться, но есть вариант более «вкусный»…

Самый интересный, четвертый вариант — нетканый материал «Спанбонд». Я покупал его на оптовом тканевом складе, где он продавался по цене от 15 до 18 рублей за метр при ширине 1,6 м и минимальной покупке от 5 метров, т.е. отрез 1,6х5 м обошёлся мне в 85 рублей (sic!). Вот он, настолько «вкусный» вариант, что расскажу о нём немного подробнее.

«Спанбонд» — это такая фиговина в мелкую дырочку. Видел белый, бежевый, серый, синий (правда какой-то тёмно-блеклый), красный и чёрный (тоже не очень глубокий). На складе мне сказали, что у них он бывает плотностью от 60 до 100 г/м2. 100-грамового небыло, поэтому купил себе белый 80-граммовый, который менее плотный. Материал не совсем непрозрачный, поэтому получился не ровный белый цвет, а «художественно-пятнистый», но это часто будет ему в «плюс», а «минус» в том, что приходится следить за тем, чтобы обои на стене не имели яркого рисунка, и вообще, всё было как можно более однотонно — батареи, плинтуса, картинки на стенах просвечивают.  Дешёвое решение проблемы (не считая фотошопа, который при большом количестве снятых кадров получается более трудоёмким): покупаем рулон самых дешёвых обоев на распродаже рублей за 50 — рисунок по боку, главное, чтобы изнаночная сторона была как можно светлей — и используем их наизнанку как подложку для фона, прикрепляя не к материалу, а к любым подручным поверхностям или к стене. В итоге, закрепив нашу импровизированную подложку один раз перед съёмкой, мы избавляемся от кучи проблем с ретушированием фона.

В своей комнате-студии я повесил две полосы внахлёст шириной во всю стену, закрепив под потолком с помошью строительного степлера (вполне хорошо крепится прямо в штукатурку) и спустив «хвост» на пол. Полоса стыка легко фотошопится, главное следить, чтобы стык не попадал на сложноретушируемые участки: полупрозрачная ткань, негладкие волосы и др.

Черный и цветной материал я себе ещё не покупал (в скором времени возьму). В качестве чёрного фона я использую габардин, он «чернее» спанбонда, но вполне можно использовать и чёрный. А ещё чёрный спанбонд можно использовать для занавешивания комнаты, если нам нужна темнота и стены не должны бликовать (съемка в низком ключе, световой кистью, фризлайт и так далее) — чтобы даже полностью занавесить стены комнаты размером, например, 3х5 метров, нам потребуется 25 метров ценой всего лишь 400 рублей. Найдите вариант дешевле!

Удачных вам кадров!

24 комментариев

  • Елена Федорова says:

    я купила фоны из чистого хлопка, решив, что он лучше поглощает свет. Мне нужен хромакей для видеосъемки. Правильно ли я поступила? Ведь повсюду в студиях я видела только синтетику. Для белого фона решила использовать стену, покрыла обои финальной шпаклевкой, как краской и она не бликует, конечно, сверху белый фон я приобрела, но он кажется мне каким – то…хлипким. Впрочем, съемка покажет. Вторым планом пущу зеленый, третьим черный. Хочется, чтобы все это опускалось и поднималось автоматически, но пока не вижу приспособлений. Подскажите, что посмотреть. И спасибо за текст и комментарии – очень полезно .
    http://vk.com/kanelena

    • И как фоны? Не мнутся? Идейно очень правильно — в принципе, действительно, синтетика лучше отражает.

      Давайте попробуем разобраться: какой фон вам показался хлипким? Хлопковый? По поводу снятия-поднятия автоматически — есть кронштейны на несколько фонов. Есть потолочные, на стены, на стойки — выглядят, как крюки. Все фоны на 5-сантиметровых трубах картонных (если нет, купите канализационные пятидесятки в Оби), туда с двух сторон вставляются такие вот затычки (по ссылке уже готовые вместе с лентами, которые помогут их сворачивать-разворачивать. Если денег не жалко, такие системы бывают и электрические.

  • картонную трубу для наматывания фона можно сделать из: на любой минифотолаборатории после того как спечатают рулон фотобумаги остайтся жёсткая картонная трубка на которую была намотана Ф-бумага – стыкуем 2 трубки ровно и обматываем их скотчем и так далее

  • Нина says:

    Здравствуйте,Владиммир,сделала свою студии,а свет и качество фотографий очень плохой,подскажите пожалуйста,какие покупать лампы ,что бы свет был ,как у вас,и сколько это будет стоить?

  • timlev says:

    Давно здесь никто ничего не писал. А жаль..

    Я планирую с халтурки прикупить три таскабельных постоянных света, ну и о фоне надо подумать.

  • Какие еще идеи будут?

  • Ольга says:

    Люди, так этот материал бликует же страшно…
    У меня черный, от вспышек весь прямо светится..(
    Купила 16 метров, сложила в 4 раза и почти обрадовалась фону 2 на 4. Или может я что-то не так делаю? Была бы этому рада)
    Напишите, пожалуйста, на и-мейл: olgastrannica{}gmail.com

  • Очепятался – 3-х труб.

  • 2-х метровые они. Сам тоже на них облизываюсь. К ним колена берешь и монтируешь П стойку из 4-х труб и 2-х колен. А используя промежуточный соединитель можно эти 2-м-ки превратить в 4-/6-ти м-ки.. :-)

  • Ну да, за шкаф и прятал)
    Кстати, вот ещё идея посетила: штанга из металлопласта (трубы металлопластиковой) нужной длины – он достаточно жесткий (не должен провисать) и в то же время гибкий: можно свернуть в бухту и запихнуть куда-нибудь. А для крепления можно как-нибудь даже и фитинги попробовать приспособить…

    • Мне вместо металлопласта пришла в голову идея с канализационной трубой, такие серые бывают — это в качестве штуки, на которую рулон наматывать. Только по длине не помню, какие они.

  • Геотекстиль слишком прозрачен – поэтому сзади ещё вешаю белую простыню – в сумме получается белое и не мятое.
    А вешаю на медную сантехническую трубу ( 16мм кажись ), привешанную на стену, канцелярскими зажимами.

  • Sergio Toff says:

    кажется пользую давно туже самую штуку только называлась она укрывной материал агроспан. приходится сворачивать и таскать с собой на фотосесии – мнется не шуточно, к сожалению.

  • Тоже на тему бюджетного фона быстрого развертывания. Рулонная штора из Икеи.

  • Хм.. не знал про спанбонд – спасибо. А по поводу крепления фона – я крепил габардиновый фон 1.5 м шириной следующим образом (очень бюджетно):
    1. В “Ашане” купил рублей за 30 две ручки для швабр – полые из тонкого металла. У них на одном конце (который вставляется в швабру) заглушка, на другом – “ухо”, за которое швабру можно вешать. Я выбрал такие, у которых “ухо” не с круглым отверстием, а с вытянутым
    2. Купил в хозяйственном два небольших Г-образных кронштейна для полок (рублей по 10). Выбирал с таким расчётом, чтобы этот кронштейн по ширине пролезал в “ухо” швабры
    3. Выдернул из ручек для швабр заглушки и соединил две ручки между собой, засунув что-то (уже не помню что у меня там, если честно) подходящее под диаметру и обмотав снаружи изолентой. Получился 2-метровый хлыст.
    5. Закрепил габардин на этот хлыст.
    4. Кронщтейны прикрутил к стене.
    Всё. Хлыст с габардином в рабочем состоянии одевается “ушами” на кронштейны. В нерабочем – сворачивается и либо одевается на те же кронштейны, либо убирается куда-нибудь
    Минус – всё-таки не очень компактно в сложенном виде (2 метра!)
    Плюсы – габардин накручивается на хлыст и не мнётся, не провисает, ну и быстро разворачивается-сворачивается, пара небольших кронштейнов не сильно уродуют интерьер.

    • sava, спасибо за решение со штангой из швабр. А по поводу компактности вы не совсем правы — в свернутом состоянии оно должно довольно легко помещаться за стенкой (шкафом, в смысле). Единственное только, пылиться будет.

      Владимир, трос надо с натяжителем, чтобы не провисал, либо что-то цилиндрическое и длинное на него надеть, на что будет фон наворачиваться. Ту же швабру вот.

    • Анатолий Снежань, Гомель says:

      Вниманию всех. Да, эту версию можно брать за основу. Ну и… творить дальше. Самому. У меня, к примеру, своё видение организации фона. Вот как снимаю дома с 2011 года. Была в подвале дюралевая стремянка (очень хорошая, но не для городской квартиры – длинная, за 220 см). А теперь она служит левой, главной, стойкой, а вторая – новенький, но безработный, кронштейн для плоских ЖК ТВ. В качестве поперечины задействую звенья… старых и новых бамбуковых и углепластиковых удочек. Какие пожёстче, конечно же. Экранов аж три. Спандонд тоже имеется, но он не в зачет. Мощный пылесборник, а он мне не нужен там, где фотокамеры, объективы и под. А ещё – мне проще возится с габардином и тканью типа сатина – бледно-розовая, белая и светло-бежевая простыни от двухспальной кровати. Мнутся ли эти “фоны”? Мнутся (лежат же в шкафу). Но мне не в п. самому проутюжить – это ж для вечного трудяжки (тем более, в армии служившего, учебку сержантскую с отличием прошедшего) не работа, это много легче, чем рубашку отутюжить!
      Так что нет проблем с фоном для портретов, в том числе автопортретов (1-2-3 в год забавляюсь, совковую оптику пробую, но это оччень редко, когда нечем заняться). А вот освещения хорошего не имею. Пишите, делитесь, но только избавьте от многодоллоровых советов!

      • И какие многодолларовые советы в спанбонде? Вы на электричестве утюгом регулярной глажкой больше сожжете.

  • Трос на стене пробовал – чуть, но провисает. Если для ткани нормально, то спанбонд булет немного волнами идти. Вот и пришлось пожертвовать внешним видом комнаты (да и одна рейка под потолком не особо его портит). А еще можно обернуть её обоями или покрасить в цвет стены.

    Стойки – да, в следующий раз здесь, а к выходным на своём блоге как раз опишу, как сделать ворота для фона так же, “за копейки”.
    Пока сумма: рейки, болты, пара подшипников и велосипедные цепь и звёздочка – себестоимость ворот для фона рублей 350….

  • Пекарь, это и есть спанбонд.

    В предыдущем коменте забыл написать, что стойки или трос лучше еще тем, что позади места больше, так что рисунка обоев не видно будет в принципе — главное, чтобы ничего бликующего там не было, вроде стекол.

  • Пекарь says:

    есть еще укрывной материал для огорода. белый, светится. хорош для хай кей…

  • Только идея с креплением фона не очень понравилась. Понятное дело, стоительный степлер — дело святое, но не все степлеры одинаково полезны, а дорогие не все дома имеют. И еще, часто просто нет необходимости держать фон на стене на постоянной основе, лучше придумать решение со съемным. А это либо стойки со штангой для фона (заодно будет куда наматывать, чтобы не мялся), либо два шурупа в стену с петлями на концах (не знаю, как называются), а на них трос на карабинах с возможностью натяжения. На такую штуку, опять же, либо разматывается, либо еще как. Фиксаторы, зажимы продаются в ОБИ рублей по 50-100 за 4 штуки (пластиковые черные, с синими губками) либо рублей по 40 за штуку (металлические обрезиненные красные, нашего производства) — такие у домашнего студийщика должны быть в принципе, да и вообще, мало ли где вам свет крепить придется.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *